19 век какая эпоха в истории
Хронологические периоды и эпохи в истории человечества
Исторические эпохи и стадии развития человечества в правильной хронологической последовательности
Исторические периоды и эпохи
Первобытное общество
до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Палеолит и мезолит
Неолит
Бронзовый век
Железный век
Древний мир
3000 г. до н. э. — 476 г. н. э. (падение Римской империи)
Эллинизм
Древний Рим
Средние века
476 — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков)
Высокое (классическое) Средневековье (середина XI — конец XV веков)
Раннее Новое время (или позднее Средневековье)
конец XV в. — 1789 (начало Великой французской революции)
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV—XVI век—в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Реформация (XVI век— начало XVII века)
Часть эпохи Просвещения
Новое время
1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны)
Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
XIX век
Новейшая история
1918 — наши дни
Основные периоды мировой истории, традиционно выделяемые в рамках школьной программы (Россия)
Период
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Предыстория
Эпоха первобытных отношений
2,5 млн лет назад-3-е тысячелетие до н.э.
1. Появление и становление человека
2. Создание орудий труда
3. Зарождение скотоводства и земледелия
4. Начало выплавки металлов
5. Переход к производящему хозяйству
Древний мир
Расцвет локальных (местных) цивилизаций
3-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.
1. Переход от родовой к соседской общине
2. Образование государств
3. Отделение ремесла от сельского хозяйства
4. Появление городов и возникновение письменности
5.Зарождение мировых религий
6. Существование рабовладения
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Эпоха господства феодальных отношений
V – конец XV века
1. Великое переселение народов
2. Образование европейских государств
3. Складывание иерархической структуры общества
4. Рыцари и крестовые походы
5. Христианство – основа культурной и духовной жизни общества
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха становления и развития капиталистических отношений
XVI – начало XX в.
1.Великие Географические открытия
2. Эпоха Возрождения
3. Колонизация Америки, Африки, Азии
4. Реформация
5. Буржуазные революции в Европе
6. Возникновение идеологии Просвещения
7. Промышленный переворот и становление индустриального общества
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Современная эпоха XX – начало XXI века
1 Переход к индустриальному и постиндустриальному обществу
2. Мировые войны
3. Революции в России
3. Противостояние двух мировых систем
4. Ликвидация колониализма
5. Распад СССР
Исторические эпохи в искусстве
Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке
Период (эпоха) | Временной отрезок |
Древний период | с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. |
Античность | с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. |
Средневековье | |
романский стиль | 6-10-й века |
готика | 10-14-й века |
Возрождение | знаменитые 14-16-й века |
Барокко | 16-18-й века |
Рококо | 18-й век |
Классицизм | формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век |
Романтизм | первая половина 19-го века |
Эклектизм | вторая половина 19-го столетия |
Модернизм | начало 20-го века |
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения. |
Летоисчисление и хронология
Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» — с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют «новая эра») — текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) — период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях — так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.
Века по тысячелетиям
Тысячелетия
Века
До нашей эры (до н. э.)
12-е тысячелетие до н. э.
11-е тысячелетие до н. э.
10-е тысячелетие до н. э.
9-е тысячелетие до н. э.
8-е тысячелетие до н. э.
7-е тысячелетие до н. э.
6-е тысячелетие до н. э.
5-е тысячелетие до н. э.
4-е тысячелетие до н. э.
3-е тысячелетие до н. э.
2-е тысячелетие до н. э.
1-е тысячелетие до н. э.
Наша эра (н.э.)
1-е тысячелетие н.э.
2-е тысячелетие н.э.
3-е тысячелетие н.э.
Какие годы относятся к каким векам
Какие годы относятся к каким векам
❑ ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ
Фоксфорд
foxford.ru
онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ
Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями
Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональные репетиторы по всем предметам
Тетрика
tetrika-school.ru
онлайн-репетиторы для высоких результатов
Skyeng
skyeng.ru
онлайн школа – английский язык
TutorOnline
tutoronline.ru
сервис занятий с репетитором в формате онлайн
Postupi.online
postupi.online
сервис для старшеклассников (абитуриентов)
Смотрите также
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Основные исторические эпохи и периоды развития мирового искусства.
ГЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Лучшие сайты, сервисы, приложения, видеоканалы для школьников
19 век
Из вновь образованных национальных государств Италия и Германия, возникшие в 1860-1870-х годах в результате объединения многочисленных территорий, больше всего изменили европейский политический ландшафт. Организационная форма национального государства начала свое триумфальное шествие по всему миру.
Промышленная революция распространилась из Англии в многочисленных регионах Европы, США и Японии в течение столетия. Их структурные изменения сопровождались большим социальным неравенством. Ключевые технологии, такие как железная дорога, пароход и телеграфия, привели к резкому увеличению масштабов и скорости глобальных сетей и изменению восприятия расстояния. Многие новые научные открытия, в том числе в медицине, принесли многим людям практические улучшения.
оглавление
Эпохи
Временные модели, ограниченные отдельными датами / событиями
Временные модели, ограниченные особенностями эпохи
По словам Остерхаммеля, за седловым временем последовал средний период, который, оглядываясь назад, был характерен для настоящего XIX века. Этот период между 1830-ми и 1890-ми годами с его переворотами в философии и культуре примерно соответствует викторианскому периоду, о котором говорят в англосаксонских странах. Затем, наконец, наступила критическая фаза потрясений примерно в 1880 году или позже, с высокоимпериалистическим соперничеством между великими державами и другими сменами власти, например, с победой Японии над Китаем в 1895 году.
Европа
Исследования также назвали 19 век «европейским веком»: как никогда раньше и позже, большие части земного шара подвергались европейскому влиянию в военном, экономическом, административном, научном и культурном плане. Однако это глобальное господство Европы проявилось только в конце века. К 1900 году у европейских держав были колонии в Африке, Азии и Океании. Даже некоторые части Америки все еще находились под властью Европы, например, некоторые острова Карибского моря и Канада. Миллионы европейцев также эмигрировали за границу в течение столетия.
Хронология политических событий
Период французской гегемонии (1800-1815)
Период реставрации и революций (1815–1849)
Вторая половина века
Обладая сложными системами союзничества, европейским государствам удалось достичь баланса между собой. В 1870-х и 80-х годах Германская империя искала баланс между соперничающими великими державами. При этом ему удалось политически изолировать своего соперника Францию. Политика германского союза также пережила балканский кризис 1875–1878 годов, когда конфликты на Балканах привели к общеевропейской напряженности.
Политические и социальные тенденции
Юридическое равенство и роспуск устава
В ответ на политические изменения, внесенные на территориях, оккупированных Францией во время Французской революции и наполеоновской эпохи, многие европейские князья также начали реформы на своих территориях. Даже если некоторые изменения были отменены после наполеоновского поражения, значительные изменения остались. Распад феодального социального и экономического строя начался в Западной и Центральной Европе. На смену классовому обществу последних тысячелетий пришло буржуазное общество, принципы которого все чаще внедрялись в Европе, хотя и с разной скоростью в разных регионах.
Большинство дворянства сохранил важное место во многих странах, в которых все чаще на основе экономических основ и социальных условностей.
Монархия, конституция и парламент
Идеологии, партии и свобода прессы
Национальное государство, национализм и империализм
Новые колонии включили колониальных правителей в административные структуры метрополии. Хотя колонии были экономически очень прибыльными для отдельных групп европейцев, они были либо игрой с нулевой суммой, как в случае с Нидерландами и Великобританией, либо убыточным бизнесом для национальной экономики метрополий.
Международное сотрудничество
Социальные роли женщин и мужчин
Экономика и технологии
Сельскохозяйственная революция и новые технологии были важными двигателями промышленной революции, которая коренным образом изменила не только экономику, но и общество, и менталитет людей. В прошлом веке Великобритания начала в некоторых секторах механизированного, фабричного, капиталоемкого производства с разделением труда. В течение столетия этому примеру последовали Бельгия, Франция, Швейцария, Германия, север Италии и западная Австрия. Индустриализация, которая также была сосредоточена в некоторых регионах внутри стран, сначала началась в текстильном секторе, а затем распространилась на другие сектора, такие как машиностроение, производство стали и химическая промышленность.
В начале века сельское хозяйство было самым важным сектором экономики в странах континентальной Европы. В течение столетия их относительное значение в пользу промышленно-торгового сектора и сектора услуг во многих европейских странах резко снизилось. Машины, работающие на ископаемом топливе, были характерны для новых промышленных предприятий. Сильное разделение труда на фабриках требовало четко структурированного рабочего дня. Такой ритм работы заставил многих людей строить свою повседневную жизнь по времени.
наука и образование
Религия и вера
Сильные социальные изменения, вызванные либерализацией, урбанизацией и промышленной революцией, также привели в движение религиозные убеждения. Более того, быстро растущие научные знания, такие как теория эволюции, вступили в противоречие с предыдущими религиозными мировоззрениями и вызвали широкую общественную полемику. Взгляды, объясняющие мир чисто материалистическим путем, противоречили традиционным религиозным мировоззрениям.
Многие государства предоставили конфессиональным и религиозным меньшинствам юридическое равенство. Новые льготы принесли пользу как членам христианских конфессий, так и евреям. Однако к концу века последние столкнулись с усилением антисемитизма среди более крупных социальных групп. Национальные государства стремились контролировать все больше и больше сфер жизни, таких как школьное образование, на которые раньше претендовали церкви. После роспуска многочисленных церковных княжеств Центральной Европы в 1800-х годах, секуляризации и, наконец, почти полной отмены светского правления Папой в 1870 году светское правление Римско-католической церкви было почти полным.
Многочисленные новые научные открытия и социальные достижения означали, что настоящее все больше воспринимается как результат прошлых событий. Продолжая эту идею, можно было во многом определить будущее. Они пытались предсказать это с помощью социально-экономического анализа. В конце века общий большой оптимизм, особенно в литературе, все больше сменялся пессимистическими представлениями о будущем.
Искусство, культура и медиа
Социальные и технические потрясения также затронули искусство и культуру. Ни одно столетие назад здесь не было такого разнообразия художественных новшеств, как это. Различные стили искусства стояли бок о бок или составляли лишь часть искусства.
Африке
Многие историки делят XIX век в Африке на два периода. Первый период характеризовался обширной африканской автономией. В этот период были сформированы новые империи. Зарубежная торговля и производство для мирового рынка резко увеличились. Эти изменения также были результатом влияний за пределами Африки. Это включало постепенный запрет на вывоз рабов. Другим влиянием был растущий спрос на сырье со стороны европейцев, которые, за исключением Южной Африки, присутствовали только на окраинах Африки. Но религиозные идеи Ближнего Востока, Европы и Америки также повлияли на изменения в Африке.
Вместо резкого разграничения по времени некоторые историки видят события, которые длились все столетие, такие как растущее формирование более крупных политических единиц, усиление взаимодействия африканцев с остальным миром и растущее взаимодействие европейцев с африканцами в Африке. Наконец, многие историки подчеркивают важность учета регионального разнообразия при анализе и изображении истории Африки.
Западная, Центральная и Восточная Африка до европейской экспансии
Южная и Северная Африка
Раздел Африки среди европейцев
С введением европейских правовых норм и созданием школьной системы европейцы стремились передать свои культурные ценности. Распространение их языка в своих колониях было настолько важно для французов, что они сделали его единственным официальным языком там. Меньшинство африканцев, посещавших европейские школы, надеялось на социальное продвижение. Школы в основном принадлежали христианским миссионерам. Они отправились в различные части Африки по частной инициативе до 1880-х годов. Новые африканские христиане нередко разрабатывали собственное африканское толкование христианской веры. Миссионеры продолжали работу европейских миссионеров в условиях колониального правления, где они работали вместе с колониальной державой. В некоторых случаях они также способствовали колонизации, прося защиты своих стран.
Колониальные правители изменили экономику в соответствии со своими потребностями. В зависимости от своих интересов и местных условий они занимались хищническим земледелием, которое безжалостно грабило ресурсы, добычей сырья, выращиванием плантаций или монополизированной торговлей с деревенскими общинами. Многие африканцы были вынуждены добывать сырье и работать на плантациях силой. Очень небольшие инвестиции в инфраструктуру были полностью направлены на суверенные и экономические интересы Европы.
Западная и Центральная Азия
На Балканах националистические движения привели Грецию, Сербию, Румынию и Болгарию к независимости от Османской империи. Их поддерживала в первую очередь Россия, но также и другие крупные европейские державы. В ходе войн за независимость происходили массовые убийства и изгнания различных этнических групп. Поскольку ни одна из новых наций не была удовлетворена национальной территорией, с 1870-х годов между новыми национальными государствами происходили военные конфликты.
На протяжении столетия султаны проводили реформы, чтобы стабилизировать и централизовать свою власть. При этом они брали кредиты в Европе. Первоначально меры включали реформу армии по европейскому образцу и ликвидацию ранее могущественных янычарских войск. Кроме того, некоторые провинции были возвращены под контроль султана. Сбор налогов был централизованным, что было одной из причин большого размера администрации. Как символ редизайн, то фески заменить на тюрбан как головной убор.
С русским правлением, которое было косвенным в Бухаре и Хиве, экономика и общество в Средней Азии изменились. Русские расширили инфраструктуру, администрирование и образование. С отменой крепостного права в России в регион хлынули многочисленные русские поселенцы. Это поселение оттеснило кочевников, и оседлое население увеличилось. Однако точек соприкосновения между давними жителями и новичками оставалось мало. Русские дополнили традиционную экономику массовым выращиванием хлопка и жестко ограничили ранее важную работорговлю.
Южная Азия
Там англичане расширили инфраструктуру, например, построив железные дороги. Поскольку это было основано только на экспортных потребностях Британии, расширение не привело к экономическому подъему на всей сети маршрутов. Высшая администрация Британской Индии почти полностью находилась в руках англичан. Они дали своей колонии на субконтиненте свои законы. Многие индийцы работали в судах судьями и юристами, получив британскую подготовку.
Китай
Проблемы самоутверждения стали очевидны после военного поражения против Японии в 1895 году. Япония также начала догонять европейский уровень технологий в 1860-х годах, но добилась гораздо большего успеха. С одной стороны, это поражение дало Японии и европейцам возможность стать экономически активными за пределами экономических зон Китая. Китай взял иностранные займы для выплаты репараций. Необходимые ценные бумаги и особые права, которые он должен был предоставить кредиторам, сделали его зависимым от Запада. С другой стороны, это поражение вызвало серьезный кризис смысла в китайском руководстве.
Давление реформ, которое особенно ощущала городская элита, вынудило их учиться за границей, в основном в Японии. Городская элита изучала множество западных учебников, переведенных на китайский язык, обсуждала содержащиеся в них идеи и пыталась понять западную культуру. Власть иностранцев и другие неудавшиеся попытки реформ спровоцировали восстание боксеров на рубеже 20-го века.
Экономические и политические события 19 века привели к изменениям в китайском обществе. С одной стороны, распались старые иерархии социальных классов. Группа торговцев резко выросла в значении и репутации, в то время как ранее ведущий класс ученых потерял свое значение. Экономические и технические знания заменили конфуцианское образование как образовательную цель. В конце века китайцы стали воспринимать себя как нацию.
Корея и Япония
Христианские миссионеры добились большего успеха в Корее, чем в любой другой стране Восточной Азии. Несмотря на преследования, им удалось обратить многих последователей в римско-католическую, а затем и в протестантскую веру. Они основали благотворительные учреждения, такие как больницы, что способствовало их успеху.
Свободный выбор профессии, более высокая социальная проницаемость, введение национальной валютной системы, создание Токийской фондовой биржи и крупные инвестиции в инфраструктуру привели к сильному экономическому росту и индустриализации Японии. Государство действовало как предприниматель и тесно сотрудничало с экономикой, особенно с некоторыми очень крупными семейными предприятиями. Японцы восполнили пробел в знаниях, наняв иностранных экспертов, отправив японцев на учебу за границу и внедрив общенациональную школьную систему. В частности, фермеры понесли издержки этого подъема из-за высоких налогов. Японская армия, основанная на всеобщей воинской повинности, к концу века была настолько сильной, что сама начала расширяться.
Юго-Восточная Азия
В Таиланде король основал централизованное государство, для организации которого позаимствовал у западных государств. Он также модернизировал свою армию по европейским стандартам. Представление англичан и французов о том, что Таиланд может служить буферным государством между их колониальными империями, способствовало независимости Таиланда.
Америка и Океания
Северная Америка
Индейские племена жили на значительной части старой и недавно приобретенной национальной территории и считали эту землю своей исконной территорией. С ускорением развития страны с 1830-х годов американцы перешли к систематическому насильственному изгнанию индейских племен с их исконных земель. Волна смещения началась на восточном побережье и постепенно продолжилась на запад.
Латинская Америка
Смещение монархии в Испании Наполеоном использовало высшие классы большинства испанских колоний как возможность провозгласить свою автономию между 1810 и 1816 годами. Однако из-за разногласий элит и низкой вовлеченности непривилегированного большинства только Аргентина и Парагвай достигли своей независимости на первом этапе. В остальных странах Испании удалось подавить восстания военным путем. Но Испания, ослабленная внутренними политическими потрясениями и финансовыми проблемами, наконец, была вынуждена уступить независимость других своих латиноамериканских континентальных колоний в 1820-х годах. Особенно на северо-западе Южной Америки путь от испанских колоний к независимым государствам был связан с вооруженными конфликтами.
Большое количество новых штатов приняли конституции, на которые повлияли принципы политического представительства, разделения властей и прав человека и гражданина. Многие конституции просуществовали недолго и часто заменялись новыми конституциями. В конституционной практике креольские элиты обеспечивали сохранение сильного социального расслоения. Выборы часто не были ни свободными, ни справедливыми, а разделение властей было сильно несбалансированным. Долгое время рабы были исключены из основных прав человека. В тех областях, где рабство играло важную роль, оно сохранялось еще долгое время после обретения независимости, в Бразилии до 1888 года.
Дальнейшее развитие Латинской Америки, в которую в конце века входило 16 независимых государств, было отягощено долгами, взятыми на войну первых лет. Чтобы выйти из застоя, латиноамериканцы сосредоточились в основном на сельском хозяйстве и экспорте сельскохозяйственных товаров, тропических продуктов и сырья, прежде всего в Европу. Правительства сосредоточили свое экономическое развитие на экспортной экономике, которая выиграла от экономического роста в Европе. С другой стороны, эта монокультурная экономика стала хрупкой. Экономика оставалась зависимой от Европы, но переместилась из Испании в Великобританию, позже важную роль сыграли Германия и Франция. К концу века влияние Соединенных Штатов становилось все сильнее, особенно в северной части Латинской Америки.
Австралия и Океания
Экспорт овечьей шерсти для все более быстро развивающейся британской текстильной промышленности стал основой экономического бума в Австралии, который привлек все больше мигрантов из Европы. Открытие золотых месторождений вызвало дополнительный иммиграционный бум из Англии, Ирландии, остальной Европы и, в меньшей степени, из Америки и Китая. За борьбой новых старателей за равное обращение со стороны британских колониальных властей последовала нарастающая борьба многих австралийцев за участие. В конце века требование о слиянии всей Австралии в федерацию становилось все более популярным. Хотя борьба за участие была успешной уже в 19 веке, федерация была создана в 1901 году.