27 ноября по старому стилю какой день
Апостол Филипп. Православный календарь на 27 ноября
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
27 ноября (14 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 24-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать четвертой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный, на трапезе благословляется постная ища с растительным маслом. По сути, с сегодняшнего дня начинается Рождественский (Филиппов) пост, подробнее о котором будет сказано завтра. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память более 34 известных поимённо угодников Божиих и день одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.
Апостол Филипп. Этот ученик Христа был родом из Вифсаиды, из одного города с апостолами Андреем и Петром. Согласно Евангелию, именно он стал третьим учеником Спасителя, привёл к Нему Нафанаила и Еллинов, беседовал со Спасителем о хлебе для множества народа, а также попросил Господа на Тайной вечере показать Отца.
По преданию, апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее и Сирии, Греции и Скифии, сопровождая свои проповеди многочисленными чудесами. В том числе – неоднократно воскрешая умерших. Всё это вызывало большой гнев язычников.
Около 80 года от Рождества Христова апостола Филиппа распяли вниз головой по приказу проконсула Римской империи. В 2011 году при проведении раскопок в турецком городе Иераполисе среди развалин древнего храма итальянскими археологами было обнаружено захоронение этого святого апостола.
И сейчас, вспоминая подвиг святых апостолов, мы должны помнить, в каких тяжелейших условиях им приходилось проповедовать Слово Божие. Ту Истину, которая две тысячи лет назад преобразила весь мир.
Правоверный царь Иустиниан (Юстиниан) и царица Феодора. Святой Иустиниан был одним из самых великих императоров Ромейского царства (Византии), великим защитником и ревнителем Православной веры, который возвёл множество храмов и написал целый ряд церковных сочинений.
Согласно некоторым источникам, император был славянином из Болгарии. Во время его царствования, пришедшегося на 527-565 годы от Рождества Христова, Империя ромеев достигла многих военных побед от Персии до Африки и от Италии до земель вандалов и вестготов.
Царица Феодора. Фото: www.pravoslavie.ru
Именно император Иустиниан закрыл последние языческие школы в Афинах, крестил более 70 тысяч язычников, возвёл для новообращённых христиан около 90 церквей, а также монастырь на Синае и знаменитый Собор Святой Софии в Константинополе. Святой много внимания уделял богословскому и вообще всестороннему образованию священнослужителей, а также борьбе с еретиками, в том числе оригенистами, против которых лично составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которая и сегодня поётся во всех православных храмах за богослужениями. Повелением именного этого императора в 553 году от Рождества Христова был созван V Вселенский Собор, который осудил лжеучение Оригена и подтвердил все определения IV Халкидонского Собора.
Наконец, под руководством святого Иустиниана составили собрание римских законов, известное как «Кодекс Юстиниана». И, что особенно важно, помимо великих церковных и государственных деяний сам император Иустиниан прославился и личным благочестием, глубокой молитвенностью и верой. Святой государь отошел ко Господу в 565 году от Рождества Христова.
Вместе с царем Иустинианом была прославлена и его супруга царица Феодора, которая скончалась в 548 году. Поначалу она была сторонницей еретиков-монофизитов, но впоследствии раскаялась и своими добродетелями полностью искупила былые грехи.
Император Юстиниан. Фото: www.pravoslavie.ru
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. Величайший греческий святой первой половины и середины XIV столетия, развивший теорию православного исихазма святогорский монах (а впоследствии Солунский архиепископ).
В 1331 году от Рождества Христова будущий святитель Григорий ушел на гору Афон, где начал совершать монашеские духовные подвиги (и в первую очередь – непрестанно творить Иисусову молитву) в скиту святого Саввы близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом знаменитого Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы Афон, а ещё позднее был рукоположен во епископы.
Святитель Григорий Палама в спорах с еретиком Варлаамом Калабрийским и его последователями защищал своё учение о нетварности божественного Фаворского Света, изложив доводы в известном богословском труде «Триады в защиту святых исихастов (священнобезмолствующих)» (1338), а также в философском трактате «Олицетворение».
В 1341 году Поместный собор Константинопольской Церкви принял положения святителя Григория Паламы о том, что «Бог, непостижимый в Своей Сущности, являет Себя в таких энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию человека, но являются не сотворёнными». А также о том, что «за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким Он сиял на Фаворе». Впоследствии на Константинопольском соборе 1351 года было торжественно подтверждено, что учение святителя Григория является православным.
Святитель Григорий Палама преставился в 1359 году от Рождества Христова.
Святитель Григорий Палама. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Филипп Ирапский, Череповецкий. Русский святой XVI столетия, совершавший духовные подвиги в Вологодских землях близ Череповца. Отошёл ко Господу около 1527 года от Рождества Христова.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
«Третий ученик Христа». Апостол Филипп. Церковный календарь на 27 ноября
27 ноября (14 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. А потому, по сути, с сегодняшнего дня начинается Рождественский (Филиппов) пост, подробнее о котором будет сказано завтра. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память более 30 известных поимённо угодников Божиих.
Апостол Филипп. Этот ученик Христа был родом из Вифсаиды, из одного города с апостолами Андреем и Петром. Согласно Евангелию, именно он стал третьим учеником Спасителя, привёл к Нему Нафанаила и Еллинов, беседовал со Спасителем о хлебе для множества народа, а также попросил Господа на Тайной вечере показать Отца.
По преданию, апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее и Сирии, Греции и Скифии, сопровождая свои проповеди многочисленными чудесами. В том числе – неоднократно воскрешая умерших. Всё это вызывало большой гнев язычников.
Около 80 года от Рождества Христова апостола Филиппа распяли вниз головой по приказу проконсула Римской империи. В 2011 году при проведении раскопок в турецком городе Иераполисе среди развалин древнего храма итальянскими археологами было обнаружено захоронение этого святого апостола.
И сейчас, вспоминая подвиг святых апостолов, мы должны помнить, в каких тяжелейших условиях им приходилось проповедовать Слово Божие. Ту Истину, которая две тысячи лет назад преобразила весь мир.
Правоверный царь Иустиниан (Юстиниан) и царица Феодора. Святой Иустиниан был одним из самых великих императоров Ромейского царства (Византии), великим защитником и ревнителем Православной веры, который возвёл множество храмов и написал целый ряд церковных сочинений.
Согласно некоторым источникам, император был славянином из Болгарии. Во время его царствования, пришедшегося на 527–565 годы от Рождества Христова, Империя ромеев достигла многих военных побед от Персии до Африки и от Италии до земель вандалов и вестготов.
Царица Феодора. Фото: www.pravoslavie.ru
Именно император Иустиниан закрыл последние языческие школы в Афинах, крестил более 70 тысяч язычников, возвёл для новообращённых христиан около 90 церквей, а также монастырь на Синае и знаменитый Собор Святой Софии в Константинополе. Святой много внимания уделял богословскому и вообще всестороннему образованию священнослужителей, а также борьбе с еретиками, в том числе оригенистами, против которых лично составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которая и сегодня поётся во всех православных храмах за богослужениями. Повелением именно этого императора в 553 году от Рождества Христова был созван V Вселенский Собор, который осудил лжеучение Оригена и подтвердил все определения IV Халкидонского Собора.
Наконец, под руководством святого Иустиниана составили собрание римских законов, известное как «Кодекс Юстиниана». И, что особенно важно, помимо великих церковных и государственных деяний сам император Иустиниан прославился и личным благочестием, глубокой молитвенностью и верой. Святой государь отошёл ко Господу в 565 году от Рождества Христова.
Вместе с царём Иустинианом была прославлена и его супруга царица Феодора, которая скончалась в 548 году. Поначалу она была сторонницей еретиков-монофизитов, но впоследствии раскаялась и своими добродетелями полностью искупила былые грехи.
Император Юстиниан. Фото: www.pravoslavie.ru
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. Величайший греческий святой первой половины и середины XIV столетия, развивший теорию православного исихазма святогорский монах (а впоследствии Солунский архиепископ).
В 1331 году от Рождества Христова будущий святитель Григорий ушёл на гору Афон, где начал совершать монашеские духовные подвиги (и в первую очередь – непрестанно творить Иисусову молитву) в скиту святого Саввы близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом знаменитого Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы Афон, а ещё позднее был рукоположен во епископы.
