27 июля чуров день праздник предков

Чур – славянский бог на границе двух миров

«Чур меня!». Вы когда-нибудь слышали или произносили эти слова? Я впервые услышала данную «таинственную» фразу от бабушки, но тогда была слишком маленькой, чтобы задуматься о том, кто же этот Чур, которого люди вспоминают в моменты испуга или удивления. Да и сама бабуля, думаю, мало мне разъяснила бы о странном Чуре, ведь уже несколько столетий его имя стало лишь иногда используемым междометием. Но давайте всё-таки разберёмся, кто такой Чур, ведь он ведёт свою историю из далёкой древности.

27 июля чуров день праздник предковЧур – бог-защитник

Старина и современность

В славянском фольклоре, сохранившимся до наших дней, есть забавная песенка. В ней властитель земель по имени Чур спрашивает людей, раздавая им богатые участки земли. «Кому этот?» – вопрошает Чур. В ответ задорно звучит: «Чур, моё!». После этого добрый хозяин земель окружает новый надел пограничными столбами, передавая его в руки хозяину.

И здесь мне поневоле вспоминаются детские игры, где нужно было выбрать что-то съедобное среди посторонних предметов. Ведущий поднимал изображение яблока, а мы кричали: «Чур, моё!».

Выходит, с детского возраста мы участвовали не просто в игре, а в так называемом обряде, посвящённому не просто богу, а покровителю рода – Чуру. Правда, об этом не знал никто.

Чур на страже границ

Издавна славяне почитали Чура как бога-защитника земельного участка. У пограничного столба насыпался бугорок земли, что значило запрет тревожить межу. Тот же, кто рискнул бы перенести столб в иное место, руководствуясь собственными интересами, непременно поплатился бы – Чур не прощал несправедливости и обмана.

Сама же пограничная полоса между полями тоже считалась священным местом. Без разрешения хозяина участка переступать её было запрещено. В честь Чура в дни празднеств, посвящённых ему, люди исполняли гимны, обходя поле по периметру и гоня впереди скот. Нередко Чуру приносили и дары. Для этого достаточно было оставить молоко или мёд у любого их межевых столбов.

«Деревянный» бог Чур

Но, согласитесь, поклоняться столбу было как-то странно, а потому вскоре у границ полей появляются не просто высокие брёвна, а деревянные изображения Чура. По сути, они представляли тот же столб, на котором были искусно вырезаны суровые глаза бога, прямой нос и линии длинной бороды.

Часто такие изваяния украшали орнаментом-оберегом, призванным усилить могущество Чура. Что интересно, и сегодня в нашем языке живут слова, напоминающие о «древесном» облике Чура – например, «чурбан», «чурбак». Учёные нередко сравнивают Чура с древнеримским богом Термом, что также защищал границы земель и был воплощён в столбах у границ полей.

27 июля чуров день праздник предковЧасто изображения Чура делали на пограничных столбах

Защитник от зла

Исследователь-фольклорист А.Афанасьев отмечает и другую, не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Он считался олицетворением огня, что пылал в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семейства, по сути, очень могущественным домовым.

Чур помогал не только сохранить уют в жилище и принести лад в дом, но и оберегал своих подопечных от злых сил. Вот откуда взялось то самое «Чур меня!».

Если человек был напуган странным явлением, какими-то необъяснимыми, «чертовскими» событиями, он произносил заветные слова. Они воплощали в себе призыв к богу-хранителю. Чур охватывал того, кто просил помощи, невидимым и непроницаемым кольцом, преодолеть которое было не под силу чертям.

Чур – это наши предки

Надо сказать, что Чур не занимал высокое положение среди славянских божеств, однако это не умаляло его роли в жизни людей. Нередко его сравнивали с хранителем тайны границ между мирами. Лишь благодаря Чуру духи из потустороннего мира не пересекали заветной черты, чтобы разрушить мир живых.

Иногда Чура сравнивали с духами умерших предков. Как отмечает в своих работах О.Ключевский, нередко имя Чура приписывали обожествлённому предку семейства или целого рода. Это мы можем заметить в старинном слове «пращур» («предок»).

Древние славяне были мудрым народом с высоким уровнем духовности, а потому верили в могущество душ прародителей. Чур мог принимать облик предков, приходя к человеку во снах и предупреждая его об опасности. Этого бога можно было встретить в поле, неподалёку от межевой черты.

Описывали Чура по-разному: то он принимал облик старика с длинной седой бородой, то становился светловолосым юношей. Главная особенность Чура в самых разных обличьях – яркие глаза цвета неба.

Что примечательно, Чур мог становиться и удивительным зверем – волком с голубыми глазами. Зла этот бог никогда не творил, а к людям приходил с вестями. Иногда за помощью в спасении народа он обращался к Велесу. Уже не раз замечаю, что эти два бога были наиболее близки к проблемам смертных.

Чуров День

Конечно, такой бог-защитник не мог обойтись без праздника, посвящённому ему. Главным днём чествования Чура было 27 июля. В Чуров День, как называлось это празднество, народ отправлялся к межевым столбам с дарами.

Хозяйки варили кутью, которая считалась самым любимым угощением бога. Главы семейств проходили вокруг своих земельных владений, прося бога освятить их поля. Завершался день ужином в семейном кругу, где каждый произносил заветное слово – имя Чура.

27 июля чуров день праздник предковОберег Чура

Оказывается, «Чур меня!» в старинном понимании звучало как молитва к древнему богу. И пусть Чур не участвовал в эпических битвах богов, не был покровителем воинов или царей, он довольствовался своим призванием. В защите свыше нуждается не только весь народ, но и отдельные семьи, которые и оберегал Чур. Разговорное упоминание (пусть и неосознанное) об этом боге прошло через многие века, сохранившись до сих пор.

Источник

27 июля славянский праздник в честь бога Чура

27 июля чуров день праздник предков

Наверное, многие помнят своё детство, подвижные игры и возгласы – чур, я в домике! Чур, я первый! А от взрослых порой доводилось слышать: «чур, меня!»

Лично я тогда и не задумывалась, что это за возглас, откуда он пришёл и что значит. И даже была удивлена, узнав, что Чур, это древнеславянское языческое божество и что 27 июля отмечается основной славянский праздник в честь бога Чура.

Оказывается, Чур, покровитель границ и домашнего очага, он хранит обычаи рода и охраняет частную собственность.

В. О. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ».

По преданиям, Чур, является внуком Сварога и Лады, сыном Пелена, или Оберега. Под его покровительством и охраной были границы поземельных владений.

В старину земледельцы на межах своих участков насыпали земляные бугры, огораживали их частоколом, это ограждение считалось неприкосновенным, и никто не смел его переступить, и тем более срыть, под страхом вызвать гнев охраняющего его божества.

Позднее стали ставить на границе своего участка крупные камни или стволы деревьев на незначительном расстоянии друг от друга.

В специальную яму, вырытую здесь же, клали горячие угли, хлебные зерна, испечённый хлеб, лили мёд и вино.

По преданиям Чур не только охранял границы, но и иногда показывался в местах освящения родовых границ.

Чура боялись не только недобрые люди, желающие захватить чужое, но и враждебные духи.

Позднее на межах стали ставить изображение самого Чура. Бога вырезали из брёвен, рядом ставили и свои семейные знаки, чтобы все видели и знали, кому именно принадлежит земля и кому покровительствует присутствующий видимо или невидимо Чур.

Порубежный камень называли так же – Куммиром.

В специально установленные для ритуалов дни глава семейства по этой черте, обходил владения рода, пел гимны и приносил дары божеству.

Этот ритуал сохранялся и в более поздние времена.

У межевого камня выкапывалась яма и в день Чура приносилась треба вином, мёдом, молоком.

На праздник Чура нельзя было уходить далеко от дома, даже работать можно было только у себя во дворе, тем самым отдавая дань почитания Чуру.

Чуру подчиняются и все домовые. Поэтому, ставя блюдечко с молоком для домового или угощая его кусочком пирога, наши предки оказывали этим уважение и самому Чуру.

По древней славянской легенде когда-то давным-давно Велесово войско защитников нашего мира разделилось на две части.

Половина этого войска осталась на небе, а вторая половина спустилась на землю, чтобы помогать людям, защищаться от всевозможных бед. Среди тех, кто спустился с неба был и бог Чур.

Когда Сварог создал землю, он поручил своему внуку Чуру разделить её между людьми. И вот, когда Чур появился перед людьми, они стали кричать – «Чур, мне! Чур, моё». И с тех пор они не могут успокоиться и всё выкрикивают эти фразы.

Чур раздал людям наделы земли и повелел выстрогать из деревьев бревна, которые обозначили бы границы каждого землевладения. Передвигать эти брёвна и захватывать чужую собственность он запретил под страхом своего гнева.

Говорят, что сначала люди боялись божественного гнева и эти брёвна называли Чурами. А потом потеряли страх, стали отнимать землю у ближних и дальних, а знаки, что называли Чурами, стали называть чурками.

Но, как говорят предания, бог Чур никуда не делся, этот строгий небесный хранитель по-прежнему хранит Рубежи и Межи и пишет в свою небесную книгу имена всех нарушителей.

Вот только со времён сотворения земли и раздачи её в собственность расам и родам прошло так много времени, что стёрлись не только порубежные межи, но и все неприкосновенные границы и никто не знает, переступает он их или нет. И где теперь стоит Куммир, ведает, наверное, только сам всеведущий Бог-Охранитель.

Поэтому перейдём от границ земельных к границам духовным. Ведь Бог Чур охранял не только имущество человека, но и его самого от тёмных сил, лихих людей и всего недоброго.

Для того чтобы заручиться защитой Чура, достаточно, по словам парапсихологов и сейчас только произнести вслух: «Чур, меня!» то есть «Чур, оберегай меня!». И он охранит от недобрых помыслов, от чужих злых и завистливых мыслей, от сплетен, чёрного глаза и прочих тёмных энергий.

А если дело касается имущества, то «Чур, моё!».

27 июля чуров день праздник предков

Года два назад моя знакомая жаловалась мне, что её соседи по дачи постоянно, то забор её сдвинут, то кур своих на её участок пустят, то помои выльют прямо под забор. Я тогда рассказала ей про Чура и она, отчаявшись, попросила знакомого вырезать ей из бревна фигурку, назвала его Чуром и поставила возле забора.

Не знаю, совпадение это или ещё что-то, но соседи рядом с её забором на расстоянии метра поставили ещё один забор, посадили ещё там живую изгородь, и теперь она оказалась избавленной от их посягательств. А фигурку Чура она ходит и лелеет и благодарит за охрану.

Но, как оговариваются маги, помогает Бог-Охранитель Чур тем, чьи собственные помыслы чисты, кто не занимается колдовством, не желает зла ближнему своему.

Однако, как говорят мудрые люди, в экстренных случаях при возникновении какой-либо опасности, обратиться к Великому Богу-Охранителю могут все и зачураться, сказав: «Чур меня, Чур!» Говорят, что он не отказывает.

Древние старики говорили, что Чура боятся и черти, и мелкие бесы, и земные злодеи. Просто в последние столетия редко кто обращается к нему за защитой. В древности же без Бога Чура не проводился ни один обряд очищения и защиты.

Думаю, что при желании и сейчас можно уважить Чура и 27 июля, если не надо спешить на работу, посидеть дома.

Тем, кто живёт в частном доме проще задобрить бога хранителя. Например, положить угощение на границе своего участка. Маги советуют оставлять кашу, завернув её во что-то тёплое, чтобы она не остыла до полуночи. Чур не откажется от молока, мёда, хлеба. Можно вырыть яму и всё положить туда.

Правда, соседи могут неправильно понять проведение ритуала. Наверное, самое простое угостить домового, а уж он передаст Чуру.

Кстати Чура угощают не только 27 июля, но и 29 марта; 30 июня; 3 сентября.

В старину на семейные праздники ставили угощение не только членам семьи, но и Чуру.

А каждые 12 лет по старинным поверьям хозяин земельного участка должен выражать Чуру своё особое почтение и благодарность за защиту и покровительство.

Интересно, что Бог Границы был не только у славян. Так у древних римлян богом границы был Термин. В честь этого бога и незыблемости границ устраивался праздник — Терминалий. И проходил он 23 февраля.

А славянский Чур хоть и подзабыт нами, всё-таки остался в нашем языке.

Например, в слове вычурный.
Из уроков истории мы помним, что князь Святослав говорил – «Иду на Вы!»
Вот и получается, что вычурный – за границами Чура. То же самое и со словом – чересчур – смысл – это переходит все границы.

Слово – чураться – отгораживаться, проводить границу между чем-то или кем-то и собой, оберегать себя.

Пусть в нашей жизни будет поменьше того, чего нам пришлось бы чураться и путь нас всегда бережёт и хранит Бог-Охранитель Чур.

Источник

Чуров день — летний праздник Предков

27 июля чуров день праздник предков

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)

Чуров день 27 июля

Слово «Чур» и в языке сохранилось до сих пор. При появлении чего-то, угрожающего жизни, потустороннего, пугающего люди кричат: «Чур меня!», призывая помощь предка-хранителя – и навья развеивается без следа. Сила Чура – Хранителя Людей, давно известна. Чур — это изначальный Предок, который может являться и хранителем каждого отдельного рода. Ему приписывали множество человеческих качеств — он может гневаться и наделять милостью, может печалиться и радоваться. 27 июля Чуров день — праздник Предков.

Чурам ставили кумиры в специально отведенных местах, начиная домашнего алтаря и заканчивая священными рощами. Кумирами отмечали границы своих владений — на межах. Само изваяние воплощает три мира – Прави (лик божественный), Яви (облик телесный при жизни, причем необязательно человечий) и Нави (со знаками Чура). Таким Чурам приносят верчи в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов, но никогда – мяса и крови.

Чуров день праздник Предков 27 июля проводили вместе всей семьёй — сначала обходили свои владения, приносили верчу-требу кумирам, потом все возвращались домой на семейную трапезу.

Именно в этот день нужно объединяться всей семьёй, чтобы показать уважение Чуру-первопредку. Поминали в Чуров день праздники всех ушедших людей в лице Чура — всех Предков рода.

Вот вам подарок от «Северной сказки» к Чурову дню — сказка Ольги Бояновой, как раз об этом дне, в далёкие сказочные времена, в стране Северной.

27 июля чуров день праздник предков

«Сказка о ДЕВОЧКЕ И МЕДВЕЖАТАХ»

Дождался Славка, когда липень-июль пришёл, к деду Матвею пристал:

— Дед, уговор дороже денег! Обещал, так рассказывай!

Деда на это дело легко было уговорить. Чуть освободился вечерок, моргнул внуку:

Для Славки наладить самовар — дело привычное. Раз-два и зашипел, запыхтел двухведёрный. И семья вся подтянулась. Вечерком чаёк да с молодым медком — самое то. Чай пьют, разговоры ведут, на деда поглядывают, быличку ждут. И вот, наконец-то прозвучало:

В деревнях-то дети быстро становятся самостоятельными. Только из люльки выползет — и вперёд, в самостоятельную жизнь! Ну, ясное дело, старшие приглядывают за малыми, но, чтобы с рук не спускать, тюшкать да баюкать, это ни к чему. Накормить, да проследить, чтоб не забрался куда малец, это, оно, конечно. А развлекать некогда. У самой ребятни всякого дела не переделать, не до тюшканья. Вот и девчонка, о которой речь пойдёт, так и росла сама по себе. Как чуть подросла, только-только ходить научилась, к старшим стала прибиваться. Без разницы ей около кого крутиться — то к девчатам прилипнет, то в мальчишечьи игры влезает. И не отгонишь. Прогонят, бывало, прочь, покрутится немного в сторонке и опять тут как тут. Смолой прозвали. Так это имечко к ней и присмолилось. По-другому никто девчонку и не называл.

Готовилась как-то деревня к Чурову дню. День этот и для поминовения предков, ушедших в Навь делался, и для того, чтобы самого Чура — Хранителя всего рода людей, почтить. Души-то дедушек-бабушек с Неба на своих потомков смотрят, да готовятся вернуться-возродиться в своих будущих внуках-правнуках, а Чур — Первопредок частенько сам здесь ходит, за порядком присматривает — чтобы каждый своё берёг, а на чужое не зарился. Стоит на страже порядка, так сказать. Сила Чура — сильнее человеческой, божественная. Народ-то издавна «зачуривался»: «Чур меня, чур охрани меня!», чуры из дерева, кости и глины обожжённой ставил на алтаре, да в его лице всех Предков рода почитали, блинами да яйцами кормили.

Готовилась и в этот раз в семье Смолкиной через три дня пойти всем вместе, да выкопать ямку на меже своего посевного участка, вылить туда кринку молока, да вернуться всей семьёй домой, показывая Чуру своё единство, тем самым выказывая уважение.

Но это только в конце недели, а до того деревенские ребята, как всегда летом, пользовались вольницей да хорошей погодой. И вот прилипла Смола к стайке девчонок, что по ягоды собрались.

Те уже в лес вошли, как видят, что и Смола тут. Одну её в деревню отправлять, себе мороки больше. Отгонишь чуть, а она тут же следом тянется. Вот, как ягодники начались, и сунули ей в руки туесок: «На, клади сюда ягоды, отвяжись только!». Показали, как это делается. Девчонка-то она была неглупая, училась быстро, ягоду собирать ей понравилась, ну и отстала от старших.

Июль или Липень по-нашему, самый ягодный месяц. Клубника, правда, отходить уже начала, но зато вкус настоящий в ней проявился. Слаще и душистее мёда каждая ягодка на вкус. Ягодные полянки и искать не надо было. Где солнышко пробивалось сквозь листву, там и ягоду смотри. Самая же рясная была около пней да муравейников. Девчонка быстро разобралась, что хоть у муравейников ягодных кустиков росло больше, но лучше от них подальше держаться. И набрела на хорошее ягодное место. Склон небольшой горки весь клубникой покрыт, ягодка к ягодке. Ягодные кустики низко у земли стелятся, каждой ягодке кланяться приходится. Ну, девчонка и пристроилась на коленках ягоду рвать. Туесок впереди себя толкает, две ягоды в рот, одну в туесок.

Так и ползёт себе потихоньку. Ягодка за ягодкой, туесок почти наполнился. Вдруг слышит, кто-то над самым ухом чавкает. Сначала и не обратила внимания. Чавкает и чавкает, не до того. Но ещё проползла чуть-чуть, наткнулась на что-то тёплое и мягкое. Глянула, а это непонятно кто, с неё ростом, но мохнатый. Девчонка-то малая ещё была, но поняла, что животина какая-то. С собаками, поросятами, телятами она уже знакома была, не боялась нисколько. Так и тут не забоялась. Она на эту животину глядит, а та на неё. Поглядели — поглядели, да опять за ягоды принялись. Вы-то точно догадались, что эта животина — медвежонок был самый настоящий, только малый ещё, людей не видел и девочки не испугался. Ягоды с кустика рвёт и чавкает, пережёвывает, значит. Смоле смешно стало, как он ртом ягоду срывает, сама так попробовала, не понравилось. Рукой лучше. Набрала в ладошку ягод, предложила новому знакомцу. Тот языком слизнул в момент, ещё просит. А тут и второй, такой же, подкатился. Сразу всё разнюхал, тоже тычется, показывает, и мне, мол, дай. Делать нечего, отсыпала в ладошку из туеска, протянула и этому. А тут и первый свою долю требует. Тоже угостила.

А медведица, что неподалёку ягодой лакомилась, хватилась своих медвежат. И видит — оба её сыночка с ладошки у человеческого детёныша ягоды едят, а детёныш обнимает их, ласкает. Медведица-то уже не молодая была, всякого повидала, сразу поняла, что её детям вреда никакого не будет. Поглядела и давай опять кормиться. А медвежата видят, мать не сердится, назад их не отзывает, тоже поняли, что всё хорошо. Поели, а потом играть начали. Катаются по траве, кувыркаются, и девчонка с ними. Так весь день и провели. Поедят — поиграют. К вечеру медведица выбрала местечко поудобнее, прилегла. Медвежата к ней, Смола, конечно, за ними. Те в материнский бок уткнулись, соски отыскали и давай молочком кормиться. И девчонка туда же за ними. Тоже давай сосать. Помнит ещё материнскую грудь, вот и тут пристроилась. А медвежье молоко жирное, сладкое. Очень ей оно понравилось. Медведице же, видать, всё равно было, двое ли, трое ли сосут, всем молока хватит. Наелись, тут же у тёплого медвежьего бока и заснули, да до утра и проспали.

Малые Боги, лесные Духи, что здесь в кустах обитали, всё это видели, но не вмешивались, утра дождались. Утром глядят, медведица опять на ягоды медвежат привела, девчонка тоже с ними. Ягодками кормятся, друг с дружкой кувыркаются, ну, прямо, одна семья. И так до вечера. А вечером снова медвежата насосались молочка и спать у матери под боком. А девчонка уже по-хозяйски распихала братишек и между ними в тепле пристроилась к медвежьему боку. И на утро — снова да ладом. Медведи ягоду рвут да чавкают, девчонка от них не отстает.

Посовещались малые Боги, дядьку Лешего, Хозяина Леса, известили. Посчитали, что непорядок это. Неприятность всему Лесу может выйти. Леший выслушал, похвалил, пошёл сам глянуть. Видит, действительно, как одна семья.

Он медведицу-то и спрашивает:

— Ты, Праскева Топтыговна, в дети что-ли девчонку-то взяла? И молоком своим поишь! Или как?

А та отвечает очень весело:

— А пусть живёт! Смотри, как им весело вместе! Мне нравится.

— Так, — посуровел Хозяин, — вроде не первый год живёшь, а глупости говоришь. Забыла, что бывает с теми людьми, что медвежьего молока напьются?

— Экая беда! — веселится Праскева Топтыговна. — Одним человеком меньше, зато одним медведем в Лесу больше!

— Вперёд-то загляни, — сердится Леший, — какой медведь с телом человека? Зима на носу. А шубейка-то у неё поплоше, чем у твоих медвежат. В берлогу тоже с собой возьмёшь? Люди-то не умеют всю зиму спать! Вот и помрёт, то ли с голоду, то ли с холоду! А отвечать за её жизнь придётся тебе, да твоим детям! Сообразила?

— А что же теперь делать, дядечка Леший? — растерялась медведица.

— А то, что в деревню нужно отправить, пока не поздно, пока ещё почистить её от твоего молочка смогут! Почему-то ещё не хватились девчонку, криков не слышно.

— Как же я её отправлю? Видишь, как прилипла!

— Сделаем так. Ты с детьми потихоньку двигай к опушке Леса, чтобы деревня была видна. Девчонку выпихни на дорогу, а сами бегом назад. Она дома увидит и пойдёт в деревню.

Так и сделали, как Леший сказал. Да только так не получилось. Как вышли на дорогу к деревне, медведица Смолку вперёд подтолкнула — иди, мол, домой. Та и пошла. Но оглянулась, увидела, что дружки в Лес уходят, ну и за ними.

Так до вечера и развлекались. Её туда, она оттуда. Смотрел-смотрел дядька Леший на эти дела, да и говорит:

— Иди-ка ты, Праскева Топтыговна, опять в Лес. Девчонку с собой возьми. Пока ей около тебя побезопаснее будет. А я разузнаю, что за дело такое. Третий день малая в лесу, а никто не ищет.

Велел он сороке-белобоке лететь в деревню, во всех дворах у Дворовых поспрашивать, кто девчонку потерял. Облетела всех сорока, повыспрашивала. Это у неё любимое дело было — новости узнавать да сплетни переносить.

— Нет, — стрекочет, — никто девчонку не ищет, а в одном дворе дитёнок народился, все там крутятся.

— Так, теперь кое-что понятнее стало! Вон оно, значит, как повернулось. Некому, видать, пересчитывать, все ли дети дома. Около матери с новорожденным толкутся! А лети-ка ты теперь в тот двор, где младенец народился, да с Домовым потолкуй. Скажи ему, что Хозяин Леса просит его, как стемнеет, к околице выйти. Да смотри, вежливо скажи, что просит, мол! Они, эти малые Боги, все с характером. Что не так, так и начинают шалить да куролесить.

Сорока всё исполнила, как Леший наказал, от себя хотела пару слов сказать, да поостереглась. И впрямь, осерчает Домовой на эти слова, повыдергает ещё перья из хвоста!

Вечером оба встретились у околицы. Леший не любил в деревню заходить, Домовой лесных Духов остерегался. А у околицы — в самый раз. Ни вашим, ни нашим. Будет цело, как битое яйцо.

Леший уважительно поздоровкался и спрашивает:

— Скажи-ка, брат, прошлую ночь все ли дома у тебя ночевали, не потеряли ли кого?

— А это как считать. Девчонка одна куда-то запропастилась, но я рад, не нарадуюсь. Вреднючая была, пакостила, как могла, хоть и маленькая. Но зато младенец народился. Сколько убыло, столько и прибыло. Значит, в доме порядок. Остальное не моё дело, — важничает Домовой.

— Даааа, — призадумался дядька Леший. — Разговор не получается. Зайду с другого бока. А вот, если кто-то из твоей семьи, где ты Хозяин, в Лесу заблудился и дорогу домой не знает, то тогда как?

— А тогда просят Чура, Хранителя рода человеческого, с лесными Богами потолковать, чтобы те того, кто заблудился, на дорогу вывели.

— Ясно, но не совсем. А вот если тот, что заблудился, не хочет домой идти, то, что тогда?

— А тогда сам Чур-батюшка с ним разговор ведёт, причину узнаёт и решает, что с этим делать.

— Вот, уже яснее! А можешь ты, брат, пригласить сюда Чура, нужно мне с ним побеседовать.

— Нет. Этого я не могу сделать. Чура только люди зовут, у кого дело к нему есть. Прощай, Леший! Некогда мне тут с тобой лясы точить, зачем, да почему. Сам разбирайся! Придёт беда — купишь ума.

— Вот-те на! Приехали! — Леший аж сплюнул с досады. — И что теперь? В корзину посадить, да во двор принести? Так опять убежит! Сладкое медвежье молоко всю жизнь будет девчонку к медведям тянуть. А это против всякого порядка! Люди должны людьми быть, а не медведями!

Так стоял Леший, раздумывал, что делать дальше, как вдруг услышал, кто-то говорит тихонько:

— Или мне показалось, или кто-то с Чуром хотел поговорить?

Обернулся Леший, сразу понял, что это Чур с ним и говорит, Хранитель рода человеческого.

— Будь здраве, Чур! Как ты здесь кстати оказался! А я ломаю голову, как до тебя достучаться!

— Твоя вестница-сорока на всю деревню стрекотала, про девчонку, про медведей, я заинтересовался. Потом слышу, Домовому передаёт твою просьбу встретиться. Я решил поприсутствовать. Ничего, что со стороны ваш разговор послушал? Много полезного для себя узнал!

Леший пожал плечами, сделал равнодушное лицо:

— И что же новенького узнал?

— Очень много, что переменило моё мнение и о тебе, и о Домовом!

— Интересненько! Может, скажешь?

— Скажу! Раньше я думал, что Домовой — первый мой помощник! Оказывается, нет. Девчонка домой не пришла, а он рад. Что с ней, ему без разницы. Отговорка — счёт сошёлся. В доме сколько людей было, столько и осталось! Это же надо! Защитник дома! Выгоню прочь, не знаю только куда.

— Да не расстраивайся! Они все такие, что Домовые, что Дворовые. Своё дело делают, а больше того, что могут, требовать с них бесполезно.

— Да, пожалуй, ты прав, Леший! А вот насчёт тебя я был не прав. Считал, что ты любишь вредить людям, опасен для людей. А ты о маленькой девочке заботишься, чтобы домой вернулась. И даже больше. Тебя её будущее беспокоит, потому что, испробовав медвежьего молока, она станет уязвимой для всякого колдовства.

— Я рад, что ты это понял, Чур. Не суди по приезду, суди по отъезду! Мы же с тобой делаем одно дело. Ты защищаешь людей, охраняешь их, а я наказываю только тех, кто сворачивает с пути Прави.

Леший даже как-то смутился от такого откровенного разговора, редко вот так по душам приходилось ему разговаривать с Чуром, древним Богом и Хранителем людей. И он перевёл разговор на другое:

— Так как мы эту девчонку заставим вернуться домой? Не хочет от медведей уходить.

— Молоко, видать, действовать начало. Маленькая ещё, вот молоко уже и держит. Да и уродилась такая прилипчивая. Не зря Смолой зовут. Придётся мне чары на ней испробовать. Недаром завтра Чуров день настаёт — все должны с семьёй быть, хозяйство осматривать, да пересчитывать. Завтра с утра и займёмся. Встретимся на опушке. Ты с медведицей разговор веди, а я девочкой разберусь.

Назавтра весь Лес уже знал, что Леший и Чур перестали враждовать, и вместе отведут подружку медвежат в деревню.

Для медвежьей семьи утро началось, как и в прошлые разы. Насосавшись молока, вся троица отправилась закусить сладкой ягодкой, да покувыркаться на склоне. К медведице, которая тут же завтракала ягодами, подошёл дядька Леший.

— Будь здраве, Праскева Топтыговна, так что делать-то будем с приёмышем? Всё же попробуем в деревню отправить? Её не искали, потому что матушка её приболела, младенца рожаючи. Не до других детей было. А сейчас, как с родами управилась, девчонки хватилась. Мечется, просит народ в Лес отправиться, пропажу искать. Может, опередим народ, да переправим девочку домой?

Медведица не на шутку испугалась. Как представила мужиков с вилами да рогатинами, да как у медвежат девочку отбирать начнут, да и её детей тоже прихватят заодно, так прямо ноги подкосились.

— Дядька Леший, да разве я против? — прямо-таки как баба в деревне заголосила Праскева. — Да не идёт она домой, сам видел, назад бежит. Что тут я могу сделать!

— Можешь, — веско произнёс Хозяин Леса. — Не вмешивайся, медвежат своих отзови, чтобы тихо сидели. А с девочкой ничего плохого не случится. Я самого Чура, Хранителя людей, позвал её забрать, да домой отправить. Так что будь спокойна, девочка не пострадает.

— А медвежат он не заберёт? — обеспокоилась медведица.

— Я прослежу за этим. Мне-то ты веришь?

— Верю, батюшка Леший!

— Вот и договорились. Помни, не вмешивайся!

И медведица, почти успокоившись, стала смотреть, что же будет дальше. А на поляне вдруг появился белый волк. Он медленно стал приближаться к играющей троице. У медведицы шерсть на загривке встала дыбом, она зарычала, встала на задние лапы и пошла на волка.

— Не вмешивайся! Всё в порядке. Это же Чур, — услышала она голос Лешего. Но не поверила и продолжала наступать. Вдруг какая-то сила скрутила её, не давая двигаться.

— Ах, Праскева Топтыговна, Праскева Топтыговна! Ведь просил же не вмешиваться! Полежи теперь в тенёчке, успокойся!

Эта же сила перенесла медведицу как пушинку и уложила под кустиком. А медвежата, даже и не обратили на мать внимания, не заметили, как она бежала, как страшно рычала. Вообще ничего не услышали, а во все глаза смотрели на белого волка с синими глазами. Он, не спеша, подошёл и лёг прямо перед девочкой. А та, как этого и ждала. Забралась на волка, стала перебирать шерсть, теребить за уши. Тот поднялся, девочка и не думала слезать, только вцепилась ручонками в густую волчью шерсть. Лес замер и с тревогой стал ждать, что дальше-то будет? Не часто приходилось ему видеть такую картину: все как будто замерли на минуту — волк с девочкой, медвежата странно тихие и молчаливые, спящая медведица и сам Хозяин Леса чуть в стороне. Потом Леший махнул рукой, прощаясь, волк с девочкой исчезли с поляны, медвежата завизжали и бросились к матери, та вскочила, грозно огляделась, но дети её были целы и невредимы, больше её пока ничего не волновало. Успокоила медвежат и повела их подальше от опасного места. Леший тоже отправился по своим делам, Лес вздохнул облегчённо, ожил, и всё стало в нём по-прежнему.

А белый волк с девочкой вдруг возник во дворе дома, где жила Смолка. Обернулся старичком с синими глазами, передал девочку отцу, что выскочил из избы, и сказал:

— Знахарку позови. Скажи, девочка напилась медвежьего молока, очистить надо. Веселина знает, как.

Только тогда люди догадались, что это был сам Чур, Хранитель рода людского.

Время шло. Девочка подрастала. Обидное детское прозвище забылось и превратилось в красивое женское имя Смоляна. И всё у неё в жизни хорошо сложилось: работящий и любящий муж, крепенькие здоровые дети. Вот только замечали люди, что каждый год в Чуров день что-то неладное с ней происходило. Главы семей в этот день обходили свои владения по рубежной черте, гоня перед собой скотину, пели славления и приносили дары к изображению Чура:

— Чур — чурила, стар — перестар,

Ты ходи-ходи похаживай,

Ты води-води поваживай,

Ты гляди-гляди поглядывай,

Всяко зло от мене отваживай!

Считалось, что нельзя в этот день находиться вдали от дома, вся семья должна единиться и сплотиться против чужого. А Смоляна уйдёт в лес и ходит там. То ли ищет кого, то ли вспоминает что-то, да никак и не может вспомнить. Видать, крепко держит медвежье молоко!

Дед Матвей закончил петь быличку, проследил, как Славка вписал в календарь: «Июль-Липень Сказка о девочке и медвежатах», и сказал:

— Смотри, Славка, не пей медвежьего молочка, медвежонком станешь!

И засмеялись оба, довольные.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *