1696 год в истории россии флот

«Морским судам быть. «. Как царь Пётр начал создавать флот

1696 год в истории россии флот

Первым регулярным формированием русского Военно-Морского Флота стала Азовская флотилия. Он был создан Петром I для борьбы с Османской империей за выход в Азовское и Черное моря. В короткий срок, с ноября 1665 по май 1699 года в Воронеже, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, было построено несколько кораблей, галеры, брандеры, струги, морские лодки, которые и составили Азовскую флотилию.

Дата это условная, так как русские задолго до этого умели строить суда класса река-море. Так, славянорусы издавна освоили Балтийское (Варяжское, Венедское море). Варяги-русь контролировали его задолго до расцвета германской Ганзы (да и Ганза была создана на основе славянских городов и их торговых связей). Их наследниками были новгородцы, ушкуйники, которые совершали походы вплоть до Урала и далее. Русские князья снаряжали огромные флотилии, которые ходили по Чёрному морю, которые не зря тогда называли Русским морем. Русский флот показывал свою силу Царьграду. Русы ходили и по Каспийскому морю. Позднее казаки продолжали эту традицию, ходили и по морям, и рекам, атаковали персов, османов, крымских татар и т. д

В этот период первые места по силе флотов занимали Англия и Голландия. В этих странах революции расчистили дорогу для капиталистического развития. Сильными флотами обладали Испания, Португалия, Франция, Венеция, Османская империя, Дания и Швеция. Все эти государства обладали обширным морским побережьем, давними традициями мореходства. Одни государства уже создали свои колониальные империи – Испания, Португалия, другие полным ходом их строили – Англия, Голландия и Франция. Ресурсы разграбленных территорий давали возможность сверхпотребления для элиты, а также для накопления капитала.

Россия, которая имела древние традиции мореходства, в этот период была отрезана от морей, которые в древности в значительной мере освоила и контролировала – Русского (Черного) и Варяжского (Балтийского) морей. После развала империи Рюриковичей наша страна была значительно ослаблена, утратила многие земли. Русских в ходе ряда войн и территориальных захватов оттеснили вглубь континента. На северо-западе основным врагом России была Швеция, которая захватила русские земли в Прибалтике. Шведское королевство в тот период было первоклассной великой державой, имеющей профессиональную армию и сильный флот. Шведы захватили русские земли по берегам Финского залива, контролировали значительную часть южной Прибалтики, превратив Балтийское море в «шведское озеро». Лишь на побережье Белого моря (в сотнях километров от основных экономических центров России) у нас был порт Архангельск. Он давал ограниченные возможности по морской торговле – был отдалён, а зимой судоходство прерывалось по причине суровости климата.

Выход к Чёрному морю закрывало Крымское ханство (вассал Порты) и Османская империя. Турки и крымские татары держали в своих руках всё Северное Причерноморье, с устьями Дуная, Днестра, Южного Буга, Днепра, Дона и Кубани. Причём, на многие из этих территорий Россия имела исторические права – они входили в Древнерусское государство. Отсутствие выхода к морям сковывало экономическое развитие России.

Ситуацию усугублял тот факт, что Османская империя, Крымское ханство, Швеция были враждебными России государствами. Морское побережье на юге и северо-западе было удобным плацдармом для дальнейшего наступления на русские земли. Швеция и Порта создали на севере и юге мощные стратегические крепости, которые не только блокировали выход России к морям, но и были базами для дальнейшего наступления на Русское государство. Опираясь на военную мощь Турции, крымские татары продолжали свои хищнические набеги. На южных рубежах шла практически беспрерывная схватка с ордами Крымского ханства и иными хищниками, если не было крупных походов, то мелкие набеги, рейды вражеских отрядов были обыденностью. Турецкий флот господствовал на Чёрном море, а шведский – на Балтике.

Таким образом, выход к Балтийскому и Чёрному морю был важен для Русского государства с точки зрения военно-стратегической необходимости – обеспечения безопасности с южного и северо-западного направлений. Россия должны была выйти на естественные рубежи обороны. Необходимо было восстановить историческую справедливость, вернуть свои земли. Нельзя забывать и экономический фактор. Изоляция от основных морских торговых путей Европы (Балтика – Северное море – Атлантика, Чёрное море – Средиземноморье – Атлантика) пагубно сказывалась хозяйственном развитии государства. Поэтому, борьба за выходы к морям приобретала первостепенное значение для будущего России.

К моменту свержения царевны Софьи (1689 год) Россия была в состоянии войны с Османской империей. Россия в 1686 году присоединилась к антитурецкой Священной лиге, созданной в 1684 году. В этот союз входили Священная Римская империя, Венецианская республика и Речь Посполитая. В 1687 и 1689 годах под руководством князя Василия Голицына были предприняты походы против Крымского ханства, но они не принесли успеха. Военные действия были прекращены, но мир Россия и Османская империя не заключили.

Поход 1695 года не привёл к успеху. Сказались ошибки командования, отсутствие единоначалия, плохая организация, недооценка значения турецкого флота, который во время осады снабжал крепость всем необходимым и подвозил подкрепления. Поход 1696 года был подготовлен намного лучше. Пётр понял, что необходимо блокировать крепость с моря, то есть необходимо создать флотилию. Началось строительство «морского каравана» (военных и транспортных кораблей и судов).

В январе 1696 года на верфях Воронежа и в Преображенском (подмосковное село на берегу Яузы, там располагалась резиденция отца Петра, царя Алексея Михайловича) развернули масштабное строительство кораблей, судов. Галеры, построенные в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, там снова собирали и спускали на воду на Дону. Пётр приказал к весне сделать 1300 стругов, 30 морских лодок, 100 плотов. Для этого мобилизовали плотников, кузнецов, работных людей. Район Воронежа выбрали не случайно, для местного населения строительство речных судов было обычным промыслом уже не одно поколение. Всего мобилизовали свыше 25 тыс. человек. Со всех концов страны ехали не только мастера, рабочие, но и везли материалы – лес, пеньку, смолу, железо и пр. Работы шли быстро, к началу похода стругов построили даже больше, чем планировали.

Задачу строительства военных кораблей решали в Преображенском (на реке Яузе). Основным типом строившихся кораблей были галеры – гребные суда, имевшие 30-38 весел, на их вооружении было 4-6 орудий, 2 мачты, 130-200 человек экипажа (плюс они могли перевозить значительный десант). Этот тип корабля отвечал условиям театра военных действий, галеры с их небольшой осадкой, маневренностью, могли успешно действовать на реке, мелководье низовьев Дона, прибрежных водах Азовского моря. В строительстве кораблей был использован опыт судостроения: так, в Нижнем Новгороде в 1636 году построили корабль «Фридерик», в 1668 году в селе Дединове на Оке – корабль «Орёл». Кроме того, в 1688-1692 годах на Переяславском озере и в 1693 году в Архангельске при участии Петра было построено несколько кораблей. К строительству кораблей в Преображенском широко привлекали солдат Семёновского и Преображенского полков, крестьян, мастеровых, которых вызвали из поселений, где было развито судостроение (Архангельск, Вологда, Нижний Новгород и т. д.). Среди мастеров всеобщим уважением пользовались вологодский плотник Осип Щека и нижегородский плотник Яким Иванов.

Всю зиму в Преображенском делали основные детали кораблей: кили (основание корпуса), шпангоуты («рёбра» корабля), стрингера (продольные балки, идущие от носа к корме), бимсы (поперечные балки между шпангоутами), пиллерсы (вертикальные стойки, поддерживающие палубу), доски для обшивки, настила палуб, мачты, вёсла и т. д. В феврале 1696 года заготовили деталей на 22 галеры и 4 брандера (судно, начинённое горючими веществами для поджога вражеских кораблей). В марте шла перевозка кораблей в Воронеж. Каждая галера доставлялась на 15-20 повозках. 2 апреля были спущены на воду первые галеры, их экипажи были сформированы из состава Семёновского и Преображенского полков.

1696 год в истории россии флот

«Морским судам быть…»

В результате Азовские походы на практике показали важность флота для ведения войны. Взятие Азова стало только первым шагом на трудном и долгом пути. Война с Османской империей продолжалась. Флот и армия Турции, Крымское ханство по-прежнему представляли значительную угрозу южным рубежам России. Чтобы противостоять мощному врагу, сохранить выход в море и добиться заключения выгодного мира, необходим был сильный постоянный флот. Царь Пётр сделал из этого правильные выводы, ему нельзя было отказать в организаторских способностях и стратегическом мышлении. 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…». Утверждается обширная программа военного судостроения 52 (позднее 77) кораблей.

Царь Пётр I ввёл специальную корабельную повинность, которая была распространена на землевладельцев, купцов и торговцев. В повинность входила поставка кораблей, полностью готовых и вооружённых. В постройке флота должны были принять участие все землевладельцы, имевшие свыше 100 крестьянских дворов. Светские землевладельцы (сословия бояр и дворян) были обязаны построить по одному кораблю с каждых 10 тыс. дворов (т. е. сообща). Духовные землевладельцы (монастыри, высшая церковная иерархия) должны были построить по кораблю с 8 тыс. дворов. Купцы и торговые люди России должны были сообща заложить и построить 12 кораблей. Землевладельцы, имевшие менее 100 крестьянских дворов, были освобождены от строительства, но были обязаны платить денежные взносы – 50 копеек с каждого двора. Эти средства получили название «полтинных денег».

Понятно, что корабельная повинность и введение «полтинных денег» были встречены многими землевладельцами и купцами враждебно. Некоторые богатые купцы и крупные землевладельцы были готовы даже откупиться от корабельной повинности, чтобы не обременять себя такой проблемой. Но царь требовал выполнение повинности. Когда часть купечества подала челобитную с просьбой «уволить их от корабельного дела», их наказали тем, что велели построить ещё два корабля. Для строительства кораблей землевладельцы были поделены на «кумпанства» (компании). Каждая компания должна построить один корабль и вооружить его. К примеру, Троице-Сергиев монастырь, обладавший 24 тыс. дворов, должен был построить 3 корабля. Менее крупные монастыри для образования одного кумпанства складывались сообща. В состав светских кумпанств обычно входило 2-3 крупных землевладельца и 10-30 среднепоместных дворян. Посадское и черносошное население не разделялось на кумпанства. Посадские люди городов и черносошные крестьяне Поморья, а также гости и торговые люди гостинной и суконной сотен составили единое кумпанство.

Четвертым строителем флота выступила казна. Адмиралтейство сооружало корабли на деньги, собранные со светских и духовных феодалов с вотчинами менее сотни крестьян. Сначала Адмиралтейство должно было построить 6 кораблей и 40 бригантин, но затем эту норму дважды повышали, так что в итоге ему пришлось супить на воду 16 кораблей и 60 бригантин. Впрочем, правительство повышало нормы и частным кумпанствам, в 1698 году их обязали построить ещё 6 кораблей. Гостям (купцам) всё же удалось уклониться от обязанности строить корабли: вместо кораблей казна согласилась принять деньги (12 тыс. рублей за корабль).

С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным ходом. В Воронеж и другие населённые пункты, где были созданы верфи, стекались тысячи людей. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25-40 орудиями на борту. Воронеж стал настоящей «колыбелью» петровского флота. С каждым годом темпы росли, и к 1699 году постройка большинства кораблей была завершена.

С завоеванием Азова и строительством флота было связано введение новой трудовой повинности: со всей страны сгоняли плотников на верфи и на сооружение Троицкой крепости и гавани в Таганроге. Стоит отметить, что это строительство велось в крайне сложных условиях: без жилья в осенних и зимних условиях, со скудными запасами пищи, крестьяне месяцами валили лес, пилили доски, строили дороги, углубляли фарватер реки, сооружали корабли. От трети до половины людей, не выдерживая тяжелейших условий работы, бежали. Случалось, что бежали целые команды, до единого человека. Когда вести о тяжелой доле работников на верфях проникали в уезды, где шёл набор рабочих, население пряталось в лесах. Особенно в тяжелом положении было население в прилегавших к Воронежу областях.

Тяжёлое бремя легло и на крепостное крестьянство, на которое землевладельцы возложили тяготы корабельной повинности. Они были должны обеспечить поставку всего необходимого для строительства кораблей, работая в ущерб земледелию и другим занятиям, которые обеспечивали их жизнь. Значительные потери были в лошадях – их изымали для перевозок. В результате значительно усилилось бегство людей на Дон, Хопёр, в иные земли.

Таким образом, воронежское кораблестроение и сооружение гавани, крепости в Таганроге положили начало чрезвычайным налогам и трудовым повинностям в эпоху Петра.

1696 год в истории россии флот

Фрегат «Апостол Петр»

Развитие кораблестроительной программы

Первый опыт кораблестроения выявил серьёзные недостатки. Некоторые кумпанства не спешили с работой, собираясь увильнуть от повинности или затянуть сроки сдачи кораблей. Царю пришлось применить репрессии: за отказ участвовать в программе приказал отписывать поместья и вотчины в пользу казны.

Многие землевладельцы с целью экономии или из-за отсутствия кораблестроительного опыта относились к программе формально (лишь бы сделать). Часто не обращали внимания на выбор леса, других материалов, качество работы. На качестве строительства сказывались и злоупотребления подрядчиков, неопытность ряда мастеров. Одним из самых пагубных результатов спешки был тот факт, что корабли строили из сырого, непросушенного леса. Кроме того, на верфях отсутствовали крытые эллинги и корабли сразу подвергались воздействию непогоды, из-за нехватки железа вместо железных креплений использовали деревянные.

Не оправдались надежды Петра и на иностранных специалистов, которых приглашали в Россию с 1696 года. Значительная часть иностранцев приехала в Россию за барышами, не имея опыта в корабельном деле или слабо разбираясь в этом вопросе. Кроме того, мастера разных национальностей (англичане, голландцы, итальянцы и т.д.) имели разные приёмы судостроения, что вело к различным конфликтам и проблемам. В результате многие построенные корабли были непрочными или недостаточно устойчивыми на воде, быстро ветшали, требовали множества доработок, часто сразу капитальной перестройки и ремонта.

Правительство учло эти ошибки. Отказались от строительства кораблей кумпанствами. В сентябре 1698 года некоторым кумпанствам разрешили вместо строительства своими силами внести денежный выкуп в казну – 10 тыс. рублей за корабль. Вскоре такую практику распространили на все кумпанства. На полученные средства, как и на «полтинные деньги» развернули более широкое строительство на казённых верфях. Ещё в 1696 году в Воронеже учредили «Адмиралтейский двор». Уже в 1697 году там заложили 7 больших кораблей и 60 бригантин (небольшое одно- или двухмачтовое парусно-гребное судно для перевозки грузов и войск в прибрежных районах). 27 апреля 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства лично Петром был спущен на воду 58-пушечный корабль («Гото Предестинации», по-латыни означает «Божье Предвидение»).

Одновременно шёл процесс создания основ военной организации флота, его боевого управления. В 1700 году учредили «Приказ адмиралтейских дел», который позже был преобразован в Адмиралтейскую коллегию. Это был центральный государственный орган по управлению строительством, снабжением и обеспечением флота. На все важные должности царскими указами назначались адмиралы и офицеры. Первым главой «Адмиралтейства», который ведал строительными делами, был стольник А. П. Протасьев, затем его сменили архангельский воевода, один из ближайших соратников царя – Фёдор Матвеевич Апраксин.

Появление русского флота стало одним из факторов, который заставил Турцию заключить мир с Россией. Летом 1699 года из Азова в Таганрог пришли русские корабли «Скорпион», «Растворенные ворота», «Сила», «Крепость», «Благое соединение» и несколько галер. На борт «Крепости» взошёл глава Посольского приказа Е. Украинцев. 4 августа «морской караван» генерал-адмирала Ф. А. Головина снялся с якоря. Начался первый поход Азовского флота. Всего было отправлено 10 больших кораблей: 62-пушечный «Скорпион» под флагом генерал-адмирала Фёдора Головина, «Благое начало» (на нём держал флаг вице-адмирал К. Крюйс), «Цвет войны» (на нём держал флаг контр-адмирал фон Рез), «Растворенные врата», «Апостол Петр», «Сила», «Безбоязнь», «Соединение», «Меркурий», «Крепость». Большинство кораблей эскадры имели 26-44 пушек на вооружении.

18 августа близ Керчи совершенно неожиданно для турецкого губернатора города и командующего турецкой эскадрой адмирала Гасан-паши (у Керчи стояла турецкая эскадра) появились корабли русской эскадры. Заместитель командующего русской эскадрой вице-адмирал Корнелий Крюйс описал впечатление, которое произвело на турецких командиров прибытие кораблей Азовского флота: «Ужас турецкий можно было из лица их видеть о сей нечаянной визите с такою изрядно вооруженною эскадрою; и много труда имели, чтоб турки верили, что сии корабли в России строены и что на них российские люди. И как турки услышали, что его величество указал своего посла на собственных своих кораблях в Стамбул отвезть, то туркам еще больше ужасу придало». Это был неприятный сюрприз для Порты.

7 сентября «Крепость» с русским посланником прибыла к султанскому дворцу в Стамбуле. В турецкой столице были ошарашены появлением русского корабля, а ещё большее удивление вызвало известие о посещении Керчи русской эскадрой. 8 сентября «Крепость» осмотрел снаружи визирь, а на следующий день такой же осмотр совершил сам османский султан.

Переговоры шли трудно. Послы Англии и Голландии старались сорвать их, но в итоге мирное соглашение подписали. Мирный договор был подписан в июле 1700 года, срок его действия был определён на 30 лет. Азов с областью отходил Российскому государству. За Россией оставались вновь построенные городки — Таганрог, Павловский город, Миюс. Кроме того, Москва была освобождена от давнего обычая – уплаты ежегодной дани («подарков») крымскому хану. Но договориться по поводу свободного плавания русских судов в Чёрном море не удалось. Россия также отказывалась от притязаний на Керчь. Османской империи возвращали занятую русскими войсками часть Поднепровья. Константинопольский мир позволил Петру начать войну со Швецией, не беспокоясь за южное направление.

Источник

День основания Военно-морского флота России

1696 год в истории россии флот

1696 год в истории россии флот

Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.

Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.

После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная история российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.

На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.

Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.

1696 год в истории россии флот

Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.

На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.

Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.

1696 год в истории россии флот

По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».

19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.

Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.

По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.

1696 год в истории россии флот

Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.

Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.

Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.

В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *