1с главная задача и ведущая задача

Вложенные бизнес-процессы в 1С 8.3

1с главная задача и ведущая задача

Точка вложенного бизнес-процесса

Бизнес-процессы могут быть вложенными. На карте маршрута вложенные бизнес-процессы отмечаются с помощью точки вложенного бизнес-процесса:

1с главная задача и ведущая задача

С помощью данной точки можно запустить вложенный бизнес-процесс в рамках текущего.

При переходе на данную точку будет создана ведущая задача. Для этой задачи создается вложенный бизнес-процесс:

1с главная задача и ведущая задача

После выполнения вложенного бизнес-процесса, ведущая задача считается выполненной и бизнес-процесс переходит на следующую точку.

В свойствах точки вложенного бизнес-процесса нужно выбрать бизнес-процесс, который будет вложенным:

1с главная задача и ведущая задача

Здесь нельзя указывать тот же самый бизнес-процесс, иначе будет зацикливание и выполнение программы завершится с ошибкой переполнения стека встроенного языка на сервере.

При переходе бизнес-процесса на точку вложенного бизнес-процесса выполняется следующая последовательность действий:

Все действия выполняются в рамках одной транзакции.

Обработчик ПередСозданиемВложенныхБизнесПроцессов

У данного обработчика есть 3 параметра:

Данный обработчик можно использовать для ручного создания бизнес-процессов:

Источник

Процессы и задачи


Общее описание

Блок бизнес-процессов и задач предназначен для автоматизации порядка взаимодействия пользователей при совместной работе.

В программе предусмотрено несколько «простых» типовых процессов, на основе которых можно построить сложные составные и комплексные процессы.

Каждый «простой» типовой процесс при выполнении порождает задачи. Выполнение задач продвигает процесс по его карте маршрута. Процесс считается завершенным, когда выполнены все его задачи.

«Простые» типовые процессы можно разделить на процессы с одним и несколькими исполнителями.

Для некоторых процессов с несколькими исполнителями есть возможность настроить порядок выполнения задач. Этим порядком определяется создание задачи для конкретного исполнителя.

Комплексный процесс строится на основании «простых» типовых процессов с возможностью настроить порядок их выполнения.

Составные процессы построены на основе простых процессов, но порядок их выполнения жестко определен и недоступен для изменения в режиме «Предприятие». В программе есть три составных процесса обработки документов: обработка внутренних, входящих и исходящих документов.

Для работы с процессами и задачами предусмотрены специальные рабочие места. Подробнее в таблице ниже.

Внутренне устройство

Блок «Процессы и задачи» использует ряд механизмов. Наиболее важные описаны ниже.

Работа процессов

Работа всех процессов определяется картой маршрута. У каждой точки карты маршрута есть свои обработчики, в которых содержится код, обеспечивающий функциональность процесса. Более подробно про объект конфигурации бизнес-процесс и его работу можно почитать в документации к платформе в главе «Бизнес-процессы и задачи».

Для задач ознакомления порядок работы процесса может не соответствовать карте маршрута. Например, задачи ознакомления с результатами выполнения могут создаваться после завершения процесса, что противоречит логике работы процессов, заложенной в платформе.

Такой подход встречается в процессах Приглашение, Рассмотрение, Регистрация, Согласование, Утверждение. Поведение обусловлено тем, что в случае положительного выполнения процесса (например, все согласовано, замечаний нет) автору больше не нужно ничего делать с предметами, и процесс можно считать завершенным. Это справедливо тогда, когда вышеперечисленные процессы являются частью комплексного процесса и их положительное завершение не должно зависеть от автора процесса. То есть если процесс завершился положительно, то комплексный процесс должен перейти к следующим действиям. Реализуется это путем переноса создания задачи ознакомления в точку маршрута Завершение (см. пример).

Условие отказа от создания задачи ознакомления

Создание задачи ознакомления при завершении процесса:

Рекомендации

На внедрении может возникнуть ситуация, при которой требуется вообще отключить формирование задачи ознакомления. Для этого достаточно закомментировать код по созданию задачи знакомления.

Комплексные процессы

Работа комплексных процессов также обеспечивается картой маршрута, но только для того, чтобы процесс завершился при выполнении всех подчиненных действий. Остальная логика работы процесса (порядок создания действий) определена вне карты маршрута.

Запуск подчиненных действий определяется процедурой СтартоватьНовыеДействия в модуле объекта комплексного процесса. Процедура вызывается изначально при создании подчиненных действий в точке маршрута «Выполнить все действия процесса».

1с главная задача и ведущая задача

Далее каждый раз при выполнении ведущей задачи действия комплексного процесса (подписка на событие ЗадачаКомплексногоПроцессаПриВыполнении ).

Процедурой СтартоватьНовыеДействия определяются следующие действия для старта процесса в соответствии с настроенным порядком и условиями маршрутизации.

Рекомендации

Не рекомендуется менять типовое поведение программы касаемо комплексных процессов из-за достаточно сложной логики их работы.

Ролевая маршрутизация

При настройке исполнителей любого процесса помимо указания конкретного пользователя можно использовать роли.

Для каждой роли в программе есть возможность определить несколько исполнителей.

При старте процесса для роли создается одна задача. Задача видна всем исполнителям роли, и любой из них может исполнить эту задачу.

Для каждой роли могут быть определены два объекта адресации. Объект адресации – это дополнительный разрез данных, который позволит использовать одну и ту же роль, например, для разных организаций, подразделений и т.д.

При использовании объектов адресации следует учесть следующую особенность – ролевые задачи с указанными объектами адресации доступны и могут быть исполнены только исполнителями роли с такими же объектами адресации. То есть задачу, направленную роли «Секретарь» с объектом адресации организация «ООО Меркурий Проект» не сможет исполнить исполнитель роли с другим объектом адресации или без объекта адресации.

Ролевая маршрутизация обеспечивается стандартным механизмом адресации задач. Для этого используются объекты:

Рекомендации


Шаблоны процессов

Почти для всех процессов в конфигурации определены шаблоны. Под шаблоном понимаются настройки процессов, на основании которых запускаются сами процессы.

Каждый шаблон процесса может быть назначен нескольким видам документов. Если процесс создается на основании документа, то назначенные шаблоны отображаются как рекомендованные в помощнике создания процессов.

Также в этих справочниках хранятся «служебные» шаблоны процессов. Это такие шаблоны, которые выступают в качестве настроек действий шаблонов комплексных процессов и самих процессов. Они по умолчанию не отображаются в списке. Поэтому, например, в списке шаблонов комплексных процессов можно наблюдать 1 элемент, а обращаясь запросом – несколько тысяч.

Для заполнения по шаблону используется процедура ЗаполнитьПоШаблону модуля объекта процесса.

Заполнение процесса по шаблону происходит в трех случаях:

Но следует учесть, что при заполнении может использоваться и другая логика – например, заполнение по проектной задаче, проекту в обработчике заполнения нового объекта (процедура ОбработкаЗаполнения ).Чтобы понять логику заполнения процесса в том или ином случае можно поставить точку останов в процедуре ЗаполнитьПоШаблону, посмотреть стек вызовов и проанализировать «соседний код».

Рекомендации


Предметы процессов и задач

Часто совместная работа сотрудников направлена на обработку данных или результатом их работы являются некие данные. Такие данные по отношению к процессам и задачам в конфигурации называются предметами. Для каждого процесса/задачи может быть определено любое количество предметов. Каждый такой предмет процесса имеет свою роль по отношению к процессу. В конфигурации предусмотрено три роли предмета:

О ролях предметов можно подробнее ознакомиться в статье «Бизнес-процессы».

Предметы могут добавляться к процессу, шаблону или задаче. При добавлении к задаче предметы всегда добавляются как вспомогательные и могут быть удалены в карточке задачи. Предметам, добавленным в процесс, можно присвоить любую роль, доступную для текущего предмета (возможные роли для предметов определены в коде конфигурации).

Основные предметы не могут быть удалены в задачах. Заполняемые предметы можно очистить в карточке задачи. Предметы в шаблонах процессов представляют собой настройки предметов, которые будут добавлены при создании процесса по этому шаблону. Предметы в шаблонных не содержат конкретных ссылок на объекты программы.

При настройке шаблонов процессов можно определить видимость предметов в соответствующих задачах. Эта настройка копируется в процесс при его создании на основании шаблона. В соответствии с этой настройкой происходит передача предметов в задачи. То есть процесс можно настроить так, что предмет будет виден в карточке процесса, а в задаче – нет.

При добавлении предметов в процесс предметы передаются в невыполненные подчиненные задачи. Если текущий процесс является комплексным, то предметы не передаются в уже стартованные действия, но все остальные действия будут запущены с новым составом предметов. Следует учесть, что в комплексном процессе можно настроить видимость предметов для еще не стартованных действий.

Добавление предмета в задачу приводит к его передаче только в сам процесс и его задачи. При создании процессов на основании задач предметы задачи передаются в новый процесс.

Среди предметов процессов и задач могут быть файлы, добавленные с диска. Такие файлы являются неотъемлемой частью процесса и его задач. Они не передаются ни при каких условиях в другие процессы. Чтобы файл передавался в другие процессы по вышеописанной логике, его следует предварительно разместить в хранилище файлов, а в процесс добавлять из хранилища.

Все предметы сохраняются в табличной части Предметы процессов и их задач. При операциях над предметами происходит синхронизация этих табличных частей.

Рекомендации

Не рекомендуется менять типовое поведение работы механизма предметов из-за достаточно сложной логики его работы.

Запуск процессов

В программе предусмотрено несколько вариантов запуска процессов:

Меню Отправить и Подзадачи находятся в карточках и списках ряда объектов. Для каждого объекта эти меню имеют свой состав, но для открытия помощника используется процедура ОткрытьПомощникСозданияОсновныхПроцессов в общем модуле РаботаСБизнесПроцессамиКлиент.

При интерактивном старте используются специальные формы, отображающие только процессы, назначенные виду текущего документа.

Запуск по событиям выполняется без интерактивного участия пользователя при помощи механизма бизнес-событий.

Об интерактивном и автоматическом запуске процессов можно подробнее ознакомиться в статье «Автостарт бизнес-процессов».

Условия маршрутизации

При настройке порядка выполнения действий комплексного процесса или состава исполнителей в процессах с несколькими исполнителями часто возникает необходимость включить/исключить действие или исполнителя при выполнении процесса. Для этого в программе есть условия маршрутизации. Они настраиваются ответственным за работу процессов и задач в режиме «Предприятие».

Условия могут быть определены при помощи конструктора (используется механизм компоновки данных), кодом встроенного языка «1С» или составлены из комбинаций других условий.

Условия проверяются при непосредственной маршрутизации комплексных процессов. Если условие не выполнено, то действие (подчиненный процесс) комплексного процесса не создается.

Для простых процессов с несколькими исполнителями условия проверяются при создании процесса. Если условие не выполнено, то исполнитель исключается из процесса.

Фоновое выполнение процессов

Для увеличения отзывчивости конфигурации предусмотрено несколько механизмов фонового выполнения процессов:

При фоновом старте процессов пользователи создают, записывают и помещают процесс в очередь для старта. Далее эта очередь обрабатывается на сервере, и процесс стартует. В случае удачного старта процесс удаляется из очереди. В противном случае пользователю отправляется уведомление программы.

Возможные проблемы при фоновом выполнении процессов

При возникновении любых ошибок в работе этих механизмов автор процесса или исполнитель задачи получат уведомления программы и могут вовремя сообщить о проблеме администратору.

Ошибки могут возникать по разным причинам – от ошибки в коде программы, до неправильно спроектированного действия комплексного процесса. Для диагностики ошибок рекомендуется отключить соответствующее регламентное задание, написать свою обработку, в коде которой разместить вызов процедуры регламентного задания и выполнить обработку в сеансе пользователя с полными правами. Далее расследование ошибки следует проводить в режиме «Конфигуратор».

Если ошибку не удается быстро диагностировать и нужно возобновить работу, то можно отключить фоновое выполнение (при помощи констант) – все новые процессы и задачи будут выполняться в сеансах пользователей. А расследование продолжить, выполняя код регламентных заданий вручную (например, скопировать и поправить код соответствующих процедур регламентных заданий в обработку).

Большинство ошибок можно устранить, внимательно прочитав сообщение ошибке в уведомлении программы.

Также следует отметить, что фоновое выполнение процессов работает только в клиент-серверном варианте работы программы. Фоновое выполнение задач может использоваться и в файловом варианте, если используется распределенная информационная база (Далее РИБ).

Выполнение задач по почте

В программе есть возможность выполнять задачи в сторонних почтовых клиентах.

Принцип работы механизма выполнения задач по почте заключается в следующем:

Для рассылки уведомлений используются стандартный механизм уведомлений.

Рекомендации

На внедрении может возникнуть потребность доработать тексты формируемых уведомлений и варианты выполнения задач.

Выполнение процессов в РИБ

В отличии от других объектов программы, обмен процессами и задачами в РИБ при использовании плана обмена Полный происходит особым образом.

Общая логика


Ограничения и особенности


Как это работает

При первой записи узла плана обмена Полный определяется его идентификатор (реквизит ИдентификаторУзла ).

Если используется фоновый старт процессов, то процесс обрабатывается регламентными заданиями СтартПроцессов и СтартОтложенныхПроцессов только в мастер узле. Текущий узел при этом определяется функцией ЭтотУзелОбменаДляОбработкиПроцессов общего модуля РаботаСБизнесПроцессами. Если фоновый старт не используется, то процесс стартует сразу.

Обработка процессов только текущего мастер-узла также учитывается в регламентных задания ПовторениеБизнесПроцессов и ФоноваяМаршрутизацияКомплексныхПроцессов.

Сама процедура получения данных процесса разделена на две части:

При получении процесса в других узлах загруженный процесс принимается полностью, если он завершен. Также процесс принимается полностью, за исключением реквизитов с указанием контролеров, если изменена итерация процесса. В других случаях в текущий процесс загружаются все принятые данные, кроме исполнителей задач и предметов. Список предметов будет при этом объединен, а исполнители либо оставлены (если процесс находится в точке маршрута «исполнение») либо полностью взяты вместе с результатом исполнения из того объекта (имеющегося или загруженного), который находится в точке маршрута проверки. При обработке исполнителей в точке маршрута проверки предпочтение отдается имеющемуся объекту.

При обработке задач происходит то же самое – загрузка в мастер-узле и других узлах. В мастер-узле логика загрузки не отличается от процессов. При загрузке в другие узлы происходит то же самое, что и в процессах, но так как у задач не меняется итерация, то это и не обрабатывается. У задач нет разных точек маршрутов, то есть информация о загруженных исполнителях принимается из других узлов, только если задача выполнена.

Возможные проблемы при использовании процессов в РИБ

Если процессы в РИБ использовались до версии 2.0.8, то при переходе на новую версию происходит заполнение идентификаторов узлов в плане обмене Полный и сопоставление процессов этим узлам (заполнение реквизита УзелОбмена в процессах). Процессы для привязки к текущему узлу определяются по автору. Если для автора процессов существует пользователь информационной базы, то все его процессы относятся к текущему узлу.

Само наличие пользователей информационной базы в двух и более узлах для одного элемента справочника Пользователи является ошибкой. Одному пользователю в справочнике пользователи должен быть сопоставлен только один пользователь информационной базе в РИБ.

Рекомендации

Не рекомендуется менять типовое поведение механики выполнения процессов в РИБ.

Права доступа

Доступ к части объектов текущего блока ограничен на уровне записей. Ниже описаны права доступа и логика распространения для основных объектов.

Источник

Бизнес процессы и задачи в 1С — пример создания

Рассмотрим основные свойства и процесс создания и настройки механизма бизнес-процессов и задач в системе 1С Предприятие 8.3 на примере решения задачи из аттестации «Специалист по платформе 1С». Этот механизм очень часто используется для автоматизации компаний на 1С, поэтому важен для любого программиста.

1с главная задача и ведущая задача

Объекты Бизнес-процессы и Задачи очень тесно связаны между собой. Выполнение задачи представляет собой передвижение по маршруту бизнес-процесса. Рассмотрим процесс внедрения бизнес процессов в 1С подробнее.

Условие задачи Специалист по платформе по бизнес-процессам

1с главная задача и ведущая задача

Сотрудник Подразделение Должность
ВасинаБухгалтерияКассир
МишинаБухгалтерияКассир
МишинаБухгалтерияБухгалтер
КротовБухгалтерияБухгалтер
ИвановБухгалтерияГл. бухгалтер
ОнопкоОтдел закупокНачальник отдела
ПетренкоОтдел закупокЗам. начальника отдела
БельдыевОтдел закупокМенеджер
РахимовОтдел закупокМенеджер
МансуровОтдел закупокМенеджер
ЖупиковОтдел закупокКладовщик
СидоровОтдел закупокКладовщик
ГалкинОтдел продажМенеджер
ПалкинОтдел продажМенеджер

Настройка бизнес процессов и задач в 1С 8.3

Первый шаг для настройки механизма бизнес-процесса в нашем примере — создание новых объектов «Бизнес-процесс» и «Задача»:

1с главная задача и ведущая задача

Задача, можно сказать, «подчинена» бизнес-процессу.

Адресация бизнес процесса 1С 8.3

В задачах на вкладке Адресация необходимо задать основные параметры в механизме бизнес-процессов: Адресация, Основной реквизит адресации, Текущий исполнитель. А так же заполнить реквизиты адресации.

1с главная задача и ведущая задача

В поле Адресация задается регистр сведений, с помощью которого будет настроена адресация. В нашем примере это регистр сведений с измерениями: Исполнитель, Подразделение, Должность.

В поле Основной реквизит адресации необходимо указать основной для адресации реквизит — основной разрез для выполнения задачи.

Текущий исполнитель — поле, в котором указывается Параметр сеанса, по которому будет определяться текущий исполнитель. Подробнее об этом можно прочитать в статье Параметры сеанса.

Для тестового примера необходимо создать несколько предопределенных элементов справочника: подразделения, должности, физические лица.

Карта маршрута бизнес-процесса

Следующим действием для настройки бизнес-процесса является формирование карты бизнес-процесса:

1с главная задача и ведущая задача

Рассмотрим формирование бизнес-процесса на основе процесса закупки товара:

1с главная задача и ведущая задача

Для простоты предположим, что метод оплаты указывается в задаче: если в задаче установлен флаг «оплата наличными, значит, оплата пойдет через кассира.

Создание форм бизнес-процесса

Следующий этап — создание форм будущего бизнес-процесса. Для наглядности по условию задачи необходимо вывести карту бизнес-процесса на форму. В карте каждого бизнес-процесса должен отображаться текущий этап.

Для этого сформируйте форму справочника по умолчанию. Затем в реквизиты формы добавьте реквизит с типом «ГрафическаяСхема». Этот реквизит перенесите на форму:

1с главная задача и ведущая задача

И последнее для формы — процедура отображения бизнес-процесса:

Ее нужно выполнять при открытии элемента бизнес-процесса и назначить на команду «Обновить карту».

Форма списка задач бизнес-процесса

Форма списка задач по условию задачи должна отображать только открытые задачи текущего исполнителя. Сделать это очень просто.

Достаточно создать форму списка задач по умолчанию. После этого в динамическом списке выбрать Основную таблицу — Задача.Задача.ЗадачиПоИсполнителю. Эта настройка позволит указать отбор по исполнителю задач:

1с главная задача и ведущая задача

Вторая настройка динамического списка задается в настройках списка, там необходимо указать следующую настройку для отображения только открытых задач:

1с главная задача и ведущая задача

Настройка адресации в пользовательском режиме 1С 8.2

Последний этап, но не последний по значимости — настройка адресации в пользовательском режиме в регистре «Адресации».

В этом регистре необходимо указать всех участников бизнес-процесса и прописать членов того или иного подразделения, должности и т.д:

1с главная задача и ведущая задача

Вот и всё! Настройка бизнес-процесса готова!

Другие статьи по 1С:

Если Вам всё же не понятно, рекомендую следующее видео:

Если Вы начинаете изучать 1С программирование, рекомендуем наш бесплатный курс (не забудьте подписаться на YouTube — регулярно выходят новые видео):

К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *