16 июля в истории казаков

Казачество в СССР: хроника репрессий

Приблизительное время чтения: 2 мин.

1. Отмена традиции казачьей воинской службы

12 декабря 1917 года — Обращение Совета народных комиссаров «Об отмене обязательной воинской повинности и об установлении полной свободы передвижения казаков» за подписью Владимира Ленина:

16 июля в истории казаков

«Отменить обязательную военную повинность казаковъ и заменить постоянную службу краткосрочнымъ обученiемъ при станицахъ, установить полную свободу передвиженiя казаковъ». На самом деле — уничтожение сложившейся военизированной структуры казачьих войск и сведение на нет одного из основных достоинств казачьих сообществ — способности к быстрой мобилизации и приведению в боевую готовность.

2. Попытка спровоцировать раскол внутри казачества

21 декабря 1917 года — Обращение Совета народных комиссаров «Трудовым казакам»: призыв «сбросить покорность офицерам, помещикам, богачам».

На самом деле — попытка вбить клин между «казаками-помещиками» и «казаками-тружениками». Однако в реальной жизни почвы для разжигания классовой борьбы внутри казачьих сообществ практически не было, потому что фактически отсутствовало деление на классы.

3. Решение о начале террора

4. Прямые репрессии

28 февраля 1919 года — секретная инструкция руководителям советской власти Уральской области: «Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками… В случае самовольного ухода одной из семей, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учете данного Совета…

В случае самовольного ухода одного из семьи, объявленной заложниками, подлежат расстрелу все члены данной семьи…».

5. Решение о «полном уничтожении казачества»

8 апреля 1919 года — резолюция Донбюро РКП(б): «Насущная задача — полное, быстрое и решительное уничтожение казачества… Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей данной станицы или хутора, пользующихся каким-либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях, и отправить как заложников в районный революционный трибунал…».

6. Вымарывание слова «казачество»

10 апреля 1920 года — письмо Владимира Ленина:

«Задача органов В.Ч.К. заключается в том, чтобы само слово «казачество» исчезло из русского языка раз и навсегда…».

7. Частичная реабилитация накануне Великой отечественной войны

20 апреля 1936 года — Постановление Центрисполкома СССР:

«Отменить для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении их службы в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии, кроме лишенных прав по суду…».

8. Признание геноцида казачества

26 апреля 1991 года — по закону РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», казачество — «исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей», в отношении которой проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида и установление режима террора».

9. Реабилитация казачества

16 июля 1992 года — Постановление Верховного совета РФ о реабилитации казачества, отменившее как незаконные все репрессивные акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 г.

Василий Селюминов, пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

Источник

История в датах: 16 июля

16 июля в истории казаков

16 июля в истории казаков

16 июля 1932 года родился легендарный советский фигурист Олег Протопопов. Вместе с Людмилой Белоусовой они придумали и первыми в мире использовали многие элементы, которые затем вошли в обязательную соревновательную программу фигуристов мира. На фото: Олег Протопопов и Людмила Белоусова на чемпионате мира по фигурному катанию в 1969 году

16 июля в истории казаков

16 июля 1992 года Верховный совет РФ принял постановление «О реабилитации казачества», отменивший, в частности, все незаконные акты, принятые с 1918 года. Именно тогда в России началась так называемая политика расказачивания, сопровождавшаяся репрессиями в отношении казаков. На фото: парад казачьих отрядов в Новочеркасске в 2005 году

16 июля в истории казаков

16 июля 1909 года был основан автомобильный концерн Audi, а первый автомобиль марки был выпущен через год — в 1910-м. Название концерна является переведенным на латинский названием поглощенной ею фирмы «Хорьх», что в переводе с немецкого означает «слушать». На фото: автомобиль Audi-Sport 1936 года

16 июля в истории казаков

16 июля в истории казаков

16 июля в истории казаков

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021

Источник

Кто такие казаки?

16 июля в истории казаков

Кто такие казаки? Происхождение слова

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».

Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».

Происхождение казачества

16 июля в истории казаков

Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

16 июля в истории казаков

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.

Казачьи чины

Унтер-офицерские (младшие) чины:

Обер-офицерские (старшие) чины:

Штаб-офицерские (главные) чины:

Генеральские (высшие) чины:

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Источник

Кубанскому казачьему войску 325 лет. Рассказываем о его истории и современности

Казачество формировалось в IV — V веках нашей эры во времена так называемого переселения славянских народов на северном Причерноморье и Южнорусских степях. Уже в VII веке казаки приняли христианство, задолго до официального крещения Руси. До сих пор казачество бережет православные традиции.

В наибольшей степени процесс включения казачьих войск в состав государственной территории России и переход их на государственную службу связан с деятельностью Петра Великого. С начала XVIII века государство, понимая роль и значимость казачества в обеспечении безопасности границ России, активно привлекает казачество к хозяйственному освоению новых территорий.

К середине 1914 года численность населения войска составляла почти 1 млн 300 тысяч человек. Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII — XIX веков: Кавказской, Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Кубанское казачье войско управлялось наказным атаманом, назначаемым императором, который являлся одновременно и начальником Кубанской области. Большое внимание у казаков уделялось образованию. Довольно высоким для начала XX века у кубанских казаков был и уровень грамотности — более 50 %. Первые школы появились на Кубани уже в конце XVIII века. В 1860-х гг. в Кубанском казачьем войске была всего одна войсковая мужская гимназия и 30 начальных училищ. Через 10 лет в станицах было уже 170 школ. Казаки начали создавать войсковые библиотеки, Кубанский войсковой краеведческий музей, войсковые певческие и музыкантские хоры, исполнявшие классические, духовные и народные произведения.

На сегодняшний день Кубанское казачье войско насчитывает 57 тысяч человек. Его атаманов в 2020 году назначен вице-губернатор Краснодарского края Александр Власов. По-прежнему одна из основных задач казачества – сохранение традиций, в том числе через воспитание молодежи. С каждым годом количество казачьих классов и корпусов регионе увеличивается. Сейчас кубанские школьники могут получать знания и опыт предков в 27 детских садах, 70 школах, 7 кадетских корпусах. Общая численность обучающихся в 4 947 казачьих классах и группах превышает 100 тысяч. В Союзе казачьей молодежи Кубани состоят 111 688 ребят.

Но главный памятник Кубанскому казачеству расположен у краевой администрации по улице Красной, 35. Историческим прототипом казака на коне стал казачий атаман, войсковой судья и бригадир русской армии Антон Головатый.

Согласно закону Краснодарского края от 14 декабря 2006 года «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае» отмечается годовщина образования Кубанского казачьего войска в ближайшее к празднику воскресенье. То есть в 2021 году чествовать казаков будут 17 октября.

Также 14 октября ежегодно отмечается Покров Пресвятой Богородицы. В этот день во всех храмах Краснодара пройдут службы.

Источник

Как казаки стали врагами поляков. Мятеж Кристофа Косинского

16 июля в истории казаков

В 1578 году король Стефан Баторий отдал распоряжение об организации во Львове широкого найма казаков на службу, поскольку ввиду войны, которую тогда вела Речь Посполитая, он испытывал острую нехватку в умелых воинах.

Задумка была стара как мир — мобилизовать наиболее отпетых сорвиголов и отправить на фронт, убив одним выстрелом двух зайцев — повышение боеспособности армии и устранение из страны вооруженных смутьянов. Однако этим решением король сам создал возможности для быстрого роста и организационного оформления казачества. Семена были посеяны и дали всходы сразу после окончания войны и долгожданного «дембеля» для казачков.

Современник писал: «войско наше было распущено, и много из него людей, не привыкших к труду и не любивших его, а привыкших жить добычей с неприятельского края, подалось к казакам. С тех пор, укрепившись в силе, начали все чаще нападать на примиренные с Польшей края, грабить и жечь». День в истории. 23 октября: казаки в первый раз прогневили турецкого султана

16 июля в истории казаков

Сильнее всех, по старой доброй традиции, от казаков доставалось туркам — уже в 1583 году те разграбили и разрушили до основания крепость Тягин (ныне — Бендеры), оплот османов в Приднестровье. Но, как показали дальнейшие события, это были только цветочки. После смерти Стефана Батория казачья вольница активизировалась с новой силой — в 1587-1589 годах состоялись походы на Очаков, только-только отстроенный Тягин, Аккерман и т.д.

Казаки попытались даже «поиграть в престолы» и посадить в Молдавии нового господаря. И пусть с последним не вышло, даже того, что было сделано, хватило для того, чтобы вывести османского султана из себя. Владыка Блистательной Порты не стал долго разбираться в тонкостях взаимоотношений вольных казаков с польским королем, рассудив, что раз те являются его, короля, подданными, то ему и отвечать за их действия. В том же 1589 году в качестве ответной меры он отправил крымского хана в набег на украинские земли, а сам стал готовиться к полномасштабной кампании против Речи Посполитой, которую запланировал на следующий год.

В польском обществе поднялся переполох — крымцы пронеслись, подобно урагану, и в августе 1589 года подвергли Галицию и Подолье жестокому разорению. Узнав о походе татар, запорожцы совершили рейд к Днестру. Там, неподалеку от города Сорок на реке Каменке, они перехватили крымское войско и под покровом ночи внезапно атаковали татарский лагерь.

Татары, пусть и превосходившие казаков численно, были ошарашены этим неожиданным нападением и не смогли дать достойного отпора. Казаки освободили полонян, которых гнали в Крым, чтобы затем продать на невольничьих рынках, а когда к месту схватки подступил сам хан с той частью войска, которую он сумел собрать в суматохе ночного боя, запорожцы заняли круговую оборону. Они смогли отразить две атаки неприятеля, и хан, под которым была ранена лошадь, решил более не искушать судьбу и отвел своих воинов. День в истории. 11 декабря: Россия отдает Чернигов и Смоленск

16 июля в истории казаков

Таким образом, казаки сами справились с напастью, которую навлекли на Речь Посполитую, однако король был совсем не в восторге от подобных фокусов.

Примерно тогда же низовое «товарищество» — сами запорожцы называли себя «рыцарями» и «товарищами» — направило официальное письмо к коронному гетману и канцлеру Речи Посполитой Яну Замойскому со словами: «Как служили славному и святой памяти покойному королю Стефану правдиво, и услуги наши были значительными, так и сейчас мы хотим служить верно королю Его Милости». Канцлер, прекрасно понимавший, что лучше лишний раз перестраховаться на случай нового появления крымцев, отправил к казакам реестрового старшину Оришовского, устами которого попросил запорожцев задержаться в Подолье. Казаки согласились, однако захотели оформить договор официально.

На основании принятых на сейме решений король Сигизмунд III издал два универсала. Согласно первому, от 25 апреля 1590 года, казаки, находившиеся под началом «старшины молодцов запорожских» Войтеха Чановицкого, должны были поступить под командование брацлавского воеводы князя Януша Збаражского и получить у него деньги и сукно. День в истории. 12 ноября: убит знаменитый проповедник церковной унии

16 июля в истории казаков

Однако вскоре Замойский сумел заключить с турками перемирие, откупившись от них богатыми подарками, потребность в наборе двадцати тысяч реестровых казаков отпала сама собой. Как следствие, 25 июля 1590 года был издан новый королевский универсал, который был направлен на реализацию второго плана «умиротворения» казаков. Вместо двадцати тысяч в реестр надлежало зачислить тысячу «слуг умелых и к бою годных». Поручителем, то есть командиром, к ним назначался реестровый старшина Ян Оришовский, числившийся в казацком реестре с 1578 года. Отряд реестровых казаков должен был нести строевую службу и следить за тем, чтобы «своевольные люди» не совершали набеги на территории соседних государств, а для лучшего соблюдения законности в Кременце должны были построить деревянную крепость.

В итоге, однако, набрали три тысячи — одну тысячу конных непосредственно в реестр с жалованием в пятнадцать злотых в квартал, и две тысячи пеших во временный наем, с жалованием в пять злотых в квартал. Этот корпус стоял в Подолье до конца войны с турками, после чего поляки распустили казачков по домам, предварительно забыв заплатить тем за службу. Это, естественно, вызвало волну негодования.

Среди недовольных был и полковник Войска Запорожского Криштоф Косинский. Мало того что ему не выплатили положенное жалование, так и поместье полковника за время его отсутствия самым бессовестным образом захватил белоцерковский староста Януш Острожский. Косинский попробовал было жаловаться, но король, к его возмущению, подтвердил право на владение за старостой-разбойником, поскольку за того вступился его приятель и подельник, магнат Александр Вишневецкий — он якобы купил поместье у Косинского, а затем подарил оное своему закадычному другу Острожскому. Надлежащих документов у рейдеров, естественно, не нашлось, однако Косинский был лишь мелким шляхтичем, а Острожский и Вишневецкий — представителями богатых и влиятельных фамилий, поэтому король поверил им.

16 июля в истории казаков

Понимая, что не может решить проблему по закону, Косинский стал главным заводилой казацких волнений, ведь, в конце концов, его точно так же обманули! Впрочем, в отличие от полковника, которым двигала сугубо личная обида, для казаков неуплата жалования стала лишь поводом для выступления, реальные же причины недовольства были существенно глубже и назревали уже давно. Для сечевиков подобное отношение к ним со стороны короны и сейма было сигналом того, что в их услугах не нуждаются, и такое положение дел было угрозой для самого их существования в качестве служилого сословия.

Характерно, что примерно в то же время в Речи Посполитой вспыхнул солдатский бунт — жолнерам и шляхте также не выплатили жалование, из-за чего они, ведомые своими ротмистрами, подняли в Галиции настоящий мятеж. В итоге король все же распорядился погасить задолженность перед армией, однако процесс выдачи денег затянулся на целый год, на протяжении которого солдатня продолжала творить бесчинства. 18 сентября. Начало работы поместного собора Киевской митрополии

16 июля в истории казаков

Дурной пример заразителен, и казаки, видя, что власти еле-еле способны рассчитаться даже с армией, которая и сама бунтует, тоже решили перейти от угроз к действию. Начались грабежи. Но этим дело не ограничилось. Чувствуя себя свободными от всех обязательств, данных короне, казаки вознамерились устроить набег на «неприятеля Святого Креста», то есть на турок. Еще несколько тысяч во главе с уже известным нам Криштофом Косинским собирались походом в Молдавию, где, как и несколькими годами ранее, хотели провозгласить господарем своего ставленника.

Естественно, все это крайне обеспокоило Сигизмунда, поскольку в перспективе грозило новой войной, тогда как он еще не расплатился за прошлую. По распоряжению монарха старшина Николай Язловецкий все же смог отговорить запорожцев от молдавской авантюры, однако сечевики, не желая остаться совсем с носом, отыгрались на турецких купцах, которых они буквально ободрали до липки. В ответ на их действия крымский хан арестовал польского посла и посадил его в холодную, однако до серьезного конфликта все-таки не дошло.

Любопытный момент — путь в Молдавию казакам перекрыли войска магната Константина Острожского, который приходился отцом тому самому Янушу Острожскому, что отнял поместье у Косинского. Казалось, сама судьба давала мятежному полковнику знак, указывая, на кого ему следует обрушить свой гнев. Войско нереестровых казаков численностью около 5000 человек под началом полковника ураганом пронеслось по землям магнатов Острожских — были захвачены Белая Церковь (старостой которой и был обидчик Косинского Януш Острожский), Чуднов, Белогородка, Переяслав.

Подступив к Белой Церкви, Косинский приказал ее жителям принести ему присягу как казацкому гетману. Пятеро белоцерковцев, которые, судя по всему, были шляхтичами, присягать отказались, после чего новоявленный гетман попросту поставил их к стенке и расстрелял. Приведя, таким образом, к присяге большую часть населения Белой Церкви, Косинский отправил отряды в окрестные городки, чтобы и тамошние жители сделали то же самое. Попутно казаки требовали у местных жителей денег на содержание своего войска.

Когда же по Украине поползли слухи о том, что мятежный полковник собирается идти ни много ни мало на Киев, власти попытались еще раз договориться с казаками, отправив к ним Яна Оришовского, который был весьма уважаемым на Сечи человеком. Однако казачки, окрыленные первыми успехами, и слышать ничего не хотели о королевских подачках — переговоры практически сразу зашли в тупик, и Оришовского «мало не застрелили, аж едва с Белой Церкви убежал».

Восстание распространялось со скоростью лесного пожара, и уже вскоре казаки подступили к Киевскому и Волынскому воеводствам. День в истории. 4 декабря: казаки капитулируют перед Речью Посполитой

16 июля в истории казаков

Сигизмунд III, у которого не было денег, был связан по рукам бунтом жолнеров на Галичине, поэтому мог лишь приказывать магнатам Киевщины держать оборону. 16 января 1592 года король издал универсал, где говорилось, что в Волынском, Киевском и Брацлавском воеводствах «своевольные люди творят большой вред, делают вылазки в соседние государства, тянут за собой подданных и нарушают общественный покой». Далее король говорил, что на Киевщину им будет направлена специальная комиссия, которая должна будет расследовать причины такого безобразия и выявить всех виновных, для чего местным чиновникам предписывалось собирать и предоставлять сведения о таких людях.

Комиссия действительно выехала — уже в марте она была в Фастове, принадлежавшем киевскому епископу Иосифу Верещину, который, вероятно, от большой скромности переименовал его в Новый Верещин. Епископ имел тесные связи с казачеством и вообще был весьма неординарным человеком — проявлял нетипичную для своего статуса воинственность и очень не любил крымских татар. Именно он взял на себя роль посредника в переговорах между сечевиками и польской стороной. Косинский же, узнав о прибытии комиссии и сношении ее с казаками, спешно покинул Белую Церковь и укрепился в Триполье, которое сделал своей новой резиденцией.

10 марта 1592 года королевские комиссары отправили в Триполье послание «господам молодцам запорожским», в котором требовали выдать им Косинского. Дескать, это он казачков взбаламутил и во всем повинен, и если сдадут сечевики вожака, король проявит к ним милость. А не сдадут — последуют суровые расправы. Казаки, однако, ответили на предложение отказом. Комиссары сунулись было к замку, однако довольно быстро поняли, что находятся в меньшинстве и никак повлиять на решение вопроса силовым путем не смогут. Поэтому на основании предшествовавших событий они декретом от 14 марта объявили казаков и их гетмана вне закона. Данный декрет был отправлен на рассмотрение сейма, но пока паны думали, комиссарам удалось возобновить переговоры с казачеством и добиться некоторых уступок — в частности, сечевики соглашались впредь соблюдать законность и вести себя смирно, а также лишить гетманства Косинского, не выдавая его полякам. На этом стороны и разошлись. День в истории. 6 декабря: Павел Бут потерпел поражение от поляков

16 июля в истории казаков

Но почему сам пан Константин, один из богатейших магнатов, вел себя так пассивно в то время, как казаки хозяйничали в его имениях на Киевщине?

Дело в том, что эти территории ввиду слабой своей заселенности практически не приносили ему дохода. Более того, Острожский прежде был вынужден прибегать к откровенно незаконным методам — посулами различных свобод переманивать к себе крестьян окрестной шляхты. Кроме того, князь был известен своими тесными контактами с казаками и не спешил окончательно портить с ними отношения — в конце концов, личный конфликт у него был только с Косинским, остальные сечевики к нему персональной неприязни не испытывали. Поэтому Острожский обращался к королю и сейму, надеясь получить помощь и решить щекотливый вопрос чужими руками.

И действительно, осенний сейм 1592 года не мог пройти мимо казацкого вопроса.

16 июля в истории казаков

Ни одно из указанных предложений сеймом принято не было — центральная власть словно самоустранялась от участия в конфликте, оставляя за собой роль наблюдателя. Такое поведение вполне объяснимо — казаки, охранявшие границу Речи Посполитой, были нужны короне, перманентно испытывавшей нехватку боеспособных войск. Кроме того, коронные гетманы Станислав Жолкевский и Ян Замойский были давними противниками Острожских, и ослабление конкурирующей фамилии было им, без сомнения, на руку.

Единственное, что по-настоящему беспокоило центральную власть, — это то, что на захваченных землях казаки пытались вводить собственную юрисдикцию. Об этом сообщали Острожский и волынские шляхтичи: «казаки к присяге на послушание себе заставляют, приводя… в послушание себе». Таким образом, король и сейчас усматривал в восстании Косинского политический аспект.

Сложно сказать, питал ли сам мятежный полковник, а ныне казачий гетман какие-то политические амбиции, или действовал скорее интуитивно, стремясь расширить подконтрольную территорию и максимально насолить своим врагам Острожским. Однако это стремление казаков обособить свои права, а также их претензии на равноправие с посполитым дворянством стали отныне стержневой осью большинства польско-казацких конфронтаций.

В дальнейшем конфликт будет только разрастаться, начнется процесс эскалации, и последующие столкновения станут более кровавыми. Не сумевшие договориться в уходящем 1592 году, в дальнейшем стороны будут иметь все меньше точек соприкосновения для нахождения компромисса. Так события 1591-1592 годов стали «спусковым крючком» в длинной череде польско-казацких войн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *