2 анатомия как наука история развития анатомии

История развития анатомии

История развития анатомии начинается до нашей эры. Первые письменные сведения о внутренних органах содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI–VII вв. до н. э). В индусской книге «Аюр-Веда» («Знание жизни», VI в. до н. э.). Наибольшие успехи в изучении анатомии в Древнем мире были достигнуты в Античной Греции. Первые ученые-анатомы (Алкмеон из Кротоны,первая половина V в. до н.э.) вскрывали трупы животных для изучения строения их тела.

Гиппократа(V-IV век до н. э.) – величайшего древнегреческого врача и анатома, называют отцом медицины. Он сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, собрал в своих книгах имевшиеся в то время сведения о строении тела человека, описал часть костей крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель(IV век до н. э.) вскрывал животных, описал множество фактов о их строении. Самым главным органом считал сердце, дал название «аорте» (от греч. аег – воздух, tereo – содержу), интересовался развитием зародыша человека, отметил общие черты сходства человека с животными, ввел термин «антропология» и утверждал, что «семя есть начало».

Первыми в Античной Греции начали вскрывать трупы людей Герофил и Эразистрат (III в. до н. э.).

Выдающийся врач и энциклопедист Древнего мира Клавдий Галениз Пергама (131–201 гг.) обобщил имеющиеся к тому времени анатомические знания, описал ряд анатомических структур человека, основываясь на строении тела животных. Он первым заинтересовался функцией органов. Труды Галена в течение 14 веков были основным источником анатомических и медицинских знаний и неизменно пользовались покровительством церкви. Основной дошедший до нас труд Галена – «О назначении частей тела человека».

Безраздельное господство церкви в эпоху раннего феодализма (V–X вв.) тормозило прогресс науки в странах Европы. В то же время быстро развивалась культура народов Востока. Мусульманская религия также запрещала вскрывать трупы, поэтому анатомия изучалась по книгам Гиппократа, Аристотеля, Галена, которые переводились на арабский язык.

Великий философ, ученый и врач Востока Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах-ибн Сина (Авиценна,X-XI в.) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержались многочисленные сведения по анатомии и физиологии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был впервые переведен на латинский язык в XIIв. ипереиздавался более 30 раз.

В начале второго тысячелетия быстро развиваются города, торговля, культура, что послужило основой развития науки, в том числе биологии и медицины. В Европе возникли первые медицинские школы. Развитию анатомии способствовало создание в XIIXIVвв. в Европе первых университетов, в XIII в.в них возникли медицинские факультеты.

В 1326 г. Мондино да Люццииздал учебник анатомии, основанный на данных вскрытия двух женских трупов. Учебник был переиздан 25 раз. В XIV–XV вв. университетам было дано право по особому распоряжению вскрывать один – два человеческих трупа в год. В 1238 г. император Фридрих II разрешил вскрывать один труп раз в 5 лет, а в 1240 г. он издал указ об обязательном вскрытии трупов при изучении анатомии. В течение XIV – XV вв. началось преподавание анатомии в Венеции, Вене, Болонье, Париже и других городах. В 1595 г. в Падуе был построен первый в Европе анатомический театр.

В эпоху Возрождения анатомия, как и другие науки, шагнула далеко вперед. Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи (1452–1519) и Андрей Везалий (1514–1564). Великий художник, математик, инженер Леонардо да Винчивскрыл 30 трупов, сделал около 800 точных и оригинальных рисунков костей, мышц, сердца и других органов и научно описал их. Он изучил пропорции тела человека, классифицировал мышцы и сделал попытку объяснить их функцию с точки зрения законов механики, описал ряд возрастных особенностей человека. Можно сказать, что Леонардо да Винчи первым изучил функциональную анатомию двигательного аппарата. Его интересовали также вопросы сравнительной анатомии.

Андреас Везалийявляется основоположником описательной анатомии. Основываясь на изучении трупов, он в 1543 г. издал труд «О строении человеческого тела», в котором научно описал строение органов и систем человека, указал на анатомические ошибки многих анатомов, открыто выступил против ошибочных взглядов Галена. Главная заслуга Везалия в том, что он создал подлинно систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.

Исследования А. Везалия способствовали дальнейшему развитию анатомии. Его ученики и последователи в XVI – XVIII вв. сделали множество анатомических открытий, уточнений, исправлений ранее допущенных ошибок.

В XVII – XIX вв. анатомия обогащалась все новыми фактами. В анатомии возникло и успешно развивалось функциональное направление. В 1628 г. английский ученый Уильям Гарвей(1578–1657) доказал, что кровь движется по замкнутому кругу, опроверг учение Аристотеля о самозарождении и впервые высказал положение «всякое живое из яйца».

Благодаря усовершенствованию микроскопа Антоном ван Левенгуком (1632–1723) появилась возможность изучить тонкое строение органов и тканей. Левенгук по праву считается основоположником научной микроскопии.

М. Мальпиги(1628–1694) впервые описал легочные альвеолы и капилляры, изучил и опи­сал микроскопическое строение эритроцитов, почек, селезенки, кожи и других органов.

В XVII в. были опубликованы многие книги и анатомические атласы. Во второй половине XVII в. голландец Р. де Граафобнаружил в яичнике фолликулы. Ж. Кювье(1769–1832) является основоположником сравнительной анатомии. Он создал учение о типах животных на основании строения нервной системы, сформулировал принцип корреляции частей организма.

Значительную роль в развитии анатомии человека и микроскопической анатомии сыграл труд М. Биша(1771–1802) «Общая анатомия», в котором впервые было изложено учение о тканях, органах и системах. Тем самым Биша положил начало гистологии. К. М. Бэр(1792–1876) заложил основы эмбриологии. Он открыл яйцеклетку человека и описал развитие ряда органов.

В XIX веке анатомия из науки описательной превратилась в науку синтетическую, функциональную. Выдающийся немецкий ученый Т. Шванн (1810–1882) создал клеточную теорию. Большое влияние на дальнейшее развитие клеточной теории и вообще на учение о клетке оказал Р. Вирхов(1821–1902). Благодаря трудам Ч. Дарвина в XIX в. возникла новая наука – антропология.

Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Г. Мендельоткрыл законы наследственности. А. Вейсмандоказал, что хромосомы являются носителями наследственных факторов.Э. ван Бенеден, Т. Боверии О. Гертвигописали мейоз.В. Флеммингописал митоз. Т. Морганв начале XX в. доказал положение о сцеплении генов в хромосомах. Открытие Х-лучей В. Рентгеномв 1895 г. привело к созданию принципиально новой анатомии живого человека, рентгеноанатомии.

В XX в. анатомия достигла больших успехов в функциональной анатомии, гистологии, цитологии.В. Гис, Л. Ашофф, А. Кис, М. Флек, С. Тавараразработали учение о проводящей системе сердца.

Успехи цитологии в XXв. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугирования, радиоавтографии и др. Одним из величайших открытий XXв. стала расшифровка структуры ДНК Дж. Уотсоном, Ф. Крикоми М. Уилкинсом.

Развитие отечественной анатомии. В древнерусских рукописях XXIIIвв. имеются некоторые анатомические сведения о строении органов, большинство из них основано на взглядах и положениях Галена.

В XVXVIвв. в вышедших в России книгах «Врата Аристотелевы» и «Тайна Тайных» наряду с теоретическими вопросами медицины были изложены представления античных авторов об анатомии, их обсуждение и краткое описание телосложения человека. В 1658 г. в Московской медицинской школе состоялся выпуск врачей, изучавших анатомию «по скелету». В 1658 г. Епифаний Славинецкийперевел с латинского языка на русский труды Везалия задолго до их перевода на другие языки (на немецкий – лишь в 1781 г.).

При Петре I в России было создано несколько медицинских школ. В Москве, Петербурге, Кронштадте и Барнауле. Анатомию преподавали по рукописным учебникам Г. Бидлоо(1670—1735) «Зеркало анатомии», а также по первому русскому анатомическому атласу (1744) М. И. Шеина(1712—1762), который первым создал русскую анатомическую терминологию.

В 1724 г. была создана Российская Академия наук, а в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова (1711–1765) был открыт Московский университет. Курс анатомии в университете читал на русском языке ученик Ломоносова анатом академик А.П. Протасов(1724–1796), автор многих русских анатомических терминов, который выполнил ряд серьезных работ по телосложению человека, строению и функции желудка.

Первый русский профессор Московского университета С. Г. Забелин(1735–1802) высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. профессор Н. М. Амбодик-Максимович(1744–1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1782 г. А. М. Шумлянский(1748–1795) издал труд «О строении почек», в котором описал открытую им капсулу клубочка и мочевые канальцы.

В XIX в. были широко известны московские анатомы Е. О. Мухин(1766–1850), выпустивший «Курс анатомии» (1812), и И. М. Соколов(1816–1872), издавший «Атлас анатомо-хирургических таблиц». Д. Н. Зернов(1843–1917) в течение многих лет возглавлял кафедру в Московском университете. Он написал руководство по описательной анатомии человека, которое выдержало 14 изданий. В нем впервые введена международная Базельская анатомическая номенклатура. Д. Н. Зернов изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

Академик П. А. Загорский(1764–1846), основатель Петербургской анатомической школы, изучал сравнительную анатомию, высказал мнение о связи между структурой и функцией. Он является автором первого русского оригинального учебника по анатомии «Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела». Ученик П. А. Загорского И.В. Буяльский(1789–1866) опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии, первым в России использовал в анатомии коррозионный метод.

Великий ученый Н.И. Пирогов(1810 – 1881) разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах через замороженные трупы. Он создатель новой отрасли анатомической науки – топографической анатомии – и учения о взаимоотношениях главных кровеносных сосудов и фасций, автор «Полного курса прикладной анатомии», атласа «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы». Н.И. Пирогов был выдающимся экспериментатором. Он организовал в Медико-хирургической академии Анатомический институт. Ученик и последователь Н.И. Пирогова В.Л. Грубер(1814–1890) создал в Петербурге лучший анатомический музей, коренным образом реорганизовал преподавание анатомии. Его работы посвящены главным образом систематической и сравнительной анатомии.

В. Н. Шевкуненко (1872 – 1952) разработал учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов, о типах строения органов, ветвления сосудов и нервов.

Значительный след в истории анатомии XX в. оставил Н.К. Лысенков (1865 – 1941), автор популярного учебника по анатомии, выдержавшего несколько изданий.

М.А. Гремяцкий(1887–1963), автор учебника для биологов «Анатомия человека», разрабатывал вопросы сравнительной анатомии, палеонтологии и антропологии.

Углубление анатомических исследований привело в настоящее время к относительному обособлению ряда разделов анатомии. Традиционны в нашей стране успехи в изучении анатомии лимфатической системы. Заслуга в этом принадлежит Г.М. Иосифову (1870-1933), Д.А. Жданову (1908-1971), М.С. Спирову (1892-1973), Ю.И. Бородину, М.Р. Сапину и их ученикам. Внимание ученых привлекает анатомия головного мозга и нервной системы. В этой связи необходимо упомянуть В.А. Беца (1834-1894), В.М. Бехтерева (1857-1927), В.П.Воробьева, В.Н. Терновского (1888-1976). Существенный вклад советские анатомы внесли в изучение крове­носных сосудов, а также в выяснение путей микроциркуляции. Огромное значение в этом отношении имеют работы В.Н. Тонкова (1872-1954), Б.А. Долго-Сабурова(1900-1960), В.В. Куприянова и их учеников.

Несомненны также успехи в разработке проблем возрастной и конституциональной морфологии. Ведущие позиции здесь принадлежат антропологам московской школы, которую долгие годы возглавлял В.В. Бунак (1891-1979).

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 6230 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

История развития анатомии

Анатомия человека – наука о строении органов, систем органов и человеческого организма, рассматриваемых с позиции развития и функции. Изучение формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.09.2017
Размер файла23,0 K

2 анатомия как наука история развития анатомии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Якутский медицинский колледж»

Выполнила: Платонова В.И.

Преподаватель по анатомии:

Новгородова Мария Петровна

Задачами анатомии как науки являются изучения формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также включение закономерностей конструкции тела человека в целом и составляющих его частей.

История анатомии является частью медицины и ее можно разделить на два периода:

1. Период древней (донаучной) анатомии.

2. Период научной анатомии.

Каждый из этих периодов делится на отдельные этапы.

История развития анатомии уходит в доисторическое время. Именно тогда зарождались элементарные представления о строении организма. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.).

Начиная с VIII века до н.э., в Древней Индии был отменен строгий запрет на вскрытие трупов людей. В священных книгах индусов стали появляться первые сведения по анатомии человека. В частности, считалось, что человек состоит из оболочек, 300 костей, 107 суставов, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов и 3 жидкостей. Описаны методы мацерации и примитивные представления о некоторых функциях организма. Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.), индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Сведения о целенаправленном (осознанном) изучении строения тела человека относятся к V-IV векам до н.э., связаны с историей Древней Греции.

Выдающимися представителями медицины античного мира были Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и др.

Таким образом, работы древнегреческих ученых стали у истоков анатомических исследований. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении.

Анатомия Древнего Рима. Своего кульминационного расширения Римская империя достигла во втором веке нашей эры. Выдающимся врачом Древнего Рима был Клавдий Гален (130-200 гг н.э.), главная заслуга которого заключалась в том, что он обобщил и систематизировал все анатомические факты, добытые в античный период. Его основные труды носят название «Об анатомии». Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связаны: классификация костей, описание мышц позвоночного столба, выделение трех оболочек артерии, описание блуждающего и лицевого нервов и т. д. Он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна из вен мозга названа его именем.

Начиная с XIII века в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. профессор Болонского университета Мондинус вскрыл два женских трупа и написал учебник по анатомии, который на протяжении двух веков переиздавался 25 раз.

Анатомия эпохи Возрождения (Ренессанса).

Знаменуется великими научными открытиями таких анатомов, как Леонардо да Винчи, Якоб Сильвий, Андрей Везалий и другие.

После Андрея Везалия многие ученые стали проводить исследования в области анатомии, накапливали научные факты, описывая ранее неизвестные органы и углубляя знания о строении человеческого организма.

XVII век явился переломным в развитии медицины и анатомии.

В 1628 г. Вильям Гарвейопубликовал труд «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных», в котором были описаны большой и малый круги кровообращения и законы движения крови. Труд Гарвея положил начало функциональному направлению в анатомии.

Анатомия в XVII-XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги (1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Другой итальянский анатом Дж. Морганьи (1682-1771) был основоположником патологической анатомии.

В XX веке анатомия достигла больших успехов. Это относится, в первую очередь, к функциональной анатомии, гистологии, цитологии (К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль и др.).

История отечественной анатомии.

Многие ученые Украины также сыграли важную роль в развитии отечественной анатомии. К ним относятся профессор Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812), составивший первый русский словарь анатомических терминов под названием «Анатомо-физиологический словарь на российском, латинском и французском языках» (1783).

В XVIII веке закладываются основы и микроскопической анатомии, что связано с именем А.М. Шумлянского (1784-1795). Написал диссертацию «О строении почек», в которой на 60 лет раньше Боймена описал микроскопическую анатомию почек.

С именем выдающегося врача-хирурга, анатома Н.И. Пирогова (1810-1881) связана целая эпоха в развитии анатомии. Большой заслугой Н.И. Пирогова как анатома было открытие оригинального метода исследования тела человека по распилам замороженных трупов. Это позволило точно и наглядно выявить взаимное расположение органов. Результаты многолетних трудов Н.И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Перу Н.И. Пирогова принадлежит «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела». В области анатомии Н.И. Пирогов сделал немало открытий. Его именем названы язычный треугольник на шее, апоневроз двуглавой мышцы плеча, лимфатический узел, расположенный на глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования. Он один из первых для решения клинических проблем стал проводить эксперименты на животных и на трупах.

К концу XIX века в анатомии в основном закончилось собирание фактов. Ученые перешли к их обобщению, формированию закономерностей строения органов человеческого тела, влияния на структуру тела внешней среды, условий жизни, физических упражнений, к выявлению индивидуальных, половых и возрастных различий, изучению изменений анатомических органов при патологических процессах. Открывается целая сеть университетов с медицинскими факультетами, в которых были подготовлены многие врачи и ученые. Огромный вклад в развитие отечественной анатомии внесли Львовская, Харьковская, Киевская, Одесская (Новороссийская), Крымская анатомические школы. Научные достижения этих школ прославили отечественную анатомию.

Дальнейшее развитие анатомии в Украине способствовало открытие медицинских факультетов при Харьковском (1805), Киевском (1841) и Новороссийском (Одесском, 1900) университетах.

Харьковская анатомическая школа. Эта школа сыграла важную роль в становлении и развитии отечественной анатомии, а ее анатомы (Д.Ф. Лямбль, М.А. Попов, Г.М. Иосифов, В.П. Воробьев, Р.Д. Синельников и др.) прославили отечественную и мировую науку.

Киевскую школу анатомов возглавили профессора М.И. Козлов (1814-1880), О.П. Вальтер (1817-1889), В.О. Бец (1834-1894), М.А. Тихомиров (1848-1902), Ф.А. Стефанис (1865-1917), А.В. Старков (1874-1927), М.С. Спиров (1892-1973), И.Е. Кефели (1920-1980).

Одесская (новороссийская) школа анатомов. Была организована в 1900 г. первым заведующим кафедрой был профессор М.О. Батуев (1855-1917), подготовил и издал учебник «Лекции по анатомии человека». Н.К. Лысенков (1865-1941) занимался всеми анатомическими дисциплинами, изучающими нормальное строение человека: нормальной, топографической и пластической анатомией. В 1932 г. написал руководство по «Нормальной анатомии человека» (совместно с В.И. Бушковичем, 1878-1945).

Под руководством М.С. Кондратьева (1888-1951), Ф.А. Волынского (1890-1970),изучалась нервная и сердечно-сосудистая системы. Они внесли большой вклад в развитие отечественной анатомии и явились создателями оригинальных научных направлений.

Во второй половине XX в. в анатомию внедряется ряд новых современных методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку новыми оригинальными и ценными для биологии и медицины данными.

Источник

История развития анатомии как науки

Борьба материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека в течение многих веков встречало сопротивление со стороны властей и церкви.

РубрикаМедицина
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления18.03.2009
Размер файла18,9 K

2 анатомия как наука история развития анатомии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Этапы развития анатомии как науки…………………………….……. 4

2. Роль древних ученых в развитии анатомии………………………..……5

3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии…………………. …9

Анатомия традиционно и вполне заслуженно относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются материалистические представления о единстве человека с животным миром, о его связях с окружающей средой, о целостности организма и многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе и т.п. Чисто описательная анатомия с длиннейшим перечнем латинских названий многочисленных анатомических структур, как справедливо отмечал крупнейший русский анатом П. Ф. Лесгафт, «приносит мало пользы занимающемуся и только обременяет его, не давая ему никакого понятия о значении этих форм». Поэтому при изучении, например, анатомии нервной системы, особенно на начальных этапах профессиональной подготовки, чрезвычайно важно уяснить, какова функциональная взаимосвязь различных анатомических структур. Это позволяет сформировать представление о целостности нервной системы и ее огромной роли в коммуникативных взаимоотношениях.

1. Этапы развития анатомии как науки

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный: охватывает V столетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2. Роль древних ученых в развитии анатомии

Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Величайший врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции произвели вскрытие трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н. э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н.э.). Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131-201) описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, овец, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию) принцип телеологии (от греч. tolos-цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.

Величайший мыслитель и врач Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в котором содержались сведения по анатомии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз.

Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов человека. Открываются первые университеты. Начиная с XIII в., в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275-1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии.

Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи (1452-1519) вскрыл 30 трупов людей. Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani corporis fabrica), изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI-XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многие органы тела человека.

3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии

Данные о развитии медицины в Древней Руси имеются в летописях и церковных документах. Сведения о строении органов в рукописях Х-XIII вв. в основном совпадали со взглядами Галена. Известны труды, в которых содержались медицинские и анатомические сведения (“Церковный устав”, Х в., “Изборник Святослава”, XI в., “Русская правда”, XI-XII вв.).

В XV-XVI вв. на территории России появились сочинения, содержащие теоретические вопросы медицины в представлениях античных авторов, с критическим их анализом и краткими сведениями по анатомии, о телосложении (“Врата Аристотелевы”, или “Тайна тайных”). Названия многих органов, частей тела упоминались в различных рукописных лечебниках и травниках, “тутошних и заморских” (написанных на Руси и переведенных на русский язык с латинского и греческого языков). Анатомия при обучении “лекарскому делу” преподавалась по мало приспособленному учебнику “Проблемата Аристотеля”. Первый выпуск врачей, изучавших анатомию по “скелету”, хирургию, ботанику, фармакологию, состоялся в Московской медицинской школе в 1658 г. В том же 1658 г. филолог Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) перевел на русский язык “Эпитоме” Везалия, написанный им для студентов университета в качестве учебного пособия по анатомии.

В медицинских школах, вначале в Московской, а затем в Петербургской, анатомию и другие предметы (хирургию, физиологию, ботанику) преподавал на русском языке талантливый врач К. И. Щепин (1728-1770). В развитии наук в России огромную роль сыграла Академия наук, учрежденная в 1724 г. Курс анатомии в университете при Академии наук читал ученик М.В. Ломоносова анатом акад. А.Р. Протасов (1724-1796), известный своими работами о телосложении человека, строении и функциях желудка.

По инициативе М.В. Ломоносова в Москве в 1755 г. был открыт университет, на медицинском факультете которого с 1765 г. преподавалась анатомия. Значительную роль в развитии московской анатомической школы сыграл первый русский профессор Московского университета акад. С. Г. Зыбелин (1735-1802). Известен его труд “Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней” (1777).

Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. “Анатомико физиологического словаря”, автором которого был профессор повивального искусства (акушерства) Н.М.Амбодик-Максимович (1744-1812).

Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764-1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между строением и функциями органов; он написал учебник по анатомии. Наиболее известный ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789-1866), анатом и хирург, опубликовал “Анатомо-хирургические таблицы”, учебник по анатомии, предложил метод бальзамирования трупов.

Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н.И. Пирогов (1810-1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете.

Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.

Значительный след в истории анатомии оставил М.Ф. Иваницкий (1895-1969), работавший в области динамической и проекционной анатомии, возглавлявший кафедру анатомии в Московском институте физической культуры. Известным исследователем лимфатической системы был киевский анатом М.С.Спиров (1892-1973).

С середины XX в. успешно развивается ряд перспективных научных направлений в области анатомии, возглавляемых академиками и членами-корреспондентами Академии медицинских наук, академий наук республик (государств) и другими известными учеными.

Во второй половине XX в. в анатомию внедряется ряд новых современных методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку новыми оригинальными и ценными для биологии и медицины данными.

Знание анатомии необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов. В силу характера своей профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, полученных из курса анатомии, поэтому, ознакомившись с ее основами, они должны в дальнейшем самостоятельно углублять знания в этой области.

Большой коллектив российских анатомов на кафедрах медицинских институтов, в морфологических лабораториях успешно изучает индивидуальные, возрастные, типовые, половые особенности строения тела человека. В экспериментах на животных исследуются функциональные особенности органов и тканей, морфологические механизмы адаптации к различным условиям существования. Ученые-анатомы вносят существенный вклад в теорию и практику медицинской науки.

1. Глухих Ю.Н., Серебряков Г.Н. Основы динамической морфологии (остеология): Учебное пособие по анатомии Омск, СибГАФК, 1998.

Подобные документы

Первые упоминания о строении человеческого тела в Древнем Египте. Ознакомление с познаниями в анатомии таких представителей греческой, как Гиппократ и Герофил. Рассмотрение труда «О медицине» древнеримского энциклопедиста и врача Авла Корнелия Цельса.

реферат [720,9 K], добавлен 22.05.2015

Вскрытие тела человека в Древнем Египте. Краткая характеристика макроморфологического, микроскопического и молекулярно-биологического этапов развития научной патологической анатомии. Ведущие ученые и их труды. Современные методы научного познания болезни.

презентация [3,3 M], добавлен 25.05.2014

Нормальная температура тела человека, определение ее постоянства балансом между теплопродукцией и теплоотдачей. Особенности лихорадочного состояния, причины его возникновения. Характеристика основных механизмов регулирования температуры тела человека.

презентация [713,4 K], добавлен 28.12.2013

Понятие антропометрии, её признаки, методики и развитие как науки, принципы антропометрических исследований. Телосложение человека и его виды. Основные типы пропорций тела. Генетические условия соматической конституции. Типология человека по Э. Кречмеру.

презентация [520,4 K], добавлен 30.05.2012

Человек как гомойотермный организм. Понятие пойкилотермных и гомойотермных организмов. Температура тела человека. Общая характеристика механизма терморегуляции организма. Температурные рецепторы человека. Сущность температурной адаптации тела человека.

реферат [936,9 K], добавлен 19.12.2011

История открытия и исследования системы гистосовместимости человека HLA. Сведения о строении комплекса такого рода, его биологическая роль. Теории и гипотезы, объясняющие механизмы ассоциации с заболеваниями. Основные методы изучения связи с антигенами.

презентация [187,6 K], добавлен 03.05.2015

Тела, входящие в состав физического поля человека. Энергетическое дыхание клетки. Образование очага болезни. Движение энергии в системе тела. Информационное поле человека и понятие здоровья. Истоки возникновения болезни человека. Существование души.

книга [96,5 K], добавлен 17.05.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *