29 апреля международный день танца
Танцуй, мир: как и зачем отмечают День танца
29 апреля во всем мире отмечается Международный день танца. Об истории и традициях удивительного праздника рассказывает ФАН.
Истоки праздника
День, посвященный зрелищному виду искусства, учредили в 1982 году по инициативе Международного совета танца ЮНЕСКО. Дату предложил советский педагог и хореограф Петр Гусев, напомнив мировой общественности, что 29 апреля 1727 года родился французский балетмейстер Жан-Жорж Новерр, вошедший в историю как отец современного балета.
Новерр был учеником балетмейстера Луи Дюпре, выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. Француз первым начал ставить самостоятельные танцевальные спектакли, которые до этого были лишь частью оперного представления. Им были разработаны принципы героического балета и балета-трагедии, а в 1759 году свет увидел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новерр изложил принципы балета-пьесы. Собственно, он являл собой синтез танца, пантомимы, музыки и художественного оформления.
За годы работы реформатор поставил больше 80 балетных спектаклей, попутно уделяя внимание развитию теории танцевального искусства. Новерр начал важную работу по созданию балетного словаря, но, к сожалению, закончить и издать его он не успел.
Традиции
По замыслу учредителей, праздник должен объединять все направления танцевального искусства и чествовать мастерство его страстных последователей. Танец — поистине универсальный язык, понятный людям разных культур и национальностей. Поэтому День танца — весомый повод забыть о всех границах и пообщаться друг с другом посредством творчества.
Конечно, как профессиональный праздник этот день отмечают коллективы театров оперы и балета, танцевальные труппы, ансамбли бальных и народных танцев, самодеятельные и профессиональные артисты. Хореографические премьеры и концерты, танцевальные флешмобы и тематические вечера, дни открытых дверей в танцевальных школах — все это имеет место.
При этом существуют и более официальные мероприятия, такие как ежегодное обращение к общественности выдающегося деятеля из мира хореографии. Первым с поздравительным посланием в 1982 году выступил артист балета Хенрик Нойбауэр. В числе прочих были такие звезды хореографии, как Юрий Григорович, Майя Плисецкая, Кадзуо Оно, Уильям Форсайт, Кэтрин Данэм и другие.
В России в Международный день танца также принято вручать единственную профессиональную балетную премию «Душа танца». Награда была учреждена в 1994 году журналом «Балет» совместно с Министерством культуры Российской Федерации. Этим призом профессиональное сообщество отмечает ярких мастеров за весомые достижения в развитии отечественного хореографического искусства.
Международный День танца
29 апреля – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА
Праздник был учрежден в 1982 году по инициативе Международного совета танца (International Dance Council, CID) ЮНЕСКО. Дату предложил педагог и хореограф Пётр Гусев. Она выбрана не случайно – 29 апреля родился Жан-Жорж Новерр, французский балетмейстер, хореограф и теоретик балета, реформатор, вошедший в историю как «отец современного балета». Он являлся учеником балетмейстера Л.Дюпре, выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне.
Танец – универсальный язык, объединяющий людей разных культур и национальностей, и Международный день танца – повод уделить внимание этому виду искусства. Он посвящён всем стилям и направлениям, от балета до хип-хопа.
Конечно же, празднование связано с различными танцевальными мероприятиями: актёры ставят спектакли, в том числе, уличные, театры и школы проводят дни открытых дверей, люди устраивают массовые танцевальные флэшмобы и вечера танца разных стилей.
Существуют и традиционные официальные мероприятия, такие как ежегодное обращение выдающегося деятеля мира хореографии. Цель такого выступления – обратить внимание на способность танца объединять людей, его красоту, а также поздравление коллег.
Первым с таким посланием выступил в 1982 году артист балета Хенрик Нойбауэр.
Международный день танца – время для вручения наград и премий. В России в этот день вручают единственную профессиональную балетную премию «Душа танца». Она была учреждена в 1994 году журналом «Балет» совместно с Министерством культуры Российской Федерации.
С 1991 года проводится также «Бенуа танца», ежегодный балетный фестиваль, основанный Международной ассоциацией деятелей хореографии. Первая церемония награждения и гала-концерт состоялись в 1992 году на сцене Большого театра в Москве.
Существует большое количество направлений и стилей. Культура различных народов нашла отражение в фольклорных танцах. К XIV веку восходит история бальных танцев.
В особую категорию можно выделить спортивные бальные танцы, которые находятся на грани танцевального искусства и спорта.
Социальными танцами, напротив, занимаются не для соревнований, а для досуга и обмена положительными эмоциями.
Вне танцевальных студий, на улицах и вечеринках, появились уличные танцы, такие, как брейк-данс.
Отдельно стоит выделить балет, сценический танец-представление.
В начале XX века зародился танец модерн, который отвергал традиционные балетные формы. Яркой представительницей этого направления была Айседора Дункан.
Ой, скорей сюда беги!
Видишь, пляшут сапоги:
На носок, на пятку,
А потом вприсядку!
Прибежали лапти стары
И давай скакать на пару:
Прыг-скок, да не раз!
Развесёлый перепляс!
Лапоточки маленьки
Кружат у заваленки,
А в тени под тополем
Башмаки затопали!
Долго валенки кряхтели,
Да и то не усидели
И по пыли, пыли, пыли
Пяткой били, били, били!
Балалайка трень-брень!
Колокольцы звень-звень!
Визг и хохот у села:
Вся округа в пляс пошла!
Признаюсь, и я пребывала в сомненье,
Пока не прочла на углу объявленье:
«Пусть вы неуклюжи, полнЫ, кривоноги,
Не будьте к себе неоправданно строги!
До срока в любом из нас дремлют таланты,
Спешите ко мне в школу танца «Пуанты».
К успеху любого из вас приведу!
И подпись: «Сестрица Коровы на льду»
Висит объявленье неделю. другую,
А в школе «Пуанты». ещё не танцуют.
*Маска, маска, я вас знаю*-
Как же Таю не узнать?-
Всех красивей в зале Тая!
Я пол вечера мечтаю
С ней хоть раз потанцевать.
Но, стою. «ворон считаю»,
Бал закончится вот-вот.
СтОит мне взглянуть на Таю-
Ноги к полу прирастают,
По спине холодный пот.
А минуты, между тем,
Незаметно тают. тают.
Белый танец объявляют!-
В чудо верить я боюсь.
Неужели рядом Тая?-
Руку девочки сжимая,
Я не чуя ног, кружусь!
Мама сумку собирает-
У меня сердечко тает.
Наконец настал тот час-
Нам пора в балетный класс!
-К танцам склонности у Нины,
Быть ей прима-балериной!-
Так решила вся семья,
До чего же рада я!
Начинается урок
Надо оттянуть носок.
Это вроде бы пустяк,
А не тянется никак!
Мячик улетел, как галка!
А скакалка, вот нахалка,
Ноги мне запутала-
Все движенья спутала!
А растяжка, а шпагат?!
Ой, как косточки болят.
Я уже не чую ног-
Пропущу один урок.
Лучше с Таней погуляю
Может мама не узнает.
Ну, подумаешь, урок?-
Надо ж отдохнуть чуток!
В облаках пока витала
Попросили нас из зала.
Тут и мама подошла
Очень нежно обняла!
Нет, решила, научусь,
Ни за что не отступлюсь!
Ведь не зря же тётя Мила
Маме как-то говорила:
«Если долго мучиться-
Что-нибудь получится!»
Где растёт белокопытник
И кузнечики стрекочут,
Ко-всему ж ты любопытный,
И торопишься не очень,
Приходи, к нам спозаранку,
И увидишь непременно
живописную полянку,
Там лопух большой – арена!
Знатный мастер, кружевную,
Сплёл искусно паутинку.
Где найдёшь ещё такую
Очень летнюю картинку?
День танца (29 апреля) — история праздника и традиции
Танец – одно из древнейших искусств. Он помогал выражать эмоции, являлся частью обрядов, им отмечали все значимые события. Свои танцевальные традиции были у каждого народа. Ритуальные танцы сменились народными и салонными, а затем возникла основа балета – классический танец.
История праздника
Международный день танца (англ. International Dance Day) — праздник, посвящённый всем стилям танца, отмечается 29 апреля. Инициирован в 1982 году Международным советом танца (англ. CID, International Dance Council) ЮНЕСКО.
Дата была предложена педагогом и хореографом Петром Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре (1727—1810), вошедшем в историю как «отец современного балета».
Новерр первым пришёл к мысли о создании отдельного, независимого от оперы (в состав которой балет входил лишь в виде танцевального фрагмента) балетного спектакля. Свои идеи о балете как о законченном представлении с действием, основанном на драматическом развитии, он воплощал в собственных новаторских постановках. Новерр первым начал ставить цельные танцевальные спектакли, имеющие законченный сюжет и разыгрываемые персонажами, наделёнными характерами. Разработав принципы героического балета и балета-трагедии, он написал ряд основополагающих теоретических разработок по постановке балетных представлений. В своём труде «Письма о танце и балетах» («фр. Lettres sur la danse et les ballets», 1759), Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства, её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.
Традиции праздника
Танец – универсальный язык, объединяющий людей разных культур и национальностей, и Международный день танца – повод уделить внимание этому виду искусства. Он посвящен всем стилям и направлениям, от балета до хип-хопа.
Конечно же празднование связано с различными танцевальными мероприятиями: актеры ставят спектакли, в том числе уличные, театры и школы проводят дни открытых дверей, люди устраивают массовые танцевальные флэшмобы и вечера танца разных стилей.
Существуют и традиционные официальные мероприятия, такие как ежегодное обращение выдающегося деятеля мира хореографии. Цель такого выступления – обратить внимание на способность танца объединять людей, его красоту, а также поздравление коллег.
Первым с таким посланием выступил в 1982 году артист балета Хенрик Нойбауэр.
В числе прочих были хореографы Юрий Григорович, Роберт Джоффри, Ханс ван Манен, Мэги Марэн, Морис Бежар, Иржи Килиан, Матс Эк, Стефан Пейдж, Саша Вальц, танцовщик Кадзуо Оно (один из основателей танца буто), танцовщики и хореографы Мерс Каннингем, Уильям Форсайт (создатель техники импровизации), Глэдис Агульяс, Акрам Хан, Хулио Бокка, Анна Тереза де Кеерсмакер, Лин Хвай-мин, танцовщица Кэтрин Данэм, балерины Майя Плисецкая, Алисия Алонсо, Мияко Ёсида (Йошида), Ульяна Лопаткина.
Международный день танца – время для вручения наград и премий. В России в этот день вручают единственную профессиональную балетную премию «Душа танца». Она была учреждена в 1994 году журналом «Балет» совместно с Министерством культуры Российской Федерации.
С 1991 года проводится также «Бенуа танца», ежегодный балетный фестиваль, основанный Международной ассоциацией деятелей хореографии. Первая церемония награждения и гала-концерт состоялись в 1992 году на сцене Большого театра в Москве.
Фильмы о танцах
Если вы хотите зарядиться танцевальным настроением, воспользуйтесь фильмами из нашей подборки.
Тосты на Международный день танца
«Поздравляю с Международным днем танцев! Желаю потрясающего чувства ритма, невероятной пластики, выносливости, энтузиазма и веры в свои возможности. Крепкого здоровья, открытия себя в новых направлениях, чарующей хореографии и бурных аплодисментов. Пусть ваш талант будет ярко сверкать на международной арене»!
«Всех, кто не может оставаться на месте, когда слышит музыку, поздравляем с Международным днем танца! Танец — это зашифрованный язык движений, это скорость и вихри эмоций. Танец — это больше, чем слова. Танцуйте, раскрывайтесь в танце, и открывайте для себя других людей. Пусть зажигательный танец вашей жизни не останавливается никогда»!
«Желаем всем танцорам, чтобы вас сегодня посетила богиня танца, и подарила вам желание процветать профессионально! С Днем танца, дорогие танцоры! Пусть воздушной и невесомой будет ваша походка, пусть стройной и изящной будет ваша фигура! Желаем вам окунуться в страстные объятия танца и закрутить с ним головокружительный роман на всю жизнь! Новой энергии вам, воодушевления, бодрости, ритма! Пусть сердце в груди стучит в такт с мелодией вашей души! Пусть танец для вас будет всегда желанным и любимым делом для души и тела! Желаем вам, чтобы каждый ваш танец заканчивался бурным всплеском аплодисментов поклонников вашего творчества»!
Поздравления в стихах
С Международным днем танца
Радостно вас поздравляем,
Желаем вам не сбиваться
С ритма, мечты исполняя,
Будет успех — безграничным
Пусть, танец вас вдохновляет,
Радость — пусть будет привычной,
Вас всегда сопровождает,
Много желаем терпения,
Счастья, новых достижений,
Весёлые впечатления —
Подымут вам настроение!
Все умеют танцевать,
Кто красиво, кто не очень.
Вас с Днем танца поздравлять
Буду нынче, между прочим.
Поздравляю, пусть душа
В танце ласковом кружится.
Жизнь пусть будет хороша.
Пусть она добром искрится.
Веселимся мы сегодня,
Ну прямо с самого утра,
Ведь День танца на пороге,
А значит отмечать пора!
Разобьемся мы на пары
И станцуем вальс бостон,
А потом под звон гитары,
Дружно спляшем мы чарльстон!
Поздравляю и желаю вам
В День танца, счастья я,
Жизни радуйтесь, танцуйте,
Любви, удачи вам друзья!
Станцуем вместе, ну-ка в круг,
Учи движения, мой друг!
Нет лучше танца для души,
И па для тела хороши,
Взбодрит, развеет сон и грусть,
Кровь горячит, волнует пусть!
В международный танца день
Танцуют все, кому не лень.
Я в День танца пожелаю,
Чтоб плясать не уставали.
Чтоб был весел каждый год
И прекрасен, как гавот.
Хорошеть и процветать,
И с успехом танцевать,
И вальсировать по жизни,
И от счастья плясать джигу,
В сердце с музыкой остаться —
Поздравляю вас с Днём танца!
Танцуй, покуда, сердцем молод,
Пока горит огонь в глазах.
Международный праздник — повод
Еще разок о том сказать.
Желаю множества мелодий,
Зовущих тело танцевать.
Пусть ритмика тебя заводит
Всю душу в танце раскрывать.
Танцуют взрослые и дети,
И русские, и иностранцы!
Пусть знает каждый во всем свете:
Сегодня празднуют день танца!
Желаем всем лёгких движений,
Задуманное, чтоб свершилось!
А также новых достижений,
Танцуйте, что бы ни случилось!
Международный день танца
Сегодня весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник (Фото: Tutti Frutti, Shutterstock)
Ежегодно 29 апреля по всему миру отмечается Международный день танца (International Dance Day).
Этот праздник, посвященный всем стилям танца, начали отмечать с 1982 года по инициативе Международного совета танца (International Dance Council, CID) ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра (Jean-Georges Noverre), реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».
Жан-Жорж Новерр (29 апреля 1727—19 октября 1810) — французский балетмейстер, хореограф и теоретик балета, ученик балетмейстера Л.Дюпре. Выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне.
Новерр разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
Поэтому, по замыслу учредителей, главная идея данного праздника — объединение всех направлений танца, как единой формы искусства, а сам День танца — это повод для её чествования, а ещё — её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.
На официальном же уровне, по традиции, каждый год известная личность из мира хореографии выступает с обращением к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца. Так, в разные годы с торжественными речами по случаю Международного дня танца выступали такие мировые знаменитости, как: Юрий Григорович (Россия), Роберт Джофри (США), Мэги Марэн (Франция), Майя Плисецкая (Россия), Морис Бежар (Франция), Уильям Форсайт (США-Германия), Стефан Пейдж (Австралия), Мияко Йошида (Япония-Великобритания), Хулио Бокка (Аргентина), Лин Хвай-мин (Тайвань), Грегори Вуяни Макома (Южная Африка) и другие.
В России в Международный день танца также существует традиция вручать единственный профессиональный балетный приз — премию «Душа танца». Награда была учреждена в 1994 году журналом «Балет» совместно с Министерством культуры Российской Федерации и вручается мастерам за достижения в развитии отечественного хореографического искусства.
