21 июля мусульманский праздник ат ташрик days of tashreeq
Дни Ат-Ташрик
Мусульмане после коллективных намазов читают такбир под названием такбир Ташрик (Фото: ayazad, Shutterstock)
Дни Ат-Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам — отмечаются с 11-го по 13-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа.
Паломники отправляются в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там. Начиная с утреннего намаза дня Ташрик до послеполуденного намаза третьего дня Ташрик, мусульмане, после коллективных намазов, читают такбир под названием такбир Ташрик.
После наступления времени Аз-Зуф первого дня Ат-Ташрик бросают в три столба камешки. Сначала в маленький (джамрат аль-ула) — 7 камешков, затем в средний столб (джамрат аль-вуста) — 7 камешков, а потом в большой столб (джамрат аль-акаба) — 7 камешков. При бросании желательно произносить слова: «Аллах Акбар».
Во второй день из дней Ат-Ташрик повторяется тот же обряд, что и в первый день. Затем, если паломника застал закат солнца второго дня в Мине, то он обязан остаться и бросать камешки в третий день. Если кто-то боится за себя при давке, то может отложить бросание всех камней на третий день, а если не может физически, то поручает другому. Однако, если может выполнить сам, поручать другому нельзя.
Другие праздники в разделе «Мусульманские праздники»
Дни ат-Ташрик: когда нужно начинать произносить такбир-ташрик?
Согласно одному из хадисов Пророк (мир ему) сказал: “Дни арафа, нахр (1-й день Курбан-байрама) и аййами-ташрик (2-й, 3-й и 4-й дни Курбан-байрама) для нас мусульман являются праздником” (Абу Дауд, Саум, 49). В эти последние три дня хаджии находятся в долине Мина, поэтому иногда их называют “днями Мины” (Ибн Маджа, Манасик, 57).
После утреннего намаза дня арафа и до завершения послеполуденного (аср) намаза четвертого дня праздника, после каждого намаза-фард верующие должны произносить такбиры-ташрик (всего 23 раза).
Такбир-ташрик произносится следующим образом:
اللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ لَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاَللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ وَللهِ الْحَمْدُ
“Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.
“Аллах превыше всего, Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха и Аллах превыше всего. Аллах превыше всего и Аллаху принадлежит вся хвала”.
История появления такбира-ташрика связана с пророком Ибрахимом (мир ему) и его сыном Исмаилом (мир ему). Как известно, пророк Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором Всевышний повелел ему принести в жертву своего сына. Когда Ибрахим (мир ему) уже был готов выполнить приказ Создателя, к нему с небес спустился ангел Джабраил с барашком.
Известно, что достигнув уровня земного неба и боясь не успеть, Джабраил стал говорить такбир: “Аллаху акбар, Аллаху акбар”. Услышав такбиры, пророк Ибрахим (мир ему) посмотрел на небо. Так он и увидел ангела Джабраиля с бараном. В ответ Ибрахим (мир ему) сказал: “Ля иляха илляллаху валлаху акбар”.
Услышав эти слова такбира и таухида, ожидавший своей участи Исмаил (мир ему) сказал: “Аллаху акбар ва лилляхиль хамд». Таким образом появилась традиция произнесения такбира-ташрик.
Такбир-ташрик призносят после каждого фарз-намаза начиная с утреннего намаза дня Арафа до аср намаза четвертого дня праздника, т.е. 14 августа.
Курбан-байрам и дни Ат-Ташрик 2020: правила и традиции, что нельзя делать 1 августа
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам 2020 продолжается (об истории и традициях праздника читайте в материалах Федерального агентства новостей). 1 августа 2020 года мусульмане начинают отмечать дни Ат-Ташрик — это продолжение праздника жертвоприношения Курбан-байрам.
Дни Ат-Ташрик отмечаются с 11-го по 13-й день последнего двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, который называется Зуль-хиджа. Самыми ценными с точки зрения ислама являются первые десять дней этого месяца.
Продолжение хаджа
Для верующих, принимающих участие в хадже (подробнее об этой традиции читайте в материале ФАН), очень важные дни продолжаются и после наступления праздника Курбан-байрам. В первую ночь из дней Ат-Ташрик паломники, совершающие хадж (в этом году их немного из-за запретов в связи с пандемией COVID-19), направляются в священную долину Мина (в Саудовской Аравии) и там ночуют. В эти священные дни, помимо коллективных намазов, последователи ислама читают специальную молитву, которая называется такбир Ташрик (восхваление Аллаха).
Дни Ат-Ташрик сопровождаются специальными обрядами, символизирующими отказ от всего, что может нарушить чистоту веры. Этими обрядами нельзя пренебрегать, если у верующего достаточно физических сил, чтобы их исполнить.
В первый день Ат-Ташрик верующие бросают камешки в три столба, что символизирует побивание дьявола. Сначала бросают семь камешков в маленький столб, который называется джамрат аль-ула), затем — семь камешков в средний столб (джамрат аль-вуста), потом столько же — в большой столб (джамрат аль-акаба). При бросании верующие славят Аллаха.
Во второй и третий из дней Ат-Ташрик обряд повторяют. Каждый участник хаджа по возможности должен выполнить этот обряд самостоятельно, только в крайнем случае его можно перепоручить кому-то другому.
Курбан-байрам и коронавирус
В этом году из-за пандемии коронавируса верующим предписано проводить праздник Курбан-байрам в домашней обстановке. В отличие от предыдущих лет в хадже 2020 участвовало ограниченное количество паломников, в основном постоянно проживающих в Саудовской Аравии. Тем не менее праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима (Авраама) прошел (в том числе в России) по всем правилам.
Что нельзя делать 1 августа
Согласно традиции, в праздник Курбан-байрам и в дни Ат-Ташрик нужно не только соблюдать предписания и правила, необходимо также следовать запретам. Верующим в дни Ат-Ташрик запрещено уклоняться от налагаемых религией обязательств, нельзя пропускать время молитв, позволять себе дурные мысли и неблаговидные поступки.
Особенно важно соблюдать все правила и запреты в первые самые ценные для Аллаха десять дней двенадцатого лунного месяца.
Дни Ат-Ташрик – продолжение великого праздника
В благословенный месяц зуль-хиджа совершается хадж в Мекку и наступает Курбан-Байрам. Он выпадает на 10 день, и считается величайшим праздником у правоверных мусульман всего мира. Последующие три дня называются Ат-Ташрик. Это время еды и питья, восхваления Аллаха, обязательного для паломников обряда побивания камнями дьявола в долине Мина. Также требуется соблюдать ряд важных ритуалов.
Правила и особенности
Дни Ат-Ташрик выпадают на 11-13 зуль-хиджа и являются непосредственным продолжением праздника Курбан-Байрам. Совершающим хадж, рекомендуется провести их в долине Мина.
Там паломники исполняют главный обряд, история которого уходит в далекое прошлое. Во время хаджа пророка Мухаммеда к нему трижды являлся дьявол и был изгнан камнями. Традиция сохранилась, приняв современное обличье.
Она заключается в бросании камней в три столба-джамрата – малый, средний, большой. Для удобства паломников сооружения выполнены в виде стен. В каждую нужно бросить 7 небольших камушков, собранных в длине Мина или Мудзалифа.
Обязательные и желательные действия
Ритуал совершается с полудня до захода солнца. Но при большом наплыве паломников разрешается и в другое время. Сначала камни бросаются в малый джамрат аль-ула. Делается это последовательно, при каждом замахе произносятся слова «Аллаху Акбар».
Далее камни надлежит бросить в средний джамрат аль-вуста, затем в большой – аль-акаба. Первый день обязательный, желательно остаться на второй, после можно покинуть Мину, но только до захода солнца. В противном случае нужно переночевать и повторить обряд еще раз.
Действия каждого дня аналогичны:
Побивание камнями дьявола должен совершить каждый паломник самостоятельно, независимо от пола и возраста. Только в случае физической невозможности разрешается поручить свою обязанность доверенному лицу.
Все три дня мусульмане должны возносить коллективные молитвы и как можно чаще возвеличивать Аллаха, читая такбир. Хвала Всевышнему воздается не только во время намаза, но и в домах, в пути, на базарах. Этот обычай во время праздника называется ташрик-такбир.
Моменты радости и долга
В дни Ат-Ташрик не разрешается поститься никому. При этом следует много молиться и превозносить Всевышнего так часто, как представляется возможным.
Нельзя просить у Аллаха милости только в этой жизни, следует позаботиться о предстоящем пути в загробный мир. Слова молитвы могут звучать на родном языке.
Часто произносимый такбир «Аллаху Акбар» должен повторяться не механически, а идти из глубины души с осознанием величия и могущества Всевышнего. Вернувшись в Мекку, паломники отбывают на родину или завершают хадж по правилам ислама.
Дни Ат-Ташрик. Справка
С 27 по 30 ноября 2009 года мусульмане всего мира отмечают Дни Ат-Ташрик.
Это продолжение самого большого мусульманского праздника Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), когда мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают всевышнего Аллаха. Праздник жертвоприношения празднуется в десятый день месяца зуль-хиджа (двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря). Для мусульман это благословенный месяц – время хаджа (паломничества).
Первый день Ат-Ташрика является вторым днем символического побития дьявола камнями, и в этот день правоверному паломнику-мусульманину, совершающему хадж, надлежит прибыть в долину Мина.
Паломники бросают 7 камешков сначала в маленький столб (джамрат аль-ула), затем 7 камешков в средний столб (джамрат аль-вуста), и 7 камешков в большой столб (джамрат аль-акаба).
Начиная с утреннего намаза дня Ташрик до послеполуденного намаза третьего дня Ташрик мусульмане после коллективных намазов читают такбир (восхваление Аллаха) под названием такбир Ташрик.
Действия, совершаемые в первый день Ат-Ташрик
В этот день совершающий хадж:
1. Своевременно совершает коллективные молитвы.
2. Часто возвеличивает Аллаха после молитвы, а также на дорогах, базарах и в домах.
3. В любое время между полуднем и заходом солнца бросает камешки в три столба. Если ему не удалось сделать это из-за большого стечения народа, то не будет беды, если он бросит камешки после захода солнца, поскольку это извинительно.
5. В каждый столб он бросает семь камешков, один за другим, подняв руку при каждом броске и произнося: «Аллаху Акбар!» Разрешается, чтобы камешками для бросания паломник запасся в Мина.
8. Бросив камешки в средний столб, паломник проходит несколько вперед, так, чтобы столб оказался от него справа, и, повернувшись лицом к кибле, подняв руки, взывает в Аллаху, прося у него всего хорошего в этой и потусторонней жизни, хотя бы и на своем родном языке.
9. Бросив камешки в самый большой столб (джамрат аль-акаба), паломник не задерживается у него для взывания к Аллаху.
10. В этот день он остается ночевать в Мина.
Действия, совершаемые во второй день Ат-Ташрик
Второй день Ат-Ташрик приходится на двенадцатое число месяца зуль-хиджа и является третьим днем бросания камешков. В этот день совершающий хадж выполняет следующие действия:
1. Своевременно совершает общие молитвы.
2. Часто возвеличивает Аллаха после обязательных регулярных молитв, а также на базарах, дорогах, в домах.
4. Бросив камешки в самый маленький столб, паломник совершает те же действия и взывает к Аллаху так же, как и в предшествующий день.
5. Бросив камешки в средний столб, совершает те же действия, как и в предыдущий день, в том числе и взывая к Аллаху.
6. Бросив камешки в самый большой столб, не задерживается, чтобы воззвать к Аллаху, а уходит.
7. Закончив бросание камешков в самый большой столб, паломник может поспешить с отъездом и покинуть Мина до захода солнца.
8. Лучше всего, если он не будет спешить, а заночует в Мина, чтобы бросать камешки тринадцатого зуль хиджа.
Действия, совершаемые в третий день Ат-Ташрик
Третий день Ат-Ташрик — это тринадцатый день зу-ль хиджжа, четвертый день бросания камешков.
В этот день совершающий хадж выполняет следующие действия:
1. Своевременно совершает коллективные молитвы.
2. После молитвы, а также на базарах, дорогах, в домах часто возвеличивает Аллаха.
3. Между полуднем и закатом солнца бросает камешки в три столба, соблюдая при этом ту последовательность, занимая те же положения и взывая так же, как и в предшествующие два дня. При этом по окончании бросания камешков в «джамрат-уль акаба», не задерживается, а уходит, возвращаясь в Мекку.
4. Если он не совершил ранее обхода «аль-ифада» и сай (бег между холмами Сафа и Марва), то, вернувшись в Мекку, он выполняет их в соответствии с положениями, содержащимися в параграфах, разъясняющих порядок обхода сай.