28 апреля день охраны труда картинки
Отчет о конкурсе детских рисунков на тему «Охрана труда глазами детей», приуроченного к Всемирному Дню охраны труда (СРЦН) Отчет о конкурсе детских рисунков на тему «Охрана труда глазами детей», приуроченного к Всемирному Дню охраны труда. В ГКУ СРЦН «Надежда» в апреле прошел конкурс детских рисунков на тему.
Статья «Фотоотчет о конкурсе детского рисунка «Охрана труда глазами. » Проведение Дня охраны труда является одним из элементов системы управления охраной труда в организации, направленной на профилактическую работу по обеспечению безопасных условий и охраны.
Неделя охраны труда «Осторожен будь всегда». Выставка рисунков С целью проведения предупредительно-профилактической работы по безопасности в нашем детском саду прошла Неделя безопасности. К данной проблеме мы постарались подойти с разных сторон. В.
Фотоотчет проведения круглого стола по вопросам охраны труда Ни одна сторона трудовой деятельности человека не регламентирована в Луганской Народной Республике так детально, как охрана труда. Приятно осознавать, что Государство взялось за реформу в.
Публикация «Фотоотчет о семинаре-совещании по вопросам охраны. » Ведение охраны труда в организации существует не «для галочки», соблюдение требований охраны труда действительно предупреждает возникновение чрезвычайных ситуаций и производственного.
Охрана труда с детьми дошкольного возраста «ОБ ОХРАНЕ ТРУДА С ЮМОРОМ И ВСЕРЬЕЗ» Современный мир полон опасностей, постоянно угрожающих жизни и здоровью людей. Ни один человек не застрахован от того, что в любой момент может.
Конкурс детского рисунка «Охрана труда — глазами детей» В целях формирования у подрастающего поколения понимания значимости безопасности труда, сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, развития творческих.
Отчёт о проведении Недели охраны труда в средней группе Ежегодно, после возвращения детей из летних отпусков, в начале учебного года, а также перед уходом на каникулы или длительные выходные, мы работники детских учреждений знакомим детей и.
Всемирный день охраны труда в детском саду 28 апреля 2019 года отмечается ежегодный Всемирный день охраны – международная акция по развитию идей безопасного и достойного труда. В этом году эта акция пройдет под девизом «Оптимизация.
Историческая справка о Всемирном дне охраны труда. Фотоотчет «Безопасный труд — это твоя жизнь и здоровье!» Безопасный труд – это твоя жизнь и здоровье! Охрана тру да — это система сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним лиц в процессе трудовой деятельности.
Всемирный день охраны труда 2021
28 апреля, решением Международной организации ILO, объявлено Всемирным днем охраны труда. В отличие от Первомая, эта дата не призывает к пролетарской солидарности трудящихся, по улицам не ходят радостные демонстранты. 28 апреля имеет своей целью привлекать внимание всей мировой общественности к нерешенным проблемам охраны труда, а также продвигать культуру труда во все сферы деятельности человека.
День этот начали отмечать с 2003 года. Однако, предшественником Всемирного дня охраны труда считается американский День памяти погибших работников, впервые проведенный в 1989 году. Цифры, которые приводят аналитики, шокируют: смертность и заболеваемость из-за несчастных случаев на производстве колоссальна. Поэтому, каждый здравомыслящий трудящийся, безусловно, должен в этот день принять участие в мероприятиях, направленных на привлечение внимания к вопросам охраны труда.
История праздника
Несмотря на то, что с течением времени мы получаем все более усовершенствованные рабочие места, людей все чаще замещают умные машины, смертность на производствах растет. Именно поэтому было решено сделать Всемирный день охраны труда, чтобы еще раз задуматься о целях и средствах, которыми они достигаются. Решение сделать подобный праздник пришло к американским рабочим, после того, как они собрались почтить память своих погибших на производствах коллег. Случилось это в 1989 году и только спустя более чем 10 лет, Международный день охраны труда был отмечен по всему миру.
В нашей стране
Как и во всем мире, в нашей стране 28 апреля всемирный день охраны труда стал совсем недавно. В России в этот день проводятся мероприятия, рассказывающие о важности охраны труда, специалисты обмениваются опытом в данной сфере и рассказывают друг другу о новинках в индустрии. Несмотря на то, что институт профсоюзов развит в нашей стране очень слабо, об охране труда говорят открыто, причем не только сами работники, но и работодатели. А это значит, что день охраны труда пройдет на должном уровне.
Печальная статистика
Как рапортуют специалисты из международного общества охраны труда, ежедневно на производстве погибает более пяти тысяч человек. Главная причина, по которой стоит отмечать всемирный день охраны труда – это сокращение чудовищной статистики. Если не снизить количество смертей на рабочих местах, то цифра в 350 тысяч человек в год будет не окончательной.
Девизы
Ежегодно 28 апреля день охраны труда проводится под специальным девизом. Например, в прошлые годы международная организация охраны труда призывала грамотно управлять рисками на рабочем месте, а также настаивала, что безопасный труд является простым и неотъемлемым правом человека.
Всемирный день охраны труда 2021 поздравления в стихах
Сегодня День охраны труда,
О безопасности помнить надо всегда,
Чтоб здоровье на работе не терять,
Правила надо знать и соблюдать!
Так пусть же безопасным будет труд,
Пусть на работу люди с радостью идут.
Ушибов, травм не будет никогда,
Здоровы будьте, счастливы всегда!
Для безопасности труда
Ты должен сделать все, что можно,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Быть нужно очень осторожным!
Ты проверяй нас, не ленись,
Мы только благодарны будем,
Как белка в колесе крутись,
Чтобы не гибли больше люди!
Будь, наш инспектор, ты здоров,
Богат и счастлив, рад и весел,
Пусть будут радость и любовь,
В душе и сердце — только песни.
Мы на работу каждый день идем.
Благодаря труду достойно мы живем.
Чтоб травм, ушибов избегать,
Нам безопасность надо соблюдать!
С всемирным Днем труда охраны поздравляем,
Всегда здоровыми вам быть желаем.
Пускай работа и любимый труд
Вам радость, вдохновение несут!
Чтоб не было увечий на работе,
Заболеваний, травм и всяких бед,
Труда охрану уважать должны мы,
Главней ее на предприятьях нет,
Мы в этот день напомним всем на свете,
Инструкции так важно соблюдать,
Они помогут в сложные минуты
Сберечь здоровье, жизнь не потерять!
Всемирный день охраны труда
Нас призывает помнить всегда:
О безопасности, чести и долге,
И быть от работы душою в восторге!
Работайте славно, умело и ловко,
Вам, как и всем, пригодится сноровка.
Цените себя и родной коллектив,
Вы: наша опора, надежда, штатив.
Умейте владеть интуицией тоже,
К работе своей, будьте чуточку строже,
Залог и успех Вам тогда обеспечен,
И жизненный труд будет Ваш долговечен!
Чтоб не было травм на работе
ТБ мы должны соблюдать,
Чтоб труд приносил только радость
Их нужно как азбуку знать.
Желаю спокойной работы,
Без страшных и разных ЧП.
Добра и здоровья без края,
Успехов во всем и везде.
Охрана труда, безусловно, важна,
Она нам нужна ведь во все времена.
Трудиться спокойно всегда и везде
Нам нужно, ребята, ведь сила в труде.
Я так вам скажу в День охраны труда:
Не зря пусть проходят все ваши года.
Живите с улыбкой, творите добро.
А также желаю, чтоб всем вам везло!
День этот посвящен труда охране,
Желаю травм в работе вам не знать,
В труде всегда придерживаться правил,
Спокойствия, контроля не терять.
Чтобы работа приносила радость,
Счастливо возвращались вы домой,
Вы строго соблюдайте безопасность
В любом труде и в должности любой.
Начнем, пожалуй, свой рассказ,
Делу время, потехе час.
Час ты проводи, как хочешь,
А работать только можешь
По особенным законам,
Планам, кодексам и нормам.
Их ты должен соблюдать,
Чтоб зарплату получать.
А вот чтоб тебе платили,
То, решили во всем мире,
Защищать рабочих честь —
День труда охраны есть!
Охранять все труд должны,
Чтобы не было беды,
И ЧП чтоб не случалось,
Травм совсем не получалось.
Так запомни сейчас ты
Правил следующих ряды:
Пальцы в двери не втыкай
И приборы выключай.
Руки, ноги береги
И по стройкам не броди.
Соблюдай все предписания,
Избежишь ты наказанья!
Общество с ограниченной ответственностью «Кубаньтехносервис» является одной из лучших аккредитованных Испытательных Лабораторий и оказывает услуги в области охраны труда с 2004 года в различных регионах и сферах деятельности. Более 12 лет наши специалисты дают разъяснения по всем вопросам в области охраны труда, а именно: производственный контроль; разработка пакета документов по охране труда; СОУТ.
ООО «Кубаньтехносервис» внесено в Реестр организаций, предоставляющих услуги по специальной оценке условий труда под № 218 от 10.02.2016г и имеет бессрочный Аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации №RA.RU.21АЕ89 от 30.12.2015г.
Основа охраны труда на любом предприятии – это проведение специальной оценки условий труда (СОУТ). Существует множество вопросов и нюансов, связанных с проведением СОУТ. О том, что такое специальная оценка условий труда и почему ее проведение необходимо, а также о других организационных моментах СОУТ, о которых необходимо знать каждому.
Кому необходимо проводить СОУТ?
Специальная оценка условий труда является обязательной процедурой, необходимость проведения которой обозначена в статье 212 Трудового Кодекса РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда».
Почему проводить специальную оценку очень важно?
Самое главное – безопасность. К сожалению, имеется удручающая статистика, которая показывает высокий уровень смертности на рабочих местах и несчастных случаев. В нашей стране, как и во всем мире, проблема обеспечения людям достойных условий труда стала одной из самых важных. Заказывая СОУТ у нас в ООО «Кубаньтехносервис», вы будете в безопасности в области охраны труда в течении 5 лет, а возможно и более, потому что являетесь нашим партнером и соответственно будете получать консультации по всем вопросам охраны труда на предприятии.
Аттестация рабочих мест с 1 января 2014 года прекратила свое действие в связи с введением новой процедуры – специальной оценки условий труда, существует федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013г. Теперь рассмотрим, что же такое СОУТ: это последовательный комплекс осуществляемых мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения от установленных государственных нормативов, а также оценка применения средств индивидуальной и коллективной защиты.
Ответственность за непроведение или ненадлежащее проведение специальной оценки условий труда.
Порядок проведения СОУТ.
Первый этап. Выбирается организация для проведения СОУТ, которая обязательно должна быть внесена в реестр организаций оказывающих услуги в области охраны труда и аккредитована в национальной системе Росаккредитации. Затем совместно работодатель и организация проводящая СОУТ составляет перечень рабочих мест подлежащих СОУТ.
Расходы на улучшение условий труда, в том числе и проведение спецоценки, ФСС может компенсировать, за счет взносов на травматизм в рамках программы софинансирования предупредительных мер в соответствии с правилами финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. Для этого с 3 февраля 2015 года действует Административный регламент о финансовом обеспечении предупредительных мер утвержденный приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н.
Всемирный день охраны труда
Культура охраны труда — это уважение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях (Фото: Glen Jones, Shutterstock)
Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO) объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда, или Всемирным днем безопасности и здоровья на рабочем месте (World Day for Safety and Health at Work), с тем, чтобы привлечь внимание мировой общественности к масштабам проблемы, а также к тому, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда может способствовать снижению ежегодной смертности на рабочем месте. Впервые этот день был отмечен в 2003 году.
Идея проведения Всемирного дня охраны труда берет начало от Дня памяти погибших работников, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 1989 году в память о работниках, пострадавших или погибших на рабочем месте.
Сегодня более чем в ста странах проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к нерешенным проблемам охраны труда. Они организуются, как правило, силами местных властей, профсоюзных организаций, организаций работодателей и специалистов в области охраны труда.
Как отмечают в министерстве здравоохранения и социального развития РФ, в последние годы «эти акции вызывают все больший интерес и поддержку со стороны руководителей и работников промышленных предприятий и фирм России».
Национальная культура охраны труда — это уважение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники активно участвуют в обеспечении безопасной и безвредной для здоровья производственной среды, четко определяя права и обязанности, и когда наивысший приоритет отдается принципу профилактики.
Кроме того, ежегодно работники страдают приблизительно от 270 миллионов несчастных случаев на производстве, которые ведут к отсутствию на рабочем месте в течение более 3 дней, и от около 160 миллионов случаев болезней без смертельного исхода. В результате неадекватного обеспечения стандартов охраны труда глобальной экономике наносится ущерб в размере 4% ВВП.
Поэтому МОТ и призывает все страны отмечать Всемирный день охраны труда, чтобы предотвращать несчастные случаи и снижать вероятность заболеваний на рабочих местах во всем мире.