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
Почему всемирный день танца отмечают 29 апреля
Заговор по спасению королевы
29 апреля во всем мире отмечается Международный День танца. По традиции, в этот день какому-либо известному представителю хореографии предлагается обратиться к мировой общественности с собственным посланием. И именно к этому дню приурочивают вручение самых престижных балетных премий и призов, таких, например, как приз Бенуа де ла Данс, часто называемый ещё балетным Оскаром. Балетный Бенуа и был основан именно в этот день в 1991 году и теперь ежегодно вручается на Исторической сцене Большого театра самым признанным танцовщикам, хореографам, художникам, оформляющим спектакли, и композиторам, пишущим к ним музыку. Должны были его вручать и в этом году, но из-за событий, связанных с пандемией COVID-19, его перенесли на следующий. Так же как и другой балетный приз, тоже часто вручаемый в этот день – «Душа танца». Но почему же именно в этот день происходят все важные балетные события года? И почему вообще этот день был объявлен Организацией Объединенных Наций (ООН) Всемирным Днем танца? Попытаемся разобраться…
Сама дата была предложена знаменитым педагогом и хореографом Петром Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре (1727—1810), вошедшем в историю как «отец современного балета».
Человек-эпоха снимает маску
Что же такого великого сделал Новерр для танца, что его имя, единственное, в общем-то, из немногих имен в истории балета, так чтут потомки? А День его рождения объявляют Днем Танца? Даже эпоху, в которую жил Новерр в балетной истории так и назовут – эпоха Новерра… Всё очень просто: он этот танец реформировал. Причем реформировал не просто танец, но и всё связанное с ним. Потому что, какое важное событие нам не придется вспомнить в истории танца, почти все они окажутся связанными с реформами Новерра. Даже право танца на независимость от других театральных видов искусства тоже связано с ним. Ведь балетное представление до Новерра часто входило в состав какого-нибудь оперного или драматического спектакля и просто было одним из его актов. Новерр же такое подчиненное положение балета переменил самым решительным образом.
Другие нововведения, вошедшие в практику театрального дела с середины XVIII века, тоже связаны с ним. Например, декорации. В XVII и XVIII веках театральная сцена напоминала собой роскошную, замысловатую картину, где в богатой раме портала были заключены парки, дворцы, площади городов. Чего только не придумывали художники, чтобы привлечь публику. И как только балет выделился в независимый вид искусства с подобным «украшательством», особенно в спектаклях самого Новерра, было покончено. Художественное оформление должно было точно отражать эпоху и место действия спектакля и освобождать место для танца.
Или театральный грим… До Новерра танцовщики, как известно, носили театральные маски. Их носил и сам Король-Солнце Людовик XIV, когда танцевал в поставленных на него балетах, и профессиональные танцовщики вплоть до середины XVIII века. И именно Новерр решительно потребовал отказаться от них в своих спектаклях, утверждая, что «лицо – зеркало души», и чтобы его выражение легче было рассмотреть сидящим в зале, в театре стали применять грим. Считают, что первым из балетных актеров отказавшемся от маски, был Вестрис-отец: его появление на сцене с незакрытым лицом «едва не произвело суматоху в партере» Парижской оперы.
Свои мысли этот реформатор балета сформулировал в специальной книге, которая до сих пор является катехизисом балетных танцовщиков, а в балетных училищах будущие артисты балета её тщательно изучают и конспектируют. В 1760 году, в Лионе и Штутгарте, эта книга впервые вышла в свет под названием «Письма о танце и балетах» («Lettres sur la danse et les ballets»). Фактически совершивший революцию в балетном театре, этот труд принес Новерру европейскую известность. В ней реформатор балетного искусства попытался осмыслить весь предыдущий балетный опыт. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима, она подчинялась танцам, которые к тому же должны заключать в себе драматическую мысль. В «Письмах о танце и балете» он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, ввел новый балетный термин pas d’action, то есть «действенный балет».
Театральное побоище в Лондоне
Итак, 29 апреля 1727 года, то есть почти три столетия тому назад, неподалеку от Парижа родился Жан-Жорж Новерр. Биография его не совсем обычна для танцовщика и хореографа того времени, потому что происходил он совсем не из актерской семьи, и, соответственно, профессия танцовщика перешла к нему не по наследству, что сплошь и рядом встречалось в те времена. Его отец Жан-Люис Новерр, уроженец Лозанны, был адъютантом в армии воинственного шведского короля Карла XII, того самого, что проиграл Петру I битву под Полтавой. Так что мальчика ожидала прекрасная военная карьера, если бы он не предпочел воинской службе занятия театром и танцами. А такое поведение отпрыска хорошей фамилии далеко выходило за границы общепринятых норм жизни середины XVIII века.
Но упрямый Новерр не спешил покидать Англию. Ведь общение с Гарриком заставило хореографа во многом пересмотреть свои взгляды на балет. По словам выдающегося балетного исследователя В.М. Красовской «Гаррик заново открыл англичанам Шекспира, переработав, правда, его пьесы в условных правилах собственной эпохи. Творчество Гаррика стало вершиной, к которой с тех пор устремился Новерр, порой пренебрегая ограничениями собственного искусства. Повлияли на него беседы с Гарриком о целях и задачах современного театра». Гаррик тоже ценил Новерра и на закате собственной сценической деятельности в письме к другу сожалел, что вынужден «говорить о Новерре простой и скучной прозой» и называл его «фантастичнейшим из плясунов и великим Гением».
Публика плачет, а в сценах убийства детей падает в обморок
В 1757 году Новерр вернулся во Францию и возглавил балетную труппу в Лионе, который тогда был одним из передовых музыкальных и хореографических центров Франции. Парижская опера хранила традиции и сопротивлялась новым веяниям – ну а в провинции были возможны эксперименты. Там и родились первые новаторские «действенные балеты» Новерра, в которых он совершенно отказался от тяжеловесных костюмов, разрабатывал драматургическую основу спектаклей, «и даже покусился на симметричность кордебалетных танцев, ведущую происхождение от придворных балов Людовика XIV».
Жан-Жорж Новерр Фото: en.wikipedia.org
Конечно, как и всякий хореограф, Новерр мечтал поставить свои балеты в Парижской опере – Королевской академии музыки. Но цитадель традиционализма не желала видеть в своих стенах талантливого, полного дерзких реформаторских идей хореографа. Для того чтобы реализовать свои замыслы, воплотить теории в практику и показать Европе, по какому пути следует двигаться, Новерр уезжает в Штутгарт и работает там семь лет.
В Штутгарте герцог Карл II Вюртембергский, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло к нему много талантливых музыкантов, артистов, художников. В 1763 году ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа «Медея и Ясон», где воплотил свои основные балетные реформы. Спектакль шел всего около получаса и состоял из трех частей. В предреволюционные годы в литературе и театре в большую моду вошли сюжеты с кровавыми убийствами и всяческими ужасами. Поэтому выбор древнегреческого мифа, к которому обратился Новерр, был далеко не случаен.
Совершив в хореографии революцию, «Медея и Ясон» стал самым ярким и знаменитым балетом десятилетия и имел такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. Иметь его в репертуаре стремились все уважающие себя театры от мала до велика. Шел балет и в России, где любили выписывать из-за границы все самое модное и передовое. На петербургской сцене в 1789 году его показал ученик Новерра, участник первой премьер Шарль Ле Пик. Балет был настолько популярен, что в постановочной версии Джузеппе Соломони в 1790-х годах, его танцевали крепостные актеры богатейшего графа Шереметьева.
К 1764 году Новерр руководил труппой в Штутгарте из пятнадцати солистов и кордебалетом из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины. Теперь уже европейская знаменитость, он по- прежнему ждал приглашения из Парижской оперы, которая по-прежнему хореографа игнорировала. Так и не дождавшись контракта с Парижем, балетмейстер переезжает в Вену, где подписал ангажемент в качестве хореографа двух венских театров и учителя танцев в императорской семье, где его ученицей стала юная принцесса династии Габсбургов Мария-Антуанетта, будущая королева Франции. Музыке принцессу обучал Кристоф Глюк. Он включал в свои оперы балетные дивертисменты, которые нередко ставил Новерр. А вот маленькая принцесса, став королевой Франции, исполнит давнюю мечту Новерра, получить заветное место главного балетмейстера Парижской оперы.
