32 истории о троне викрамадитьи
Царь Викрамадитья
Удджайин — столица Викрама
«Жизнь Викрамы» (Vikramacarita), или «32 истории царского трона» (Siṁhāsanadvātriṁśika)—самое значительное из тех многочисленных произведений индийской литературы, которые посвящены воспеванию доблестей и подвигов великого царя Викрамы, или Викрамадитьи[1]. О его щедрости, великодушии, мужестве существует бесчисленное множество легенд и преданий. Викрама рисуется в них могучим и справедливым властителем, непобедимым воином, защитником угнетённых и обиженных, благодетелем всех людей. Особенно часто восхваляется его бескорыстное покровительство наукам и искусствам, благодаря чему царствование Викрамы было украшено выдающимися поэтами и учеными. Одна из поэм XIII в. сообщает, что при дворе Викрамы жили «девять жемчужин» древней Индии: врач Дханвантари, лексикографы Кшапанака и Амарасинха, ученые Шанку, Варахамихира, Веталабхатта, поэты Вараручи, Чхатакарпара и великий Калидаса. Если не все, то во всяком случае большинство из этих «девяти жемчужин» — реально существовавшие лица, и их имена до сих пор пользуются в Индии широкой известностью и почётом. Время жизни Викрамы, таким образом, рисуется в наших глазах чем-то очень значительным для Индии, похожим на век Перикла в Афинах или Августа в древнем Риме.
Но кто же такой этот необыкновенный царь Викрама? Историческая ли он личность или индийский вариант короля Артура, с именем которого искусно сплетены и фантастические легенды и кое-какие полудостоверные сказания?
Окончательно решить этот вопрос очень трудно. Дело в том, что, к сожалению, у индийцев древности и средневековья не существовало истории как науки, дух строго исторического повествования был им чужд, и поэтому о многих событиях и личностях прошлого Индии мы можем обычно судить лишь на основании косвенных данных и логических сопоставлений.
В отношении Викрамадитьи фактом, как будто бы подтверждающим его реальность, является существование так называемой «эры Викрама», летосчисление по которой сохранилось в некоторых районах Северной Индии до последнего времени. Эра Викрамы начинается с 57 г. до н. э. Легенды о царе Викраме очень хорошо согласуются с этим фактом и объясняют его. Судя по этим легендам, Викрамадитья действительно жил в I в. до н. э. Он царствовал в области Малава, в древнем городе Удджайини. Главным подвигом его жизни было изгнание из страны завоевателей — саков[2]. При этом легенды прямо указывают, что его победа над саками положила начало новой эре.
Ещё более определённо говорят об основании Викрамой своей эры джайнские хроники, которые сообщают даже её исходную дату: «470 год от нирваны Вардхаманы Махавиры», основоположника и великого пророка джайнизма. Если вспомнить, что Махавира считался современником Гаутамы Будды и жил, следовательно, приблизительно в конце VI в. до н. э., то тем самым джайнские источники подтверждают и факт основания в середине I в. до н. э. новой эры, и — что для нас особенно важно — факт жизни в это время некоего знаменитого царя Викрамы.
Казалось бы, сомнений в реальности Викрамадитьи не должно быть. И действительно, долгое время они не возникали. Однако учёные XIX в. подвергли тщательному критическому анализу все источники и сведения о нём, и перед наукой встала так называемая «загадка Викрамы», которая составляет одну из самых сложных и интересных проблем истории древней Индии[3].
Здесь не место подробно останавливаться на каждой из негативных теорий, выдвинутых Д. Фергюссоном, Р. Г. Бхандаркаром, В. Смитом, Ф. Кильхорном, А. Каннингхэмом, Д. Маршаллом, А. С. Алтекаром и другими учеными. В целом их возражения против того, чтобы считать Викраму исторической личностью, жившей в I в. до н. э., сводятся к следующему:
1) от I в. до н. э. не сохранилось в Индии никаких надписей или монет, которые бы подтверждали реальность царя Викрамы;
2) все легенды о его жизни носят явно фантастический характер; в частности, те девять поэтов и учёных, которые якобы украшали его двор, никак не могли жить в I в. до н. э. и вообще жить в одно и то же время;
3) первое упоминание об «эре Викрама» встречается в надписях лишь начиная с 898 г. н. э.;
ввиду этого или вообще никакой новой эры в I в. до н. э. основано не было, или же она не носила имя Викрамы, и оно было присвоено ей позже в честь какого-либо иного царя, например Чандрагупты II Викрамадитьи, который царствовал в конце IV—начале V в. н. э. и, как и легендарный Викрама. прославился своей победой над саками.
Приведенные выше соображения достаточно серьёзны, однако, на наш взгляд, они не могут окончательно подорвать доверия к традиционным индийским представлениям о Викрамадитье.
Отсутствие эпиграфического материала и монет, восходящих ко времени жизни Викрамы, ещё ни о чем не свидетельствует. Точно так же ничего не сохранилось от многих других выдающихся индийских царей далекого прошлого. У нас нет, например, надписей и монет, относящихся ко времени Чандрагупты и Биндусары из династии Маурья или Пушьямитры, основателя династии Шунга, а между тем историческая реальность этих фигур засвидетельствована не только в индийских, но и в иноземных — в частности, греческих — источниках.
Викрамадитья — главный герой сказки «Индийский покойник»
Легенда о «девяти жемчужинах», хотя сама по себе она явно недостоверна, также отнюдь не опровергает факта существования царя Викрамы. Достаточно указать на то, что о другом герое книги «Жизнь Викрамы» — царе Бходже — в одном из посвящённых ему произведений[4] говорится, что он был современником и патроном поэтов Калидасы, Баны, Дандина, Магхи, Бхавабхути и других. Это сообщение совершенно фантастично, так как все названные поэты жили в разное время и к тому же значительно раньше Бходжи, но оно ни в коей мере, конечно, не может поколебать уверенности в историчности самого Бходжи, царствовавшего в Мальве в XI в. Подобные легенды вполне объяснимы желанием их авторов придать своему герою и его царствованию ещё больше блеска и величия, пусть даже за счёт исторического правдоподобия.
Итак, наиболее веским доводом «против» Викрамы остаётся отсутствие связи между ним и якобы им основанной и тем самым подтверждающей факт его царствования в I в. до н. э. «эрой Викрама».
Действительно, до конца IX в. мы не находим никаких упоминаний об эре под таким названием. Ввиду этого, если не будут обнаружены новые источники, всегда может иметь место предположение, что это название возникло сравнительно поздно, чтобы увековечить память какого-нибудь иного царя, носившего титул Викрамадитья. Однако, хотя такое объяснение вполне допустимо, оно ни в коем случае не может быть единственным и безусловным.
То обстоятельство, что название «Викрама» в связи с новой эрой дошло до нас в надписях столь позднего времени, не является чем-то совершенно исключительным и необычным в индийской истории. Точно так же упоминания о другой эре — «Сака», которая началась в 78 г. н. э., впервые появляются лишь с конца VI в.
Запаздывают свидетельства и о третьей индийской национальной эре — «эре Гупта».
Ещё более важны другие данные. Древнеиндийские источники показывают, что эра, начавшаяся в 57 г. до н. э., отнюдь не фикция: летосчисление по ней велось уже в первых веках. А начиная с V в. она обычно именуется «Малава», и это название нельзя не поставить в связь с царствованием Викрамадитьи, который, как уже говорилось, был, по преданиям, царём области Малава.
Если сопоставить эти соображения с приведёнными выше указаниями джайнских хроник, возражения против того, чтобы считать легендарного Викраму основателем новой индийской эры, не кажутся уже столь убедительными.
