310 лет со дня рождения михаила васильевича ломоносова 1711 1765 русского ученого поэта
Библиотечно-информационный центр имени М. В. Ломоносова
МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС
«Михаил Ломоносов – Великий сын России»
Posted By: Евгения 19.11.2020
19 ноября день рождения выдающегося русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов – гений, опередивший свое время на века. Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. С него начиналась русская наука и литература.
19 ноября Библиотечно — информационный центр имени М. В. Ломоносова подготовил для своих пользователей час истории «Михаил Ломоносов – Великий сын России».
Заведующий БИЦ имени М.В. Ломоносова Эсаулова Е.Ю. подготовила презентацию о человеке, чье имя гордо носит наша библиотека:
Вторая часть часа истории посвящена отношению Михаила Васильевича к книгам и библиотеке.
Многое для улучшения положения библиотеки сделал Михаил Васильевич Ломоносов. Страстный поборник развития отечественной науки, он выступал против реакционеров и невежд, тормозивших подготовку национальных научных кадров. Он проявил большую заинтересованность в улучшении работы библиотеки.
Ломоносов настоял на проведении в 1761 г. Ревизии библиотеки, которая должна была показать, в каком порядке библиотека, «нет ли недостатку в нужных книгах», почему не издан «для пользы ученым и любящим науки» новый библиотечный каталог. Проверку фонда по различным отделам он предлагал поручить ведущим специалистам той или иной отрасли знания.
Заботился Ломоносов и о сохранности книг и рукописей библиотеки. Он писал президенту Академии, что государственные библиотеки для всех любителей наук открываются, но «с надлежащею и законную предосторожностью», что библиотекари «строго должны смотреть, а особливо беречь рукописные, в свет еще неизданные книги».
Несмотря на то, что некоторые предложения Ломоносова остались не осуществленными, его деятельность, направленная на улучшение положения библиотеки, способствовала зарождению и развитию прогрессивных тенденций в библиотечном деле России.
Час интересной информации «Ломоносов и библиотеки» подробно познакомит Вас с данной темой:
Далее час истории продолжит познавательный урок для детей «Чьим именем гордимся», посвященный жизни и творчеству великого ученого.
Многими славными именами по праву гордится наше Отечество, но имя Михаила Васильевича Ломоносова стоит особняком. Ломоносов — это целая эпоха в жизни российской науки, литературы, образования, наконец в судьбе самой России. В 18 веке не было почти ни одной области науки, техники и культуры, где бы он не сделал своего открытия, не внёс бы свой вклад.
Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).
В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году было присвоено имя Ломоносова. Его открытия обогатили многие отрасли знания. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Он был крупнейшим поэтом 18 века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Он возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор трудов по истории России.
Ломоносов, Михаил Васильевич — биография
В 2021 году исполнится 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова — первого ученого-энциклопедиста в России. Трудно, практически невозможно назвать область научного знания России XVIII столетия, какой бы он не заинтересовался, в какой не оставил бы своего «следа» как ученый. Ломоносов, был многогранно одаренной и постоянно всесторонне развивающейся личностью. Он уделял внимание не только химии, физике, астрономии, геологии, минералогии и металлургии — отрасли гуманитарного знания также оказались для него интересны и значимы. История и риторика, филология и поэзия не остались без его внимания.
За 30 лет в науке (с 19 до 53 лет, возраст его смерти) Ломоносов успел столько же, сколько целый штат ученых. Пушкин недаром назвал его «первым нашим университетом»: он интересовался всеми науками. В каждой из них он искал практическую пользу для государства, всеми силами способствуя научно-техническому прогрессу.
Ранняя жизнь и семья
Дата рождения Михаила Ломоносова — 08 (19).11.1711. Место рождения — деревня Мишанинская, Куростровская волость, Двинский уезд, Архангелогородская губерния. Версия о происхождении «из семьи поморов» — исторический миф, Ломоносов был сыном черносошного крестьянина, правда, зажиточного. Ему повезло с происхождением лишь в том смысле, что в Архангелогородской губернии практически отсутствовало крепостное право.
Грамоте юный Ломоносов обучался у местного дьячка. Будущий ученый-универсал начался с трех книг: «Арифметики» Л. Магницкого, славянской «Грамматики» М. Смотрицкого и рифмованной «Псалтири» С. Полоцкого. Успехи в учении и жажда знаний отдалили юношу от семьи и настроили против него мачеху, третью жену отца. Это можно объяснить тем, что для крестьянской жизни науки, изученной им, было более чем достаточно, но для его неспокойного ума это были жалкие крохи знаний. Любопытные сведения сообщает Б. М. Меншуткин: в 1723 году некий архиепископ Варнава открыл при архиерейском доме в Холмогорах славяно-латинскую школу (2) — но путь в нее Михаилу был заказан: «положенных в подушный оклад» крестьян в нее не принимали.
Впечатляют ухищрения, на какие шел молодой Ломоносов ради образования:
Обучение в Москве и Киеве
Славяно-греко-латинская академия с 1731 по 1735 гг. и Киево-Могилянская академия, где Ломоносов поучился в 1734, дали ему хорошую гуманитарную базу — он в совершенстве изучил латынь, прочитал множество как богословских, так и светских трудов, изучил различные жанры древнерусской литературы. Но эти учебные заведения не могли удовлетворить его страсть к точным и естественным наукам.
Обучение в Петербурге и Германии
В 1736 Ломоносову чрезвычайно везет: он входит в число 12 наиболее перспективных учащихся Славяно-греко-латинской академии, посланных в Петербург на обучение при Академии наук. Уже из Петербурга, в сентябре того же года, он попадает в Германию, в Марбург, где ему надлежит изучать химию, физику, горное дело, естественную историю, механику, гидравлику, гидротехнику у Христиана Вольфа. В 1739 русские студенты переведены во Фрайберг, где их обучение продолжает горный советник Генкель.
Любопытно, что прикладная немецкая наука не отвлекает Ломоносова от занятий русской словесностью: он размышляет о законах «российского стихотворства» и пишет работу о стихосложении и сочиняет свою великолепную «Оду на взятие Хотина», посвященную доблести сражавшихся в Турции русских войск. Историк литературы и критик С.П. Шевырев оценил это произведение чрезвычайно высоко: он охарактеризовал все, существовавшее в русской поэзии до нее так: «нескладица и нестрой».
Достаточно комичный факт: во время пребывания в Германии Ломоносов приглянулся вербовщикам прусской армии — это был последний год правления короля Фридриха Вильгельма I, любившего набирать полки из рослых призывников. Их называли «потсдамскими великанами», «рослыми парнями». Когда своих не хватало, охотно вербовались иностранцы. Иногда как Ломоносов — против своей воли. Однако это дает представление о его росте и сложении!
Возвращение в Россию
В 1741 Ломоносов получает приказ из Академии, предписывающий ему вернуться в Петербург. Следующий год можно считать началом его блестящей, но весьма тернистой академической карьеры. В 1742 он получает должность адъюнкта по физике в Академии. А буквально через 3 года становится профессором своей любимой науки — химии.
Смерть
М.В. Ломоносов скончался 04.04.1765 в Петербурге. Место его упокоения — Лазаревское кладбище на территории в Александро-Невской лавре. Надгробие в виде стелы из ценного каррарского мрамора установил канцлер М.И. Воронцов. На стеле — латинская и русская эпитафии и рельефная аллегория, символизирующая славнейшие (присутствует лавровый венок) заслуги Ломоносова перед отечественными науками и искусствами.
Научная деятельность
Путь к академическому успеху и высоким должностям у Ломоносова был непростым: случались и острые (вплоть до «скверных слов» и обещания «поправить зубы» — горячо защищая любимое дело, Михаил Васильевич забывал о «политесе» и шокировал окружающих ухватками крестьянского сына) конфликты с коллегами, и немилость начальствующих, и приписывание его открытий и изобретений другим, и простое непонимание и, как сказали бы сегодня, «игнор» его начинаний (прошение о создании химической лаборатории он подавал трижды, в 1742,1743, 1745 гг. — и лишь в 1746 дело сдвинулось с мертвой точки, а на постройку лаборатории ушло еще 2 года).
Физика
В годы перед постройкой химической лаборатории он выполнил целый ряд значительных работ по физике, не оцененных современниками. В работах «О нечувствительных физических частичках, составляющих тела природы» и «О причинах теплоты и холода» он опровергал теорию «тепловой материи». Теплоту он объяснял движением частиц, составляющих физическое тело: чем быстрее происходит их вращение, тем выше температура данного тела. В еще одной работе, «Попытке теории упругой силы воздуха», он разрабатывает теорию об изменении агрегатного состояния газов и их упругости.
Астрономия
26 мая 1761 году Ломоносов наблюдал астрономическое явление — прохождение Венеры между Солнцем и Землей. Диск Венеры со световым ободком подсказал ему идею о наличии у этой планеты атмосферы, способствующей рассеиванию солнечных лучей. Также им разработана собственная версия астрономического телескопа.
Химия и геология
Важнейшей идеей Ломоносова, родившейся из изучения химии, была мысль о единстве теории и практики:
Все его достижения и прозрения в химической науке — следствие этой мысли и этого образа действий (соединения теории с практикой):
Химическую лабораторию Ломоносов спроектировал самостоятельно, в подробностях, буквально любовно описывал ее обустройство. В ней он провел более 4000 опытов, помогших ему в, в том числе, сформулировать «всеобщий естественный закон» о принципах сохранения материи и движении. Эти размышления приводятся в опубликованной в 1760 году работе («Рассуждения о твердости и жидкости тел»).
Ряд работ он посвятил геологии, минералогии и горному делу. В самой значительной из них, «О слоях земных» (1963) он выдвигает теорию об эволюции в природе и доказывает существование материка на Южном полюсе.
Ломоносов считается одним из первых авторов, создававших русскоязычные пособия по горному делу (речь о его работе «Первые основания металлургии и рудных дел»).
География
Расширение и углубление географических знаний было требованием времени — без них невозможно развитие торговли.
В 1758 год Ломоносов стал главой Географического департамента Академии. Он стремился составить новый географический атлас страны, но главным его достижением в этой науке стала идея освоения Северного морского пути. Он даже инициировал организацию экспедиции под началом капитан-командора В.Я. Чичагова. Верный своему кредо (теория+практика) Ломоносов занимался подготовкой экспедиции: обучением штурманов, противоледовым усилением судов, созданием навигационных приборов для морских путешествий. Но две арктические экспедиции Чичагова (1765, 1766) провалились в прямом смысле с треском: деревянные парусники физически не могли противостоять льдам. Первым, кто пройдет по Севморпути, станет ледокол «Сибиряков» (экспедиция О.Ю. Шмидта в 1932).
Поэзия и история
Ломоносов, начавший слагать стихи еще в период обучения в Славяно-греко-латинской академии, вероятно, сам не ожидал, к чему это приведет — кто в юности не сочиняет стихов? Но именно произведения Ломоносова привели к образованию и последующему развитию русской письменной речи и революции в поэзии. Именно Ломоносову мы обязаны грамматическим строем и лексическим составом нашего языка. До того и речь, и поэзия откровенно не успевали за временем, были неуклюжи и тяжеловесны (немало поспособствовали этому немецкоговорящие российские монархи и их придворные, преподавание на церковнославянском, господство в науке латыни).
Обновление русского письменного слова было подлинной необходимостью, и литераторы старшего поколения ощущали это. А русскую поэзию, тонувшую в силлабике, как топор в воде, мог спасти только «мерный», тонический стих. Но Кантемир писать такое и не пытался, а Тредиаковский старался, но малоуспешно:
Старательному и небесталанному литератору чего-то не хватило — может быть, как сказали бы сегодня, «драйва», тонический стих рождался у него с превеликим скрипом и не шел ни в какое сравнение с бодрым и звонким стихом молодого соперника.
Знаток русских летописей и европейских источников, Ломоносов широко применял свои знания и в работах по истории. Но главный его труд — «Древнюю российскую историю» о происхождении славян и становлении Киевской Руси — издали только после его смерти. Существовала краткая версия этого труда — Ломоносов назвал ее «Кратким российским летописцем с родословием». Она охватывала период истории России с 862 по 1725 гг., была талантливо составленным сводом важнейших фактов, неоднократно переиздавалась и еще при жизни автора была переведена на немецкий, а после смерти — и на английский.
Ломоносов правил рукопись Вольтера о русской истории в правление Петра Великого. IV и V главы этого произведения практически дословно воспроизводят ломоносовское сочинение о стрелецких бунтах и правлении Софьи — кстати, Вольтер этого факта совершенно не скрывал и даже указал его в примечаниях к своему труду.
Наследие
Полное собрание сочинений М.В. Ломоносова, подготовленное АН СССР под руководством и редакцией академика С.И. Вавилова и изданное в 1949-1950 гг., включает в себя 10 томов (11-й — это различные справочные материалы). В Полное собрание вошли труды по:
В 9 и 10 тома вошли письма и служебная документация, представляющие огромный интерес для историков как письменные свидетельства о состоянии научной мысли, культурной и общественной жизни того времени.
Но главное наследие Михаила Васильевича Ломоносова, безусловно оказавшее огромное влияние на Россию в целом, не превратилось в печатные строки и не осталось в области идей. Оно вполне вещественно. Оно стоит в Москве, на Ленинских горах, в виде нескольких белоснежных зданий. На четырех башнях главного здания — часы, барометр и термометр.
Список источников:
Ох, и сложный язык был при Ломоносове, когда читаешь как его комментировали соотечественники, язык сломать можно. Сейчас русский язык намного мягче и плавней, не обошлось естественно тут без нашего Ломоносова. Россия была полна великих умов. Сейчас тоже хватает, да вот только все уезжают. Хотя Ломоносов вон тоже учился в Германии, но вернулся ведь на родную землю, работал на благо родного народа. В нынешних реалиях возвращаться никак не выгодно, увы.
Вы батенька заблуждаетесь, что во времена Ломоносова, что и в наши, были и будут люди у которых будет не непреодолимое желание работать для развития своей родины.
Продвижении науки и в нынешнее время очень тормозит бюрократия, как и во время Ломоносова, что ему потребовались годы на постройку лаборатории, так и сейчас никто не особо стремится выделять финансирования, даже если у тебя идея крутая, но она идёт наперекор другим технологиям, пусть даже и улучшает их и в долгосроке принесёт только профит, никто не будет этим заниматься.