Интриганы Парижской оперы заставляют Новерра покинуть Париж
И вот ранней осенью 1776 года в Париже поползли слухи: Новерр ангажирован в Королевскую академию музыки. Журнал «Секретные мемуары» 14 августа объявил, что театр скоро получит «подкрепление, которое может оказаться весьма полезным, в лице знаменитого Новерра. Он ехал в Париж прославленным и уже маститым хореографом. Ему было около пятидесяти, он полон энергии и рассчитывал завоевать город, который так долго не признавал его заслуг. Но триумф оказался коротким. Аристократы и артисты, которым они покровительствовали, сразу же начали войну против него.
Газеты злословили по поводу его назначения: «… для него выстроили золотой мост, чтобы убедить покинуть Вену. Ему согласились дать 20 тысяч ливров жалованья, а это, без сомнения, чересчур много». По рукам ходило письмо матери Гарделя, танцовщика Парижской оперы, тоже претендовавшего на заветную должность, в котором та возмущалась: «сын, добившийся известности и похвал своему таланту за те 19 лет, которые он провел в опере, должен уступить место иностранцу, двадцать раз тщетно пытавшемуся навязать себя Опере… У маленького Новерра через чур много честолюбия и самодовольства»
Показанная вскоре премьера пятиактного балета по трагедии Карнеля «Горации и Куриации» провалилась. Артисты отказывались участвовать в спектакле. Журналисты смеялись в рецензиях, что его балеты не понять без книжечки с либретто, что публика разочарована и хочет вместо его героических сюжетов привычные лирические и пасторальные. Дирекция отказывала ему в деньгах на постановки, артисты выдвигали всё новые и новые условия своего сотрудничества с балетмейстером. С 1778 года Новерр в Королевской академии музыки ставил только танцы в операх. И хотя успех имели одноактный балет «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта и возобновленный «Медея и Ясон», интриги вокруг Новерра фактически загнали его в угол. Продержавшись 5 лет в 1781 году униженный, непонятый и оскорбленный Новерр, в обмен на обещанную ему большую пожизненную пенсию, вынужден был уйти. Он покинул Париж.
Заговор по спасению Марии-Антуанетты
Вернувшись во Францию, Новерр столкнулся с обманом: посулы и обещания новых властей оказались фарсом, Петр нсию ему перестали выплачивать, поставив в вину «связи с деятелями старого режима», да и фонды Парижской оперы во время революции оскудели. Найти работу не удавалось. Лишь в 1800 году Новерр добивается вспомоществования и уезжает с женой в городок Сен-Жермен ан Ле, изредка все же навещая Париж и наведываясь в Оперу. «Он заглядывает на репетиции, где дает советы молодым исполнителям, сетуя, что не воспитывают больше танцовщиков, отчего их количество превосходят танцовщицы. Его огорчает мертвящая монотонность, украдкой проникающая в спектакли Оперы, и, сверх всего, то, как Вестрис-младший забывает все принципы, тратя талант на пируэты». 19 0ктября 1810 года Новерр умер.
Что еще вспоминали о Новерре его современники, естественно, не догадывавшиеся о том, что с его именем в будущем навсегда свяжут всемирный День Танца? Современники говорили о его строптивом и властном характере, что (как теперь становится ясно) для балетмейстеров XVIII века и более поздних времен, никакое не исключение, а скорее правило. Новерр всю свою творческую жизнь был требователен и суров к артистам. Майкл Келли, директор лондонского Королевского театра в бытность там Новерра, вспоминает о нем, «как об отчаянном скандалисте, который случалось, так рвал и метал за кулисами, что, право, мог сойти за сбежавшего из-под надзора помешанного». Но все это издержки творческого процесса в любые времена. Главное, неуемное трудолюбие хореографа, его творческое горение и требовательность в творчестве не только к артистам, но и к самому себе. Этим Новерр тоже в высшей степени обладал, иначе не сумел бы сделать для балетного искусства всё то, что он на самом деле смог для него сделать!