18 век в истории и развитии культуры россии
Культура России 18 века: развитие, достижения
XVIII столетие в мировой истории – это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.
Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.
Этапы развития
В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.
На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.
В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:
Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.
Достижения в сфере просвещения
На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:
Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет. К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости». Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.
Научная деятельность и изобретательство
Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:
Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.
От барокко до реализма
В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.
Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.
К достижениям в области литературы следует отнести:
В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.
Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.
На смену иконописи
До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.
В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:
В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.
В камне и металле
Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны – дворцовые комплексы, лепнины и рельефы – рациональную простоту фасадов.
Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.
Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:
Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.
Театральные подмостки
Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.
При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера – ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.
С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:
В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра – предшественника известного на весь мир Большого театра.
Русское барокко и классицизм
В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.
Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.
Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля – классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:
Итоги
Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.
18 век в истории и развитии культуры россии
На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки.
Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.
Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов).
Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет «Рассуждение. » о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой «Книга о скудости и богатстве».
Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан «Духовный регламент» и важный политический трактат «Правда воли монаршей». Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры», направленные против протестантизма.
В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы «Трутень» и «Живописец» (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль «крестьяне такие же люди, как дворяне» была открытием для России XVIII век
Н. И. Новиков и его сочинения.
Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург «самобеглой коляской», протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров.
В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты.
Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.
В архитектуре стиль барокко (Зимний дворец и Смольный монастырь Растрелли в Петербурге, его же Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве) во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге.
Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры. Э.Фальконе в памятнике Петру I на Сенатской площади выразил своё понимание личности Петра в истории России. Наивысшие достижения в жанре скульптурного портрета связаны с именем Ф.Шубина (портреты Д.Голицина, Павла I, М.Ломоносова, З.Чернышова).
Расцвет русской портретной живописи связан с именами Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Боровиковского. Ярославский купец Ф.Волков стал создателем первого русского публичного постоянного профессионального театра (1756 г.).
Культуры России в XVIII веке
Особенности развития культуры
Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.
Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.
Периоды художественного творчества:
Литература
Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.
Главные черты и достижения периода:
Интерес к литературному творчеству становится массовым.
Театр
Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:
Музыка
Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.
К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».
Архитектура
Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.
Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.
Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).
Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.
Живопись
Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:
портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;
пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;
историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;
сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».
Скульптура
Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.
Достижения периода
XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.
Хотелось бы немного подробнее узнать об этом периоде. Ведь XVIII век фактически стал временем зарождения российской культуры, именно в это время были заложены фундаментальные основы той русской музыки, русской живописи, русской науки, которые и известны во всем мире. Переломное время, отразившееся на всех сферах жизни и вызвавшее бурный рост многих отраслей науки и культуры — а весь рассказ ограничен одной-двумя фамилиями.
P.S. А причем тут таблица важнейших дат? Речь ведь о культуре XVIII века?
Как это причем таблица с датами, Марина! Любое событие оказывает влияние на все сферы жизни страны, а культура одна из первых остро реагирует. Вспомните картины, литературные шедевры, в которых отображаются битвы из таблицы.
В 18 веке литература сделала огромный скачок от простых произведений о том, что на виду. Писатели стали более продвинутыми и брали пример с Запада. Появился классицизм, средства выразительности, которые делали произведения совсем не такими, как раньше. Слог стал более сложным, из текстов стали постепенно пропадать церковные слова и появляться «светские».
Также в 18 веке стала процветать журналистика (даже Екатерина 2 издавала свой журнал «Всякая всячина»). В 1702 году напечатали первую газету «Ведомости». Чуть позже стали появляться журналы, в которых высмеивалась власть, к таким можно отнести «Трутень» и «Адская почта»
Это пример стремительного развития культуры большой страны. Видно, что правитель заинтересован во внесении культуры в массы, пусть даже со своими нюансами. Радует, что прогресс распространился на различные виды русского искусства.
Одним из выдающихся достижений мирового искусства можно смело считать портрет того времени. Художники впервые смогли прочувствовать эмоции человека, характер и передать их на полотно. Яркие представители такой работы это Матвеев А., Никитин И., Д. Г. Левицкий. Кроме портретов, распространение получила графика, пейзаж, картины на исторические темы.
Представляется не совсем верной фраза: «ускорились темпы культурного развития». Вернее было бы сказать, что резко усилилось влияние культуры Западной Европы на российскую. Но это касается в основном высших слоев общества. Примерно 90% населения страны составляли крестьяне, для которых эта культура, на тот момент, была чуждой. А вот своя, традиционная культура, продолжала органично развиваться в народной среде.
Будет преувеличением называть культуру XVIII века русской. Вернее будет говорить о европейской культуре, привнесенной на российскую почву. Как всегда здесь она получила мощную подпитку и развитие. Век «дворцовых переворотов» аккумулировал иноземные достижения и подготовил почву для «золотого века».
Лосенко — основоположник «исторической» живописи. Учился в Париже и Риме. У него самые известные картины — «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой». Неплохо дополняет бесконечные портреты этого времени.
Не согласна, ведь это была культура России и совсем не важно, какие иностранные веяния внесли роль в ее развитие. А такие выдающие личности как Крылов, Ломоносов, Карамзин или Радищев? Эти люди подарили миру свои бесценные труды, а ведь они — выходцы из России. Можно сказать, что подъем в сфере точных наук произошел и с помощью зарубежных светил, однако это всего лишь капля в море талантов и расцвета русской культуры.
Да, речь о культуре. НО! Она не могла развиваться, если бы не события, перечисленные в датах. Приведены события, связанные с культурой, а уже смотря на исторические даты, можно понять к какому периоду относится это и благодаря кому.
18 век действительно стал временем европеизации русской культуры, она получила безусловно «западного пинка», при этом именно тогда закладываются основы на которых будет развиваться культура Российского государства в последующие века. «Старик Державин нас приметил» — писал Пушкин.
Во время правления Екатерины II получили развитие естественные науки. К концу XVIII века отечественное естествознание соответствовало европейскому уровню. Были организованы экспедиции под руководством В. Беринга, Г.И. Шелихова. Во второй половине XVIII века зародилась отечественная агрономическая наука, значительный вклад в развитие которой внес А.Т. Болотов.
«эпоха барокко – 1840-50-е гг.». Что? Культура 18 века и 1840 года?
Спасибо вам я один дома мучился час и все таки нашёл спасибо ещё раз ❤️❤️❤️
Было бы хорошо информации да́ли по шире. Ну всё равно спасибо за фактов.