И, наконец, последнее. Исторические данные о Викраме, которые подтверждают факт его жизни и царствования в I в. до н. э., не ограничиваются лишь существованием «эры Викрама». В литературных памятниках, относящихся к первым векам нашей эры, мы также находим упоминания о Викраме. Они имеются, например, в «Семистах строфах» поэта Галы (приблизительно II в. н. э.) и, по-видимому, в оригинале «Великого сказа» Гунадхьи[5]. Не случайно, с нашей точки зрения, и то обстоятельство, что многие цари Индии, подобно Чандрагупте II, принимали титул Викрамадитья, так же как римские императоры — титул цезаря. Разве это не говорит об их стремлении считать себя наследниками и подражать какому-то великому царю древности, носившему это имя? И разве не сходятся все свидетельства на том, что этим царём не мог быть кто-либо другой, кроме царя Викрамы, героя легенд и сказаний, героя «32 историй царского трона», или «Жизни Викрамы»?
Читать продолжение
П.А. Гринцер, «Жизнь Викрамы»
Хотите научиться?
Введите адрес электронной почты и подпишитесь на обучающую рассылку!
[1] Викрама (Vikrama) означает «доблесть»; Викрамадитья (Vikramāditya) или ещё одно имя этого же царя — Викрамарка (Vikramārka) — означает «солнце доблести».
[2] Саки, или (в индийском произношении) шаки,— скифские кочевые племена, пришедшие в I в. до н. э. из Средней Азии и на долгое время покорившие северные и часть центральных областей древней Индии.
[3] Различные точки зрения, отражающие современное состояние проблемы, см. в специальном сборнике статей индийских и европейских учёных: «Vikrama-volume», Ujjain, 1948.
[4] «Повесть о Бходже» (Bhojaprabandha) автора на¬чала XVII в. Баллалы из Бенареса.
[5] Оригинал «Великого сказа» («Брихаткатха») до нас не дошёл. Однако сравнительный анализ его позднейших обработок поэтами Кшемендрой и Сомадевой (XI в.) показывает, что он, по всей видимости, включал в себя некоторые истории о Викрамадитье.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Квашеные помидоры с сахаром. Можно сразу на стол, а можно оставить на зиму Очень вкусные помид.
6 рецептов вкусных блюд из заварного теста 1) Булки из заварного теста с кремом 2) Заварные п.
Подкормка для гортензий. Самые необычные методы Подкормка для гортензий. Самые необычные метод.
Кабачковые оладьи без муки Кабачковые оладьи без муки это вкусное блюдо без лишних хл.
Украинские вареники с вишней! Украинские вареники с вишней! Украинские вар.
—Рубрики
—Метки
—Ссылки
—Приложения
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЖИЗНЬ ВИКРАМЫ, или 32 истории царского трона
«Жизнь Викрамы» (Vikramacarita), или «32 истории царского трона» – самое значительное из тех многочисленных произведений индийской литературы, которые посвящены воспеванию доблестей и подвигов великого царя Викрамы. О его щедрости, великодушии, мужестве существует бесчисленное множество легенд и преданий. Викрама рисуется в них могучим и справедливым властителем, непобедимым воином, защитником угнетенных и обиженных, благодетелем всех людей. Особенно часто восхваляется его бескорыстное покровительство наукам и искусствам, благодаря чему царствование Викрамы было украшено выдающимися поэтами и учеными. Время жизни Викрамы рисуется в наших глазах чем-то очень значительным для Индии, похожим на век Перикла в Афинах или Августа в древнем Риме.
В современной Индии нет произведения более популярного, если не считать древнеиндийского эпоса – «Махабхараты» и «Рамаяны». Рассказы статуй царского трона о подвигах Викрамы – непременная часть фольклорного репертуара самых различных индийских племен и народов.
В чем же причины такой популярности этого сборника?
Во-первых, большую роль играет обаяние имени Викрамадитьи, который является воплощением мудрого и справедливого царя, примером гуманизма и великодушия. Во-вторых, слушателей и читателей «Жизни Викрамы» до сих пор привлекает моральный пафос этой книги, в которой они находят целый свод нравственных правил практической жизни. В-третьих, эти дидактические правила выступают не в виде сухого нравоучительного трактата, но в форме легких и развлекательных рассказов, насыщенных фантастикой и приключениями.
Эти рассказы очень часто своими корнями уходят в фольклор и всем своим характером напоминают европейскую сказку. Иногда даже целые сюжеты «Жизни Викрамы» обнаруживают свое родство с западноевропейским и русским фольклором. Однако, несмотря на фольклорное происхождение, которое легко обнаружить во многих случаях, несмотря на ряд общих с европейской сказкой мотивов, в фантастических историях «Жизни Викрамы» есть особая специфика, вообще характерная для индийских повествовательных сборников аналогичного жанра.
П. Гринцер. Предисловие
Пролог
ЖИЗНЬ ВИКРАМЫ
Примечания
История роботов и автоматов. Механические сады Индии
Роботы и автоматические устройства не были чужды индийской культуре: легенды говорят, что еще в III веке до н. э. смертоносные роботы-секьюрити охраняли священные реликвии Будды. Новый всплеск интереса к автоматизации и механическим устройствам возникает на рубеже IX–XII веков н. э. во многом благодаря тому, что после массированного наступления исламских армий на Запад и завоевания огромной территории, принадлежавшей Византийской империи, захватчики проявляют значительный интерес к культурным и историческим артефактам прошлых времен, которые попали к ним в руки. Арабские лингвисты переводят Аристотеля и другие древнегреческие трактаты, в том числе посвященные механике. Затем в результате культурного и торгового обмена крупицы знаний, часто в легендарном виде, проникают на Восток, в Индию и Южную Азию.
В XI веке в Северной Индии жил да был Бходжа Парамара, магараджа небольшого государства Малвы. Бходжа обожал поэзию, покровительствовал наукам и ремеслам, да и сам не был лишен определенных дарований. Говорят, что он собственноручно написал, помимо прочих восьмидесяти трактатов, еще и сборник сказок, называемый «Шрингараманджарикатха, или Истории для Шри Нгараманджари», который начинается с описания самого Бходжи, сидящего на троне в своем дворцовом саду в окружении близких друзей и родственников. Придворные настойчиво просят его рассказать им историю, но не одну из известных традиционных сказок, а новую и необычную. Магараджа, взглянув на свою любимую куртизанку Шри Нгараманджари («букет любви»), говорит, что все истории происходили недавно и в этом самом городе. Вообще, сама стилистика произведения напоминает бессмертный «Декамерон» Джованни Боккаччо, который, конечно же, будет создан гораздо позже.
Магараджа начинает с описания блестящего и прекрасного города Дхары и его величественных особняков и дворцов, затем переходит к природе и рассказывает об озерах и садах и, в частности, об удивительном доме, расположенном в центре сада магараджи, того самого места, где, как выясняется, он сидит в окружении внимающих ему друзей. Закончив описание дома, Бходжа внезапно прекращает свою речь и поворачивается к странному манекену, приказывая ему говорить. К изумлению придворных, кукла действительно начинает свой рассказ, подробно описывая магараджу и его добродетели. После завершения похвалы кукла останавливается, и Бходжа возобновляет свое повествование.
Можно решить, что говорящая кукла использована в истории в качестве причудливого или необычного литературного приема. Но есть и еще кое-что: говорящая кукла обозначается санскритским термином «янтрапутрака», буквально «механическая кукла», и вся сцена разыгрывается не в обычном саду, а в саду, полном механических чудес, который на санскрите называется «янтрадхарагриха». Описание Бходжей своего механического сада занимает бо́льшую часть сюжетного повествования и заслуживает более пристального рассмотрения. По-видимому, это было сооружение, наполненное всякими изобретениями, главной достопримечательностью которого служили чудесные водяные струи фонтанов. Поэт описывает обнесенное стеной строение с дверями и колоннами, крышей, центральным двором и прудом, большая часть которого укрыта от солнца. Внутри сада находится обширная система фонтанов, ручьев и множество необычных объектов. Стены, пол, колонны и сиденья инкрустированы драгоценными каменьями. Атмосфера, охлаждаемая водяными каплями под тенью крыш и освещенная множеством усыпанных драгоценными камнями поверхностей, очерчивает пространство, как бы купающееся в лунном свете.
Прекрасную атмосферу сада дополняли предметы, которые поэт с удовольствием описывает, — огромное множество рукотворных созданий. К ним относились не только искусственные деревья и лотосы, но и механические утки, обезьяны, рыбы, цапли, крокодилы, черепахи, а главное — что выглядело особенно зрелищно, — женщины-служанки в самых разных позах. Большинство этих автоматов были покрыты драгоценными камнями и металлами. И каждый автомат выполнял какую-то работу: механические черепахи и крокодилы, полностью погруженные в воду, выходили из своих укрытий и возвращались в них спустя какое-то время. Механические утки и журавли добывали в воде свою пищу. Пара механических черных пчел жужжала в бутоне открытой водяной лилии. Стая механических обезьян взбиралась на искусственные деревья. Несколько женских фигур играли на лютнях и барабанах, в то время как другие купались. Машины двигались, издавали звуки, а главное, брызгали водой — обезьяны из своей пасти, а служанки — из грудей и ногтей. Таким образом, говорящая кукла была лишь самым заурядным аппаратом из всего сборища диковин.
Вообще, не удивительно, что именно у Бходжи был столь прекрасный сад, ибо ему приписывается еще один интересный трактат под названием «Самарангана-сутрадхара», посвященный архитектуре. В нем подробно говорится о строительстве зданий, фортов, храмов, идолов божеств и механических устройств (янтр), включая летательный аппарат, или планер. Машины, или янтры, были известны в Индии с древних времен. Трактаты о политике и военном искусстве описывали использование различных типов янтр в бою. Многие янтры были связаны с садами, придавая еще большее значение саду как месту для отдыха и творчества, при этом потоки воды служили одним из главных источников энергии для механических устройств. В садах янтры чаще всего использовались для украшения фонтанов среди причудливых движений водяных струй, которые сами по себе считались механическими устройствами, о чем свидетельствуют их названия. Ряд историй о таких артефактах, по-видимому, сохранился в буддийских преданиях, особенно в версиях, сохранившихся в Центральной Азии, Тибете и Китае. Одно из преданий мы приводили, когда говорили об ожившей статуи Пигмалиона и о споре мастера-инженера и талантливого художника. Упоминания о магически или иллюзорно одушевленных существах распространены во многих мировых литературах и, без сомнения, предшествуют более поздним автоматам, которые понимаются как полностью или фундаментально механические по своей природе. В индийском контексте также иногда наблюдается размытие границ между магическими и механическими созданиями, особенно к началу первого тысячелетия нашей эры.
Статуя Бходжи Парамара в Бхопале, Индия. «Википедия»
С Бходжей связан интересный сборник индийских народных сказок под названием «Сингхасан Баттиси», которое буквально означает «тридцать две (сказки) о престоле». Согласно книге, Бходжа находит трон легендарного древнего царя Викрамадитьи. На троне 32 статуи, которые на самом деле являются апсарами (божествами женского пола, вечно юными и прекрасными), превращенными в камень из-за проклятия. Каждая из апсар рассказывает Бходже историю о жизни и приключениях Викрамадитьи, чтобы убедить его, что он не заслуживает престола Викрамадитьи. Трон легендарного царя, на котором находятся живые, подвижные, да еще и говорящие статуи, — это явная переработка сказаний и отсылка к реально существовавшему трону Византийского императора (см. Трон Соломона).
Еще одно упоминание об ансамбле автоматов, как замечает исследователь средневековых индийских автоматов Дауд Али, встречается в сложном, состоящем из поэтических и прозаических фрагментов романе, известном под названием «Яшастилакачампу» и составленном ученым Сомадева Сури в 959 году. Один из главных персонажей этой истории, описывая собственный дворец, рассказывает о чудесном «механическом саде», которым пользовались придворные в летнюю жару. В саду произрастало множество редких и искусственных растений, имелись и механические устройства: искусственные облака, которые поливали окружающие растения; искусственные стебли лотоса, сделанные из лунного камня и испускавшие потоки воды через маленькие отверстия; искусственные змеи и обезьяны, которые ритмично выплевывали воду из своих ртов. И самое впечатляющее, опять же: механические женщины, которые распыляли прохладную воду с ароматом сандалового дерева из своих ногтей, сосков, век, сережек, поясов или пупков, когда их касались в разных местах, — как сказочные дозаторы мыла или современные увлажнители воздуха.
Каким образом все эти чудеса работали? Смутные ответы можно обнаружить в трактате «Самарангана-сутрадхара» самого Бходжи. В главе о машинах автор представляет набор разнообразных таксономий для классификации и анализа различных типов машин, разбивая их на конкретные комбинации четырех составляющих элементов, которые он именует «биджа». Все машины, согласно Бходже, состояли из различных комбинаций этих элементов и их свойств и могли быть классифицированы на основе преобладания того или иного элемента биджи в действии и составе — в зависимости от того, работали ли они под влиянием силы тяжести (как у мобильного театра Герона Александрийского), действия тепла, сжатого воздуха или текущей воды. Казалось бы, теория биджа выглядит скорее аналитической, чем продуктивной, и целью Бходжи было не столько объяснение механики янтры, сколько описание и анализ ее составных элементов. Употребление термина «биджа» в значении «внутренняя сущность», или «сила», в соответствии с его тантрическим употреблением, по-видимому, указывает на сложное понимание врожденных сил, содержащихся в элементах, составляющих физическую вселенную, без концентрации на методах использования этих сил, заставляющих двигаться механизмы.
Бходжа описывает великое множество машин, включая различные автоматы, различные типы механических садов и летательные аппараты. Присутствует, например, описание лампы, в которую через определенные промежутки времени механическая фигура наливает масло. Дополнительная особенность этого автомата заключается в том, что фигура двигается в определенном музыкальном ритме. Или механический слон, который пьет огромное количество воды через сифон в хоботе. В особую категорию включены специфические аксессуары для спальни — деревянные птицы с воздушными отверстиями и внутренними приспособлениями из меди, которые висят над кроватью и при движении издают приятные звуки, чтобы успокоить отдыхающего человека. Существует целая категория мужских и женских автоматов, используемых для самых разных целей, в том числе вооруженные автоматы, выполняющие функции охранников. Есть говорящие и танцующие птицы, танцующие лошади, обезьяны и слоны.
Конечно, остается открытым вопрос о том, были ли какие-либо машины, упомянутые в трактате, действительно созданы при дворах средневековых индийских царей. Текст в основном связан с описанием и классификацией машин и предоставляет технические знания лишь спорадически. Хотя там и говорится о конкретных технологиях, таких как медные трубопроводы и элементарная гидравлика, подробных и систематических инструкций относительно того, как построить какую-либо из описанных машин, не дается. Как и многие другие шастры, трактат предполагает у читающего наличие внетекстуального знания, которым обладает ремесленник, техник или механик. Большинство технических руководств по изготовлению машин предполагали некоторое количество базовых знаний и часто скрывали ключевую информацию в виде коммерческой тайны. Бходжа прямо признает это, подчеркивая, что молчание о точных методах построения янтр вызвано не каким-либо невежеством в этом вопросе, а скорее сохранением секретности. Мудрецы должны были понять процедуру создания машин из учения Бходжи, используя собственный интеллект.
Разновидности чудес, производимых автоматами, имели и социальное применение. По словам Бходжи, машины даровали славу и заслуги царскому двору, в качестве чудесных и дивных сокровищ они укрепляли его репутацию среди знатных людей. При этом зрелища могли вызывать весьма смешанные чувства или даже непредсказуемые физиологические реакции: ужас, обморок, отвращение, тошноту. По этой причине они могли играть важную роль в искусстве убеждения и обольщения. Арабские и византийские источники приводят яркие иллюстрации того, какой трепет и благоговение могли внушить автоматы и другие машины послам, посетившим царский дворец. В «Камасутре» упоминаются механические птицы и игрушечные олени в числе тех необычных и очаровательных предметов, с помощью которых можно заманивать чужую жену в покои царского дома с целью ее последующего соблазнения.
Александр Речкин
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.