25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспорта

6 фактов о первой в мире пассажирской железной дороге

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспорта

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспорта

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспорта

1. Железная дорога была построена в северо-восточной Англии и соединила города Стоктон на Тисе и Дарлингтон. Трасса имела длину 40 километров. Изначально эта дорога предназначалась для вывоза угля с угольных шахт в округе Дарлингтона к порту в Стоктоне, где уголь грузили на корабли.

2. Проект железной дороги был создан инженером и конструктором Джорджем Стефенсоном, уже имевший опыт эксплуатции и управления железными дорогами в Килингуорте.

3. На наиболее крутом уклоне были установлены две стационарные паровые машины, для тяги поездов посредством лебедки, в дальнейшем от этих машин отказались, ибо паровозы продемонстрировали полную способность к самостоятельному ведению поезда даже на крутых уклонах.

4. Первым локомотивом для работы на дороге стал паровоз Джорджа Стефенсона Locomotion № 1, построенный на его собственном заводе, а первым составом — пассажирский поезд, перевезший около 600 пассажиров. Первые 19 километров пути были преодолены им за два часа. Самыми первыми пассажирскими вагонами стали переоборудованные вагонетки для перевозки угля.

5. В 1833 году дорога была продлена до Мидлсбро, что ускорило перевозку угля, так как тамошний порт располагал более глубоководной гаванью, нежели Стоктон. На дороге были построены вторые пути, внедрена сигнализация, принятая как образцовая при строительстве новых железных дорог по всей Великобритании.

6. В 1863 году Стоктон-Дарлингтонская железная дорога была объединена с Северо-Восточной железной дорогой, с включением железнодорожных сетей Лондона и Северо-Восточной железной дороги. Дорога и поныне находится в эксплуатации и управляется компанией Northern Rail.

Источник

1825 год в истории железнодорожного транспорта

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспорта

События

Новый подвижной состав

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «1825 год в истории железнодорожного транспорта» в других словарях:

1826 год в истории железнодорожного транспорта — 1824 1825 1826 1827 1828 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1826 году … Википедия

1880 год в истории железнодорожного транспорта — 1878 1879 1880 1881 1882 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1880 году История метрополитена в 1880 году … Википедия

1896 год в истории железнодорожного транспорта — 1894 1895 1896 1897 1898 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1896 году История метрополитена в 1896 году … Википедия

1827 год в истории железнодорожного транспорта — 1825 1826 1827 1828 1829 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1827 году … Википедия

1886 год в истории железнодорожного транспорта — 1884 1885 1886 1887 1888 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1886 году История метрополитена в 1886 году … Википедия

1878 год в истории железнодорожного транспорта — 1876 1877 1878 1879 1880 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1878 году История метрополитена в 1878 году 1878 год в истории железнодорожного транспорта … Википедия

1828 год в истории железнодорожного транспорта — 1826 1827 1828 1829 1830 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1828 году … Википедия

1839 год в истории железнодорожного транспорта — 1837 1838 1839 1840 1841 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1839 году … Википедия

1840 год в истории железнодорожного транспорта — 1838 1839 1840 1841 1842 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1840 году … Википедия

1841 год в истории железнодорожного транспорта — 1839 1840 1841 1842 1843 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1841 году … Википедия

Источник

1825 год в истории железнодорожного транспорта это:

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспорта

События

Новый подвижной состав

Примечания

Смотреть что такое «1825 год в истории железнодорожного транспорта» в других словарях:

1826 год в истории железнодорожного транспорта — 1824 1825 1826 1827 1828 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1826 году … Википедия

1880 год в истории железнодорожного транспорта — 1878 1879 1880 1881 1882 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1880 году История метрополитена в 1880 году … Википедия

1896 год в истории железнодорожного транспорта — 1894 1895 1896 1897 1898 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1896 году История метрополитена в 1896 году … Википедия

1827 год в истории железнодорожного транспорта — 1825 1826 1827 1828 1829 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1827 году … Википедия

2007 год в истории железнодорожного транспорта — 2005 2006 2007 2008 2009 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 2007 году История метрополитена в 2007 году 2007 год в истории железнодорожного транспорта … Википедия

1886 год в истории железнодорожного транспорта — 1884 1885 1886 1887 1888 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1886 году История метрополитена в 1886 году … Википедия

1878 год в истории железнодорожного транспорта — 1876 1877 1878 1879 1880 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1878 году История метрополитена в 1878 году 1878 год в истории железнодорожного транспорта … Википедия

1839 год в истории железнодорожного транспорта — 1837 1838 1839 1840 1841 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1839 году … Википедия

1840 год в истории железнодорожного транспорта — 1838 1839 1840 1841 1842 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1840 году … Википедия

1843 год в истории железнодорожного транспорта — 1841 1842 1843 1844 1845 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1843 году … Википедия

Источник

Этот день в истории: 26 декабря 1825 года — восстание декабристов

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспорта

26 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга произошла попытка государственного переворота. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части чтобы не допустить вступления на трон Николая I, однако попытка не увенчалась успехом — верные трону войска подавили мятеж с помощью артиллерии.

В первой четверти XIX века Россию будоражат революционные настроения. Основной причиной этого было то, что наиболее прогрессивно настроенная часть дворянства была разочарована правлением Александра Первого, который, не смотря на свои обещания (даровать народу конституцию) на деле ни на йоту не ослабил абсолютизм. Определённая часть российского правящего класса именно в этом видела основной тормоз в развитии страны и стремилась покончить с вековой отсталостью России.

Росту этих настроений в немалой степени способствовал освободительный поход в Европу после войны 1812 года. Ознакомившись с различными политическими движениями на Западе, передовое русское дворянство решило, что именно крепостное право — причина отсталости государства. Российское крепостничество воспринималось остальным миром как оскорбление национального общественного достоинства. Большое влияние на взгляды будущих декабристов оказали просветительская литература, русская публицистика, а также идеи западных революционных просветителей.

Именно после окончания Наполеоновских войн в Европе, когда уже отгремело Ватерлоо, революционные настроения в России стали превращаться в практические деяния. В феврале 1816 года в Петербурге возникло первое тайное политическое общество — «Союз спасения», которое ставило перед собой цель уничтожение крепостного права в России и принятие конституции. Возглавили его А.Н. Муравьев, С.И. Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Ограниченность сил побудила членов «Союза» к созданию более широкой организации, и в 1818 году в Москве был создан «Союз благоденствия», насчитывающий около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий.

Пути достижений своих целей заговорщики видели в пропаганде своих взглядов, в подготовке общества к безболезненному революционному перевороту. Однако из-за разногласий общество было распущено. В марте 1821 года на Украине возникло Южное общество во главе которого стал П.И. Пестель, а в Петербурге по инициативе Н.М. Муравьева было организовано Северное общество. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации.

В 1823 году началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 года. Однако в результате смерти Александра I в декабре 1825 года возникло междуцарствие и заговорщики решили приступить к активным действиям немедленно, полагая что более благоприятного момента уже не представится. Члены Северного общества решили выступить с требованиями своей программы в день принесения присяги новому императору Николаю I.

26 декабря 1825 года офицеры заговорщики вывели на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга Лейб-гвардии гренадерский, Лейб-гвардии московский, а также Гвардейский морской полки. Общая численность восставших составила около трех тысяч штыков. Этого бы вполне хватило для переворота, история нашей страны круто менялась и при меньшей военной поддержке (так Елизавете Петровне для захвата власти потребовалось всего несколько гвардейских рот).

Но Николай, уже взошедший на престол, был предупреждён о восстании и успел привести к присяге Сенат, что дало ему возможность быстро собрать верные войска, которые вскоре окружили Сенатскую площадь. Сначала с восставшими вступили в переговоры, которые ни к чему не привели, а после того как Каховский смертельно ранил губернатора Милорадовича, верные правительству войска применили артиллерию. Не в состоянии ничего противопоставить граду картечи, мятежники сдались — восстание декабристов было подавлено.

Немного позже (29 декабря) восстал и Черниговский полк, мятеж которого также был подавлен за две недели.

Аресты организаторов и участников восстаний происходили по всей России. По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро — Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол — были повешены. Более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.

Источник

Тем временем: 1825 год в истории

Как американские колонии становились независимыми государствами, японцы боролись с иностранцами, а Дюма потерял штаны на дуэли, пока декабристы готовили восстание на Сенатской площади

В Англии открыта первая в мире железная дорога общественного пользования на паровой тяге

Железная дорога протяженностью 40 километров была проложена в 1825 году на северо-востоке Англии между городами Стоктон-он-Тис и Дарлингтон. Первоначально она предназначалась для вывоза угля из шахт Дарлингтона в порт Стоктона. Это была первая в мире железная дорога с использованием паровой тяги, проще говоря — паровоза. До 1825 года в Великобритании уже существовали железные дороги, осуществлявшие регулярные пассажирские перевозки, но в качестве тягловой силы использовались лошади.

Железная дорога могла быть построена еще в 1821 году, но проект всеми способами тормозили предприниматели, занимавшиеся старомодной перевозкой угля на лошадях. Владельцы окрестных земель также относились к сооружению железной дороги с большим подозрением и распускали слухи о бедах, которые она якобы принесет местным жителям. Однако проект все‑таки был запущен, первый состав отправился 27 сентября. Он состоял из 33 вагонов: 12 из них были загружены углем и мешками с мукой, в остальных сидели пассажиры, более 600 человек, которые всю дорогу восторженно кричали и распевали песни. Для дирекции дороги к составу была прицеплена специальная комфортабельная повозка, похожая на разукрашенный ярмарочный фургон.

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспортаОткрытие Стоктон-Дарлингтонской железной дороги в 1825 году. Гравюра Джона Доббина.
1875–1880 годы
© Stockton-on-Tees Borough Council

Поезд ехал со скоростью 8 километров в час. Перед ним, не слишком торопясь, скакал на лошади человек с флагом. Периодически он обращался к любопыт­ствующей публике с просьбой сойти с путей и не мешать движению состава. Под звуки марша поезд благополучно достиг Стоктона.

В России первая железная дорога появилась только в 1837 году (к этому году протяженность железных дорог в Великобритании составляла уже 2390 км), она обеспечивала железнодорожное сообщение между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском (27 км).

Португалия признала независимость Бразилии

Конец XVIII века стал временем зарождения идей о независимости Бразилии от португальского влады­чества. В 1808 году португальская королевская семья, спасаясь от французских войск, бежала в Бразилию, и даже после разгрома Наполеона король Жуан VI не хотел возвращаться в Европу. В 1815 году управляемое им государство было преобразовано в Соединенное королевство Португалии, Бразилии и Алгарви.

В 1820 году в Португалии случилась революция, приведшая к созданию новой конституции, по которой законодательная власть стала принадлежать не только королю, но и кортесам (парламенту). Король приносил присягу конституции и не имел права распускать кортесы либо отсрочивать время их созыва. Также были провозглашены всеобщее избирательное право для мужчин, свобода личности, неприкосновенность жилища. Это послужило толчком к тому, чтобы свободолюбивые настроения разгорелись и в Бразилии, которая давно вынашивала план об освобождении от португальцев.

В начале 1821 года начались волнения, а уже в феврале в Баие был создан законодательный орган; в ответ на это король Жуан учредил в Рио-де-Жанейро парламент с ограниченными функциями, что еще больше разожгло страсти. 26 февраля на главной площади города собралась толпа восставших солдат и агитаторов и потребовала принятия новой конституции, объявленной кортесами в Португалии. Два месяца спустя в Рио-де-Жанейро был создан Народный конвент; наследник престола Педру собрал войска и разогнал Конвент силой. Революция в Бразилии была подавлена, но король Жуан окончательно потерял авторитет. 22 апреля 1821 года он назначил своего сына регентом и уехал из Бразилии в Лиссабон.

В последующие несколько лет на территории всей страны разгорелась война. Жуан VI сопротивлялся как мог и в течение почти четырех лет не признавал независимости Бразилии, тем самым только продлевая кровопролитие. Но из‑за неспокойной обстановки в самой Португалии король не мог и не хотел посылать войска в колонию, и с каждым годом количество людей, воевавших в Бразилии на стороне португальской короны, уменьшалось.

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспортаПровозглашение независимости Бразилии императором Педру I в 1822 году. Картина Франсуа Рене Моро. 1844 год © Wikimedia Commons

Поэтому в 1825 году при посредничестве Великобритании в Рио-де-Жанейро был подписан португальско-бразильский договор, в соответствии с которым Португалия признавала независимость Бразильской империи. Однако формально Бразилия по‑прежнему оставалась под властью португальского королевского семейства. Жуан VI оставался королем Португалии и Алгарви и носил титул императора Бразилии до своей смерти в 1826 году.

Суверенность досталась Бразилии в прямом смысле слова дорогой ценой. Согласно секретному дополнению к договору, она была обязана выплатить 1,4 миллиона фунтов стерлингов португальского долга Британии и компен­сировать расходы в размере 600 тысяч фунтов стерлингов самой Португалии. При этом новообразовавшаяся империя должна была сохранить торговые пошлины Британии и Португалии на бразильском рынке и обязалась в будущем запретить работорговлю.

В пригороде Парижа Александр Дюма принял участие в первой в своей жизни дуэли

До сих пор неясно, кем и по какой причине она была назначена. Единственный доподлинно известный факт — во время поединка с Александра Дюма спали штаны. Писатель вообще обладал вспыльчивым нравом, и впоследствии ему не раз приходилось защищать свою честь с помощью револьвера.

В Японии был издан приказ морской страже убивать на месте иностранцев, высаживающихся на берег

Отношение к иностранцам в Японии испортилось еще в XVII веке. Причина тому — Симабарское восстание, во многом вдохновленное европейскими миссионерами.

В 1637–1638 годах христианское население японского княжества Симабара восстало против жестокостей и притеснения правителя острова. Повстанцы захватили старинный замок, водрузили на нем христианские знамена и кресты и десять месяцев оборонялись от многократно превосходивших их по числен­ности правительственных войск. После подавления восстания было обезглав­лено более 37 тысяч повстанцев и сочувствующих им.

25 сентября 1825 года день рождения железнодорожного транспортаРуины башни Таканику на острове Такетоми Сеть смотровых башен была создана на островах Сакисима в 1644 году для наблюдения за активностью на море. © Japan Ministry of Land, Infrastructure and Transport

Правивший в Японии клан Токугава в полной мере оценил опасность для страны христианизации. Европейская миссионерская деятельность на территории страны была запрещена, иностранцы, с которыми в страну прибывали миссионеры, — португальцы и испанцы — были изгнаны, а Япония полностью закрылась от иноземных влияний и на два века (вплоть до начала эпохи Мэйдзи) обрекла себя на самоизоляцию. Въезд в Японию иностранцам был запрещен, многолетние торговые отношения с Португалией прерваны. На протяжении XVI–XIX веков очень слабые контакты с Западом продолжали сохраняться через голландскую торговую миссию Дэдзима, но находились под строжайшим контролем сёгуната; в XVIII веке была установлена квота на заход в японские порты иностранных кораблей — два судна в год.

Японская политика «закрытых дверей», носившая название «сакоку» (бук­вально «страна на цепи»), проводилась сёгунами из рода Токугава в течение двух столетий, с 1641 по 1853 год. В соответствии с этой политикой, жителям Японии под страхом смерти запрещалось покидать страну, а иностранцам, тоже под страхом смерти, запрещалось ее посещать.

В 1811 году на острове Кунашир высадился лейтенант Василий Головнин. Он был арестован по обвинению в нарушении сакоку и провел в японском плену два года. Благодаря заступничеству влиятельного японского торговца Такадая Кахэя, чей торговый оборот был сравним с оборотом всей страны, удалось освободить Головнина и его спутников, что стало первым в истории Японии случаем освобождения пленников. Именно после этого происшест­вия в Японии был издан приказ морской страже убивать иностранцев, высаживающихся на берег, на месте, чтобы уже наверняка обезопасить себя от вторжения иноземцев.

В Нью-Йорке механик Уолтер Хант запатентовал безопасную булавку

Незамысловатую проволочную застежку придумал и запатентовал механик Уолтер Хант: с одного конца у нее была кольцевая пружина, с другого — пластинчатый маленький замок для кончика иглы. При помощи своего изобретения Хант надеялся рассчитаться с долгом в 15 долларов, и это ему удалось: через несколько месяцев он продал свой патент владельцу фирмы по производству оконной фурнитуры Чарльзу Роули за 400 долларов. Роули, в свою очередь, зарегистрировал патент в Великобритании, отчего безопасные булавки стали называться английскими.

Безопасная булавка существовала и прежде. Подобные приспособления, фибулы, использовались многими древними народами (греками и римлянами, кельтами, германцами, славянами) как застежки для плащей и других видов одежды. Однако Хант был первым, кто возродил безопасную булавку и сумел на этом заработать. Кроме того, в 1833 году Хант изобрел швейную машинку, однако ни производить ее, ни даже патентовать не стал, а продал свою идею (и права на нее).

Франция признала независимость Республики Гаити

Обретению независимости предшест­вовала гаитянская революция: она длилась 12 лет (1791–1803) и стала единственным в истории успешным восстанием рабов, приведшим к обра­зованию независимого государства. Главным требованием восставших было уравнивание в правах белого и цветного населения Гаити.

Французское правительство отказыва­лось удовлетворить их требования, и на Гаити вспыхнули волнения. В июле 1801 года колониальное собрание приняло конституцию, согласно которой остров Гаити (на тот момент называвшийся Сан‑Доминго) оставался владением Франции, но полу­чал автономию. Рабство было оконча­тельно отменено. Однако Наполеон Бонапарт отказался признать консти­туцию и для восста­новления власти Франции направил на остров армию под командованием своего родствен­ника Шарля Леклерка. Франции ненадолго удалось вернуть себе контроль над островом, однако последующие восстания и разразившаяся в рядах французов эпидемия желтой лихорадки значительно ослабили их позиции (от болезни, в частности, погиб сам Леклерк) и в 1803 году армия Наполеона потерпела окончательное поражение.

В 1804 году было объявлено о создании независимого государства Гаити, а в 1805-м принята конституция, которая отменила рабство и ввела запрет на покупку иностранцами недвижимости на территории Гаити. Франция по‑прежнему отказывалась признать Гаити самостоятельным государством, хотя фактически уже не имела на него никакого влияния. На территории острова к тому времени не находилось ни одного французского гражданина: еще в период гаитянской революции 40 с лишним тысяч колонистов были вырезаны или бежали из страны.

B 1825 году Франция все-таки признала независимость Гаити, при условии что правительство острова выплатит бывшим рабовладельцам, пострадавшим во время революции 1804 года, гигантскую контрибуцию — общим размером 150 миллионов франков.

Симон Боливар избран верховным правителем Боливии

В 1810 году начинается освободи­тельная кампания в Южной Америке, вчерашние колонии становятся независимыми государствами — руководит борьбой проведший в Европе юность и вдохновленный примером Наполеона креол Креолы — потомки европейских (испанских, португальских, реже — французских) переселенцев на территориях колоний в Северной и Южной Америке. Симон Боливар. К 1825 году он освободит от испанского господства Венесуэлу, Новую Гранаду (современные Колум­бия и Панама), провинцию Кито (совре­менный Эквадор). В 1819 году станет президентом Великой Колум­бии, созданной на территории этих стран, в 1824-м — президентом Перу, а 18 августа 1825 года — президентом Верхнего Перу, которое немедленно переименуют в честь него в Боливию. Образование республики Боливии было частью масштабного плана Боливара по созданию Южных Соединенных Штатов, куда должны были войти Колум­бия, Перу, Боливия, Ла-Плата и Чили. 22 июня 1826 года Боливар созвал в Панаме конгресс из представителей этих государств, однако тот вскоре распался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *