20 июля день перуна картинки
Перунов день — праздник воинов и земледельцев
Перунов день — славянский языческий праздник, посвященный богу, которого почитали и воины, и правители, и земледельцы. Узнайте о традициях празднования, приметах и обрядах, которые проводили наши предки в этот особый день.
Перунов день — обычаи наших предков и суть праздника
Как и большинство славянских праздников, отмечаемый 20 июля Перунов день был привязан к календарю земледельческих работ. Так, со дня Велеса начинались покосы. К празднику Перуна же полагалось уже закончить заготовку сена и сбор урожая. После дня бога Перуна полагалось готовить поля к посадке озимых культур.
Празднование дня Перуна на берегу реки Клязьма
Конечно, славянские праздники тесно связаны с земледелием. Однако основная суть праздника заключается не только в смене погоды и прочих условий, которые необходимы для получения богатого урожая. Бог Перун был одним из самых почитаемых нашими предками богов, поэтому посвященный ему праздник занимал важное место в календаре славян.
Дождь может серьезно испортить праздник, а ведь наши предки предпочитали проводить все торжественные мероприятия на открытом воздухе. Однако старинная примета гласит, что дождь в день Перуна смывает злое колдовство, сглазы и порчи, а также болезни. Поэтому дождям в этот праздник особо радовались, более того — старались под него попасть. Гром и молнии, поскольку это неизменные символы почитаемого божества, радовали народ особенно. Раньше верили, что гроза в Перунов день означает милость и покровительство этого божества. Однако ее старались переждать, чтобы не стать случайной жертвой охоты бога на коварного Змея.
Купаться после праздника Перуна было нельзя, но вот в сам праздник этого божества все старались в последний раз зайти в воду. В старину верили, что в этот день вода реки или озера обладает мощными целительными и очистительными свойствами.
О точной дате дня Перуна по сей день ведутся споры. Имеется два варианта даты — 20 июля и 2 августа. Какая из них точнее соответствует славянскому календарю, которым пользовались наши предки, доподлинно неизвестно.
Как отмечали праздник Перуна в старину
ПЕРУНОВ ДЕНЬ — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей
Ко дню Перуна 20 июля начинали готовиться за восемь дней — еще со дня, посвященного богу Велесу. Заранее готовилось обрядовое пиво, которое использовалось и в качестве праздничного угощения для жителей поселения, и в качестве требы богу. Готовился также творог, который служил обрядовой пищей. Огромное внимание уделялось и приготовлению мясных блюд.
Празднование начиналось с добычи живого огня — так называли огонь, добытый с помощью трения. Обрядовый костер зажигали только от него. Как правило, добычей огня занимались жрецы, иногда самые старые мужчины в поселении.
Воинский обряд — Перунов день
После завершения воинских обрядов на бревна для ритуального костра устанавливалась деревянная ладья с угощениями для Перуна. В это же время приносились и жертвы, в том числе и человеческие, но об этом немного ниже. Разводить ритуальный костер имел право только жрец или волхв. Над пламенем этого костра освящались обереги для воинов, призванные защитить в сражении от смерти и ранения.
После над костром насыпался курган, на нем и проходил ритуальный бой, символизирующий сражение Перуна и Велеса. 20 июля посвященный богу Велесу период календаря подходит к концу, и начинается период Перуна. Несложно догадаться, что боец, представляющий Перуна, всегда побеждал. Однако эти боги никогда не враждовали всерьез, поэтому сражение было шуточным.
После шуточных сражений наступало время торжественных посвящений в воины. Проводили их жрецы. Будущие воины должны были пройти несколько испытаний. Первый этап — погружение в Навь, чем занимался жрец. Второй — преодоление дорожки из раскаленных углей, и если будущий воин струсит, это испытание окажется последним для него. Третье — испытуемый с закрытыми глазами должен был найти дуб, заранее запомнив дорогу, сумев определить направление по ветру и звукам окружающего мира.
Четвертое испытание включает в себя три загадки — абсолютно любые, на выбор жреца или опытного воина с хорошей славой. Тех, кто не справился с загадками, закапывали в землю. На самом деле испытание было не на сообразительность, а на способность помочь товарищу. Откопать посвящаемого мог только другой участник посвящения ценой одной из трех попыток отгадать свою загадку.
Празднования в честь славянского бога-громовержца
Только после посвящения жрец разрешал остальным жителям поселения присоединиться к празднованию в честь славянского бога-громовержца. Второй этап праздника, на котором присутствовали все без исключения жители окрестностей, начинался с шуточных боев и игрищ.
Затем наступало время для пира. За праздничным столом поминали воинов, павших в бою. Если кандидатов в воины было много, то пир переносился на следующий день. На стол подавали творог, дичь, курицу, говядину и каши. Пить полагалось квас, пиво, мед и красное вино.
Особое значение для воина имеет ночь после дня Перуна. Волхвы говорили, что плох тот воин, который способен одержать победу только над врагом. Они рекомендовали каждому воину провести ночь с женщиной после окончания празднования. Особенно настоятельно советовали мудрецы одержать любовную победу новопосвященным воинам.
Выборы жертвы Перуну на Велесов сноп
Перуну, как самому грозному и воинственному славянскому божеству, было мало жертв, состоящих из пищи и питья. Он требовал живой крови. Чаще всего в жертву приносили быков и петухов. Последние непременно должны были быть одного цвета, не пестрые. Разумеется, жертва зависела от богатства поселения, позволить себе приносить в жертву быков могла не каждая община.
Происходили выборы жертвы Перуну на Велесов сноп — восемью днями ранее праздника бога-покровителя воинов. Избранных надежно запирали, поскольку мало кто желал погибнуть от ножа жреца. Условия содержания были довольно комфортными, а питание — обильным, ведь жертва не должна стать немощной и, соответственно, неподходящей в качестве дара Перуну.
Кровь жертв проливалась в углубление возле идола на капище. Ее же наносили на лоб каждому воину, в том числе и новопосвященным. Были и бескровные жертвы Перуну. Если долго не было дождя, выбирали из толпы женщину и поливали ее водой. Считалось, что так можно прекратить засуху.
Обряды на Перунов день
День воина на площадке живописной природы Хехцира
Далеко не все обряды на Перунов день сопровождаются кровавыми жертвоприношениями или необходимостью ходить по раскаленным углям. Есть и более простые в исполнении современным человеком обряды. Например, можно пустить по течению огневицу — небольшой деревянный плот с установленной на нем свечкой. Перед тем, как отправить огневицу вниз по реке, наговорите на свечу самые заветные желания — они обязтельно сбудутся.
Есть и более простой обряд на Перунов день. В старину верили, что обливания холодной водой изгоняют из человека все болезни, сглазы и порчи. Обливаться нужно утром, стоя босыми ногами на земле. Одной из главный традиций было приготовление мяса, и последовать этой традиции тоже не слишком сложно.
Праздник грозного славянского бога — самое подходящее время для защиты своего дома и близких. Для создания оберега потребуется новый гвоздь любого размера, молоток и дубовый лист. Заниматься обережной магией следует утром. Никого, кроме вас, в доме быть не должно. Гвоздь заверните в лист и наговорите:
Стану перед Дубом, Перуна позову: приди-приди,
Перун, приди-приди, грозный,
С силами Перуновыми, молниями ясными,
Землю освяти громами рясными. С Алатыря-камня огня выкреши,
Огня выкреши — Свет Божий вокруг меня зажги.
Идут Дажбожьи внуки, Светом Перуновым защищенные,
Горит Ведогонь в душах наших. Силы вражьи мой род обходят,
Дажбожъих внуков (фамилия рода) не касаются.
Сила с нами Божеская. Перуничи — витязи громы могучие,
Они врагов отгоняют, молниями испепеляют. Слава Перуну-Батюшке, Богам и Предкам!
Гвоздь забейте в косяк входной двери так, чтобы не загнулся. После этого прочитайте следующее:
Гвоздь — не гвоздь, а еще Перунов щит. Я тебя беру, чтоб служил ты мне и моей семье. И пока ты в моем косяке спишь, всех моих родных бережешь и сторожишь (перечислить имена всех, кого защищаем) именем Рода Всевышнего, Сварога-Батюшки, Лады-Матушки и всех Богов Родных!
Не забывайте о том, что все обращения к Перуну читаются вслух, громко, а не шепотом.
В целом, праздник Перуна посвящен как воинским обрядам, так и ритуалам защитного характера, которыми в старину практически всегда занимались женщины. До наших дней дошло немало примет, обрядов и полезных советов для человека, который желает стать ближе к культуре предков.
День Перуна
примерный уряд праздника на основе фольклорных данных
1. У славян Перунов (Ильин) день был общенародным праздником, без половозрастного разделения. Это значит, что в ритуалах участвовали мужчины и женщины, старики и дети.
Помимо этого Ильин день считался профессиональным праздником воинов, охотников, пасечников, рыбаков, скорняков, портных; их сообщества проводили отдельные от всех обряды этого дня. Но поскольу профессиональное разделение человеческой деятельности появляется относительно поздно, и этому периоду предшествовало значительно более продолжительное время, когда каждый человек, независимо от пола и возраста, был по обстоятельствам и воином, и охотником, и скорняком, и рыбаком, – мы, чтя своих предков, можем отмечать этот день совместно.
2. «Громовое свято» это период, то есть несколько дней. Громовыми, дождливыми в народе слыли и 19 июля (Мокриды), и 22 июля (Мария Магдалина), и 24 июля (Борис и Глеб, Паликопна), и 27 июля (Палий). Поэтому лучшее время проведения праздника – четверг в последней декаде июля.
3. «Перун есть мног»; «Есть два ангела громнии … Перун и … Хорс» – сказано в древнерусских источниках, что означает наличие нескольких ипостасей Громовержца. Я предлагаю в Перунов день постараться почтить все его ипостаси, которые находят символическое выражение в многочисленных реалиях нашей жизни:
Праздник должен происходить в дубовой роще или у старого дуба, на возвышенности, рядом с водой, также приветствуется наличие камня; т.н. «гремячих» ключей, т.е. источников, открывшихся после удара молнии.
4. Специфика праздника заключается в магических действиях, повторяющих, объясняющих или подтверждающих наличие и деяния Громовержца, а именно:
Громыхание различного вида, раскатистое, гулкое, отрывистое и т.п., производимое с помощью бочек, вёдер, барабанов, мечей, щитов, молота, цепа.
Расплёскивание воды из бочек и вёдер на землю, обрызгивание девушек, если лето засушливое. И наоборот, если июль дождливый, пронос вёдер с водой, стараясь не расплескать, упор на огонь в ритуалах.
Катание «громовых» колёс и бочек.
Конные состязания.
Световое шоу, искры, лучи.
Возжигание и тушение огня водой.
Имитация града – топтание ногами виртуального антагониста.
Ряжение в волков, разыгрывание похищения «тёлок» «волками» и «охота» на хищников.
После использования хлеба – собирание и подбрасывание крошек.
5. Ритуальный жест Перунова дня: руки на плечах крест-накрест («перекрестясь»), рот открыт – жест защиты от звуковой волны (раскатов грома), которой Перун проявляет своё присутствие.
6. К Перуну имеют отношение пчёлы, орлы, соколы и т.п. и, как ни странно, кукушки (у всех восточных славян считалось, что после Купалы кукушки перестают куковать и превращаются в ястреба или коршуна; также кукушки ассоциировались с вдовами, которых в древности было значительное количество).
Для проведения праздника необходимо иметь:
Продукты: обрядовый хлеб «боговица», мёд (лучше в сотах и питьевой), горох (стручки, стебли и блюда из него), репу, мясо (баранина и курятина), рыбу, если есть – дичь.
Растения: дуб, перуника (ирис), трава тархун (можно и напиток того же названия, как сделанный из растения Громовержца), трава грымотник (лапчатник прямостоящий), трава кукушкины слёзки, её корень.
Орудия и оружие: серпы, молот, цеп, жернова, ножи, топоры, хлысты, мечи, луки, стрелы и т.п.
Предметы быта: вёдра, бочки, колёса, коромысло.
Охотничьи и рыбацкие трофеи: волчьи шкуры, кабаньи клыки, щучьи челюсти.
Игрушки: воздушные змеи, различные ветряки, «летающие тарелки».
Музыкальные инструменты: колокольчики, дудки, трубы, варганы, бубны, барабаны, трещотки, шаркунки.
Источники света: факелы, фонари, лазеры, салют.
Одежда, облачения: красные рубахи, волчьи шкуры, женщинам рогатые кички, красные платки и рушники с соответствующей вышивкой.
Заговоры: на урожай; дождь (вызов или прекращение – по обстоятельствам); удачную охоту; военные (при необходимости); от пожара; града; болезней (в частности – от кровотечений и ран); на открытие кладов – не только сокровищ, но для нахождения того, что скрыто в Земле (для археологов или поисковиков, например).
Примерный уряд
1. На безопасном расстоянии от дуба чертится восьмилепестковая розетка («перуница») с приговором: Дуб железный есть первопосажен, на Силе Божьей стоит.
2. Проход участников сквозь «огонь, воду и медные трубы» (факелы, обрызгивание, под низкие звуки духовых инструментов, руки проходящих в ритуальном сложении) на место проведения обряда. В каждом «лепестке» возжигается огонь или свечи, желательно «громничные», освящённые на Громницы ( Стретенье). Круг участников за кострами вокруг дуба.
3. Слово волхва (жреца, урядника) о празднике. Выбор по обстоятельствам, какую ипостась Перуна будем чтить – Сухого или Мокрого. Желательно провести «ликбез» язычников, то есть явить народу не только своё личное отношение к Перуну, но и исторические сведения, а так же малоизвестные фольклорные данные, примерно так:
Что мы знаем о Перуне от наших предков? – Рассказ или зачитывание участниками сведений по теме с ссылкой на источники (тексты в приложении). Сомневающимся в правомерности чтения на капище предлагаю обратить внимание на то, что слова «считать», «читать» и «почитать» имеют одну, причём общеславянскую основу (о сакрализации процесса чтения см.: Громов Д., Бычков А. Славянская руническая письменность. М., 2005. С. 94).
Что говорят нам наши сердца о Перуне? Круговая чара (мёд) со славленьями.
4. Принесение треб на камень под дубом и огням (поливание мёдом, осыпание зерном и горохом, хлеб, мясо).
5. Обнос хлебом со словами: «На Громовое свято – новый хлеб!», под песню-величание Перуна (во время пения две опевальницы манипулируют серпами – с лязгом скрещивают их и т.п.).
8. Проход к речке. «Перунов день – обливушки» – последнее купание. Треба Воде. Обрядовые действа, способствующие оздоровлению: трижды зачерпнуть воды (по течению, а не против!) и трижды умыться или окатиться, приговаривая:
«Матушка Вода, обмываешь ты крутые берега,
Жёлты пески, белы камушки,
Своей быстриной, золотой струёй.
Обмой ты нам тела бела, лица неговы,
Смой укосы и призоры,
Щипоты и ломоты,
Скорби и болезни»;
«Куда вода – туда хвороба! Перун ледку пустил, а мне здоровья!».
Вытирание красными платами или расшитыми рукавами (оберег, руководят жрицы). Забор воды по течению в вёдра (ёмкости). Ритуальное верчение (или пронос) с коромыслом и полными вёдрами – гадание о погоде по количеству вылитой воды. При засухе – обряд «вождение Додолы» (девушка в костюме из зелени обливается водой).
«До Перуна народ купается, после Перуна с рекой прощается». Прощание с рекой (знать название реки!).
9. Бабий бой: «Осень с Летом встретились». Результат боя комментируют волхвы.
10. В это время – окрута волхвом нескольких человек в волков.
Слово волхва: На Перунову «звериную неделю» открываются волчьи норы, хищники начинают пошаливать, нападать на скот, а люди нападают на волков. Земляника со дня Перуна вызывает дрёму. Игрище.
Выходит «пастух», играет на дуде, щёлкает хлыстом. Женщины в рогатых кичках («тёлки») угощают его заранее собранной земляникой. Он засыпает, громко храпя на или под деревом (дикая яблоня, если возможно) подобно Дундеру («дударь», «трубач») сербско-лужицкой поговорки (считается, что это имя – ранний эпитет Перуна). Набег «волчьей стаи» с похищением «тёлок» в ближайшие кусты (похитители не должны быть в реальной жизни партнёрами похищенных, наоборот, охотники будут отбивать своих дам). Дундер просыпается, трубит тревогу. Сбор вооружённой дружины, слово о том, что это весной «что у волка в зубах – то Ярило дал», то есть зверю весной даётся возможность отъесться после голодной зимы, а сейчас «обьявлена охота на волков». С шумовыми и световыми эффектами женщин отбивают, волков ловят и «освежёвывают» (срывание шкур). «Освежёванные» туши приносятся охотниками к месту раскруты за руки-за ноги. Раскрута («встань по-старому, как мать поставила!»).
Кругова чара в честь удачной охоты (на капище).
11. Переход на место ристалищ.
Проверка резвости «коней» – потешная битва «всадников» или «коней» из двух человек под покрывалом.
Игра «Туча с Громом соговаривались».
Игра в «ножички», метание топоров, камней, стрельба. И т.п.
Соревнование – катание колёс с помощью палки.
(Пункты 10 и 11 могут меняться местами).
12. Братчина.
Основные блюда из репы, гороха, дичи, мяса (говядина, баранина, курятина), хлеб, мёд. После пира – сбор крошек в ладонь и подбрасывание со словами: Хлебу святому честь и слава!
Тексты (связаны между собой, их необходимо оглашать в предложенном порядке).
1. Древнейшее свидетельство о почитании славянами Громовержца сохранилось в труде Прокопия Кесарийского «Война с готами», написанного в VI веке: «Они (воины антов и славян) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. » До начала ХХ века на Ильин день повсеместно крестьяне закалывали «обетного», жертвенного быка.
2. Свидетельством военных, Перуновых побед славян является мало известный широкой публике Перещепинский клад. В 1912 году у села Малая Перещепина под Полтавой были найдены сокровища, зарытые в VII веке – 25 кг золота и 50 кг серебра. В отличие от Мартыновского клада того же времени, содержащего изделия славянских ювелиров, Перещепинский клад состоял из заморских вещей; он был военной добычей, захваченной во время одного из славянских походов на Византию в конце VII века.
3. Вайнахи сохранили сведения о Перуне, которые попали в их фольклор во времена каспийских походов русов (VII–Х веков): Перун уважает стариков, любит детей, ценит хлеб и даже крошки подбирает. Именно эти крошки подтверждают достоверность рассказа, так как их собирание со стола в горсть, а затем съедение или подбрасывание вверх (птицам и предкам) являлось характерной чертой этнического поведения русских на протяжении последнего тысячелетия. Вспомним «Повесть о Петре и Февронии» ХV века. Бояре смеялись над крестьянкой-ведуньей, вышедшей замуж за князя, так как она, чтя заветы предков, и за богатым столом подбирала хлебные крошки.
4. В народе считается, что Перун торопится помочь людям, но действует с промашкой. Род сказал ему: «Пошли дождь, где просят», а он пришёл с дождём, где косят. В другой раз Род говорит: «Пошли дождь, где ждут», а он опять в запале не расслышал и пришёл с дождём, где жнут!
5. Перун не знает дату своего праздника, он грозит: «Если бы я знал свой праздник, ох, я бы натворил, я бы всё размолотил!», поэтому Род скрывает от Перуна его день, говорит, «то не дошёл праздник, то перешёл».
6. В Х веке византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей» писал: «…Русы совершают свои жертвоприношения, так как там (на острове Хортица) растёт огромный дуб. Они приносят живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски хлеба, мяса…». Через 5 веков в русских царских свадьбах по-прежнему втыкали стрелы как оберег новобрачных; в народных заговорах обтыкание стрелами упоминается до сего дня.
7. Перуну приносили в жертву не только хлеб и мясо, петухов и стрелы, но и другие весьма ценные вещи. При заключении мирного договора Руси с Византией, 945 год: князь Игорь с соратниками присягает у идола Перуна в Киеве. «…Призвал (Игорь) послов и приде на холм, где стояше Перун, и покладоша оружье своё, и щиты и золото, и ходи Игорь роте…». Кто знает, может быть, сокровища огромного Перещепинского клада были приношениями воинов Перуну, спрятанными волхвами в трудную годину.
8. В день Перуна – 20 июля 971 года Святослав начал свою последнюю битву с Византией. Она закончилась вничью, последовали переговоры о мире, условия которых император принял с радостью. Он оставил нам бесценное описание внешности великого русского князя-воина. Через несколько месяцев князь Святослав, любимец Богов, был предательски убит, а через 16 лет его сын со своей дружиной сменил веру, возможно, считая, что Перун отвернулся от его отца, ведь в язычестве отношения с Богами строились на договорной основе.
9. Но народ так не считал, и через триста лет после этих событий в «Слове об идолах…» Григория Богослова, ХIII века, находим: «Но и ноне по украинам молятся ему, … богу Перуну … и то творят отай».
10. У балтийских славян-язычников в ХIII веке, по сообщению Гельмольда, культ Прове и посвящённых ему дубов был в самом расцвете.
11. На Руси на вопрос ребёнка «откуда я взялся?» мальчикам отвечали «ты на дубочку сидел». «Дубком» называли ребёнка, который набрал жизненной силы и встал на ножки.
12. В ХХ веке в деревнях Владимирской области в детской среде сохранялись обряды Перунова дня: именно в этот день дети шли за горохом, срывали рябинник и на палочку нанизывали стручки гороха, «и уж с этим бегли по домам». Веточка с нанизанными стручками называлась «ёжик», потому как топорщилась весьма агрессивно (из книги Науменко Г.М. Этнография детства). Такого рода Перуновы «штандарты» можно взять на вооружение и сегодня.
13. Народ свято чтил Перуново свято, в этот праздник были строго запрещены работы в поле, например, по сведениям С. В. Максимова, в ХIХ веке в Калужской губернии были случаи, когда на крестьянина, выехавшего в этот день спасать от дождя снопы, набрасывалась толпа соседей, снимали с его лошади хомут, который немедленно относился в кабак и пропивался всем обществом. Это было своего рода жертвоприношение Перуну, откуп за оплошавшего члена общины.
14. Словацкий учёный ХIХ века Ян Коллар писал: «…Один из наидревнейших … славянских богов в устах словаков ещё по нынешний день живёт так, как если бы в каждом городе страны, в каждой сельской местности, на каждом холме имел алтарь, а в каждом доме – жреца. Нет дня, часа, даже минуты, когда бы между словаками не слышалось «Перун, Перон, Паром»».
Слава
(на мотив «Славное море священный Байкал», личное творчество)
Славься, великий, могучий Перун,
Гром, сотрясающий Землю Сырую,
Братину с мёдом праправнуки пьют,
Пращуров славя ликуя.
От Святослава донаших времён
Цепь поколений защитников крепнет,
Землю родную славянских племён
Любим мы все беззаветно.
Слався великий, могучий Перун,
Дуб в три охвата, упершийся в Небо,
Верные вои твои прорекут
Трижды «ура!» в честь победы.
Величальная
У нас было на Сырой Земле,
Претворилися такие чудеса,
Растворилися седьмые Небеса,
Сокатилися златые колеса,
Золотые, ещё огненные.
Уж на той колеснице на огненной,
Над Богами Государь гремит,
Перун-батюшка покатывает,
Утверждает свято божий закон.
Под ним конь белой, храброй,
Золотыми подковами подкованный,
Уж и этот конь не прост,
У коня жемчужный хвост,
Гривушка позолоченная,
Скатным жемчугом унизанная,
Очи – камень лазурит,
Из ноздрей огонь палит,
Из ушей дым валит.
Скороговорка на прозвон
А ударьте, прозвоните звоны-колокола,
Звоны-колокола, да на все поля.
Да на все поля, на четыре стороны,
На четыре стороны вдарьте, колоколы!
Величальная
Ходит Перун по полю, считает суслончики,
В первом-то поле – сто суслончиков,
Во втором-то – тысяча,
А во третьем – сметы нет!
Кони (ритуальный диалог с загадками)
На лугу у парени (поле под паром) коней пасла, коней пасла.
Коней пасла, да и заспала (повторы каждой строки).
Проснулася – нет коней.
Бегом бегу, коней ищу.
Навстречу мне три молодца.
– Куда, девка, бегом бежишь?
– Бегом бегу, коней ищу!
– Отгадай-ка, красна девка, три загадки,
Отганёшь – коней найдёшь.
А что горит без полымя?
А что бежит без повода?
А что растёт без кореня?
– Заря горит без полымя!
Вода бежит без повода!
Камень растёт без кореня!
– Твои кони на дуброве,
Траву едят шелковую,
Воду пьют ключевую.
Тучи (песня-заговор, исполнять по обстоятельствам)
Собирайтесь тучи, все тучи до кучи,
Все тучи до кучи, облака на место.
Дай же, Бог, дождя (повтор).
Сильного, буйного (повтор).
Косарям на отдыханье,
Жнеям на гулянье.
Гром гремит, тучи ходят,
А хозяин с ума сходит.
Солнышко садится,
Жнея веселится.
Приговоры:
во время грозы и грома – «Создай, Боже, тихую воду, тёплую росу!»;
для остановки вихря – «Как вода огонь заливает, так и слова мои бурю утешают!»
Дразнилка
Чьё же это поле задремало стоя?
…(имя или название общины) поле задремало стоя.
Жнеи всё старые, серпы ломовые.
Чьё же это поле прогремело стоя?
…(имя или название общины) поле прогремело стоя.
Жнеи молодые, серпы золотые!
Игрище «Туча с громом»
Туча с Громом соговаривались,
Доли-лёли, доли-лёли, лёли, лё! (Припев после каждой строчки)
– Пойдём, Туча, гулять на поле,
На то поле святорусское (или любое другое, положительное),
Ты с Дождём, а я со Молнией,
Дождь прольёт, а Гром помилует!
Туча с Громом соговаривались,
– Пойдём, Туча, гулять на поле,
На то поле супостатное (или любое другое, отрицательное),
С Градом ты, а я со Молнией,
Град побьёт, а Молния пожжёт!
Всё вышеизложенное изображается в пляске – выходит одна пара, женщина из этой пары (Туча) приглашает ещё одного мужчину (Дождь), мужчина из первой пары (Гром) приглашает вторую женщину (Молния). Пара с «Дождём» пляшут более интенсивно, чем «Гром» и «Молния». Расходятся. Опять выходят «Туча» и «Гром», выбирают новых «Град» и «Молнию». Эта пара пляшет неистово, мужчина мощно топает ногами, женщина плещет и хлещет алым платком.
«Пчёлы ярые» – игровая, поцелуйная (личное творчество)
Из-за гор, гор, высоких гор,
Из-за лесу, лесу тёмного,
Вылетала туча чёрная.
Да не туча, да не облако
Заклубились рои пчёлыя,
Вопрошала Мать Пчелиная:
– Гой вы, пчёлы, пчёлы ярыя,
Далеко ли вы собралися?
Отвечали пчёлы ярыя:
– Высоко летим на Небушко,
Перуну несём богачество,
Солодкий медок да патоку,
Воск на свечи белоярыя,
По дороге девок жалили!
Исполняет хоровод девушек, в кругу пляшут парни, на последней фразе девушки разбегаются, парни ловят их и целуют. Укус пчелы во многих славянских традициях был символом полового акта и беременности.
Поцелуйная
Пришла туча громовая.
Громовая, дождевая.
Гром громыхнул, дождь сиканул,
Замочил девку-чернобровку,
Чернобровку, русую головку.
Серёд поля шатёр стоит,
А в том шатре старый сидит.
Зовёт девку в шатёр к себе.
– Не пойду я в шатёр к тебе.
Сам ты старый, шатёр рваный.
Гром громыхнул, дождь сиканул.
Замочил девку, чернобровку.
Чернобровку, русую головку.
Серёд поля шатёр стоит.
А в том шатре ровня сидит.
Зовёт девку в шатёр к себе.
– Пойду я в шатёр к тебе.
Сам ты ровный, шатёр новый.
Поговорки
Богат, как Перунов сот (в это время у пчёл максимум мёда).
Храпит, как Дударь в яблоне.
Загадки
1) Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена,
Много деток народила, Богам угодила, людей напитала (Пчела).
2) На рубеже далёком
Стоит дуб высокий,
Мимо дуба не пройти, не проехать
Ни царю, ни царице,
Ни воину, ни красной девице (Смерть).
3) Целовал ястреб курочку до последнего пёрышка (Грубый парень).
4) Росло-росло, да выросло,
Из штаников вылезло,
С конца залупилося,
Людям пригодилося (кукуруза).
Приметы
Если во время праздника пойдёт дождь – к хорошему урожаю ржи на будущий год. «Перун поехал копны считать». Гром гремит долго и не резко – к ненастью, если отрывисто и непродолжительно – будет ясно.
От призора умываются Перунским дождём.
Уходят гады (эту тему можно также разыграть).
До Перуна облака ходят по ветру, а с Перуна начинают ходить против ветра.
С Перуна – ночь длинна; работник высыпается, кони наедаются (в ночном).
Гадания, магия
По корню травы «кукушкины слёзки» гадали о поле будущего ребёнка, круглый – к девочке, длинный – к мальчику. Отвар пили женщины для наступления беременности; настоем корня поили мужей для обеспечения хороших отношений в семье.
ЗАГОВОРЫ
На трудный разговор
Входя, резко взглянуть на оппонента и мысленно произнести:
Я – волк, ты – овца,
Бойся меня, съем я тебя!
Воинские
Именем Перуна
Отгораживаюсь от меча и стрел,
От пули и дроби.
И ядро стой, не ходи за мной,
Иди стороной на мхи, на болота,
В чужую сторону!
Древнейший, «меч умолвити, и он не сечёт»
Кован еси твой брат,
Сам ты еси оловян;
А сердце твоё вощано,
Не укуси меня, аки пёс, отай;
Оба есмя от Земля;
Коли усмотрю тя очами –
Своего брата,
Тогда убоится твоё сердце
Моих очей усмотрения;
Ты вощан!
На удачу кулачного боя
На море-окияне, на острове Буяне
Стоит дуб сырой крековастый,
Под ним – стар матёр муж,
Рубит старый матёрый муж
Своим булатным топором сырой дуб,
И как с того сырого дуба щепа летит,
Такожде бы и от меня (имя)
Валился на сыру Землю борец добрый молодец
По всякий день и по всякий час!
И тем словам моим замок, ключ в море,
Отныне и до века!
Идущему на войну
Заговариваю я внука Божьего (имя) идти на войну,
А будешь ты ратным человеком, будь сбережён:
От топора, от бердыша, от пищали,
От татарской пики, от красного булата,
От борца, от бойца, от врага-супостата,
От бабьих зазоров, от немочи, от всех недугов.
Крутись, вертись, от топоров, бердышей, пищалей,
Как ветер ходит круг дуба,
Так бы и ходили свинцовые пули
Круг твоей головы!
***
На здоровье
На море-окияне, на острове Буяне
Лежит бел-горюч камень Алатырь.
У каменя стоит Перун с воями своими.
Они отбивают, отстреливают
От (имя) уроки и призоры,
Щипоты и ломоты, ветроносные язвы,
На чёрные грязи, на болота топучие,
Откуда возврата нет, не было и не будет.
Слова мои крепки и лепки, ключ и замок!
Наговор на ожог (на обожжённое место плюют и наговаривают)
Идёт красна девка с мокрым веником,
Тушит, гасит огненную реку,
Огненные искры, огненное пламя,
Огонь жжёт, веник трёт,
Вода смывает, чадо не плачет!
От ушиба (водить по ушибленному месту ножом плашмя и приговаривать)
Тело к телу,
Железо к железу,
Разойдись, кровь, по белому телу!
От невстанихи
На Окиян-море, на острове Буяне,
На пуповине морской лежит камень Алатырь,
На том камне – булатный Дуб.
Сколь тот булатный Дуб стоит крепко и плотно,
Столь бы крепко и плотно стоял мой ярой …
На женскую похоть, на полое место.
Из-под того камня выходит Бык-третьяк,
Ходит около Дуба булатного, и тот Дуб бодает и толкает,
И не может того Дуба сломить и повалить.
Сколь тот булатный Дуб стоит крепко и плотно,
Столь бы крепко и плотно стоял мой ярой …
На женскую похоть, на полое место.
Из-под того камня вылетает Петух и тридевять Куриц,
И тот Петух на тридевять Кур скачет и топчет их пылко и ярко,
Столь бы и я, (имя рек), был пылок и ярок на женскую похоть, на полое место!
От разных травм
В окиян-море есть бел-горюч камень,
Как его не берут ни топоры, ни подсеки,
Ни ножовы порезы,
Как кровь-руда из него не идёт, не канет,
Так бы не было бы крови,
Не было бы боли,
Опухоли, синей отиколи
У внука Божьего (имя),
Слова мои крепки и лепки!
Оберег-заклятье на здоровье ребёнка
Заклинаю я, внучка Божия (имя), внука Божьего младенца (имя) от:
Ушиба, укуса, укола, пореза, костоеда, волосеня, от всех болезней.
Гром, Молния, Вода и Камень!
Личное творчество:
За своё дитя боюсь,
Богу своему молюсь:
-Да поразит Перун того,
Кто тронет сына моего!