Святитель Григорий Палама в спорах с еретиком Варлаамом Калабрийским и его последователями защищал своё учение о нетварности божественного Фаворского Света, изложив доводы в известном богословском труде «Триады в защиту святых исихастов (священнобезмолвствующих)» (1338), а также в философском трактате «Олицетворение».
В 1341 году Поместный собор Константинопольской Церкви принял положения святителя Григория Паламы о том, что «Бог, непостижимый в Своей Сущности, являет Себя в таких энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию человека, но являются не сотворёнными». А также о том, что «за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким Он сиял на Фаворе». Впоследствии на Константинопольском соборе 1351 года было торжественно подтверждено, что учение святителя Григория является православным.
Святитель Григорий Палама преставился в 1359 году от Рождества Христова.
Святитель Григорий Палама. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Филипп Ирапский, Череповецкий. Русский святой XVI столетия, совершавший духовные подвиги в Вологодских землях близ Череповца. Отошёл ко Господу около 1527 года от Рождества Христова.
Поздравляем православных христиан с началом предрождественских постных дней и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Старый и новый стиль в исторических датах
В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.
Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.
В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:
с 1582, 5.X по 1700, 18.II
с 1700, 19.II по 1800, 18.II
с 1800, 19.II по 1900, 18.II
с 1900, 19.II по 2100, 18.II
В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.
Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.
Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.
Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».
Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.
Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.
Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.
Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.
Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).
Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).
27 ноября
Чтения Священного Писания
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В пятницу, св. Кресту
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Православия светило, Церкви утверждение и учитель, монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.
Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся,/ при две́рех суд, воста́нем у́бо постя́щеся,/ принесе́м сле́зы умиле́ния,/ ми́лостынями, зову́ще:/ согреши́хом па́че песка́ морска́го,/ но осла́би, Соде́телю всех,// я́ко да прии́мем нетле́нныя венцы́.
Перевод: Ныне время добродетелей явилось, и при дверях Судия; не будем же унывать, но давайте, постясь, принесем слезы, сокрушение и милостыню, взывая: «Грехов наших больше, чем песка морского, но отпусти всем, всех Освободитель», дабы получить нам нетленный венец.
Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ Богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие Богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ Пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Перевод: Мудрости священный и Божественный орга́н, Богословия громкую трубу мы стройно воспеваем тебя, Григорий Богословесный. Но, как ум, стоящий близко к Верховному Уму, к Нему ум наш, отче направь, дабы нам восклицать: «Радуйся, провозвестник благодати!»
Молитва третья святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие, вся́каго обстоя́ния на́с изба́ви, боже́ственной ико́не твое́й припа́дающе ве́рою, свобожда́я от навожде́ния на на́с вра́жия, ты́ бо помо́щник на́ш явля́ешися и исполня́ешися и исполня́еши при́сно проше́ния све́тло ублажа́ющих тя́, на вся́ко вре́мя моля́ся Трисия́нной Тро́ице, Е́йже подоба́ет ве́лия сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
О, треблаже́нная и честна́я вои́стину и превожделе́нная главо́, безмо́лвия держа́во, мона́шествующих сла́во, о́бщее богосло́вов и отце́в и учи́телей украше́ние, апо́столов сподви́жниче, испове́дников и му́чеников безкро́вный ревни́телю и венча́телю словесы́ и дея́ньми и благоче́стия побо́рниче и воево́до взбра́нный, боже́ственных догма́тов высо́кий изъясни́телю и учи́телю, пре́лести многоразли́чных ересе́й потреби́телю, всея́ Це́ркве Христо́вы предста́телю, и стра́же, и изба́вителю! Ты́ и преста́влься ко Христу́ назира́еши у́бо и ны́не ста́до твое́ и всю́ Це́рковь свы́ше, боле́зни разли́чныя исцеля́я и словесы́ твои́ми вся́ управля́я, и е́реси изгоня́я, и многообра́зных страсте́й избавля́я. Приими́ же и на́ше сие́ моле́ние и изба́ви на́с от страсте́й и искуше́ний, и треволне́ний, и бе́д, и осла́бу и ми́р и благоде́нствие на́м пода́ждь, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, Ему́же сла́ва и держа́ва подоба́ет со безнача́льным Его́ Отце́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Апостолу Филиппу, от 12-ти
Благоукраша́ется вселе́нная,/ Ефио́пия ликовству́ет,/ я́ко венце́м красу́ема,/ тобо́ю просвети́вшися,/ све́тло торжеству́ет па́мять твою́,/ Богоглаго́ливе Фили́ппе,/ вся бо ве́ровати Христу́ научи́л еси́/ и тече́ние соверши́л досто́йно Ева́нгелия./ Тем дерзнове́нно вари́т Ефио́пская рука́ к Бо́гу,// Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Благоукрашается вселенная, Эфиопия ликует, как бы венцом украшенная; тобою просветившись, она светло торжествует память твою, Богословесный Филипп, ибо всех ты научил веровать Христу и путь завершил достойно Евангелия. Потому дерзновенно простирает Эфиопия руки к Богу; моли Его даровать нам великую милость.
Апо́столе святы́й Фили́ппе,/ моли́ Ми́лостивого Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Филипп, моли милостивого Бога да прегрешений прощение подаст душам нашим.
Учени́к, и друг Твой, и подража́тель стра́сти Твоея́,/ вселе́нней Бо́га Тя пропове́да, Богоглаго́ливый Фили́пп;/ того́ моли́твами от враго́в пребеззако́нных/ Це́рковь Твою́ и всяк град Твой// Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Ученик и друг Твой и подражатель страданий Твоих, Богословесный Филипп, Богом вселенной Тебя провозгласил. Его мольбами и ходатайством Богородицы Церковь Твою и всякий город Твой от врагов беззаконных сохрани, Многомилостивый.
Святому апостолу Филиппу, от 12-ти
Молитва святому апостолу Филиппу, от 12-ти
О, святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобному Филиппу Ирапскому, Череповецкому
Я́ко кедр, в пусты́ни дави́дски расту́щ, и я́ко фи́никс, благоуха́нен цвету́щ,/ ревни́тель учи́телю твоему́ был еси́, преподо́бному отцу́ Корни́лию,/ стопа́м бо его́ после́довал еси́/ и, свято́е и́го взем,/ све́тлым житие́м просия́л еси́, я́ко со́лнце,/ я́влься ми́рови мно́гими чудесы́, о́тче Фили́ппе!/ И ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы/ и, я́ко вели́кое име́я дерзнове́ние,/ преподо́бнии свои́ ру́це возде́в,// моли́ от враг сохрани́тися градо́м на́шим и спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как кедр, по-псаломски растущий в пустыне, и как цветущая пальма благоухающая (Пс.91:13), подражатель учителя твоего был ты, преподобного отца Корнилия, ибо по стопам его последовал и, святое иго взяв, светлым житием просиял ты, как солнце, и явил миру много чудес, отче Филипп! И сейчас на Небесах ты предстоишь Престолу Пресвятой Троицы и, как имеющий великое дерзновение, преподобные руки свои воздев, моли от врагов сохраниться городам нашим и спастись душам нашим.
Воспое́м ны́не преди́внаго в чудесе́х,/ возсия́вшаго во о́бласти Белао́зера, просия́вшаго, я́ко со́лнце./ О, неистощи́мый исто́чниче чуде́с, свя́тче Бо́жий Фили́ппе!/ всегда́ Святе́й Тро́ице предстоя́/ и моле́нием предваря́я за страну́ на́шу и о всем ми́ре,/, не забу́ди и нас, твои́х раб,/ призыва́ющих тя моле́бным пе́нием,/ честну́ю па́мять твою́ творя́щих,/ помоли́ся о нас ко Го́споду во святы́х свои́х моли́твах,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Воспоем сейчас удивительного своими чудесами, воссиявшего в области Белозерской, просиявшего как солнце. О, неиссякаемый источник чудес, святой Божий Филипп! Всегда Святой Троице предстоя и молитвами защищая страну нашу и весь мир, не забывай и нас, твоих рабов, призывающих тебя в молитвенных песнопениях, почитаемую память твою празднующих, помолись о нас ко Господу во святых своих молитвах, да спасет души наши.