К тому же, пандемия COVID-19, переросшая в глобальный кризис в начале 2020 года, повсюду оказала серьезное влияние. Она затронула практически все аспекты сферы труда, начиная с риска передачи вируса на производстве и заканчивая рисками, касающимися охраны и безопасности труда (ОБТ), которые возникли в результате мер противодействия распространению вируса. Так, переход на новые формы организации труда – например, повсеместное применение удаленного режима работы – принес работникам не только множество новых возможностей, но и потенциальные риски, связанные с ОБТ, в частности, риски психосоциального характера и риски насилия.
Поэтому МОТ использует сегодняшнюю дату, чтобы привлечь внимание к этой теме и стимулировать диалог о значении создания систем ОБТ и инвестиций в них. Применение адекватных мер по охране труда на рабочем месте могут сыграть решающую роль в сдерживании распространения заболевания, одновременно защищая работников и общество в целом. Правительства, объединения работодателей и работников должны сыграть свою роль в преодолении кризиса, связанного с COVID-19, и их сотрудничество является ключевым фактором.
Каждый из нас может внести свой посильный вклад в борьбу с травматизмом и аварийностью на рабочем месте. Правительства отвечают за инфраструктуру – законодательство и обслуживание, – необходимую для обеспечения здоровых условий работы и процветания предприятий. К этому относится разработка национальной политики и программ, а также систем надзора за обеспечением соблюдения норм и правил безопасности и гигиены труда на рабочих местах. Работодатели отвечают за безопасность и гигиену труда. Рабочие должны соблюдать правила безопасности, не подвергать себя и коллег необоснованному риску, знать свои права и участвовать в осуществлении профилактических мероприятий.
Каждый год Всемирный день охраны труда посвящается проблемам, стоящим перед МОТ, и проходит под разными девизами. Например: «Культура охраны труда на каждом рабочем месте», «Управление профессиональными рисками», «Безопасный труд – право каждого человека», «Продвижение охраны труда в «зеленой» экономике», «Профилактика профессиональных заболеваний», «Охрана труда при использовании химических веществ на рабочих местах», «Вместе повысим культуру профилактики в охране труда», «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда», «Охрана труда и будущее сферы труда», «Предвидеть кризис и быть готовым к нему» и др.
Другие праздники в разделе «Праздники ООН»
28 апреля Всемирный день охраны труда!
Сегодня, 28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда.
История этого праздника начинается с 1989 года, когда профсоюзы и работники провели День памяти погибших работников в США и Канаде в память о тех, кто пострадал или погиб на рабочем месте. В 2003 году Всемирный день охраны труда стал отмечаться по инициативе МОТ.
В этом году тема Всемирного дня охраны труда «Охрана труда: молодые работники особенно уязвимы» и злободневность этой темы в том, что зачастую у молодых людей, трудоустраивающихся на работу, отсутствует необходимый опыт и знания по охране труда (зато в избытке имеется тонна самомнения и гонора). Они имеют недостаточную подготовку по технике безопасности, гигиене и правилам поведения на производстве. Молодые работники не обладают достаточной психологической и физической зрелостью, поэтому случаи травматизма на рабочем месте с ними происходят чаще, чем с их взрослыми коллегами.
Отступив от теории я хочу поздравить коллег с профессиональным праздником!
Душевное спокойствие
Может не успел вписать в завещание?
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Лежишь себе такой, загораешь
Триппер?
И снова: Государство не просило их рожать
Дамы и господа, вашему вниманию депутат Мосгордумы Наталья Метлина. Выступление на последнем заседании городского парламента можно разбирать на цитаты: «где вы набрали такое количество жаждущих, страждущих пожилых людей», «давайте требовать от детей проявлять заботу о пожилых родителях», «надо было думать о том, как ты будешь жить после 55-60 лет». Ну и классическое, куда же без него: «государство не просило их рожать»
Больше не хочу
— Сынуль, а как же за собой посуду помыть?
— Знаешь, мам, пару раз пробовал, мне не понравилось. Больше не хочу.
Дженнифер Энистон тогда и сейчас
Фото старого компьютера и молодого меня
Электроника БК 0010-01, 1995г.
часы рядом- родители выделяли только 15 минут подряд.
игры грузились через магнитофон Ритм.
Питон, Биомасса, хоккей, остальное на магнитной пленке, видимо, было поручено.
Запуск компа было событием всегда.
Мама, мы все тяжело больны!
Мама, я знаю, мы все сошли с ума!
Помогло
Аж не по себе стало
Удачный момент
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)