1922 1924 год в истории россии
Золотая Русь – Сайт о России!
История России
ЧАСТЬ V. СССР 1922-1991 ГГ.
Глава 22. Образование СССР (1922-1941 гг.)
В годы гражданской войны был сделан новый шаг на пути сближения существовавших тогда советских республик: России, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии. По решению ЦК РКП(б) и последовавшему вскоре декрету ВЦИК от 1 июня 1919 г. произошло объединение их вооруженных сил, совнархозов, железнодорожного транспорта, наркоматов труда и финансов. Связи по государственной линии закрепились в 1920–1921 гг. серией двусторонних договоров РСФСР с республиками, расширивших общие координационные функции российских наркоматов в экономической сфере.
30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов СССР) принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).
В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР. Высшим органом власти она объявила Всесоюзный съезд советов, а между съездами – ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально их населению; во второй входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному — от автономных областей). Высшим исполнительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и др. В ведении союзных республик находились внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.
В 1924 г. были созданы новые союзные республики – Узбекская ССР и Туркменская ССР, в 1929 г. – Таджикская ССР, в 1936 г. – Казахская ССР и Киргизская ССР, в Азербайджан, Армения, Грузия после роспуска Закавказской федерации непосредственно вошли в состав СССР. Параллельно учреждались и новые автономные образования в самих союзных республиках.
После окончания гражданской войны Советская Россия оказалась в тяжелейшем положении, начался глубокий экономический и политический кризис. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств, резко упал объем выпускаемой продукции, ухудшилось положение в сельском хозяйстве, запасы сырья и материалов были исчерпаны. В марте 1921 г. проходит Х съезде РКП (б), на котором были выдвинуты предложения выхода из кризиса. Приняты решения о найме рабочей силы, о разрешении в огромных масштабах частной собственности, о замене продразверстки продналогом и свободной торговле было.
С заменой продразверстки натуральным налогом и разрешением крестьянам продавать свою продукцию в целях стимулирования сельскохозяйственного положения страны связано начало новой экономической политики (нэп). 8 февраля 1922 г. был опубликован декрет ВЦИК о ликвидации ВЧК и передаче ее функций НКВД. Это объяснялось окончанием гражданской войны и необходимостью отказа от чрезвычайных органов власти.
С 1922 г. в советском государстве начал действовать новый уголовный кодекс. В принятых к началу 1922 г. декретах и постановлениях был зафиксирован отказ от всех характерных черт политики «военного коммунизма». Активно заработал Госбанк. Стали создаваться товарные биржи. С переходом к нэпу начала возрождаться разветвленная система самодеятельных хозяйственных организаций, деятельность промысловой, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации.
За период 1921-1924 гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза. На действовавших предприятиях удалось сохранить основные кадры рабочих. С 1923 г. начался быстрый рост числа рабочих, занятых в государственной промышленности, в результате чего удалось достигнуть довоенного уровня по выпуску важнейших видов продукции в крупной и мелкой промышленности. Восстанавливался транспорт, налаживалась его работа.
Осенью 1922 г. В.И. Ленин, по состоянию здоровья, вынужден был отойти от дел. В апреле 1922 г. на пост Генерального секретаря ЦК партии был назначен И.В. Сталин.
Новая экономическая политика прошла через серию острейших экономических кризисов ( в 1923 г., 1925 г. 1927/28 г., 1928/29 г.).
В декабре 1927 г. состоялся XV съезд ВКП(б), который провозгласил курс на коллективизацию. Поставлена задача постепенного перехода к коллективной обработке земли, осуществляющаяся на основе новой техники.
В стране складывалась крепкая система сельскохозяйственной кооперации, в 1927 г. она объединяла уж треть крестьянских хозяйств. Рядом с ней действовала потребительская и растущая кустарно-промысловая кооперация. Вместе они охватывали свыше двух третей товарооборота между городом и деревней, обеспечивая тем самым прочную экономическую связь между крестьянскими хозяйствами и промышленностью.
1929 год в истории страны принято считать переломным. Были пересмотрены плановые задания первой пятилетки в сторону резкого увеличения и постановки экономически недостижимых целей. Стимулирование трудовой активности рабочих опиралось в это время на энтузиазм и административные рычаги. Возможности материального стимулирования были ограничены уравнительной тарифной реформой 1928 г., введением нормированного снабжения в городах. 1929 год стал по существу решающим в отказе от нэпа. На судьбу нэпа большое влияние оказала политическая обстановка в стране в тот период.
В 1930 г. ЦК партии приняло постановление «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», которым намечается проводить «добровольную» коллективизацию в три этапа в зависимости от районов. Следствием насильственной коллективизации и раскулачивания явились полная дезорганизация работ, а также активное и в основном пассивное сопротивление крестьян, повсюду забивавших скот. Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931 г.; во вторую группу входили все другие зерновые районы страны — Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г.; в остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т.е. к 1933 г.
В декабре 1932 г. в стране был введен паспортный режим. В 1936 г. была принята Конституция СССР. В этом документе были перечислены все права человека, сформулированы новые принципы судопроизводства. Был создан Верховный Совет СССР, который обладал законодательными функциями. В 1937-1938 гг. прошли всенародные выборы в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик. В 1934 принят закон «Об измене родине», водилась смертная казнь и коллективная ответственность членов семьи. К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств. В 30-х гг. Советский Союз заключает ряд договоров о союзе с западными странами.
К концу 30-х гг. в Советском Союзе союзных республик стало 11; автономных — 22; автономных областей — 9; национальных округов — 9. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) была упразднена, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в состав СССР. Казахстан и Киргизстан стали союзными республиками. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10. Перед началом Великой Отечественной войны в 1939-1940 гг. в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина, прибалтийские буржуазные республики Латвия, Литва и Эстония, в которых победила Советская власть, упраздненная здесь еще в годы гражданской войны.
За 1929—1937 гг. страна совершила скачок в росте промышленной продукции. За это время в строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий. В результате страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических государств. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции, в том числе цветных металлов, блюмингов, рельсопрокатных станов, экскаваторов, турбин, паровозов, тракторов, сельхозмашин, автомобилей, самолетов.
В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто. На Дальнем Востоке положение пришлось исправлять военным путем в сражениях с Японией.
Бои у озера Хасан (Чангкуфенгский инцидент) 29 июля — 11 августа 1938 года, были провалившейся попыткой японцев захватить часть советской территории. Предлогом послужили территориальные претензии марионеточного государства Маньчжоу-го к СССР. Японское правительство считало, что СССР неверно истоковал разграничение территорий, закреплённое в Пекинском договоре между Российской империей и Китаем, и даже самовольно переносил пограничные столбы.
20 августа 1939 года начался бои на реке Халхин-Голе, причиной конфликта стал спор о делимитации границы между Монголией и Маньчжоу-го. В начале конфликта японским войскам удалось занять часть монгольской территории, но уже в августе японская группировка была окружена силами РККА в районе Халхин-Гола и разгромлена.
В связи с нападением на Финляндию Советский Союз был исключен из Лиги Наций. 12 марта 1940 г. Финляндия подписывает мирный договор с СССР и передает ему Карельский перешеек и побережье Ладожского озера. Выборг полностью был занят советскими войсками к утру 13 марта, когда в Москве уже был подписан мир.
«Бомба замедленного действия»: как на историю России повлияла первая Конституция СССР
Взгляды основателя Советского Союза Владимира Ленина на оптимальные формы государственного устройства на протяжении его жизни существенно менялись. Ещё в 1913 году он был убеждённым унитаристом, утверждая, что централизованное государство — шаг к «будущему социалистическому единству всех стран». Однако политические события, связанные с революцией 1917 года и Гражданской войной, изменили его позицию.
Путь к СССР
В феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция, по результатам которой в стране было создано Временное правительство, а на бывших имперских окраинах начали возникать самопровозглашённые органы самоуправления с неопределённым статусом. Страна погружалась в политический хаос.
Весной в Россию из Европы прибыл лидер большевиков Владимир Ленин, который вскоре заявил о необходимости передачи в одни руки власти в Стране Советов, а также о том, что его партия готова взять на себя ответственность за управление государством. Попытки Временного правительства арестовать его заставили вождя большевиков на время укрыться в Финляндии. Но в октябре он вернулся в Петроград и 7 ноября (25 октября по старому стилю) организовал свержение Временного правительства. Вместо этого государственного органа начал функционировать Совет народных комиссаров, который и возглавил Ленин.
Вскоре после прихода к власти большевики столкнулись с серьёзными трудностями. С одной стороны, против них выступило Белое движение, объединившее разнородные политические силы — от либеральных до правомонархических. С другой — активизировались сепаратисты с национальных окраин, которые начали требовать независимости, отказываясь признавать легитимность Совнаркома.
В результате Гражданской войны 1918—1922 годов большевики смогли установить власть Советов на всей территории бывшей царской России за исключением Прибалтики, Бессарабии, Западной Украины и Белоруссии, а также изначально имевших особый статус Финляндии и Польши.
Однако проявления национального сепаратизма, а также сомнения в том, что иностранный пролетариат поддерживает идеи мировой революции, заставили Ленина пересмотреть свои взгляды на идеальное государственное устройство. Он стал федералистом, сделав ставку на то, что широкие права, предоставленные отдельным нациям, должны облегчить процесс вхождения новых стран в социалистическое объединение.
Но такие идеи не понравились генеральному секретарю ЦК ВКП (б) Иосифу Сталину. Он выступал за то, чтобы социалистические республики, входящие в состав Советской России, обладали правами автономий. Из числа республиканских компартий ленинский проект полностью поддерживали только коммунисты Белоруссии, остальные либо выступали за идеи Сталина, либо воздерживались от однозначных оценок. Однако Ленину, несмотря на плохое состояние здоровья, удалось продвинуть идею федеративного союза с широкими правами отдельных республик.
29 декабря 1922 года был подписан договор о создании СССР, а 30 декабря этот документ одобрил I Всесоюзный съезд Советов. В состав Советского Союза наряду с РСФСР вошли Белорусская ССР, Украинская ССР и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, объединившая Азербайджан, Армению и Грузию.
Первая Конституция
Каждая из входивших в состав СССР республик успела принять свою конституцию. И сразу после создания нового объединения стартовала работа по написанию общесоюзного основного закона. Уже в июне 1923 года проект Конституции СССР обсуждался на Пленуме ЦК РКП(б), а 6 июля II сессия ЦИК СССР его одобрила.
31 января 1924 года Конституция Союза Советских Социалистических Республик была официально утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Действовал первый основной закон СССР более 12 лет — вплоть до принятия так называемой Сталинской конституции в 1936 году.
Состояла Конституция 1924 года всего из двух разделов — Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основном законе подчёркивался добровольный и равноправный характер объединения республик, поддерживались идеи мировой революции и провозглашалась диктатура пролетариата.
Республики наделялись широкими правами. К ведению союзного руководства формально относились внешние отношения и торговля, военные вопросы, общее руководство экономикой, планирование бюджета, а также разработка стратегических основ законодательства. Республики имели право выхода из СССР. При этом гражданство было общесоюзным.
Верховным органом власти становился Съезд Советов СССР. В перерывах между съездами страной руководил Центральный исполнительный комитет.
«Инструмент совершения мировой революции»
Эксперты называют процесс принятия Советским Союзом Конституции 1924 года закономерным.
«Происходило учреждение молодого государства, СССР, с точки зрения нормативной функциональности, и это требовало принятия основного закона. Конституция была достаточно небольшой и не охватывала таких серьёзных вопросов, как, например, права человека. Они отражались в республиканских конституциях, а на союзном уровне были зафиксированы только в новой Конституции 1936 года», — отметил в беседе с RT член Российской РАЮН, доктор юридических наук, профессор Сергей Комаров.
Как подчеркнул в беседе с RT заведующий кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Владимир Томсинов, принципы формирования государства, заложенные в первой Конституции СССР, в какой-то мере создали предпосылки для грядущего распада страны.
По его мнению, принятый закон не был направлен на решение внутренних проблем нового государства и это стало слабым местом Конституции 1924 года.
«Авторы Конституции изначально смотрели на СССР не как на самостоятельное государство, а лишь как на инструмент совершения мировой революции. Соответственно, вместо того чтобы решать внутриполитические, правовые, экономические вопросы, все силы и средства должны были бросаться на новые революции», — отметил Томсинов.
С точки зрения эксперта, созданием самодостаточного государства в СССР занялся Иосиф Сталин.
«Государство, существующее само по себе, а не как инструмент для реализации неких внешних идей, было провозглашено только в Конституции 1936 года. Её лозунгом стала, наконец, законность, а не мировая революция.
Фактически в конце 1920-х — начале 1930-х годов в Советском Союзе произошла новая революция, в ходе которой большевики-почвенники победили большевиков — сторонников мировой революции, отчаянно сопротивлявшихся принятию нового основного закона», — рассказал Томсинов.
Образование СССР (7 фото)
В январе 1924 года вместе с декларацией об образовании СССР вошёл в состав первой союзной Конституции, став её основным разделом.
Структура
Договор состоял из преамбулы и 26 пунктов:
Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.
Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.
Пункты 2 — 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР, делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.
Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.
Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР.
Пункты 13 — 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).
Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.
Пункт 19 определял основы деятельности Высшего совета народного хозяйства, наркоматов по продовольствию, финансам, труду, а также Рабоче-крестьянской инспекции.
Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.
Пункты 21 — 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва.
Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.
Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.
Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР.
Договор в составе Конституции СССР
Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР. Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:
Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.
Глава II (пункты 3—7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 — право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.
Глава III (пункты 8—12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.
Глава IV (пункты 13—28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.
Глава V (пункты 29—36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.
Глава VI (пункты 37—42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.
Глава VII (пункты 43—48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.
Глава VIII (пункты 49—60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.
Глава IX (пункты 61—63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).
Глава X (пункты 64—69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.
Глава XI (пункты 70—72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.
С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции, в которой о нём не упоминалось.
Изменения договора
20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК.
5 декабря 1929 года ЦИК СССР постановил указать в договоре Таджикскую ССР.
5 февраля 1935 года VII Съезд Советов внёс поправку о создании прокуратуры СССР
Расторжение договора
9 марта 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии», которым объявил, что «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 является в отношении Грузии незаконным», однако о восстановлении независимости Грузии было объявлено лишь 9 апреля 1991 года.
18 октября 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», которым объявил, что «Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану».
5 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял обращение «К парламентам и народам мира», которым объявил, что «Договор 1922 года о создании Союза ССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим». Спустя 5 дней Верховный Совет Республики Беларусь постановил денонсировать Договор 1922 года об образовании СССР и считать его недействующим по отношению к Республике Беларусь.
В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР»). Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:
Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси — 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие — «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.
Реакция на расторжение договора
В 1992 году группа из 86 народных депутатов РСФСР обратилась в Конституционный суд с ходатайством о проверке законности постановлений Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР». Конституционный суд Российской Федерации принял ходатайство к рассмотрению, но так и не рассмотрел его.
Позиция Р. И. Хасбулатова
Р. И. Хасбулатов, подписавший постановление о денонсации Союзного договора как председатель Верховного Совета России, впоследствии заявлял, что договор перестал существовать как государственно-правовой документ с принятием первой Конституции СССР в 1924 году.
Позиция Госдумы России
15 марта 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, опираясь «на волю большинства населения страны, выраженную на референдуме СССР 17 марта 1991 года», своим постановлением «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года „О денонсации Договора об образовании СССР“» признала утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР».
В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“»[19] от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как
«Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года».
При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств—участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств.
Правовая природа договора об образовании СССР 1922 г
В юридической науке высказываются противоположные точки зрения на правовую природу Договора об образовании СССР 1922 года.
П. П. Кремнев считает, что договор имел международно-правовой характер и действовал с момента его принятия и до распада СССР, следовательно, денонсацией Договора об образовании СССР правомерно был ликвидирован СССР[20].