190 лет сказке пушкина сказка о царе салтане
190 лет сказке пушкина сказка о царе салтане
Интерактивная выставка «В свете ж вот какое чудо…», посвящённая 190-летию написания А. С. Пушкиным «Сказки о царе Салтане…» представлена в Пушкинском Заповеднике (Псковская обл.).
В 2021 году исполняется 190 лет со дня написания первого законченного пушкинского сказочного произведения – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Впервые «Сказка о царе Салтане» была издана в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина», но отдельной публикации её при жизни поэта осуществлено не было. Известно, что перед изданием с ней имел возможность ознакомиться и император Николай I.
Выставка, посвящённая 190-летнему юбилею «Сказки о царе Салтане», даёт возможность не только вспомнить или впервые познакомиться с произведением А. С. Пушкина, но и почувствовать себя героем сказки, последовательно обращаясь к различным разделам интерактивной экспозиции. Здесь можно представить, как выглядела девичья светлица, и чем в ней занимались, нарисовать портрет «неведомой зверушки», помочь князю Гвидону спасти Царевну Лебедь и одолеть коршуна, проверить свои знания, разгадывая загадки, с помощью цифрового пера создать собственные иллюстрации к пушкинским строчкам и многое другое.
Окунуться в мир пушкинской сказки помогают иллюстрации конца ХIХ – начала ХХI веков мастерской Кучеренко, работы К. М. Стеценко, А. Р. Сайфулиной, Н. А. Рамазанова, М. Н. Орловой-Мочаловой и др., и предметы быта из фондов Пушкинского Заповедника. Различные издания сказки А. С. Пушкина, силуэты героев, театральные костюмы, представленные на выставке, дополняют рассказ об истории этого замечательного произведения.
Фонд редкой книги Пушкинского Заповедника предоставил ценные издания, среди которых 4-й том сочинений А. С. Пушкина, вышедший в Санкт-Петербурге в 1838 году. В нём была опубликована и «Сказка о царе Салтане». Это самое раннее пушкинское издание, хранящееся в музее.
«Сказка о царе Салтане» являлась и является предметом изучения и вдохновения художников, артистов, композиторов. Она легла в основу оперы Н. А. Римского-Корсакова, премьера которой состоялась в 1900 году и балета «La Princesse Cygne» («Царевна Лебедь») на музыку оперы Римского-Корсакова (Opera de Paris, 1928). По ней сняты художественные и мультипликационные фильмы. Это ещё раз подтверждает, что любовь к этому пушкинскому произведению огромна.
История написания сказки Пушкина о царе Салтане
Александр Сергеевич Пушкин сделал первые наброски «Сказки о царе Салтане» приблизительно с 1822 по 1824 год. В это время он находился в южной ссылке, в городе Кишиневе.
Первый вариант произведения значительно отличался от конечного результата.
Пушкин использовал за основу народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Именно такими чудесными особенностями должен был обладать сын царя.
Пушкин продолжил работу над произведением уже в другой ссылке — в Михайловском селе с 1824 по 1826 год.
В это время сказка обрастает многочисленными подробностями.
Появляется отрицательный персонаж, который препятствует царю увидеться с сыном — злая мачеха.
Автор добавляет различные чудеса: лукоморье с золотыми цепями, дерущиеся боровы с сыплющимся золотом и 30 богатырей — братья князя.
В 1828 году Александр Пушкин вновь вернулся к работе над сказкой. Именно в этот период он решает написать произведение в стихотворной форме.
Летом 1831 года Пушкин жил в Царском селе: он недавно женился на Наталье Гончаровой, был вдохновлен и очень много работал. Именно в этот период (а точнее 29 августа) он закончил «Сказку о царе Салтане».
Интересно, что произведение было дописано в ходе соревнования с известным писателем Жуковским. Вместе с Пушкиным они перерабатывали народные сказки в новые произведения.
Следующие полгода сказка неоднократно дорабатывалась. Известно, что даже император Николай I ознакомился с ней перед публикацией.
В конечном варианте злая мачеха была заменена завистливыми сестрами, волшебные боровы — белочкой с золотыми орехами, богатыри стали морскими витязями. А главный герой стал выделяться не внешними признаками (золотые ноги и серебряные руки), а душевными и умственными качествами.
В 1832 году «Сказка о царе Салтане» была впервые опубликована в сборнике произведений «Стихотворения А. Пушкина».
Вечно живая сказка. 185 лет – «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина
ВЕЧНО ЖИВАЯ СКАЗКА
Цель: формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.
— расширить знания обучающихся о творчестве А.С. Пушкина;
— развивать у учащихся интерес к литературе, классическому искусству;
— развивать образное мышление, творческие способности, воображение;
— воспитывать любовь к русской сказке, к поэтическому слову, уважение к творчеству А. С. Пушкина.
1. О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина» (репродукция).
2. Выставка книг А.С. Пушкина.
3. Выставка рисунков детей к сказке.
4. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Сказки – это проверка памяти, поддерживаемая детьми и внуками.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
— Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. А отправляемся мы в это путешествие по особому случаю.
У Володи? Шуры? Нины?
У девчонок? У мальчишек?
Нет, у наших добрых книжек!
Догадались, о чём будем говорить на уроке?
— Вы согласны, что дни рождения бывают не только у людей, но и у книг?
3. Актуализация знаний.
Как и у людей, у книг бывают разные судьбы. Некоторые, не успев появиться, быстро забываются. Другие идут с нами по жизни, передаются из поколения в поколение и отмечают юбилеи.
Одним из великих людей, оставившим великое наследие, считается Александр Сергеевич Пушкин.
Его произведения живут в каждом из нас, вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников на новые произведения. Его сказки радуют нас своим волшебством, каждая из них является жизненным уроком. Подтверждением этому является следующее стихотворение:
Люблю я Пушкина творенье,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было, и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
Пушкиным написано семь сказок и одна поэма-сказка. Попробуем вместе вспомнить эти сказки.
1. Жених (1825);
2. Сказка о попе и о его работнике Балде (1830);
3. Сказка о медведихе (1830-1831);
4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831);
5. Сказка о рыбаке и рыбке (1833);
6. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1833);
7. Сказка о золотом петушке (1834);
8. Руслан и Людмила (поэма, 1817-1820).
4. Введение в новую тему.
Попробуем вместе вычислить данное произведение.
Это – «Сказка о царе Салтане». Это произведение создано великим поэтом в 1831 году, впервые издано через год, в 1832 году. Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. В 2016 году сказка отмечает свой 185-летний юбилей.
На уроке мы попробуем понять, почему «Сказка о царе Салтане» стала и осталась популярной среди взрослых и детей.
Первоначально поэт при написании сказки хотел чередовать стих с прозой. Но потом он оставил эту идею, и у него получилась прекрасная стихотворная сказка, сказка в стихах, которая читается и запоминается легко.
Что толкнуло Пушкина написать данную сказку?
В 1831 году в Царском Селе происходил «поединок сказочников», соперниками в котором были А.С.Пушкин и В.А.Жуковский. В результате этого поединка Пушкин написал «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Жуковский написал «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Для создания сказки о Берендее Александр Сергеевич передал Жуковскому свою запись, услышанную от няни.
Велика роль няни Арины Родионовны в жизни поэта. Благодаря ей, Пушкин полюбил сказки. С её слов поэт записал несколько сказочных сюжетов. Один из них стал основой сказки о Салтане.
Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с большим интересом изучал народные обычаи, нравы, поверья. Он даже приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.
Вот что писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»
— Обратите внимание на название сказки, что вы в нём замечаете?
а) Сказка имеет длинное название, самое длинное из всех его произведений. Это свидетельствует о подражании лубочным (народным) повествованиям.
б) По названию сказки можно узнать о действующих лицах сказки.
— Но не только эти три героя присутствуют в этой сказке. Давайте вспомним всех персонажей сказки.
Это царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, корабельщики, 1-ый гонец, 2-ой гонец, корабельщики, белка, коршун, тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор.
У нас получилось три группы действующих лиц: мужчины, женщины, животные. Некоторым героям мы симпатизируем, к некоторым у нас складывается отрицательное отношение. Следовательно, всех действующих лиц можно разделить на 2 группы: положительных и отрицательных.
Сейчас мы послушаем музыку, сопровождающую все три чуда. Автор видеоролика нам представил музыкальный рассказ Римского-Корсакова.
Я думаю, что вы согласны с тем, что нам больше нравятся именно волшебные сказки, чем сказки бытовые и сказки о животных. Вот почему нам близка сказка Пушкина!
— Давайте-ка вместе попробуем привести примеры крылатых выражений из нашей сказки.
«Кабы я была царица», «А во лбу звезда горит», «А комар – то злится, злится», «Белка песенки поёт и орешки все грызет», «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой», «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом», За морем житьё не худо», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Блещут маковки церквей», «Кабы я была царица», «Полет шмеля», «Ядра чистый изумруд», «Три девицы под окном», «Сказка о царе Салтане», «Гвидон», «Царь Салтан», «Буян» и т. д.
«Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой. В ней использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик с образом Василисы Премудрой.
Чертами народности отмечена и поэтическая речь: звучит мягко, задушевно, полна слов разговорного и просторечного языка, полна эпитетов, сравнений, повторов, слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
Золотой грызет орех,
А скорлупку собирает…
Встречаются народные поговорки, пословицы:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Ещё одно совпадение с народной сказкой: «Сказка о царе Салтане» заканчивается не моралью, а весёлым пиром.
К столетнему юбилею Пушкина Николай Римский-Корсаков на сюжет его сказки написал оперу «Сказка о царе Салтане». А художник Михаил Врубель, который выступил художником-постановщиком премьерного показа данной оперы, очарованный сказкой, музыкой и образом героини, в 1900 году написал картину «Царевна-Лебедь».
ПОСТАНОВКИ И ЭКРАНИЗАЦИИ
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ (1966, «МОСФИЛЬМ»; РЕЖИССЁР А. Л. ПТУШКО ).
Интересен мультфильм про царя Салтана, который был создан в 1943 г. студией «Союзмультфильм» в черно-белом варианте, а через 41 год появился цветной римейк этого мультика.
Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, на уроке мы открыли для себя что-то новое. Мир пушкинских сказок – это мир тайн, чудес.
Мы ещё раз осознали, что «Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый…». Так сказала русская писательница и поэтесса Тэффи о великом поэте, так говорим мы.
Мы читаем и перечитываем сказки А.С.Пушкина. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.
Список использованных источников:
1. А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. – М.: Художественная литература,1986 г
2. Албар Верохо. Странная странная Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
– «Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха –
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо:
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела –
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный Бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чорнобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
Сказка о царе Салтане
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
— «Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— «Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
» Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.