Молитва преподобному Филиппу Ирапскому, Череповецкому
Преподо́бне и богоблаже́нне о́тче наш Фили́ппе, приими́ ны́не нас, моля́щихся и припа́дающих тебе́ зде, иде́же свято́е и многотру́дное поко́ится те́ло твое́, ду́хом же на Небеси́ предстои́ши Святе́й Тро́ице, моли́ся о нас, ча́дех твои́х, о́тче, да изба́вимся вся́ких скорбе́й и боле́зней душе́вных и теле́сных и благоче́стне поживе́м в настоя́щем житии́, и в бу́дущем ве́ке сподо́би нас со все́ми святы́ми покланя́тися в Тро́ице сла́вимому Бо́гу, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Мысли свт. Феофана Затворника
Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад!
Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.
Притча дня
Однажды юноша из знатного рода раздал нищим все свое имущество и пришел жить в монастырь. А так как он был прекрасно образован, то получил в монастыре особое послушание — переписывать богослужебные книги.
Старец часто беседовал со своим писцом, и дошло до того, что другие ученики стали роптать на своего учителя и говорить, что тот завел себе любимчика.
Услыхав такие речи, трое самых почтенных монахов захотели узнать: почему старец больше других любит своего писца?
Молча выслушал их старец и повел в кельи своих учеников.
— Брат! Пойди скорее сюда! Ты мне нужен, — повторял он, стучась по очереди в каждую из дверей.
Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой с молитвой на устах плел веревки и боялся из-за излишней поспешности испортить свое рукоделие.
Наконец, очередь дошла до кельи, где жил писец.
Старец лишь тихонько в нее постучался и сказал только одно слово: брат!
В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился удивленный переписчик.
— Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? — спросил старец, первым заходя в его келью.
Те не знали, что и ответить.
Тогда старец взял со стола тетрадь, в которой только что писал его ученик.
— Посмотрите, отцы: только что он писал эту букву, но как только услышал мой голос, бросил перо и даже не докончил ее. Разве эта недописанная буква не говорит вам лучше всяких слов о том послушании, которое мой ученик имеет к своему наставнику? Вот за это послушание я и люблю его.
— Справедливо ты его любишь, авва, — сказал первый монах.
— Мы все его любим, — добавил второй.
— И Бог его за это любит! — воскликнул третий.
Проповедь дня
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 331. Святитель Иоанн Златоуст.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его рано овдовевшая мать приложила все усилия к христианскому воспитанию будущего святителя. В 386 году он был рукоположен во пресвитера в городе Антиохии и приступил к ревностной проповеди слова Божьего, показав в этом такой дар красноречия, что паства назвала его «Златоустом». Подробно изъясняя прихожанам Писание, святой оставил дошедшие до нас толкования на многие книги Библии, которые до сих пор являются любимым чтением благочестивых христиан.
Его перу также принадлежит множество сочинений догматического, нравственного и апологетического характера. Святой Иоанн ревностно заботился и о бедных, так что множество нуждающихся получали пропитание при церкви. Его слава как проповедника росла, и в 397 году он был поставлен на кафедру столицы Империи, Константинополя. Святитель много потрудился над устроением богослужения: ему принадлежит чин Литургии, он ввёл антифонное пение за всенощным бдением, составил ряд молитв чина елеосвящения.
Ревность о спасении душ побудила его решительно обличать роскошь и распущенность столичной аристократии. Императрица Евдоксия, которая увидела в проповедях святителя порицание себе, воздвигла на него гонение и при помощи иерархов, недовольных обличениями Златоуста, добилась его осуждения и ссылки. Сначала святой был выслан в Армению, откуда наставлял свою паству в многочисленных письмах. Но гонители и там не захотели оставить его в покое. Зимой 406 года, когда святитель тяжело болел, поступил приказ перевести его в далекий Питиус (в Абхазии). Терпя грубое обращение со стороны охраны, святой Иоанн три месяца совершал переход к месту новой ссылки. Наконец, в Команах, у склепа святого мученика Василиска, который явился ему в видении и сказал «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», святой Иоанн достиг конца своего земного путешествия. Причастившись Святых Таин, со словами «Слава Богу за все!» он отошел ко Господу 14 сентября 407 года.
См. аудиозапись и книгу (очень рекомендуем!): Крестный путь Иоанна Златоуста
Практические советы
Принято располагать иконы на восточной стене, если такой возможности нет, то можно на любой другой. Расположить их в спальне следует так, чтобы было незатруднительно помолиться изображенному на ней Господу, Божией Матери и другим святым перед сном и сразу после пробуждения.