25 июля день памяти какого святого
25 июля в православной церкви почитается память святых мучеников Прокла и Илария, перенесших жестокие истязания за христианскую веру.
В период правления императора Максима святые были схвачены и подвергнуты пыткам. Но даже после этого мученики не отреклись от христианской веры и не принесли жертву языческим идолам. За это Прокл и Иларий были обезглавлены, Их тела были обретены православными верующими и погребены в одной могиле.
Что можно делать 25 июля в день Прокла
На Руси святого Прокла называли «плакальщиком», так как в этот день обычно землю покрывали густые росы. Именно поэтому крестьяне старались к 25 июля заготовить и спрятать скошенное сено, иначе от повышенной влажности оно начинало гнить.
Большинство примет и традиций этого дня связано с чудодейственной росой.
Что разрешается делать в день Прокла Плакальщика:
Для сбора росы использовали тканые льняные простыни. Эти полотна раскладывали на лугу, собирали росу, затем выжимали простынь в глиняную миску или другую емкость.
Что нельзя делать 25 июля в Проклов день
С днем Прокла Плакальщика связано несколько народных примет и традиций. На Руси считали, что их соблюдение защитит от бед и несчастий.
Что запрещено делать на Прокла Плакальщика:
В праздник Прокла Плакальщика нельзя сквернословить, кричать, ругаться и выяснять отношения. Согласно народной примете, весь негатив, высказанный 25 июля, вернется человеку в преумноженном размере.
Видео на тему 25 июля: какой сегодня православный праздник
Воскресенье, 25 июля 2021 года: что будет в храме?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
В пятое воскресенье по Пятидесятнице мы празднуем память нескольких древних святых. Среди них есть даже родственники, пострадавшие за Христа — мученики Прокл и Иларий (дядя и племянник), мученики киевские Феодор и Иоанн (сын и отец). А также грузинские святые, подвизавшиеся на Афоне преподобные Иоанн и Гавриил, и основатели монастырей Михаил Малеин, Арсений Новгородский и Симон Воломский. В воскресенье 25 июля Церковь поминает в молитве святую с необычным для нашего слуха именем Голиндуха.
Но особенно 25 июля выделяется в церковном календаре благодаря празднику иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» (VIII век).
Подробнее о чудотворных иконах Богородицы читайте в наших материалах:
• Рассказ об одном из списков иконы Богородицы «Троеручица», перед которым молилась семья последнего императора России страстотерпца Николая, слушайте на радио «Вера».
Тропарь Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»
Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Перевод: Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».
Кондак Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.
Перевод: Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.
Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье 25 июля.
День памяти святых
Мученики Прокл и Иларий (II)
Краткое житие мученика Прокла и его племянника Илария, которых всегда изображают на иконах вместе, слушайте на радио «Вера».
Исповедница Голиндуха, во Святом Крещении Мария (591)
У нее было положение в обществе и богатство, но поверив в спасителя, она 18 лет провела в тюрьме. Некоторые факты жития святой Голиндухи слушайте на радио «Вера».
Преподобный Михаил Малеин (962)
История одного из богатейших людей своего времени, святого Михаила, который оставил все имущество брату и 50 лет нес монашеский подвиг, слушайте на радио «Вера».
Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн (983)
Предки нынешних шведов и норвежцев пострадали от язычников в Киеве за веру во Христа. Краткий рассказ об их исповедничестве слушайте на радио «Вера».
Преподобные Иоанн (1005) и Гаврил (X) Святогорцы, Грузинские
Иоанн был знатным вельможей и родственником грузинского царя. В одном из Имеретинских монастырей он принял схиму, жил и трудился на горе Олимп. Прославился основанием Иверского монастыря на Афоне, где после его смерти стал настоятелем его сын, преподобный Евфимий Новый.
Преподобный Гавриил по повелению Богородицы должен был с верой пойти по морским волнам и принять Ее икону. Читайте подробнее об этом в нашем материале об Иверской иконе Божией Матери.
Преподобный Арсений Новгородский (1570 или 1571)
Через полгода после свадьбы он тайно бежал из родного Ржева в Великий Новгород, а через пять лет написал жене и матери письмо, в котором утешал их евангельским обещанием вечной блаженной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество (Мф. 19).
