165 лет со дня рождения васнецова

165 лет со дня рождения художника и искусствоведа Аполлинария Васнецова

Родился 6 августа 1856 года в селе Рябово под Вяткой в многодетной семье священника. Не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку. Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника Александра Калама.

В 1872 году окончил Вятское духовное училище. По настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.

В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

В 1880-1890 годах Васнецов жил в Петербурге, зарабатывая на жизнь рисунками, которые публиковались в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и других.

С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.

В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

В 1901-1918 годах преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководя там классом пейзажной живописи после смерти Исаака Левитана. С 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

К числу наиболее удачных картин Аполлинария Васнецова, замечательных тонкой и сильной передачей общего впечатления природы, принадлежат: «Серенький день», «Родина», «Тайга на Урале», «Кама» (все четыре в Третьяковской галерее в Москве), «На Севере» и «Старая Москва» (обе в Русском музее в Санкт-Петербурге).

Источник

Google и «Яндекс» отметили логотипами 165-летие Васнецова

165 лет со дня рождения васнецова

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости, Алина Гайнуллина. Крупнейшая в мире интернет-компания Google и российский поисковик «Яндекс» отметили праздничными логотипами 165-летие со дня рождения русского художника-живописца Виктора Васнецова, известного былинно-историческими и сказочными полотнами.

На главной странице поисковика Google в среду размещен дудл, в качестве основы для которого выступила знаменитая картина Васнецова «Аленушка». Кусты на заднем фоне складываются в название компании Google. В свою очередь, «Яндекс» сделал специальный логотип по мотивам картины «Витязь на распутье».

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. На раннем этапе в его работах преобладали бытовые сюжеты, однако широкую известность ему принесли полотна по мотивам русских былин и сказок — «Иван Царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие. В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии Художеств.

Google и «Яндекс» уже не впервый создают праздничные логотипы к различным памятным датам, праздникам, дням рождениям известных людей. Google ранее посвящала главную страницу своего сайта 100-летию Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина, а «Яндекс» размещал логотип в честь дня рождения художника Винсента Ван Гога.

Источник

165 лет со дня рождения васнецова

165 лет со дня рождения васнецова

15 мая 2013 года исполнилось 165 лет со дня рождения одного из самых знаменитых русских художников конца XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова.

Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры трудно переоценить. Благодаря его ожившим сказочным чудесам мы всё знаем об Алёнушке и богатырях. Он был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, написал много портретов, работал над мозаиками и росписями храмов в разных городах. Свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил художник работе над росписями Владимирского собора в Киеве, открытие которого было приурочено к 900-летию крещения Руси. Он был автором проекта русского павильона для Всемирной Парижской выставки 1900 года. По рисункам Васнецова сооружён фасад Третьяковской галереи в Москве.

Очередная встреча в Русском центре в Нюрнберге из цикла «Знакомим детей с великими художниками» была посвящена творчеству этого сказочного художника. Виртуальное знакомство с его картинами и мастер-класс провели педагоги художественной школы «Пирамида» Елена Бадер, Инна Горелик и руководитель проекта Елена Барон.

А началось это сказочное путешествие с одной удивительной истории. На экране нашего кинозала появилась картина Васнецова «Ковёр-самолёт», который перенёс ребят в волшебный мир изобразительного искусства. Но знают ли они точно, что это за «мир»?

И ребята услышали сказку о том, кто же создаёт такой прекрасный мир.

Жил-был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был такой красивый, красный, как огонёк, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться цветком и решил его нарисовать. Стало два цветка одинаково красивых. Потом он увидел вазу и тоже нарисовал её красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать всё, что было в его комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей — весь мир.

Художник нарисовал множество красивых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей — и тогда волшебный мир красоты откроется.

А рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался красоте окружающего и высекал образы людей и животных из камня, дерева, лепил их из глины, лил из металла. И они получались как живые и тоже радовали людей своей красотой.

На соседней улице жил другой художник. Он изучал историю, любил читать книги и даже сказки, а читая, представлял себе героев этих книг — добрых и злых, хитрых и простодушных, умных и глупых; он видел, как они одеты, как ходят, говорят, где живут. Он хотел помочь и другим людям увидеть этих героев; вот он и стал их рисовать.

В этом городе жили и другие художники и мастера. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры, оформляли витрины магазинов так, чтобы кругом было празднично и нарядно.

Город строили и украшали красивыми зданиями, площадями и мостами архитекторы и строители. И город стал таким красивым, что люди называли его «Мир искусства».

Изобразительное искусство — это и есть мир, красиво изображённый художником, скульптором, архитектором, мастером прикладного искусства — волшебниками, которые видят, слышат, чувствуют красоту и рассказывают о ней красками на бумаге, холсте, дереве; резцом в мраморе, камне, дереве, а также сооружая дома, дворцы, мосты, парки.

И таким волшебником, несомненно, был Виктор Михайлович Васнецов. Его называли «истинным богатырём русской живописи». Он первым из русских живописцев обратил своё внимание на былинные и сказочные сюжеты. Его «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на Сером волке» и многие другие известны практически всем. И ребята, которые пришли на эту встречу, тоже видели эти картины. Ведь многими из картин Васнецова проиллюстрированы сказки, которые им читали в детстве.

Ребята захотели узнать, какую жизнь прожил художник, и в этом им помог замечательный познавательный мультфильм «Всемирная картинная галерея с тётушкой Совой», одна из серий которого посвящена Виктору Михайловичу Васнецову.

Виктор Михайлович родился в 1848 году в далёкой русской деревне Лопьял Вятской губернии. Местность, где жил Васнецов, славилась своими мастерами и мастерицами, они разрисовывали ложки, мебель, игрушки.

Всю эту красоту видел будущий художник вокруг себя, когда был ещё ребёнком. Но жизнь в то время была совсем не такой, как сейчас. Раньше школ для маленьких детей не было, и образование Васнецову дал его отец, сельский священник. Отец рассказывал ему про звёзды, показывал созвездия. Витя Васнецов со своим отцом ходил по широким полям, по таёжным глухим лесам, вдоль извилистых речек. Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника.

С детских лет Васнецов слышал былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели деревенские женщины. Сам художник говорил: «Я жил среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался сидя на печи при свете и треске лучины».

Ещё в детстве Виктор Михайлович Васнецов очень любил рисовать, он мечтал стать художником. Но раньше было очень сложно выбрать профессию по своему желанию, мальчики должны были получить ту профессию, которая была у отца, а отец Васнецова был священником, поэтому он пошёл учиться в семинарию. Каждую свободную минуту в семинарии Васнецов рисовал. Рисование стало для него главным делом в жизни. Он попросил отца разрешить ему уйти из семинарии и поехать учиться на художника. Отец согласился, Васнецов уехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств.

Виктор Михайлович за свою жизнь написал очень много картин, большинство из которых находятся в Москве в Третьяковской галерее, здание которой также было построено по его рисункам.

Первой работой, которую ребята сделали на мастер-классе и посвятили великому русскому художнику Васнецову, стал тот самый прекрасный цветок. Помните? Из сказки про волшебный мир искусства, прозвучавшей в самом начале нашей встречи с детьми. Картины детей сочетают живопись и аппликацию. Когда ребята сложили все свои картины вместе, то получился необыкновенно яркий, сказочный букет.

В виртуальной презентации ребята увидели и обсудили некоторые из картин Виктора Васнецова. «Алёнушка» была его самой первой картиной по сказкам. Написана она по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Внимание ребят было обращено на приёмы художника, которые создают впечатление тоски и грусти девочки по своему брату. У воды сидит Алёнушка. В её карих глазах глубокое горе. Голова поникла от грусти. И природа изображена созвучной с переживаниями несчастной сироты: небо тоскливое, бледно-серое, листья падают, как слёзы девочки, с деревьев. Всё вызывает у нас, зрителей, печальное настроение.

А вот как называется следующая картина, ребята сказали сами — «Снегурочка». Эту картину Васнецов написал, когда гостил у своего друга в Подмосковье. У этого друга был огромный дом, где всегда гостило много людей. И часто они ставили спектакли. И вот как-то зимой решили поставить спектакль «Снегурочка». Васнецов тоже играл в этом спектакле, ему досталась роль Деда Мороза.

По заснеженному лесу бредёт одинокая девушка. На её лице мы видим тревогу, она предчувствует свою скорую гибель от любви, от любви к людям. «Снегурочка» Васнецова — это не только идеальный женский образ, но и образ одушевлённой природы, «чистой, заснеженной России».

Картины Васнецова настолько чудесные, что никто из детей не хотел «выходить» из этих бесконечных сказок. И как будто по мановению волшебной палочки в руках у ребят появились зеркала. Как известно, этот предмет очень часто становился атрибутом многих сказок, в том числе и сказки о Спящей красавице. С помощью техники декупач ребята украсили рамку своего зеркальца понравившимися копиями картин Васнецова. Эти декорированные зеркала ребята забрали с собой домой и теперь каждое утро, посмотревшись в него, попадают в удивительный мир сказки и живописи.

«Мы только тогда и внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, — писал Виктор Васнецов, — когда все силы свои устремим на развитие своего родного искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотою изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грёзы, нашу веру и сумеем в своём истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Нателла Якимов,
Русский центр в Нюрнберге

Источник

165 лет со дня рождения васнецова

165 лет со дня рождения васнецова

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933), русский художник и искусствовед, художник-передвижник, позднее стал участником известного объединения «Мир искусства», одним из организаторов Союза русских художников. В историю русской живописи Аполлинарий Васнецов вошёл как мастер пейзажа, воспевший красоту природы Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавший древнюю Москву во всей её красе.

А.М. Васнецов получил разностороннее образование. Он вспоминал: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. ». Аполлинарий Михайлович был многим обязан своему брату: по его примеру в раннем детстве увлёкся рисованием; именно брат пригласил его в Санкт-Петербург, когда они осиротели, и обучил технике живописи, во всём вдохновлял и помогал.

Аполлинарий остался сиротой в возрасте тринадцати лет, окончил Вятское духовное училище, а потом стал жить в Санкт-Петербурге и в Москве в тесном родственном и творческом контакте с близким по духу братом Виктором, классиком русской живописи, создавшим такие картины, как «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри».

Первой по-настоящему известной картиной А. Васнецова стала «Родина», созданная в 1886 году. Здесь он изобразил типичную русскую природу: поля, домики крестьян и сельскую церквушку. Художнику удалось одновременно показать и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах.

За свою творческую жизнь А.М. Васнецов создал более 120 произведений, посвящённых древней Москве и другим древнерусским городам. Нередко объектом изображения на картинах Васнецова становились храмы: «Троицкая церковь на Берсеневке», «Симонов монастырь. Облака и золотые купола», «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения».

Биограф А.М. Васнецова В. Филиппов отметил, что художник был беззаветно предан искусству: «Он дал нам пример честной жизни и искреннего творчества».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

165 лет со дня рождения васнецова

165 лет со дня рождения васнецова

165 лет со дня рождения васнецова

Прямой эфир

165 лет назад родился художник Виктор Васнецов

165 лет со дня рождения васнецова165 лет назад родился художник Виктор Васнецов: предлагаем читателям ИА «Амител» ознакомиться с записью в блоге Игоря Фунта на СП.

Начну с мысли, волнующей в наше время большинство прогрессивных русских умов. Мысль далеко не новая:

«…Распространяется всякая иноземная и иноземствующая шушера, что иногда руки опускаются. И не страшна была бы подлинная иноземщина, если бы наши иноземствующие головотяпы всеми силами, до безумства, не поддерживали её! Да, бедняги и сами не замечают, что лезут в рабскую петлю. С этим помрачением русских умов надо бороться без устали и всеми силами. » (В. Васнецов)

К тексту о Васнецовых, чья жизнь и творчество изучены довольно серьёзно, благодаря в том числе и замечательным вятским исследователям и учёным (Виноградов, Востриков, Берова, Малышева, Любимова, Лаптева и мн. др.), подвигла обернуться не только юбилейная дата, но также и сообщения СМИ о возвращении на родину картины, знакомой специалистам единственно по авторским наброскам, и коей не видела Россия более 100 лет: первого варианта «Витязя на распутье», работы 1879 г. Вот уж подфартило к празднику!

Находящийся временно в Москве, в новом выставочном зале аукционного дома в Ермолаевском переулке, «Витязь» осязаемо отличается от хрестоматийно известного полотна 1882 года (Русский музей) и от других имеющихся на территории России версий (г. Серпухов и др.). Прежде всего, витязь на более ранней картине развёрнут к зрителю, мы видим напряжённую задумчивость в выражении его лица, видим «специфически васнецовский взгляд больших, наивно открытых глаз», по выражению самого В.М. Второе существенное отличие – надпись на камне (источник её подсказан В. М. Васнецову Стасовым). В более поздних вариантах она сокращена, «спрятана под мох и стёрта», как писал В.М., а здесь – полная.

Картину купили – и тут же увезли в Америку – после её показа на первой выставке «Союза русских художников» (1903). Больше века великолепное произведение мастера действительно оставалось известным только по фотографиям, столь долгое время пребывая в руках одной семьи. Теперь, однако, потомки первого приобретателя «Витязя» решили с ним расстаться, а знатные нынешние цены на русское искусство их немало удивили и порадовали. В июне 2013 «Витязь» должен участвовать в торгах аукционного дома MacDougall (по сообщению обозревателя «Эха» Т. Пелипейко).

Ваш покорный слуга, вдоволь насмотревшись на всех васнецовских рыцарей по инету, – спокойно и по-вятски неторопливо, – решил вспомянуть, кратко, семью и окружение любимых земляков, стоящих вровень с другими всемирно известнейшими вятчанами (Шаляпин, Шишкин, Хохряков, Чарушин, Книппер-Чехова, Грин, В. Катаев); и приглашает, будто к добротному обеденному столу: как говорится, был бы телевизор, а гости будут, – присоединиться всех желающих и любящих искусство людей. Вдобавок у самого почитаемого из братьев, Виктора Михайловича, в текущем 13-м году – юбилей – 165 лет со дня рождения. Посему Третьяковка, с апреля по сентябрь, открывает васнецовскую выставку религиозной живописи. Итак…

В семье священника Михаила Васильевича Васнецова было шестеро сыновей. Николай (1845 г.р.), Виктор (1848), Пётр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858), Александр (1860). Старший Николай и младшенький Александр – всю жизнь посвятили учительскому труду.

«. Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил «на поклон», чуть только приедем из семинарии. все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов… заполняя стены гостиной… Гордились талантом бабушки. Отец их тоже хвалил», – вспоминал Виктор Михайлович. Он неизменно привлекал внимание многих выдающихся русских людей: художников, музыкантов, писателей, творцов. Вызывали толки не только его произведения, но и он сам, его персона, характер, неординарный масштаб личности.

1884. Журнал «Осколки» (ред. Н. Лейкин), фельетон «Осколки Московской жизни» некоего Антоши Чехонте о картинах В. Васнецова «Алёнушка» и «Три царевны»:

«Я пугаю своих детей художником Васнецовым… Этого художника я отродясь не видел. (…) Они (картины, – авт.) мутны, зелены, больничны и панихидны. А его картина, которую он готовит для нашего Исторического музея, до того ужасна, что в могилах ворочаются кости всех живших от начала века до сегодня, и волосы седеют даже на половых щётках»…

Совсем скоро 25-летний насмешник близко и надолго сойдётся со всеми, над кем потешался в своих фельетонах – Чехов рос стремительно: подружится с А. Дуровым, В. Немировичем-Данченко, с певцами мамонтовской оперы («унеси ты моё горе!» – называл он их, вместе с Шаляпиным заодно) и, конечно, с 35-летним Васнецовым.

Вернувшись из Ялты, из милого Мелихова он писал Гославскому о его пьесе, в 1899: «Любовь у Вас в пьесе недостаточно интимна… у художников нет вдохновения… за их спинами не чувствуется ни русская природа, ни русское искусство с Толстым и Васнецовым». – Вот уже в какой ряд поставлен Васнецов! – восхищённо восклицаю я.

«Любовь, которая собирает…»

В 1890-м В. Васнецов рассказывал о происхождении своей фамилии писателю В. Л. Кингу (Дедлову), одному из немногих тогда, кто сразу и безоговорочно оценил гениальность росписей (многими не понятых и не принятых) Владимирского собора в Киеве, где трудился в то время художник:

«Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам. Жил-был в старые годы в нашей стороне Василий – по обычному сокращению Вася. Дети его и вообще домочадцы и родичи прозывались – по обычаю же – Васины. Главный в роде стал называться Васин. А его домочадцы и родичи звались Васинцы. Следующие поколения уже начали называться Васинецовы – фонетически правильно произнести, выбросив «и» – Васнецовы. Вот Вам и Ваш всегда преданный Васнецов». – Не исключено, что наиболее вероятное происхождение фамилии Васнецовых объясняется новгородским собственным именем «Васенец», и осталась оно от пришлых новгородских разбойников-ушкуйцев, что «пограбиша Вятку» в 1374-м.

Кстати, Кинг чуть ли не первым стал отзываться восторженно о Чехове, чувствуя его неоспоримую мощь: «Чехов – крупное явление в русской беллетристике и вполне достоин внимания наших аристархов», – пишет он в весьма читаемом журнале «Книжки Недели», в 1891. В знак дружбы Виктор Михайлович оформил книгу Дедлова «Варвар, эллин и еврей» – «…Издателю виньетка очень понравилась, публике тоже, наверное, понравится», – с благодарностью откликнулся Кинг в письме В.М., в 1895-м. Люди одной творческой среды, большие интеллектуалы, они быстро сдружились, сходились, забывая прошлые, может, и вполне неоправданные упрёки: В. Васнецов, Чехов, Дедлов-Кинг, В. Тихонов (издатель «Севера»), Левитан, Н. Кузнецов, П. И. Чайковский, А. Плещеев, А. Суворин и многие-многие другие; создавая конгломераты, кружки, роящиеся вокруг одного, двух, трёх несомненных талантов, гениев, впитывая и потом распространяя, по-гоголевски, «запах, цвет земли, времени, народа» вдаль, вширь, в российскую глубинку, глубину. Правда, гоголевская эта фраза писана о Пушкине – но ведь и гений Васнецова сопоставим с пушкинским – словно ярчайшее обрамление потаённого духа слова художественной явью, каково шедевральное обрамление пушкинской «Песни о вещем Олеге» васнецовскими орнаментами в стиле древнерусских иллюминированных рукописных книг.

«Я и академик Кондаков ставим в пользу пушкинской школы «Келью в Чудовом монастыре» из «Бориса Годунова»… Это не всё. Опять просьбы, просьбы, просьбы. Если продаются фотографии или вообще снимки с последних картин Васнецова, то велите выслать мне их наложен. платежом», – пишет из Ялты издателю и драматургу Суворину популярный вполне уже писатель Чехов, чьими книгами зачитывалась вся Россия и Европа конца 19 века.

1899. Петербург. Первая персональная выставка Виктора Михайловича Васнецова. О «снимках с последних картин» именно с питерской выставки просил Чехов Суворина.

«На выставке Васнецова Вы получите громадное наслаждение… Вы вздохнёте широко и свободно перед Богатырями, – живые! Их надо видеть. А какие Сирины! Какой Гамаюн! Кажется, что это существо какой-нибудь другой планеты, и делается жутко от этого волшебства художника» (Репин – Суворину, 7 фев. 1899).

«Сейчас вернулся с Передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую. Твой «Царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Всё это моё, родное, хорошее! Я просто ожил!

Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества. Исполать тебе и великое спасибо! Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто-нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу, как твоя картина. Вот где истинная поэзия! Молодец! Не знаю, когда мне доведётся пробраться в Киев, но думаю, что вырвусь как-нибудь скоро – очень хочется посмотреть твои работы в соборе» (С. И. Мамонтов – В. Васнецову. 1889).

И. И. Шишкин – В. Васнецову:

«Многоуважаемый и высокочтимый мой земляк Виктор Михайлович! Пришла счастливая мне мысль написать Вам несколько строк и тем самым выразить Вам своё удивление и восторг, который Вы вызываете Вашими произведениями и которыми Вы увековечили Ваше славное имя, – я горжусь вами как кровный русский великим художником и радуюсь за Ваше искусство как товарищ по искусству и, пожалуй, как земляк. Не примите это за лесть, избави Бог, – я говорю от честного сердца и по правде, как должно быть, – приятно вспомнить то время, когда мы прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – и вот из этих робких, но твёрдо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться, организация, смысл, цели и стремления Товарищества создали ему почётное место, если только не главное, в среде русского искусства» (1896).

Первую икону, писанную для подмосковной абрамцевской церкви в 1880-х, В.М. посвятил духовно близкому образу Сергия Радонежского: «Всё для любви, которая собирает», – завещано Сергием. Абрамцево стало началом большого пути – символом возрождения церковной живописи, восхождения до уровня, достойного прежних великих образцов монументально-декоративной росписи: будущие васнецовские храмовые росписи, легендарные орнаменты и мозаика – связующие звенья, роскошный синтез церковной архитектуры; предтеча, основание русского модерна.

«Мозаики должны исполняться по оригиналу. Исполнительные рисунки для производства работ должны быть (каждый) просмотрены мною и утверждены моей подписью», – скрупулёзно пишет он Ю. С. Мальцеву, получив от него заказ на украшение Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, в 23-м году беззастенчиво обращённой в кинематограф, как и многие другие тогда.

«…Там светел свет Христов!»

В зал «запасников» Третьяковки, – на Лаврушинском, 10, – входишь с трепетом: здесь помещены эскизы росписей Киевского Владимирского собора, составляющие целую эпоху в русской иконописи: «Христос Вседержитель», «Крещение Руси», «Распятие». Первая мысль: неужели и это Васнецов? Такой знакомый «сказочник», летописатель, пейзажист, портретист, и вдруг – он же автор религиозных полотен. Да каких! Зовущих к истовой вере, глубоко эмоциональных, никого не оставляющих равнодушным!

Как же и когда написаны незабвенные полотна, волнующие и заставляющие сопереживать вот уже с лихвой век?

В 1884 году А. В. Прахов, историк искусства, археолог, председатель комиссии по внутренней отделке Владимирского собора в Киеве, предложил В. М. Васнецову расписать собор. Незадолго до того Прахов познакомился с росписями, сделанными художником в абрамцевской церкви, с выполненным Васнецовым фризом «Каменный век» – росписью для исторического музея, – восхищаясь ими, понял: именно Васнецов сможет справиться с отделкой Владимирского собора (архитекторы Беретти, Николаев и др.).

Над предложением Прахова Васнецов задумался, словно рыцарь на распутье. Ранее живопись его отвечала светским предписаниям: он автор жанровых картин «С квартиры на квартиру», «Книжная лавка», «Преферанс», «Военная телеграмма», автор исторических полотен «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», автор произведений на сказочные темы «Алёнушка», «Ковёр-самолёт»… С другой стороны, Виктор Михайлович – также и глубоко верующий сызмальства человек. В детстве любовался иконами в Рябовской церкви, видел и восхищался произведениями Феофана Грека, Дионисия (15 в.), Андрея Рублёва в московских соборах. Но во второй половине 19 века церковная живопись утратила своё значение. В 70-80 годах торжествовало искусство с его стремлением передать бытийную обыденность такой, какова она есть на самом деле. Надо ли возрождать древнейшее искусство? И если да, то как? Подражая Рублёву? Или византийским художникам? Или писать иконы по-своему, иначе?

Через два-три месяца, после серьёзных размышлений, Виктор Михайлович пишет А. В. Прахову: «Поразмысливши, хотя с некоторым страхом, я решаюсь принять на себя серьёзную задачу исполнить предлагаемый Вами труд». – По договору он должен был расписать стены главного алтаря лицевыми изображениями и орнаментом, написать шесть образов главного иконостаса и четырнадцать малых образов царских врат главного иконостаса. Работа планировалась на два года. Но она растянулась на десять лет.

По предложению Прахова, для подготовки к работе над росписями Васнецов в 1885 году едет в Италию, чтобы ознакомиться с монументальной живописью старых мастеров. Он любуется мозаикой и фресками венецианского собора Сан-Марко, готической архитектурой Дворца дожей, ранневизантийскими мозаиками Равенны, произведениями художников Возрождения. «До сих пор самое милое, самое поэтичное и доброе впечатление у меня осталось от Венеции, – пишет художник. – Это волшебное заснувшее царство… Впечатление от равеннских мозаик удивительное, точно восход видишь. Не видеть в оригиналах Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рибейра, Веласкеса и др. – значит совсем не знать искусство – оно глубоко действует на душу и поучительно – я ужасно рад, что их увидел». «Я во время своего предкиевского путешествия в Италию всё искусство воспринимал через музыку. Весь итальянский Рафаэль мною воспринимался как музыка Моцарта, а Микеланджело, без сомнения, чистейшей воды Бетховен», – не переставал восхищаться В.М. поездкой.

Вернулся художник домой, полный замыслов. Нет, не возрождать старинное искусство иконописи, не подражать русским, византийским, западноевропейским художникам, а делать такие росписи, чтобы они привлекали зрителя человечностью образов, будили в нём чувство, веру, страсть: «Я крепко верю в силу своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма – это уже поистине и дело всенародное, и дело высочайшего искусства. Пусть моё исполнение будет несовершенно, даже плохо, но я знаю, что я прилагал все свои силы к делу плодотворному… Я не отвергал искусство вне церкви, – размышляет художник, – искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа, где оно может, – но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа – с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-либо высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений».

В дневнике Васнецов записывает: «Разум не оправдывает только веру в Бога, но требует Бога».

В поисках путей нравственного самоусовершенствования личности он обращается к образу Христа, так как в нём религиозное сознание человека воплощает нравственно-этический идеал. Исключительно религия, по мнению художника, с её культом Христа, и никакая другая созданная человеком философия, может увлечь людей высокими нравственными принципами и привести мир ко всеобщей гармонии, создать царство справедливости и добра. «Если Христос Иисус только лучший, умнейший, возвышеннейший человек, то нравственное его учение теряет силу обязательности», – убеждён Васнецов. Нет, Иисус – также и высоконравственный человек! – делает он вывод.

И вот, дабы не восторжествовал в человеке дух зла, не разрушилась бы духовная заповедь Бога, художник и взялся за росписи Владимирского собора.

Работа в Киеве уже ждала его: недавно отстроенный храм светился белизной – стены, своды, колонны, арки. Около трёх тысяч квадратных метров должен расписать художник! Он начал с эскизов, набросков: появляются первые фигуры святых; художник ищет, переписывает, начинает заново – находит, тщательно подбирая, единство в росписях, старается, чтобы вся работа сконцентрировалась в неделимое целое, в устойчивый монолит из гигантского замысла и кропотливого исполнения. Трудится над картинами, где фигуры уже в полный рост. Около 400 эскизов виртуозно сваял В.М., волшебник кисти. Начинал в 9 часов утра, заканчивал в сумерки. Уставал, порой кружилась голова, но сразу привык «висеть» на лесах, под потолком храма: «Мне нужны саккосы митрополита Московского Алексея и Петра, которых я пишу на стене, а рисунка одежд до сих пор не могу достать. Мне нужно общий того и другого саккоса рисунки узоров, – просит он друга Василия Поленова 29 мая 1888 г. И далее сам указывает, где в Москве надо искать нужное ему: – Их можно найти на фронтоне Успенского собора и в Патриаршей ризнице».

Он написал 15 картин и 30 отдельных фигур для киевского собора. Трудно вообразить неохватную масштабность, вселенскость, как сказал бы Бердяев, выполненных работ Васнецова. В средней части храмов, в центральной абсиде (выступ в алтаре, под полусводом) – «Богоматерь с младенцем Иисусом» – непередаваемой красоты! – она, в развевающейся на небесном ветру тунике-покрывале, как на крыльях парит под куполом собора, и Вы тихо преклоняетесь долу в знак смирения и веры: «…что это за лик! В нём и простота, и ласка, и горе, и доброта, и покорность…» (С. Бартенев). – Образ Богоматери был замышлен ещё при строительстве абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного (проект В. Поленов – В. Васнецов, при содействии С. И. Мамонтова. 1881-1882). Богоматерь с младенцем и сейчас украшает там церковный иконостас.

В куполе: «Апостолы» и «Святители русской и вселенской церкви» – 28 святых; «Преддверье рая» – более 10 филигранно выполненных образов; «Христос-Вседержитель», «Александр Невский», «Нестор – летописец», «Княгиня Ольга», «Борис и Глеб». «Вседержитель» и «Богоматерь» – в главном иконостасе… Орнаменты центральной части собора писались по его рисункам и при его участии художниками П. А. Сведомским и В. А. Котарбинским. Эскизы росписей в дальнейшем приобрёл для своей галереи П. М. Третьяков.

Полностью соглашаюсь со словами М. В. Нестерова: «То, что оставил нам Васнецов в наследство, не всякому удаётся оставить. Я верю, что Родина наша, беззаветно им любимая, ещё много раз помянет его добрым словом своим».

«Искусство есть откровение, – пишет С. Н. Булгаков, находясь под впечатлением от росписей Владимирского собора. – Оно сразу интуитивно делает понятным, приближает нам то, что мы постигаем в философии только длинным путём мышления».

Необъятность, «вселенскость» исполненных васнецовских замыслов невозможно передать одним лишь перечислением храмов и соборов, наряду с Владимирским, где работал мастер, – а ведь В.М. задействовал ещё и коллег, соратников, помощников, и много. Клубок творческих взаимоотношений превращал инициативы мастера-виртуоза в настоящее подвижничество, школу созидания: «…Ты огромное впечатление производишь на всю русскую школу» (И. Репин). Изготовлены сотни эскизов, сотрудничать пришлось с десятками архитекторов и художников, многие из них ныне, к сожалению, позабыты: Парланд, Нестеров, Рябушкин, В. Беляев, Н. Бруни, Н. Харламов, Н. Шаховский, Берингер и т.д. и т.п. Так, ещё не закончив эскизы для Владимирского собора, В.М. уже трудится над полотнами для храма Воскресения и церкви Христа Спасителя (Петербург); одновременно с последними создаёт цикл для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном; параллельно ведётся разработка эскизов для русской церкви в немецком Дармштадте; один за другим исполняются заказы для собора А. Невского в Варшаве.

Писал образа для иконостаса, храма Александра Невского в Софии (1904 –1913), заложенного в 1882 г. в память освобождения Болгарии от турецкого ига. В 1900 – 1901 исполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и ряда других зданий в Москве. А ещё частные заказы: такие как икона «Распятие» – для императорской яхты «Штандарт»; икона «Божьей Матери» – в Англию; Спасы «Скорбящий» и «Нерукотворный» – для членов царской фамилии и др.

Более сорока различных художественных выставок: Париж, Лондон, Рим, Стокгольм, Петербург, Москва; в 1924-1925 гг. – Нью-Йорк и Чикаго. Кроме того, в московских музеях, залах Академии художеств в Петербурге прошли семь его персональных выставок, очень разных по назначении и названию – от своеобразных отчётов об определённом времени творчества до тематических. В 1903 г. в Петербурге экспонируются эскизы мозаик храма Воскресения Христова «на крови»; 1904 – в Историческом музее – картина «Страшный суд»; 1905 – выставка религиозной живописи в Петербурге; 1910 – религиозных картин в Историческом музее; в 1911 –1912 иконами из своего собрания (44 иконы) участвовал в выставке иконописи и художественной старины при Первом Всероссийском съезде художников в Петербурге, и т.д. и т.п.

Действительный член Императорской Академии Художеств, Почётный член Рейнской Академии живописи, Почётный член Московской духовной Академии, Почётный член Киевского общества древностей, профессор живописи, действительный член Музея изящных искусств в Москве, Почётный член Строгановского училища, действительный член Исторического музея, Почётный член «Общества им. А. И. Куинджи», член Союза художников России, награждён орденом «почётного легиона» (Франция) «за заслуги на поприще человеческой мысли и деятельности». Имел большую дружную семью – у Виктора Михайловича и Александры Владимировны было пятеро детей.

История многих монументальных работ В. Васнецова трагична. Через несколько лет после революции, в 1923 г., художник Михаил Нестеров сообщал об участи церкви в Гусь-Хрустальном: «Храм обращён в кинематограф, а картины (росписи) после разных мытарств оказались во Владимире, где их видели сейчас – «Страшный суд» – накатанным на большую жердь, разорванным более чем на аршин (более 70 см) внизу и наскоро зашитым бечёвкой (до того он был сложен в несколько раз и на сгибах потёрся). Две другие картины без определённого назначения валяются в другом соборе. Сырость делает своё дело. В общем, не знают, что с этим имуществом в настоящее время делать. «

Разрушены храмы Александра Невского в Варшаве, «Спас на водах» в Петербурге, исчезли многие иконы, предназначенные для членов царской семьи и императорской яхты «Штандарт», и другие, написанные Васнецовым по заказам частных лиц в России и Англии. Не каждый из нас может увидеть его работы в Софии и Дармштадте. Но в Петербурге нынче такая возможность есть. Сохранились шесть уникальных мозаик в Храме Воскресения – «Спасе-на-крови», – построенном на месте убиения императора Александра II, 1 марта 1881.

Можно подумать, что умопомрачительная известность и ослепительный блеск творчества братьев-художников Виктора и Аполлинария оставила в тени деятельность остальных «вятских» Васнецовых – Николая, Аркадия, Александра, – но сие не так. Их роль в развитии культуры именно вятского края была очень и очень значительной, яркой. Они внесли огромный вклад в развитие родной земли, плотью и кровью, добрыми делами и добрым словом показали – братья-«вятичи» явились в свет не сколько честными исполнителями обязанностей земских учителей, сколько людьми необычайно одарёнными, творчески реализующими свои способности на благо простого народа. Среди народа, в гуще его они и жили, воспитывали деток, вкладывая в потомство лучшие душевные начала.

Род Васнецовых необычайно плодовит, даровит, богат на гениальных, одарённых людей. Потомки Васнецовых – знаменитые русские, советские художники, обладатели самых высоких наград своего времени: нар. худ. СССР А. В. Васнецов, нар. худ. РСФСР Ю. А. Васнецов, скульптор Л. А. Васнецова, ленинградский худ. Л. А. Васнецова и многие-многие др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *