21 июля православный праздник казанской божьей матери история праздника
«Летняя Казанская»
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
21 июля (8 по ст. стилю)
«Летняя Казанская»
21 (8 ст. ст.) июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. В народе – «Летняя Казанская», в отличие от «Осенней Казанской» (4 ноября). Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно символическому преданию (которое не обязательно понимать буквально), в 1579 году, в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Появление Казанской иконы в С.-Петербурге связано с учреждением здесь новой столицы Российского государства. Вероятно, в наш богоспасаемый град её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Другая копия чудотворной иконы Богоматери пребывала в Казани – в Успенском соборе Казанского женского монастыря, – но 29 июня 1904 года была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.
В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращённой в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было установлено, что это – довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другой сохранившийся, Петербургский, список иконы датируется примерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока нам вновь не явлен.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля и 4 ноября: почему отмечается два раза в год и в чем разница
День Казанской иконы Божией Матери отмечают два раза в году: 21 июля и 4 ноября. 21 июля Православная церковь отмечает явление ее образ, день обретения иконы. Это событие произошло в 1579 году. А вот 4 ноября отмечать праздник стали с 1649 года.
Фото со страницы Новосибирской митрополии
Казанская икона Богоматери – одна из самых почитаемых и популярных в России. В церковном календаре ей посвящено сразу два праздника, хотя оба они не относятся к числу двунадесятых – 12 главных, так как не связаны с ключевыми событиями из жизни Христа.
Первый праздник отмечается 21 июля. В этот день православные верующие вспоминают само обретение иконы. Это произошло в 1579-м году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы.
На пожарище в Казани девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась к девочке во сне. Икона лежала на пепелище, но была не тронута огнем. Это событие случилось 8 июля – по старому стилю. По-новому – 21 июля. В 2021 году отмечают 442-летие со дня обретения иконы.
Второй праздник, посвященный иконе Казанской Богоматери Церковь установила в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612-м году.
Освобождение произошло под предводительством Минина и Пожарского. Перед решающим штурмом, ополчение во главе с этими полководцами всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно Божией Матери верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября. В наши дни 4 ноября в России отмечают государственный праздник Дня народного единства.
Икона Казанской Богоматери считается сильной, поэтому к ней обращаются в молитвах во многих жизненных ситуациях. О ее чудодейственной силе среди православных ходят легенды. Верующие считают, что молитвенное обращение к Казанской иконе помогает исцелить болезни. Также Казанской Богоматери молятся о помощи в учёбе и на работе. На Руси ее считали бабьей заступницей, верили, что в трудную минуту она поддержит, укрепит тело и душу.
Икона Богородицы Казанская
Празднование
История
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) [1]
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г. [2]
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Казанская икона Божьей Матери: история и значение образа, в чем помогает верующим
Праздник Казанской иконы Божьей Матери считается одним из самых значимых в церковном календаре, что подчеркивает неимоверную значимость этого образа для всего православного мира. Этой иконе молились цари и великие полководцы, с ней освобождали русские земли, она вела первопроходцев на освоение Сибири и исцеляла больных.
Обратимся к краткой истории этого образа и посмотрим, сколько чудес он успел сотворить со времени своего появления на Руси. После знакомства с ней наверняка станет понятным, почему медальоны и браслеты с Казанской Богоматерью столь популярны среди православных россиян.
История обретения святыни
Икона называется «Казанской» потому, что обнаружена она была именно в Казани. Появилась Казанская икона Богоматери необъяснимо с материалистической точки зрения: неизвестно, кто написал этот образ, и как он попал туда, где был найден. История происхождения иконы преисполнена тайн и загадок, но это объяснимо: мы же с вами говорим о чуде!
Обретение иконы относится к 1579 году. Это было смутное время: не прошло и трех десятилетий с момента взятия Казани Иваном Грозным, и православие в этом исконно мусульманском городе только начало укореняться.
Но православный храм в завоеванном городе уже был – церковь святого Николая Тульского. Туда ходило молиться практически все православное население Казани. Именно с церкви св. Николая и начался пожар, практически уничтоживший весь город.
Собственно явление иконы тесно связано с девятилетней девочкой Матроной, дочерью царского стрельца Данилы Онучина. Ей привиделось, что Божья Матерь повелевает отыскать свой образ на пепелище, указывая конкретное место.
Матрона рассказала о видении родителям, однако они были озабочены земными проблемами: нужно было восстанавливать сгоревшее жилище. Словом, на слова малолетней провидицы никто не обратил внимания: мало ли что придумает ребенок.
Но Пречистая приходила к девочке снова и снова, Матрона все настойчивее просила принять меры к поиску иконы. В конце концов мать рассказала о чудесных видениях дочери священникам. Сначала они тоже были настроены скептически, но после многочисленных просьб все же решили организовать поиски.
Каково же было удивление всех присутствующих, когда при раскопках указанного Матроной пепелища была найдена икона Божьей Матери, завернутая в полотно. Причем нашлась она только тогда, когда копать начала маленькая провидица!
Икона выглядела так, словно написана гениальным живописцем только что: краски сияли новизной. Тем не менее автор образа остался неизвестным истории, впрочем, как и причины, по которым чудесный лик оказался закопанным в землю и пепел.
Образ, ничуть не пострадавший от огня, был передан в Никольскую церковь, а на месте его обретения был возведен Богородицкий Девичий монастырь. А чуть позже – и собор, главной святыней которого стала Казанская Божья Матерь.
Весть о чудесном явлении иконы долетела до Москвы и достигла державных ушей Иоанна Грозного. Именно он стал инициатором строительства монастыря и собора.
Малолетняя Матрона и ее благочестивая мать стали первыми послушницами нового монастыря. А икона немедленно прославилась как чудотворная и получила постоянную прописку в Казани. С Казанской иконы Божьей Матери практически сразу сделали список и отправили его в Москву, самому Иоанну. А в последующие годы списки с этого образа распространились по всей Руси.
Кража иконы Казанской Божьей Матери в 1904 году
Оригинал иконы не покидал Казанского Богородицкого монастыря более трех столетий, пока не был похищен в 1904 году. Ее украл некий Варфоломей Чайкин (Стоян) с несколькими сообщниками. Воров отыскали и допросили. Они показали, что похитили церковную казну и несколько исторических образов, соблазнившись богатыми ризами. По их словам, драгоценные оклады были проданы, а собственно образа уничтожены.
Православный мир до сих пор не может смириться с потерей явленной иконы. Тем более что после революции за границей то и дело обнаруживались иконы, очень напоминающие оригинал. Но на поверку они оказывались старинными и очень искусными, но все же списками явленного прототипа.
Верующие не теряют надежды, что украденная святыня когда-нибудь вернется домой и встанет на защиту восточных рубежей нашей Родины. Они считают, что Чайкин украл и сжег гораздо более поздний список, а явленный оригинал пока путешествует по миру.
Где хранится оригинал иконы
Если спросить у любого православного уроженца столицы Татарстана, где находится оригинал Казанской иконы Богородицы, он покажет на ближайший храм. И будет по-своему прав: в Казани имеется несколько почитаемых списков священного прототипа.
Как уже было сказано выше, неизвестно, где сейчас находится явленная икона, но желающие могут помолиться чудотворному образу во многих российских городах.
Некоторые источники утверждают, что явленная икона никогда не покидала Казани и ныне пребывает в храме Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. Однако официальных подтверждений этому нет.
А в Казанском Богородицком монастыре ныне представлен ватиканский список Богородицы с очень запутанной судьбой и множеством явленных чудес за святыми плечами.
Списки Казанской иконы Божией Матери
Среди списков Казанской иконы есть несколько не менее прославленных святынь, чем утраченный оригинал. Это Московский, Петербургский, Песчанский, Чимеевский, Вышенский, Коробейниковский и другие списки. К сожалению, многие из них уничтожены во время революции и последующих десятилетий тотального безбожия.
После кражи явленной иконы русские войска начали терпеть сокрушительные поражения. Показательна русско-японская война, Первая мировая, а затем – и Октябрьская революция. Быть может, это совпадение, но все же…
В 20-е годы прошлого века большевики торговали культурными ценностями в невообразимых масштабах: молодая страна крайне нуждалась в деньгах, а религиозные святыни новой власти были явно не нужны – не коррелировали с идеологией.
Таким образом попал за границу и ценнейший список Казанской Богородицы, впоследствии получивший название «ватиканского». Где он только не побывал!
Этот образ знали в Великобритании под именем «Черной Богородицы замка Фарлей». Он побывал в США и Португалии, а затем отправился в Ватикан, где украшал личные покои Иоанна Павла II. В конце концов священная реликвия была торжественно возвращена РПЦ и стала духовной жемчужиной Крестовоздвиженской церкви Казанской Богородицкой обители.
Список Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви Богородицкой обители
Значение Казанской иконы Божией Матери в православии: «Державный покров»
Как оригинал, так и списки со святого прообраза играли значимую роль в истории Российского государства. Многие из них почитаются как чудотворные. Казанскую Богоматерь нарекли «Державным покровом», ибо под ее покровительством было одержано множество побед. Лик Божьей Матери – это символ освобождения и величия русского народа, источник его силы и стремления к победам.
О всероссийском почитании обретенной иконы говорит множество подтвержденных фактов. Например, в конце XIX столетия порядка 70% доходов Казани приносили паломники, съезжавшиеся со всей России для поклонения святыне.
После царствования Федора (сына Иоанна) династия Рюриковичей прервалась, воцарился узурпатор Борис Годунов (за ним – Лжедмитрий и Василий Шуйский) и на Руси наступило Смутное время фактического безвластия и гражданской войны. Этим немедля воспользовались воинственные соседи. Особую агрессию проявили польские интервенты, захватившие значительную часть русских земель.
Однако русский народ сплотился перед лицом врага. Наиболее важную роль в этом военном спектакле сыграли патриотические проповеди и послание патриарха Ермогена. Под их влиянием в Новгородских землях сформировалось ополчение под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
Ополчение двинулось на Москву, попутно освобождая русские земли от захватчиков. К нему присоединились и народные дружины из Казани, принесшие с собой список с иконы Божьей Матери. И, наконец, в 1612 году ополчение освободило Москву от интервентов. А во главе освободительного движения фактически стояла Казанская икона Божьей Матери.
В честь иконы-предводительницы и победы над поляками в Москве Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор. Деревянное здание вскоре сгорело, но на том же месте в 1630 году был воздвигнут каменный храм.
К сожалению, во время сталинских реконструкций историческое здание было снесено. Но его вновь построили по сохранившимся чертежам и фотографиям, так что ныне Казанский собор вновь украшает лик Красной площади.
Очень почитал Казанскую Божью Матерь и великий русский царь-реформатор Петр I. Именно ей он молился перед исторической битвой под Полтавой, в которой одержал безоговорочную победу над шведскими войсками.
Кстати, получила свой храм Казанская Божья Матерь и в Петербурге, примерно спустя столетия с момента основания Северной Пальмиры. Это случилось буквально накануне войны 1812 года.
Богоматерь Казанская выступала вдохновительницей побед русских войск над Наполеоном. Кутузов, готовясь к сражению с французами, усердно просил поддержки у образа Казанской Богоматери в одноименном соборе Петербурга. И его молитвы были услышаны!
Однажды, в день празднования иконы Казанской Божьей Матери ударил сильнейший мороз. Французские войска к этому не были готовы, и русская зима при поддержке Богородицы помогла освободить захваченные Наполеоном земли.
Словом, к концу XIX столетия образ Казанской Богоматери стал одним из самых почитаемых на Руси. И даже в годы безбожия Пречистая не оставляла русские земли без защиты.
Один из списков иконы был передан российским космонавтам. С 2011 года он находится на МКС, в российском секторе станции. Это еще раз подчеркивает особый статус этой православной святыни.
Иконография
Приведем краткое описание Казанской иконы Божьей Матери. Эта икона выглядит узнаваемо для каждого верующего человека, однако некоторые путают ее с другими изводами.
По иконографическому типу перед нами Одигитрия, то есть «Путеводительница». На иконе изображены Богоматерь с отроком Иисусом, которого она держит на левой руке. Взоры Марии и Спасителя направлены не друг на друга, а на молящихся.
К этому же иконографическому типу относятся многие почитаемые иконы: Иверская, Тихвинская, Смоленская и другие. Однако у Казанской Богородицы есть существенные отличия. Во-первых, это не поясной, а оплечный образ, так что указывающей на Божественного отпрыска руки Марии не видно. Стоит обратить внимание и на то, что Иисус не сидит, а стоит на руке матери, а в его деснице отсутствует свиток с Евангелием.
Списки иконы могут различаться между собой. Отличия наблюдаются в цветовой гамме, позах Пречистой и Спасителя, чертах их лиц и так далее. Каноном это допускается.
В чем поможет Казанская икона Богоматери
Чудотворная икона помогает во многих жизненных ситуациях, когда, казалось бы, выхода нет и не предвидится. Обязательное условие – искренняя вера и благие намерения.
Иконе молятся о самом сокровенном и горячо желаемом:
Самые сильные молитвы – не за себя, а за других людей. Просите за детей, родственников, друзей и просто посторонних людей, нуждающихся в помощи. Это впоследствии воздастся благом и вам!
Чудеса, связанные с образом
У явленной иконы и каждого из особо почитаемых списков (Московского, Петербургского, Ватиканского и некоторых других) имеется внушительный список задокументированных чудес.
Одна женщина несколько лет не могла забеременеть. Она долго лечилась и однажды случилось чудо – тест показал долгожданный результат. Однако уже на шестой неделе врачи зафиксировали, что эмбрион умер, и положили несчастную женщину на чистку. Печальное событие пришлось как раз на день памяти иконы, и муж нашей героини пошел в храм, чтобы попросить Казанскую Богородицу о защите жены и нерожденного ребенка.
Через некоторое время после этой страшной процедуры женщина пришла к гинекологу на УЗИ. Врач долго всматривался в монитор, а потом с удивлением констатировал: «Ваш ребенок жив и нормально развивается». Через положенное время у счастливой пары родилась очаровательная дочурка.
Другая прихожанка рассказывала, что горячая молитва Казанскому образу помогла ей в решении финансовых проблем – громадный долг попросту списали. А «кровоточащая» икона из села Лог, что под Волгоградом, отметилась не одним чудом исцеления. В частности, после молитв отца она вернула к жизни девочку, попавшую в аварию, хотя врачи уже фактически опустили руки!
Когда и как отмечают праздник Казанской иконы Божией Матери
У Казанской Богоматери не один день памяти иконы, а целых два, празднующихся по всей России. Помимо этого, в отдельных храмах отмечают праздники, связанные с историей хранящихся в них почитаемых списков.
Общероссийские даты праздников Казанской Божьей Матери – 21 июля и 4 ноября (по новому стилю). Празднование в июле связано с чудесным явлением образа девочке Матроне. А дата 4 ноября – это день освобождения Москвы от польских захватчиков.
День 4 ноября – общенациональный праздник, День народного единства. И очень символично, что он совпадает с праздником Заступницы и Защитницы русского народа!
Как правильно молиться образу
Молиться образу можно как дома, так и в храме. Более того: взывать к Приснодеве можно в любой момент, когда в том возникает нужда. Однако если вы хотите соблюсти правила, перед молитвой следует попоститься, исповедоваться и причаститься. Так будет больше шансов, что ваши слова будут услышаны Свыше!
Тексты молитв
Обращаться к Казанской Богородице можно с любой из молитв, взывающих к Царице Небесной. Но есть несколько текстов, предназначенных для обращения именно к Казанской Божьей Матери.
Первая молитва
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Вторая молитва
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Кондак
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.
Богородица – Всеблагая и Всемилостивая. Она помогает даже тем, кто обращается к ней только при крайней нужде и порой забывает поблагодарить за помощь в разрешении проблем. Тем не менее стоит не только просить, но и благодарить Царицу Небесную, вознося ей хвалу и совершая праведные поступки!