В миру его звали Амвросий, он родился в семье благочестивых христиан Ржева. Его отец, Григорий, научил своему ремеслу сына. Амвросий прилежно занимался выделкой кож, подавал нищим милостыню, ежедневно молился в церкви. После смерти отца Амвросий мать заставила его вступить в супружество с Марией, но через полгода он оставил дом и родных и бежал в Великий Новгород. Там он занимался своим ремеслом и тайно постился и молился.
В 1562 году с помощью Феодора Димитриевича Сыркова, благочестивого строителя храмов и монастырей, он основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворище. Здесь он принял монашеский постриг с именем Арсений.
Жизнь он вел строгую, на теле носил вериги, прикрытые бедной и ветхой одеждой. Непрестанная молитва его сопровождалась даром слез. В последние годы земной жизни преподобный Арсений жил в затворе в своем монастыре. Его слезы были не только покаянными — он плакал о земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев.
В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном Арсении, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Многие неповинные души послал ты в Царство Небесное». Когда, собираясь в Псков, Иоанн Грозный вновь пришел к преподобному Арсению и просил благословения на дорогу, подвижник сказал: «Завтра, государь, готов и я в путь». Обрадовался его готовности царь, но это было только таинственное предсказание о собственной кончине. Наутро, приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений отошел к Богу.
Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. 21 января 1787 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Там же был построен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Ржеве.
Преподобномученик Симон Воломский (1586 — 1641)
Святой подвижник, основатель и игумен Воломского монастыря был злодейски убит в основанной им обители. Причем пострадал он не от рук разбойников, а от. соседей.
Симеон, сын крестьянина Михаила монастырской Волоколамской вотчины, после разорения отца пошел в Москву, где научился портняжному ремеслу. Через Устюг дошел он до Соловецкого монастыря, где научился грамоте и церковному пению. В 24-летнем возрасте он принял постриг в Пинегской Макарьевской обители, по благословению игумена некоторое время паломничал по монастырям Новгородской, Московской и Вологодской епархий, а в 1613 году поселился в непроходимом Воломском лесу.
Пять лет прожил один в тесной келье: питался овощами, которые выращивал, иногда просил хлеб как милостыню в селениях. Когда окрестные жители узнали место его жительства, то старались его вытеснить — монах терпел гонения, но удержался на избранном месте.
Когда к нему стали собираться ученики, преподобный Симон, по грамоте царя Михаила Феодоровича и благословению Ростовского митрополита Варлаама, построил храм в честь Воздвижения Креста Господня. Однако вскоре после освящения храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму отойдут их земли. Преподобный Симон стал строить новую церковь. В 1620 году, когда храм также в честь Воздвижения Креста Господня был построен, преподобный Симон пошел в Ростов, чтобы просить у архиепископа Варлаама антиминс и нужную утварь. Но он получил не только все необходимое для богослужения, но и принял от руки его и сан священства. Возвратившись в свою обитель, преподобный Симон уже сам освятил новую церковь.
12 июля 1641 года, когда большинство иноков обители ушли на праздник в честь Прокопия Устюжского (память 8/21 июля), злоумышленники пробрались в монастырь и, найдя преподобного одного, вновь стали требовать грамоту. Преподобный умолил их отпустить его в церковь, где после молитвы причастился в алтаре запасными Дарами, и вышел: «Теперь делайте со мною, что хотите».
Несколько дней лежало растерзанное ножами тело, не вредимое ни зверями, ни птицами. Братия обрели блаженного мертвым пред дверьми его келлии, с жестокими знаками мучения. Вызванный из Архангельской обители города Устюга иеромонах Ефрем совершил отпевание, и тело преподобномученика Симона было с честью погребено с левой стороны созданного им храма. В скором времени у могилы святого стали совершаться чудеса, в основном исцеления больных. В 1646 году началось почитание преподобномученика, ему была составлена служба с описанием жития и чудес.
Особенности православного богослужения
В расписаниях богослужений приходских храмов и монастырей часто можно увидеть специальное время, выделенное для чтения акафиста или канона. Дело в том, что многие молитвы, их тексты и песнопения, созданы по четким правилам. Важна цель обращения к Богу: благодарность, покаяние или прошение. Пояснения к названиям православных молитв и их значении читайте в нашем материале «Зачем православным столько разных молитв?».
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 29 — глава 9, стих 1
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 10, стих 1 — 10
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. 5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. 6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. 9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим явное чудо и посещение Божие, мы слышим призыв к жителям, которых Господь избавил от страшной беды.
Любой день нашей жизни может изменить ее направление, сконцентрировать на любви к Богу и ближним, на спасении души. Особенно если в воскресный день, который для большинства из нас остается выходным, после храма прийти к тому, кто нуждается в помощи. Особенно к болеющим.
Хотя информационное пространство наполнено обсуждением вакцинации и антикоронавирусных мер, сотни наших сограждан тихо и незаметно страдают в больницах. Не везде как в Москве действуют курсы для добровольцев в «красные зоны», но каждый христианин призван Богом к деятельному участию в делах любви.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!
«Первые святые Земли Русской». Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн. Церковный календарь на 25 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
25 июля (12 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 5-я по Пятидесятнице («неделей» в церковнославянском языке именуется воскресный день, соответственно, сегодня — пятое воскресенье после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. В Русской Православной Церкви совершается память 10 святых и празднование в честь одной святыни. Далее коротко расскажем о них.
Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн. Древняя Русь долго блуждала в поисках духовной идентичности. Среди её первых правителей были и христиане, и непримиримые язычники. Именно при последних в Киеве случилась трагедия, положившая начало мученичеству в Русской Церкви. Язычники, подстрекаемые жрецами, зверски убили двух христиан. Истинного воина Христова — княжеского дружинника Феодора. И его совсем юного сына Иоанна. Так, «Повесть временных лет» следующим образом описывает их мученичество:
Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесём его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». И подсекли под ними сени, и так их убили.
Эта история показывает, что древнерусское язычество, как и любой другой антихристианский культ, имело бесовскую сущность, проявлявшуюся в человеческих жертвоприношениях. Впрочем, и сегодняшние неоязычники только кажутся безобидными чудаками, скачущими через костёр перед деревянными болванами. По сути, это — тоталитарная секта, не имеющая никакого отношения к наследию Древней Руси.
Мученики Прокл и Иларий Калиптские. Фото: pravoslavie.ru
Преподобный Михаил Малеин. Греческий святой X века от Рождества Христова. Уроженец Каппадокии, родственник императора Льва VI Мудрого, будущий старец мог сделать грандиозную светскую карьеру, однако с юных лет отказался от мира. В 18 лет в Киминской обители преподобный принял монашеский постриг и, несмотря на знатность своего рода, в знак смирения стал исполнять самые тяжёлые иноческие послушания.
Через несколько лет отец Михаил принял священническое рукоположение, а благодаря его духовным трудам, а также тому, что он постоянно старался помочь и утешить нуждающихся, Господь даровал ему благодать чудотворений и исцелений. Преподобный, между тем, решил уединиться и провёл долгое время в отшельнической молитве в одной из пещер. В итоге к нему стали прибегать многие ученики и духовные чада, после чего он основал для них монастырь, а сам ушёл в ещё более пустынные места. Так повторялось несколько раз.
Преподобный Михаил Малеин. Фото: pravoslavie.ru
После пятидесяти лет монашеских подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошёл ко Господу. Это произошло в 962 году от Рождества Христова.
Мученица Голиндуха Персидская. Святая VI века от Рождества Христова. Супруга персидского волхва-язычника, святая Голиндуха уверилась в истинности христианства и приняла Святое Крещение с именем Мария. Узнав об этом, царь Хозрой I Старший тщетно пытался убедить святую отречься от Христа, после чего святая провела 18 лет в заключении и пытках.
В годы царствования Хозроя II, который занял престол при помощи ромейского императора Маврикия, антихристианские гонения в Персии прекратились, и Мария-Голиндуха была освобождена и начала открыто проповедовать Слово Божие. В конце жизни святая побывала в Иерусалиме, поклонившись Гробу Господню и другим христианским святыням. Страдалица скончалась в 591 году от Рождества Христова по пути из своего паломничества на Святую Землю.
Преподобные Иоанн и Гавриил Святогорцы. Святые X века от Рождества Христова. Одни из первых грузинских христианских подвижников, совершавшие монашеские подвиги на Святой горе Афон. Преподобный Иоанн является основателем знаменитого Иверского Афонского монастыря.
Преподобные Иоанн и Гавриил Святогорцы. Фото: pravoslavie.ru
Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый. Русский святой XVI века от Рождества Христова. В 1562 году преподобный Арсений основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где принял постриг и взял на себя тяжелейшие монашеские подвиги: носил вериги и постоянно пребывал в слёзной молитве. В конце жизни святой ушёл в затвор, в котором и отошёл ко Господу в 1570 году от Рождества Христова.
Преподобномученик Симон Воломский, Устюжский. Христианский подвижник первой половины XVII века от Рождества Христова, погибший от рук разбойников в основанном им Воломском монастыре в 1641 году. Вскоре после его мученической гибели от мощей святого Симона начались исцеления.
Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, в VIII веке от Рождества Христова исцеливший отрубленную руку преподобного Иоанна Дамаскина, который после этого чуда передал икону «Троеручица» в Лавру преподобного Саввы Освященного. После пребывания в XIII веке в Сербии этот образ был чудесным образом перенесён на Святую гору Афон в сербский Хиландарский монастырь.
Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Фото: pravoslavie.ru
Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
25 июля
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В субботу, всем святым
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
В субботу, за умерших
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.
Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную – наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Перевод: Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».
Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́, Богома́ти Пречи́стая,/ вси́ ве́рнии испо́лнишася ра́дости и весе́лия,/ я́ко сподо́бльшеся изря́дно воспе́ти/ преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́/ и ро́ждшагося из Тебе́ Младе́нца, и́стинна же Бо́га,/ Его́же двема́ рука́ма объе́млеши,/ и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши,// и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.
Перевод: Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.
Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Богоро́дице Мари́е! Припа́даем и покланя́емся Тебе́ пред свято́ю ико́ною Твое́ю, воспомина́юще пресла́вное чу́до Твое́, исцеле́нием усе́ченныя десни́цы преподо́бнаго Иоа́нна Дамаски́на, от ико́ны сей явле́нное, его́же зна́мение доны́не ви́димо есть на ней, во о́бразе тре́тия руки́, ко изображе́нию Твоему́ приложе́нныя. Мо́лимся Ти и про́сим Тя, Всеблагу́ю и Всеще́друю ро́да на́шего Засту́пницу: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и я́коже блаже́ннаго Иоа́нна, в ско́рби и боле́зни к Тебе́ возопи́вшаго, услы́шала еси́, та́ко и нас не пре́зри, скорбя́щих и боле́знующих ра́нами страсте́й многоразли́чных, не пре́зри, усе́рдно к Тебе́ от души́ сокруше́нныя прибега́ющих. Ты зри́ши, Госпоже́ Всеми́лостивая, не́мощи на́ша, озлобле́ние на́ше, нужду́, во Твое́й по́мощи потре́бу, я́ко отвсю́ду врази́ окружа́ют нас, и несть помога́ющего, ниже́ заступа́ющаго, а́ще не Ты умилосе́рдишися о нас, Влады́чице. Ей, мо́лим Ти ся, вонми́ гла́су боле́зненному на́шему и помози́ нам святооте́ческую Правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти, покая́ние и́стинное о гресе́х на́ших всегда́ Бо́гу приноси́ти и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего. Его́же умоли́ за нас ма́тернею моли́твою Твое́ю, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да поми́лует нас по вели́цей и неизрече́нной ми́лости Свое́й. О, Всеблага́я! Услы́ши нас и не лиши́ нас по́мощи Твоея́ держа́вныя, да, Тобо́ю спасе́ние получи́вше, воспое́м и просла́вим Тя на земли́ живы́х и Ро́ждшагося от Тебе́ Искупи́теля на́шего, Го́спода Иису́са Христ́а, Ему́же подоба́ет сла́ва и держа́ва, честь и поклоне́ние, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Днесь све́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ име́ющи в себе́, о Всеми́лостивейшая, всея́ тва́ри Честне́йшая,/ Засту́пнице на́ша Де́во Богоро́дице,/ честны́й о́браз Тво́й,/ и́мже подсо́лнечныя концы́ земли́ удивля́еши/ и мир ми́рови да́руеши,/ во о́браз бо Святы́я Тро́ицы явля́еши трие́ ру́це:/ двема́ у́бо Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, но́сиши,/ тре́тиею от напа́стей и бед/ ве́рно к Тебе́ прибега́ющих избавля́еши,/ и от потопле́ния изыма́еши,/ и всем поле́зная да́руеши,/ и преподо́бному Михаи́лу Малео́нскую го́ру показа́,/ и всех всегда́ ми́луеши,/ честно́ю ри́зою Свое́ю покрыва́еши жи́тельство сие́/ и вся гра́ды и страны́ на́ша, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Обра́дованная.
Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.
Перевод: Как светозарная звезда из Сербии на Афон чудесно прибыла почитаемая всеми икона Твоя Троеручица, ее же монастырь Хиландар с благоговением приняв, как Божественный дар свыше, прославляет Тебя, Владычицу, и в сокрушении сердечном взывает: «Не удали милость Твою от нас, но пребудь с нами во веки».
Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.
Перевод: Дева сегодня расположение к нам проявляет, гора же Афон благодарение Ей приносит, Ангелы и монахи в молитвах Ее прославляют, Троеручица из Сербии чудесно путешествует, ибо нас ради она пришла и поселилась во святой обители Хиландар.
Преподобному Михаилу Малеину
Крила́ми мы́сленными к Богове́дению возлете́в разу́мно,/ мяте́ж ми́ра оста́вил еси́, блаже́нне,/ презре́в пло́ти мудрова́ния,/ му́дрость Вы́шнюю взыска́л еси́, е́же жи́ти с Бо́гом,/ и всем о́браз дав собо́ю, глаго́ля:// добро́ есть с Бо́гом жи́ти, Михаи́ле преподо́бне.
Перевод: На крыльях духовных к Боговедению разумно взлетев, мирскую суету ты оставил, блаженный, презрев мудрования плоти, ты искал Небесную мудрость, чтобы жить с Богом, и подал всем пример, говоря: «Хорошо жить с Богом», Михаил преподобный.
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и, де́я, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Михаи́ле, дух твой.
Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Михаил, дух твой.
Плотску́ю тяготу́ утончи́л еси́ де́лы,/ душе́вную же бы́стрость впери́л еси́ просвеще́нием, Михаи́ле,/ и яви́лся еси́ Тро́ице жили́ще,/ Ю́же зря, блаже́нне, я́сно,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Бремя плоти облегчил ты подвигами, проницательность души окрылил просвещением, Михаил, и стал жилищем Троицы, Ее же ясно созерцая, блаженный, моли не переставая обо всех нас.
Преподобномученику Симону Воломскому
От ю́ности твоея́ впери́в ум твой к Бо́гу, блаже́нне Си́моне,/ ми́ра же отве́ргся, всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую,/ и та́мо, от Го́спода укрепля́емь,/ в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́,/ и жизнь твою́ страда́льчески/ убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́./ Сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́,/ с ни́ми же и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы./ Сию́ моли́, мо́лим тя,/ оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших// и дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: С юности твоей устремив ум твой к Богу, блаженный Симон, ты отверг мир и поселился в непроходимую пустынь, и там, укрепляемый Господом, в молитвах и пощении доблестно прожил ты, и жизнь свою мученически закончил, убитый сынами противления (Еф.2:2). Потому ты увенчался вместе с преподобными и мучениками, с ними же и сейчас предстоишь Престолу Пресвятой Троицы. Моли Ее, молим тебя, подать прощение наших согрешений и даровать нам великую милость.
Преподобному Арсению Новгородскому
Боже́ственною любо́вию возгоре́вся,/ вся мирска́я пристра́стия отри́нул еси́,/ крест же Христо́в на ра́мо взем,/ во сле́д Его́ изво́лил еси́ ходи́ти,/ оте́чество твое́ оста́вив,/ Вели́каго Нова́гра́да дости́гл еси́/ и, рабо́тая Бо́гови невозвра́тным по́мыслом,/ дарова́ния чудотворе́ний сподо́бился еси́./ Те́мже, чту́ще тя, преподо́бне Арсе́ние, вопие́м:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Божественной любовью возгоревшись, все мирские пристрастия ты отверг, крест же Христов на плечи подняв, пожелал идти во след Его, отечество твое оставив, достиг Великого Новгорода и, служа Богу с неуклонной волей, удостоился дара чудотворений. Потому, почитая тебя, преподобный Арсений, взываем: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».
Оте́чество свое́ и род оста́вил еси́,/ Христу́ прилепи́ся,/ и Вели́каго Новагра́да дости́гл еси́,/ и в нем во юро́дстве трудолю́бное твое́ те́ло изнури́л еси́/ мно́гим посто́м и воздержа́нием,/ и проро́чествия дар прия́ти сподо́бися,/ и многошве́нныя ри́зы изво́лил еси́ на себе́ носи́ти,/ и, те́ло в нем предложи́в,/ оби́тель себе́ в преми́рнем Ца́рствии у Христа́, всех Бо́га, сотвори́л еси́./ Его́же моли́, свя́те Арсе́ние преподо́бне,/ Це́ркви и стране́ на́шей в ми́ре пребыва́ти от всех наве́т вра́жиих,/ уще́дрити нас, почита́ющих твое́ торжество́,// и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Отечество свое и родных оставив, ты предал себя Христу и достиг Великого Новгорода, и в нем в юродстве трудолюбивое тело твое изнурил многим постом и воздержанием, и удостоился принять дар пророчества, и предпочел носить на себе залатанные одежды, и, телом в Новгороде пребывая, обитель себе в Царствии Небесном у Христа, Бога всех, ты создал. Его же моли, святой Арсений преподобный, Церкви и стране нашей в мире пребывать от всех козней вражеских, оказать милость к нам, почитающим твое торжество, и спасти души наши.
Тяжелоно́сныя во́лны тиме́ния отгна́,/ и вся плотска́я двиза́ния/ и, по́хоти паля́щия ни вочто́же вмени́в,/ взем крест и по́йде вслед Христа́,/ И́мже наставля́емь, лука́выя се́ти до конца́ раздра́/ и под нога́ми предложи́,/ мо́лимтися, преподо́бне о́тче Арсе́ние,/ изба́ви нас от належа́щих на ны собла́зн,// ты бо еси́ Вели́кому Новугра́ду похвала́ и утвержде́ние и су́щим в печа́лех ра́дость.
Перевод: Неподъемные волны греха отогнав, и все телесные побуждения и, похотями распаляющими пренебрегая, ты поднял крест и пошел вослед Христа, Им же руководим, сети диавольские до конца разодрал и под ноги бросил, молимся тебе, преподобный отче Арсений, избавь нас от окружающих нас соблазнов, ибо ты Великого Новгорода слава и сила и находящимся в печали радость.
Мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому
Страстоте́рпцы Госпо́дни,/ Фео́доре со Иоа́нном о́троком, сла́внии!/ Блаже́нна земля́ Ру́сская, напи́вшаяся кровьми́ ва́шими,/ и ра́дуется оте́чество на́ше,/ в не́мже вы пе́рвии, и́долы посрами́вше,/ Христа́ со дерзнове́нием испове́дасте/ и за Него́ пострада́сте./ Того́, я́ко Бла́га, моли́те,/ до сконча́ния ве́ка в стране́ на́шей Це́рковь Правосла́вную непоколеби́му утверди́ти// и всех ру́сских люде́й во и́стинней ве́ре и благоче́стии сохрани́ти.
Перевод: Страстотерпцы за Господа, Феодор с сыном Иоанном, прославляемые! Блаженна Русская земля, напоенная вашей кровью, и радуется Отечество наше, в нем же вы первые, посрамив идолов с дерзновением исповедали Христа и за Него пострадали. Его, как Благого, молите, до конца веков в стране нашей Церковь Православную непоколебимой укрепить и всех русских людей в истинной вере и благочестии сохранить.
Свети́льницы све́тлии я́вльшеся,/ Боже́ственнии му́ченицы,/ тварь всю све́тлостию чуде́с озаря́ете,/ неду́ги разреша́юще,/ и глубо́кую тьму всегда́ отгоня́юще,// Христу́ Бо́гу моля́щеся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Светильниками яркими вы стали, Божественные мученики, все творение вы озаряете светом чудес, исцеляя болезни, и глубокую тьму всегда отгоняя, Христу Богу молясь не переставая обо всех нас.
Мученикам Проклу и Иларию Калиптским
Я́ко денни́ца звезда́, возсия́/ му́чеников Про́кла и Ила́рия честно́е страда́ние,/ предозаря́ющи нас чуде́с светлостьми́./ Те́мже пра́зднуем па́мять ва́шу:// Христа́ Бо́га моли́те, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Как утренняя звезда воссияло мучеников Прокла и Илария почитаемое мучение, просвещая нас светом чудес. Потому празднуем память вашу: Христа Бога молите, да спасет души наши.
Мысли свт. Феофана Затворника
Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего.