1915 год 24 апреля в истории россии

Как Российская империя спасла 350 тысяч армян от геноцида

24 апреля 1915 года начались массовые аресты и депортация стамбульских армян. Российская империя сумела приютить и спасти от верной гибели несколько сотен тысяч беженцев

Активная фаза геноцида армян 1915 года в Турции проходила на фоне непростых отношений приближённых Николая Второго с представителями Армянской Апостольской Православной Церкви. В те тяжёлые для России времена окружение императора делало всё возможное не только для того, чтобы лишить его союзников в самой стране, но и за её пределами. Однако, несмотря на попытки настроить армянское население Турции против царского правительства, там никто не согласился воевать против русской армии. Так же как и Николай Второй, вопреки советам министров, оказал помощь беженцам из Западной Армении.

Первая помощь

Геноцид начался за 20 лет до всем известных событий апреля 1915 года, когда при поддержке Англии и Германии турецкий султан Абдул Гамид II вооружил курдские кочевые племена и разрешил им безнаказанно грабить и убивать армянское и греческое население Османской империи.

Грекам «повезло чуть больше»: они традиционно компактно жили в городах и находились под определённой защитой местных чиновников, с которыми часто имели общие деловые связи. Впрочем, даже материальная заинтересованность не мешала туркам устраивать кровавые погромы в крупных городах и вешать на воротах не только простых греческих священников, но и константинопольских патриархов. Тем не менее, в отличие от греческого, армянское население, по преимуществу сельское, жило на территории исторической Западной Армении – области между Чёрным и Средиземным морями. И единственной защитой от курдских банд и турецких карательных отрядов «гамидие» (названных по имени их создателя Абдул-Гамида) были собственные ружья и вилы.

1915 год 24 апреля в истории россии

Турецкий султан Абдул-Гамид II. Фото: www.globallookpress.com

В 1896 году, когда известие о начавшейся резне дошло из Константинополя до Санкт-Петербурга, многие представители русского дворянства, духовенства и купечества стали создавать фонды или комитеты помощи армянам.

Одним из самых активных участников сборов был протоиерей о. Иоанн Кронштадтский, которого позднее прославит Русская Зарубежная Церковь. Он много раз публиковал в крупнейших газетах призывы помощи православным народам, которых османские власти пытаются уничтожить полностью. Но бежать из Османской империи удавалось не многим, так как сухопутная граница была перекрыта в связи с перманентной войной между Россией и Турцией. Поэтому многие армяне переезжали на Ближний Восток, в Египет или Европу. Оттуда они помогали переправлять в Западную Армению помощь от соотечественников из разных стран, а также помощь из России.

1915 год

Чтобы усилить позиции на Западном фронте, русское военное командование перебросило основные силы Кавказской армии в Европу. В Закавказье осталось лишь 100 пехотных батальонов, 96 казачьих сотен и 6 армянских дружин с 300 пушками. Тем не менее эта небольшая группировка до прихода на Кавказ Второго Туркестанского корпуса под командованием генерала Юденича сумела сдержать натиск османской армии.

Весь 1914 год правительство младотурок, свергнувших за шесть лет до войны султана Абдул-Гамида и провозгласивших республику, пыталось рекрутировать солдат из армянского мужского населения. Но когда армянские мужчины отказались воевать против России, им предложили на несколько недель отлучиться из домов на «трудовой фронт». Мнение армянского населения особо никто не спрашивал – утром 24 апреля революционные отряды младотурок совершили рейды по армянским домам, вывели за город всё взрослое мужское население для «отправки на работы», расстреляли на месте и приступили к расправе над женщинами, детьми и стариками. По сложившейся у революционеров традиции счёт жертвам вёлся по количеству отрубленных голов, которые обозами отправлялись в Константинополь. Та же участь постигла и 100 тысяч русских, живших в окрестностях Трапезунда. О присутствии русских в этом городе до сих пор свидетельствуют перестроенные под мечети церкви.

1915 год 24 апреля в истории россии

Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны». Фото: www.globallookpress.com

На тот момент русские войска были не в силах предотвратить трагедию. Простые солдаты как могли помогали беженцам, а по личному приказу Николая Второго была приоткрыта русско-турецкая граница. Один из свидетелей происходившего Г. Тер-Маркариан писал:

Ради исторической справедливости и чести последнего русского Царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию Царя, русско-турецкая граница была приоткрыта, и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю. Сохранились рассказы очевидцев о душераздирающих разыгравшихся при этом сценах, о незабываемых проявлениях безмерной радости и слезах благодарности со стороны страдальцев, падавших на русскую землю и неистово её целовавших, о русских солдатах-бородачах, стыдливо прятавших увлажнённые слезой глаза и кормивших из своих котелков изголодавшихся армянских детей, о матерях, целовавших сапоги русских казаков, бравших в седло по одному, по два армянских ребенка и спешно увозивших их подальше от этого ада.

Очевидцы рассказывали, что у самой границы, под открытым небом русская армия расставила столы, за которыми регистрировали каждого беженца и выдавали по рублю на каждого члена семьи. Также им вручали специальный документ, разрешавший беспрепятственно переезжать в любой конец Российской империи, бесплатно пользуясь всеми видами транспорта. Благодаря заботе военных, врачей и сестёр милосердия было спасено более 350 тысяч армян из Турции.

Некоторые отряды казаков вместе с армянскими батальонами делали вылазки на территорию Турции и отбивали группы бежавших от резни женщин и детей от курдских банд.

После революции

В начале 20-го века всем казалось, что Николай Второй войдёт в память армянского народа как правитель, который под влиянием своего окружения конфисковал всё имущество Армянской Церкви вплоть до школьных парт, а затем, одумавшись, отменил свой же приказ. Первые дни трагедии 1915 года показали, что в критической ситуации император может проявить себя как настоящий христианин.

Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют Высокой порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню,

– было сказано в декларации.

Опыт турецких единомышленников был перенят российскими революционерами буквально через два-три года. Зверства большевиков во многом повторяют то, что младотурки творили в Западной Армении.

Сегодня геноцид армян признало 31 государство. И автономные территориальные образования некоторых стран: 49 из 50 штатов США, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, канадский Квебек, Новый Южный Уэльс и Южная Австралия.

Источник

«Женщины и дети погибали с Именем Христа на устах»: 105 лет памяти жертв геноцида армян

24 апреля 1915 года начались аресты и депортация христианского армянского населения Османской империи, приведшие к одному из самых страшных геноцидов в истории человечества.

Сегодняшний день – один из самых трагических в христианской истории. Именно 24 апреля 1915 года, ровно 105 лет назад, в Константинополе, который в то время ещё официально не сменил своё древнее ромейское (византийское) имя на турецкое «Стамбул», а христиане ещё составляли до половины населения города, начались аресты и депортация армян.

Гонения были спровоцированы по надуманному поводу: армянскую элиту Османской империи, столетиями лояльную к мусульманским властям, обвинили в сотрудничестве с Русской императорской армией, накануне, в январе 1915-го, одержавшей крупную победу над турецкими войсками в сражение при Сарыкамыше, одной из ключевых битв начала Первой мировой войны. Пройдёт несколько недель, и депортации превратятся в прежде небывалый в человеческой истории этнический геноцид, унёсший около 1,5 миллионов армян (при общей численности армянского населения Османской империи в 2,5 миллиона).

В те страшные месяцы даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, учинёнными во время депортаций. Приведём лишь одно свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, описанное турком Саидом Ахмедом:

Вначале османские чиновники отобрали детей. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты.

Но в чём причина таких чудовищных зверств? И почему на протяжении нескольких столетий турецкого владычества на территории Османской империи не было ничего подобного? Предлагаю разобраться.

Либеральный нацизм османских младотурков

Турецкие историки, пытающиеся оправдать случившееся, приводят довод: в декабре 1914 – январе 1915 годов с российской стороны в Сарыкамышской операции участвовал Добровольческий армянский корпус. Да, с этим не поспоришь, как не поспоришь и с тем, что Исмаил Энвер-паша, военный министр Османской империи, сначала поблагодарил турецких армян за лояльность во время Сарыкамышского сражения, сообщив в письме армянскому архиепископу, что обязан жизнью офицеру-армянину, вынесшему его с поля боя. Но спустя считанные месяцы тот же Энвер-паша стал ключевым организатором геноцида армян.

Разумеется, подлинной причиной геноцида были не пророссийские настроения христианского населения (армян, понтийских греков и ассирийцев, против которых также был развёрнут геноцид, хотя и менее масштабный). Причина была геополитической. Дело в том, что после Младотурецкой революции 1908 года ключевые посты в прежде вполне веротерпимой к христианскому населению Османской империи заняли так называемые младотурки, прозападно настроенные либеральные националисты, одной из идей которых было объединение тюркоязычного населения российского Кавказа, Крыма, Поволжья и Туркестана, а также Ирана в «Великий Туран». Однако «живым препятствием» на пути к реализации этого чудовищного проекта был. армянский народ.

По сути, именно младотурки стали подлинными могильщиками Османской империи, в итоге превратившейся в секулярную Турцию. Геноцид армян и греков и попытки насильственной тюркизации полиэтнической империи привели её к краху. При этом было бы неверным говорить о том, что геноцид был спровоцирован мусульманами. Так, по свидетельству тех лет, организаторы геноцида, младотурки «Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя «защитниками ислама», в действительности были атеистами». И неслучайно, уже после Первой мировой войны, младотурки активно сотрудничали с захватившими власть в России большевиками.

1915 год 24 апреля в истории россии

Жертвы геноцида. Фото: shutterstock.com

Но ещё больше младотурки напоминали гитлеровских нацистов. Подобно тому, как последние готовили «окончательное решение» еврейского вопроса, турецкие национал-либералы пытались обосновать геноцид «расовой неполноценностью» армян. Особенно в этом отличился губернатор провинции Диярбекир Мехмет Решид. Уроженец российского Северного Кавказа, он ненавидел Россию и христиан лютой ненавистью и считал христиан главным источником всех проблем Османской империи. Будучи по профессии врачом, он так говорил о том, зачем организовал в своей провинции геноцид армян, греков и ассирийцев:

Антихристианский геноцид

Отрицая мусульманский характер геноцида, нельзя не признать то, что религиозный контекст он всё-таки имел. Подобно советским богоборческим гонениям, он был антихристианским. Многие армяне, в том числе женщины и дети, погибали с Именем Христа на устах. Так, представитель московской общины Армянской Апостольской Церкви, церковнослужитель Армянского храмового комплекса – резиденции Патриаршего экзарха, главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Вартан Погосян в интервью телеканалу «Царьград» рассказал:

Пять лет назад, в 2015 году к 100-летию трагедии, Синод Армянской Апостольской Церкви причислил к лику святых полтора миллиона жертв геноцида как мучеников без указания имён. По словам Вартана Погосяна, предстоит большая исследовательская работа по индивидуальной канонизации ряда церковных деятелей того времени. В Первопрестольном Эчмиадзине в связи с канонизацией составлен специальный чин богослужения, прославляющий память мучеников, и была написана икона.

1915 год 24 апреля в истории россии

Храмовый комплекс Армянской Апостольской Церкви в Москве. Фото: ViktorSarafinchan / shutterstock.com

А уже сегодня, 24 апреля 2020 года, в память о событиях 105-летней давности во всех армянских храмах мира будут три минуты звонить колокола. А в Москве, по благословению главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископа Езраса Нерсисяна, будет совершена божественная литургия. За закрытыми дверями, поскольку пандемия коронавируса внесла свои изменения и в этот трагический памятный день.

Русская Православная Церковь в силу ряда разногласий историко-богословского характера не имеет единства с Армянской Апостольской Церковью, однако поддерживает с ней многовековые дружественные отношения. И сейчас, когда наши народы находятся перед лицом многих вызовов, среди которых сегодняшняя коронавирусная пандемия – далеко не самый страшный, нам стоит почаще вспоминать о наших общих христианских корнях и ценностях. И молить милосердного Господа о том, чтобы трагедии XX века больше не повторились.

Источник

24 апреля 1915 г.

ИСТОРИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН 1853 – 1923 ГГ.

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. В списки подлежаших аресту попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры; единственное, что их роднило — национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами до конца мая, при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось.

В Константинополе аресты старались проводить без лишнего шума: обычно приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома последовать в участок “буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов” [4: стр. 116]. К другим приходили ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города [3: стр. 213]. Многие люди, никак не связанные с политикой и считающие себя лояльными поданными Османской империи, даже представить не могли, что их ожидает в самом ближайшем будущем. Были случаи, когда те, кого полицейские не застали дома, сами приходили в полицию, недоумевая, что вдруг понадобилось от них властям [2: стр. 187]

Арестованный 24 апреля доктор Тигран Аллахверди, например, сам являлся членом партии младотурок. Он неоднократно организовывал акции по сбору средств и передавал в партийную кассу крупные суммы денег [4: стр. 117]. Среди арестованных находился также профессор Тиран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету “Сабах”. Будучи доставленным в лагерь для интернированных, Келеджян узнал в начальнике лагеря одного из своих бывших учеников. Тот тайно предупредил профессора, что получен приказ за подписью Талаата об уничтожении заключенных, и посоветовал ему выбираться из лагеря любой ценой. Позднее, так и не сумевшего ничего предпринять для своего спасения Келеджяна, убили по дороге в Сивас, куда он был отправлен якобы для того, чтобы предстать перед военным трибуналом. Из 291 узников лагеря выжили лишь сорок человек [4: стр. 129 – 130].

В числе этих сорока был и великий армянский композитор и музыковед Комитас. По слухам, после ареста ему разрешили вернуться в Константинополь благодаря личному вмешательству принца Меджида, чьей жене он в свое время преподавал музыку [4: с.130]. Однако потрясения, пережитые им во время ссылки не прошли даром: неуверенность в завтрашнем дне, атмосфера постоянного страха, наполнявшая в те дни город, невольное чувство вины за оставшихся в лагере на верную погибель друзей, одиночество — все это в скором времени вызвало у Комитаса помутнение рассудка. Он умер в 1935 году в Париже, проведя последние девятнадцать лет своей жизни в психиатрических клиниках.

Всего в течение нескольких недель в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. Жертвами младотурецкого террора стали писатели Даниэл Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекурян, Левон Шант и десятки других.

Чуть позднее были арестованы и уничтожены депутаты от партии Дашнакцутюн в османском парламенте: Вардгес, Хажак, писатель и публицист Григор Зограб. Армяне, положившие столько жизней на алтарь освобождения Турции от султанского деспотизма, теперь бесжалостно истреблялись вчерашними соратниками по революционной борьбе.

В пламени геноцида погибли тысячи священослужителей: от простых священников до архиепископов. «… епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха. Трапезундский архимандрит Геворк Турян, сосланный военным судом Карина, убит в пути; … архимандрит Байберда Анания Азарапетян был повешен по решению местных властей; архимандрит Муша Вартан Акопян умер в тюрьме, избитый палками; архимандрит Тигранакерта Мкртич Члхатян умер в тюрьме от пыток … » — сообщает 28 декабря 1915 г. патриарх западных армян архиепископ Завен главе епархии в Америке архимандриту Вегуни [1: стр. 338].

Удар, нанесенный армянскому народу младотурецким режимом весной–летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей разрушительности. Именно поэтому, рассеянные сегодня по всему миру армяне отмечают 24-е апреля, как день поминовения жертв геноцида. В Армении в этот день десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване, в армянских церквях во всех странах мира проводятся траурные службы.

Список использованной литературы:

“Геноцид армян в Османской империи” — сборник документов и материалов под редакцией М. Г. Нерсисяна, 2-е издание. Ереван: “Айастан”, 1983.
Киракосян Джон, “Младотурки перед судом истории”. Ереван: “Айастан”, 1989.
Balakian, P., The Burning Tigris. The Armenian Genocide and America’s Response. New York: Harper Collins Publishers, 2003.
Soulahian Kuyumjian, R., Archeology of Madness. Komitas. Second Edition. Princeton, NJ: Gomidas Institute, 2001.

Источник

24 апреля: протопоп Аввакум, «Волга-Волга» и геноцид армян

Международный день солидарности молодежи

1915 год 24 апреля в истории россии

День памяти жертв геноцида армян

Всемирный день лабораторных животных

Православный календарь

День святого мученика Антипа, епископа Пергамо-Асийского. Мученик Антипа — ученик святого апостола Иоанна Богослова. За то, что он не захотел по языческому обычаю принести жертвы идолам, был брошен в раскаленного медного вола (в 68 году).

Народная традиция

Антип Половод. День Антипа водопола. Водопол. Водополье.

В народе священномученик Антипа почитается как целитель разных человеческих болезней и в особенности как утешитель зубной боли. О дне Антипы говорят: «Антип воду распустил».

«Половодье Антипа в овражке топит». Если на Антипа воды не вскрылись — лето будет плохое.

Начало распускания почек у липы, желтой акации, ранних сортов яблони. Появляются всходы крапивы. Снег после половодья — большое для озими невзгодье. По Антиповой воде о хлебушке гадай.

В этот день медведь из берлоги выходит.

Самый поздний срок половодья. Если на Антипа воды не вскроются, то лето будет плохое. Верили, что Антип избавляет от зубной боли. Существовало великое множество заговоров-заклинаний от зубной боли. У каждого знахаря свои, только ему известные.

Одни читали так: «Месяц в небе, медведь в лесу, камень в поле. Все вы — три брата. Как сойдутся в чистом поле гулять, тогда только у раба Божьего (имя), молитвенного и крещеного, начнут зубы играть. Тьфу, тьфу, тьфу!».

Другие заговаривали по-своему: «Ты, мисяцю молодый! Пытай ты мертвых и живых: у мертвого зубы не болять? У мертвого зубы николы не болять, кости задубилы, зубы занимилы. Даруй, Господи, чтоб у мены, раба Божьего (имя), зубы занимилы, николы не болилы». Третьи брали небольшую кисть красной рябины, водили ею вокруг больных зубов по часовой стрелке и три зари читали: «Рябина, рябина, по веку тебя не есть, уничтожь мою болезнь!» После этого надо было эту рябину выбросить и больше ее никогда не есть.

А если надо было вырвать зуб, то считалось, что его можно вырвать только в понедельник, если хочешь избежать беды, потому что понедельник — день ведьм и русалок, когда им в жертву приносили зуб. Но не каждому дано было вылечивать болезни заговорами; больше всего это удавалось тем, кто рожден в семье первым и особенно последним. (Смотрите так же: снятие зубной боли народными средствами).

Именинники: Антип, Мартиниан, Иван, Яков.

События

По преданию, именно 24 апреля 1184 до нашей эры греки смогли проникнуть в осажденную Трою при помощи огромного деревянного коня.

24 апреля 1771 года около японского острова Исигаки была зафиксирована самая большая волна цунами высотой 85 метров.

24 апреля 1877 года началась русско-турецкая война 1877-1878 годов, в которой Россия одержала победу. В результате заключенного позднее Сан-Стефанского договора наша страна получила часть Армении. Турция была вынуждена признать независимость Румынии, Черногории и Сербии, а также обязывалась предоставить самоуправление Боснии и Герцоговине.

24 апреля 1915 года в Турции произошла массовая резня армян. Из полутора миллионов проживавших в Османской империи армян были уничтожены почти две трети, включая женщин, детей и стариков. Ныне в Армении эта трагическая дата отмечается как «День памяти жертв геноцида».

24 апреля 1916 года — начало Пасхального восстания в Ирландии против британского владычества. К 30 апреля восстание было подавлено. 14 руководителей восстания во главе с Патриком ПИРСОМ были казнены, многие участники высланы. Дальнейший рост освободительного движения ирландцев привел к образованию в 20-е годы независимого государства.

24 апреля 1938 года в Москве прошла премьера музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» с Любовью Орловой и Игорем Ильинским в главных ролях.

24 апреля 1953 года британская королева Елизавета II присвоила рыцарское звание Уинстону Черчиллю, знаменитому политику.

24 апреля 2003 года Тарик Азиз, вице-премьер в правительстве Саддама Хусейна, а еще ранее министр иностранных дел Ирака, сдался американцам. Самая узнаваемая фигура в иракском руководстве после Саддама, он был всего лишь восьмеркой пик в американской колоде карт разыскиваемых руководителей Ирака.

24 апреля 2004 года украинец Виталий Кличко завоевал вакантный титул чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC, победив Корри Сандерса. В настоящее время Виталий, оставивший из-за травмы ринг, носит титул почетного чемпиона мира, дающий ему право на поединок с чемпионом WBC в случае своего возвращения.

Читайте также:

Дни рождения

«Не родись красивой, и ты добьешься успеха. Никого не люби, и ты будешь нравиться всем», — так высказывалась Барбара Стрейзанд, которая родилась 24 апреля 1942 года.

24 апреля 1952 года родился Жан-Поль Готье, известный французский модельер. После работы у Пьера Кардена он создал в 1978 году свою первую коллекцию, которая шла вразрез с направлением моды и во многом была навеяна лондонским «уличным» стилем. Эффектные, а подчас забавные, его наряды оказывают большое влияние на французский рынок готовой одежды.

Смотрите фоторепортажи:

Скорбные даты

24 апреля 1682 года в Пустозерском остроге под Архангельском был заживо сожжен в земляном срубе основатель русского старообрядчества «неистовый» протопоп Аввакум.

Читайте также:

24 апреля 1852 года умер Василий Жуковский, известный русский поэт.

24 апреля 1963 года скончался Леонид Луков, кинорежиссер, народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий. Им сняты такие популярные картины, как «Большая жизнь», «Два бойца», «Александр Пархоменко», «Рядовой Александр Матросов», «Разные судьбы», «Олеко Дундич».

24 апреля 1967 года умер Владимир Комаров, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Читайте также:

24 апреля 2005 года умер Аркадий Вайнер, прославленный писатель, мастер детективного жанра, который вместе с братом Георгием придумал Глеба Жеглова и Володю Шарапова.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *