2 июля день памяти святого апостола иуды иаковлева брата господня
Апостол Иу ́ да Иаковлев (Левве ́ й, Фадде ́ й), брат Господень
Дни памяти
13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
Житие
Житие апостола Иуды Иаковлева, брата Господня
Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин.7,5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.
Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф.10,3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк.3,18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян.15,22). В то время это было в обычае.
По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.
Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.
Богослужения
Молитвы
Чистоту́ душе́вную и житие́ непоро́чно стяжа́в,/ Пречи́стаго Све́та, нам прибли́жшагося, быв по пло́ти брат и учени́к,/ благоче́стия пропове́дник и язы́ком учи́тель и́стинный,/ Иу́до всехва́льне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Чистоту душевную и непорочное житие приобретя, Пречистого Света, приблизившегося к нам, ты был по плоти брат и ученик, благочестия проповедник и язычникам истинный учитель, прославляемый всеми Иуда, моли Христа Бога, да спасет души наши.
Па́влу я́влься собесе́дник, апо́столе,/ с сим нам про́поведь возвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Иу́до блаже́нне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.
Перевод: Ты был собеседником апостолу Павлу, вместе с ним возвещая нам проповедь Божественной благодати, объясняющий тайны Божии блаженный Иуда. Поэтому взываем к тебе: «Не переставай молиться обо всех нас».
Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.
Перевод: Будучи избран за твердость духа, ты стал учеником Христовым и неразрушимой крепостью Церкви Христовой, язычникам ты проповедал слово Христово, говоря им веровать в Единого Бога, от Него же ты прославился, принял дар исцелений, излечивать болезни приходящих к тебе, апостол Иуда всеми прославляемый.
Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.
Перевод: Зная тебя как родственника Христа и твердого мученика, о Иуда, церковными песнопениями прославляем, победившего заблуждения и сохранившего веру. Потому сегодня всесвятую память твою празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.
Каноны и Акафисты
Канон святому апостолу Иуде, брату Господню
Пе́снь 1
Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Таи́нниче небе́сных, Иу́до всему́дре, учениче́ Спа́сов и о́бщниче и́стинныя жи́зни, язы́к мо́й подви́гни и сло́во упра́ви на пе́ние твое́, всеблаже́нне.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Влеки́й Спа́сов яре́м, апо́столе, и бразду́ секи́й, и обновля́я благода́тию, се́мя се́ял еси́ и мно́г пло́д прине́сл еси́ Призва́вшему, пресла́вне.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Сло́ва вопло́щшагося обре́т Учи́теля и Сего́, богови́дче, луча́ми просвеща́емь, бы́л еси́ све́т вторы́й, Пе́рваго сия́ньми сообразу́яся, досточу́дне.
Богородичен: Ве́ра да пове́дуется то́кмо, а не сказа́ние, е́же па́че ума́ чуде́с, Богороди́тельнице Пречи́стая, Непостижи́маго Бо́га Сло́ва родила́ еси́, оболче́на в челове́чество.
Пе́снь 3
Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Взя́тся учени́к Христо́вых благоле́пие превы́ше вся́каго вели́чества: си́и бо бы́ша Ему́ дру́зи же и сво́йственнии, и сро́дницы, и сосне́дницы, и та́ин сказа́тели.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Иу́до, бра́тия твоя́ тя́ похваля́ют, бра́та я́вльшася и непщу́ема я́вльшагося пло́тию Сло́ва Преве́чнаго, от Присносу́щнаго возсия́вшаго, от нерожде́на Роди́теля.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Умертви́в на земли́ твоя́ у́ды, пожи́л еси́ с жи́знию все́х Христа́, пребога́те, и живоно́сныя жи́зни все́й вселе́нней провозве́стник ты́ бы́л еси́, глаго́лы живо́тныя пропове́дая.
Богородичен: Се́ Ты́ па́че все́х, Чи́стая, ублажи́лася еси́, превозшла́ еси́ все́х свя́тостию, все́х превознесла́ся еси́ и все́х яви́лася вы́шши небе́сных си́л, Ма́ти Бо́жия бы́вши.
Конда́к, гла́с 2
Па́влу я́влься собесе́дник, апо́столе, с си́м на́м про́поведь возвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти, тайноглаго́льниче Иу́до блаже́нне. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: не преста́й моля́ся о все́х на́с.
Седа́лен, гла́с 8
Ро́ждшагося Влады́ки и бра́та бы́вша все́м избра́нным, Иу́до блаже́нне, бра́т бы́л еси́ и от Него́ апо́стол во вся́ концы́ посла́лся еси́, прему́дре, сло́во ве́ры все́м всева́я и просвеща́я во тме́ неве́дения рабо́тающия лука́вому мироде́ржцу. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен: Яко Всенепоро́чная Неве́сто Творцу́, я́ко неискусому́жная Ма́ти Изба́вителю, прия́телище я́ко су́щи Уте́шителя, Препе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рное оби́телище и бесо́м игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, Светоно́сная, Нетле́нная, отжени́ о́блак страсте́й и Вы́шняго прича́стия сподо́би и Све́та невече́рняго моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 4
Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Вели́кий Спа́сов апо́стол явле́ния Ду́ха сподо́блен и возлю́блен бы́сть, зре́ния Его́ зарю́ и добро́ту ви́дев.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Благода́ти сы́й испо́лнен и даро́в, от Бо́га пода́нных, апо́столе, на спаси́тельное приста́нище тя́ песносло́вящия наставля́й.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Си́лою непобеди́мою Ду́ха Пресвята́го огражда́емь, служи́телю неизрече́нных, лука́вствия отгоня́еши ду́хи сло́вом благода́ти.
Богородичен: Несказа́нно заче́нши, Всенепоро́чная, Творца́ Твоего́ и Бо́га, моли́ спасти́ ны от бе́д и душе́вное спасе́ние пода́ти пою́щим Тя́, Влады́чице.
Пе́снь 5
Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Зако́на оста́вль се́ни, и́стины о́браз све́тло пропове́дал еси́, са́мую и́стину стяжа́в наста́вника.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Сло́ва повеле́ние исполня́я, апо́столе, язы́ки вся́, уче́нии твои́ми науча́я, обте́кл еси́, и си́х крестя́ Тро́ическим призыва́нием.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
До́ждь небе́сный, я́ко роса́ свы́ше, боже́ственное веща́ние твое́, богопропове́дниче, мглу́ разори́ многобо́жия еди́наго Бо́га пропове́данием.
Богородичен: Умертви́ стра́сти моя́, Богороди́тельнице, и ду́шу мою́, умерщвле́нную грехо́вными сластьми́, возста́ви, Ма́ти и́стиннаго Воскресе́ния.
Пе́снь 6
Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Виде́ния уче́нием, жития́ дея́ньми све́тло, Христо́в апо́столе, сия́я, су́щия во глубине́ неве́дения просвети́л еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Посыла́еши все́м челове́ком све́тлое и уче́ния Ду́ха испо́лнено посла́ние, священноявле́нне пречу́дне.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Богови́дец веща́ет небе́сная, я́коже слове́сную не́кую Бо́жию сла́ву пове́дая на́с ра́ди пло́тию Явльшагося и чудесы́.
Богородичен: Пресвята́я Влады́чице Богома́ти, изба́ви мя́ тли́ и страсте́й смуще́ние утоли́, я́же исто́чник безстра́стия ро́ждшая.
Конда́к, гла́с 2
Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты́ яви́лся еси́ и сто́лп необори́мь Це́ркве Христо́вы, язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во, ве́ровати, глаго́ля, во Еди́но Божество́; от Него́же просла́вився, прия́л еси́ да́р исцеле́ний, цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́, апо́столе Иу́до всехва́льне.
Истиннаго благоче́стия пропове́дника и держа́внаго и́стины побо́рника досто́йно восхва́лим, я́ко подо́бника Христу́ и свиде́теля: стра́сти бо Его́ на те́ле му́жески прия́т, я́ко учени́к Словесе́ и апо́стол, Иу́до всехва́льный.
Пе́снь 7
Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Богови́дна ссу́щием Божества́ бы́вша, вси́ Иу́ду воспое́м, согла́сно пою́ще: Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Духодви́жимый и богодухнове́нный язы́к тво́й ми́р обрати́ Христо́вым пропове́данием, Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Дае́т тебе́ небе́сное насле́дие Госпо́дь и престо́л пресве́тел, на не́мже почива́я, боже́ственне пое́ши: Бо́же, благослове́н еси́.
Богородичен: Усты́ и ра́зумом Тя́ Богоро́дицу Влады́чицу пропове́дуем, веселя́щеся: Бо́га бо родила́ еси́, Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8
Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Бога́тство язы́к и царе́й по́честь, благозва́ние восприя́л еси́, вопия́, апо́столе: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Всю́ зарю́ Уте́шителеву, блаже́нне, прия́л еси́ соше́дшую, зовы́й, сла́вне: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Ве́щи тле́нныя возненави́дев, небе́сных сла́ву произво́лил еси́, пребыва́ющую ве́дый, апо́столе, те́мже вопия́л еси́: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богородичен: Прииди́те, добро́ту Иа́ковлю воспои́м, Мари́ю Пречи́стую, согла́сно пою́ще: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Облиста́вся, сла́вне, светоли́тий Ду́ха заре́ю, чуде́с блиста́ния па́че естества́ все́м испуща́еши, я́ко учени́к Емману́илев, Его́же велича́юще, тя́, богови́дче, ублажа́ем.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Со Ангельскими чи́нми предстоя́ще, богови́днии самови́дцы и зри́тели Единоро́днаго, пло́тию обнища́вшаго на́с ра́ди, Сего́ приле́жно ны́не моли́те спасти́ ду́ши на́ша.
Богородичен: Яко ро́ждши, Пречи́стая, тва́ри Соде́теля, по всему́ Роди́теля но́сиши нача́ло, несравни́тельно име́я прия́тие и превознесе́нно. Те́мже Рождеству́ Твоему́ покланя́ющеся, Тя́ прославля́ем.
Свети́лен
Тече́ние кра́сных твои́х но́г, Иу́до апо́столе, возврати́в к ше́ствию небе́сному, возше́л еси́, ра́дуяся, и, Тро́ице предста́в, во Отце́ ви́диши Сы́на и Ду́ха Боже́ственнаго. Сего́ ра́ди ве́рою пресвяще́нную твою́ и боже́ственную пра́зднуем па́мять.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен: Стра́шнаго испыта́ния воспомина́ю ча́с, мно́жество зо́л де́л мои́х ужаса́ет и устраша́ет мя́, но уще́дри, Пречи́стая, те́плою Твое́ю моли́твою и да́ждь ми́ спасе́ние: ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.
Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти
Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт 4044 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:
– Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.
Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.
Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1–25 ).
Кроме название Иуда Иаковлев, Апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем. Название эти даны Апостолу Иуде не без причины, а именно: слово «Леввей» значит: «сердечен». По отношению к Апостолу Иуде, это название будет означать, что он – Иуда, после соделанных им по неведению, прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.
Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит: «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.
О жизни и деятельности святого Апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана 4045 два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.
Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедывал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это краткое послание заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной – плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, – советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома ( Иуд.1:7 ).
Кроме того в своем послании святой Апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на страшный суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства ( Иуд. 1:6 ). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию ( Иуд. 1:5 ). Так, Апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.
Тропарь, глас 1:
Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.
Кондак, глас 2:
Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.
Ин кондак, глас 2:
Твердым умом избран ученик ты явился еси, и столп необоримь церкве Христовы: языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино божество: от негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающым к тебе, Апостоле Иудо всехвальне.
От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию – жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, – месяц декабрь, 25-го числа
Святой Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола – 23 октября.
Впрочем некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Лк. 6:16 и в Деян. 1:13 ) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:18–21 ); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» ( Иоан. 14:22 ). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он – не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, – таинственное общение Его с верующими ( Ин.14:23 ).
Блаженный Феофилакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.
Император римский Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.
Никифор Каллист – греческий историк 14 века, оставивший нам «Историю Церкви».
Сему Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса – город в Месопотамии.
Память сего св. Апостола Фаддея – 21 августа, а также и 4 января
Св. ап. Иуда скончался около 80 г. по Р. Хр. – По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелою; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армянскому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апостолом Варфоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, – ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. арх. Сергия, т. 2-й, зам. под 19-м июня).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
2 июля — день памяти апостола Иуды Иаковлева, брата Господня
Ещё О ДУХОВНОМ:
Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин.7,5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.
Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф.10,3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк.3,18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян.15,22). В то время это было в обычае.
По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.
Тропарь апостолу Иуде, брату Господню, глас 1
Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.
Кондак апостолу Иуде, брату Господню, глас 2
Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.
2 июля — день памяти апостола Иуды Иаковлева, брата Господня