130 лет со дня рождения прокофьева

«Я люблю жизнь, а не витания где-то»: 130 лет со дня рождения Сергея Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года / РИА Новости

Прокофьев сочинил первую пьесу в пять лет, а оперу — в девять. На талант мальчика обратил внимание композитор Сергей Танеев. Он посоветовал Прокофьеву поучиться композиции у Рейнгольда Глиэра / РИА Новости

С 1904 по 1917 год Прокофьев занимался в Петербургской консерватории. Он стал дипломированным композитором и пианистом, а затем совершенствовался в игре на органе / Николай Пашин / РИА Новости

С 1918 года Прокофьев много гастролировал по Европе и США. Опера «Любовь к трём апельсинам» помогла ему завоевать мировую славу / Лев Иванов / РИА Новости

В 1930-х композитор вернулся в СССР. Примерно в эти же годы он работал над балетом «Ромео и Джульетта». К советскому периоду относятся наиболее значимые сочинения Прокофьева: балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк» / РИА Новости

Музыка Прокофьева также звучит в ряде кинофильмов. Среди них работы Сергея Эйзенштейна — «Александр Невский» и два фильма об Иване Грозном / Пера Аташева / РИА Новости

Прокофьев любил шахматы. Он был игроком первой категории и был знаком с чемпионами мира Ботвинником и Капабланкой / РИА Новости

В конце 1940-х Прокофьева обвинили в формализме. Произведения композитора критиковали за несоответствие требованиям соцреализма. Тем не менее он не оставлял творчество до последних дней / РИА Новости

Композитор женился дважды. Его супругами были певица Лина Кодина и литератор Мира Мендельсон / Виктор Хоменко / РИА Новости

Сергей Прокофьев скончался 5 марта 1953 года — на 62-м году жизни / Евгений Биятов / РИА Новости

Источник

130 лет со дня рождения Сергея Прокофьева

130 лет со дня рождения прокофьева

К этой дате телеканал «Россия-Культура» подготовил специальную программу.

23 апреля исполняется 130 лет со дня рождения одного из величайших композиторов ХХ века Сергея Прокофьева. К этой дате телеканал «Россия-Культура» подготовил специальную программу. С 19 по 24 апреля смотрите в эфире записи концертов и симфоний композитора, симфоническую сказку «Петя и Волк» и фильм Андрея Кончаловского о судьбе и творчестве Сергея Прокофьева.

19 апреля в 17:50 зрители услышат Концерт №2 для фортепиано с оркестром, а также фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта». В концерте принимают участие Борис Березовский, Юрий Темирканов и Концертный симфонический оркестр Московской консерватории.

20 апреля в 18:15 в эфире телеканала «Россия-Культура» прозвучит симфония-концерт для виолончели с оркестром. Среди участников вечера – Алиса Вайлерштайн, Пааво Ярви и Оркестр де Пари.

21 апреля 18:00 прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром №5 и Симфония №7, а 22 апреля в 18:15 – Симфония №5.

23 апреля 18:05 в исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра прозвучит симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк». За дирижёрским пультом – художественный руководитель оркестра Ю.Башмет, текст читает К.Хабенский.

А 24 апреля в 13:55 смотрите авторский проект Андрея Кончаловского «Сергей Прокофьев». Это фильм о судьбе и творчестве Сергея Прокофьева, в основе которого – дневниковые записи самого композитора, изданные в Париже его внуком.

Источник

Сергею Прокофьеву – 130!

130 лет со дня рождения прокофьева

23 апреля исполняется ровно 130 лет со дня рождения великого композитора Сергея Прокофьева.

Музыка этого гения сопровождает нас всю жизнь, и сегодня стоит, наверное, прослушать любимые мелодии, созданные Сергеем Сергеевичем. А заодно и почитать о его жизни и творчестве.

См. в свежем номере «Литературной газеты»:

«Слова и музыка Сергея Прокофьева. 130 лет назад родился великий русский композитор»: часть первая, часть вторая.

Комментарии

130 лет со дня рождения прокофьева

130 лет со дня рождения прокофьева

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

VALUE»]=> string(5) «53179» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(77) «Дмитрий Воденников» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [53179]=>array(30) < ["ID"]=>string(5) «53179» [«

ID»]=> string(5) «53179» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«

IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(35) «Дмитрий Воденников» [«

NAME»]=> string(35) «Дмитрий Воденников» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/author/dmitriy-vodennikov/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/author/dmitriy-vodennikov/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «66954» [«

DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «66954» [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(18) «dmitriy-vodennikov» [«

CODE»]=> string(18) «dmitriy-vodennikov» [«EXTERNAL_ID»]=> string(5) «53179» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(5) «53179» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(54) «Литература» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [403]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «403» [«

ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«

IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(20) «Литература» [«

NAME»]=> string(20) «Литература» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«

DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(10) «literatura» [«

CODE»]=> string(10) «literatura» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

130 лет со дня рождения прокофьева

Небо, которое тебя съест

Никогда не слышал раньше этого слова. А двенадцатилетний мальчик слышал.

VALUE»]=> string(5) «38188» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(95) «Крашенинникова Вероника » [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [38188]=>array(30) < ["ID"]=>string(5) «38188» [«

ID»]=> string(5) «38188» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«

IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(46) «Крашенинникова Вероника » [«

NAME»]=> string(46) «Крашенинникова Вероника » [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(34) «/author/krasheninnikova-veronika-/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(34) «/author/krasheninnikova-veronika-/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «48513» [«

DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «48513» [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(25) «krasheninnikova-veronika-» [«

CODE»]=> string(25) «krasheninnikova-veronika-» [«EXTERNAL_ID»]=> string(5) «38188» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(5) «38188» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(72) «События и мнения» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [395]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «395» [«

ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«

IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«

NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«

DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«

CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

130 лет со дня рождения прокофьева

Кто стоит за антиваксерами

Россия ставит антирекорды. На 22 октября страна вышла на первое место по числу с.

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(60) «Бунич Андрей» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [958]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «958» [«

ID»]=> string(3) «958» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«

IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(23) «Бунич Андрей» [«

NAME»]=> string(23) «Бунич Андрей» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(22) «/author/bunich-andrey/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(22) «/author/bunich-andrey/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(4) «1480» [«

DETAIL_PICTURE»]=> string(4) «1480» [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(13) «bunich-andrey» [«

CODE»]=> string(13) «bunich-andrey» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «958» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(3) «958» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(72) «События и мнения» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [395]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «395» [«

ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«

IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«

NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«

DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«

CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

130 лет со дня рождения прокофьева

Без бедных. Это как?

Формулировка Путина «Главная задача – обеспечить увеличение доходов населения за.

VALUE»]=> string(5) «52768» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(67) «Вадим Левенталь» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [52768]=>array(30) < ["ID"]=>string(5) «52768» [«

ID»]=> string(5) «52768» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«

IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(29) «Вадим Левенталь» [«

NAME»]=> string(29) «Вадим Левенталь» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(23) «/author/vadim-levental/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(23) «/author/vadim-levental/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «65963» [«

DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «65963» [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(14) «vadim-levental» [«

CODE»]=> string(14) «vadim-levental» [«EXTERNAL_ID»]=> string(5) «52768» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(5) «52768» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(54) «Литература» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [403]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «403» [«

ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«

IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(20) «Литература» [«

NAME»]=> string(20) «Литература» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«

DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(10) «literatura» [«

CODE»]=> string(10) «literatura» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

130 лет со дня рождения прокофьева

Пелевин навсегда

Виктор Пелевин. Transhumanism inc. – М.: Эксмо, 2021. – 608 с.

VALUE»]=> string(5) «56443» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(78) «Анастасия Сопикова» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [56443]=>array(30) < ["ID"]=>string(5) «56443» [«

ID»]=> string(5) «56443» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«

IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(35) «Анастасия Сопикова» [«

NAME»]=> string(35) «Анастасия Сопикова» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(28) «/author/anastasiya-sopikova/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(28) «/author/anastasiya-sopikova/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «74927» [«

DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «74927» [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(19) «anastasiya-sopikova» [«

CODE»]=> string(19) «anastasiya-sopikova» [«EXTERNAL_ID»]=> string(5) «56443» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(5) «56443» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(54) «Литература» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [403]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «403» [«

ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«

IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(20) «Литература» [«

NAME»]=> string(20) «Литература» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«

DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«

PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«

DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«

SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«

LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(10) «literatura» [«

CODE»]=> string(10) «literatura» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«

EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«

IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«

IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«

IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«

130 лет со дня рождения прокофьева

Круговое движение в темноте

В новой авторской рубрике книжный обозреватель Анастасия Сопикова будет размышлять.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

К 130-летию Сергея Прокофьева. Музыка, которая действительно русская

130 лет со дня рождения прокофьеваliudmila_leto все записи автора 23 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения
Сергея Сергеевича Прокофьева

Он родился в1891 году в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Его принято называть одним из самых значимых композиторов двадцатого века. В шесть лет он уже сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы, в 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а на выпускном экзамене исполнил свой Первый фортепианный концерт и завоевал премию имени Антона Рубинштейна. В искусство Сергей Прокофьев вошел как дерзкий ниспровергатель канонов. Он внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм и свежесть первозданных сил. Прокофьева подвергали разгромной критике за формализм и избирали почетным профессором Московский консерватории. Творчество композитора составило целую эпоху в мировой музыкальной культуре. Прокофьев оставил потомкам 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, а также прекрасную музыку для спектаклей и кинофильмов.

«Только, пожалуйста, пишите музыку, которая будет действительно русской», – так напутствовал молодого Прокофьева Сергей Дягилев, договариваясь с ним о новом балете. Открывая Парижу русское искусство, он ждал подлинно русского спектакля – в музыке, сюжете, костюмах и хореографии. И Прокофьев впервые обратился к национальным фольклорным истокам.
130 лет со дня рождения прокофьева
К работе над балетом «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», заказанным С. Дягилевым, С. Прокофьев приступил в Италии в 1915 году. Решено было писать новый балет на тему русской народной сказки. Из сборника русских сказок А. Афанасьева были извлечены две шуточные сказки Пермской губернии, составившие сюжетную основу для балетного сценария. Сам Прокофьев вместе с Дягилевым разрабатывал детали либретто.
Вернувшись в Петроград, Прокофьев принялся за сочинение нового балета. «Я должен сделать клавир к августу и партитуру к марту, — сообщал он Мясковскому, — а первое представление в мае 1916 г. в Париже».
Советы Дягилева, касающиеся поисков своего национального стиля, по-настоящему увлекли Сергея Сергеевича. Он обратился к изучению фольклорных сборников, стремясь обогатить свою фантазию подлинными народными интонациями. Композитор особо подчеркивал, что ему свободно удавалось создавать собственные национально-русские мелодии, почти неизменно подвергавшиеся гармоническому и интонационному заострению. Впрочем, рядом с эпизодами насмешливо-эксцентрическими в музыке балета то и дело возникали страницы обаятельного лиризма. В течение лета все шесть картин были сочинены в клавире. Постановка балета была отложена до окончания войны.

М. Ларионов, С. Дягилев и С. Прокофьев на репетиции балета «Шут».
Художник Михаил Ларионов. 1921 год

Дягилев открыл свой сезон 17 мая 1921 года в парижском театре «Gaite Lyrique'» долгожданной премьерой «Шута».
Дирижировал сам автор, затем уступивший эту роль Эрнесту Ансерме.

130 лет со дня рождения прокофьева
130 лет со дня рождения прокофьева
Декорации и костюмы в цветисто-лубочном, балаганно-экзотическом стиле были сделаны М. Ларионовым.

130 лет со дня рождения прокофьева
Главные роли исполняли К. Девилье, Т. Славинский, Лидия Соколова.

«Сказка про шута» — сравнительно короткое одноактное представление из шести картин, идущих без перерыва. Действие развивается необычайно быстро. Автор избегает балетных монологов или дуэтов, выражающих внутреннее состояние героев, добиваясь всемерной сжатости, «подтянутости.» музыкального развития. Кадр за кадром мелькают динамичные эпизоды пантомимного характера, лишь изредка сменяющиеся завершенными танцевальными номерами.
130 лет со дня рождения прокофьева
Сюжет балета вкратце сводится к следующему. Деревенский шутник, гораздый на выдумки, продает семерым односельчанам чудесную плетку, способную воскрешать мертвых. В подтверждение Шут инсценирует убийство своей жены, которую он тут же оживляет с помощью волшебной плетки. Одураченные шуты, заплатив за плетку триста рублей, убивают своих жен, но плетка оказывается бессильной — жены не воскресают. Шуты готовы растерзать обманщика. Шут, однако, уже изменил свое обличье, переодевшись женщиной. Не найдя обидчика, шуты уводят «молодуху» к себе в дом в качестве стряпки. Дальше происходит самое невероятное: богатый Купец сватается к шути-ным дочерям и выбирает в жены. стряпку. Переодетого шута приводят в спальню к влюбленному Купцу. Но ловкий озорник снова выпутывается из беды: выйдя «проветриться», он вместо себя подсовывает купцу. козу. Огорченный Купец, решив, что «молодая жена» оборотилась козой, тормошит и подбрасывает ее, пока та не издыхает. В заключение является Шут с семью солдатами и вымогает с Купца триста рублей за якобы пропавшую сестру.

Балет Пермского театра
130 лет со дня рождения прокофьева

Музыка Прокофьева словно углубляет и конкретизирует эту конфликтную ситуацию, подчеркивая незримый водораздел между различными группами действующих лиц: с одной стороны, Шут и Шутиха, с другой — семь одураченных шутов с их глупыми чадами. В изображении Шута и Шутихи задорный юмор сплетается с типично прокофьовским лиризмом, выраженным распевной русской мелодикой, нежными красками чистых инструментальных тембров и чарующей диатоникой. И наоборот, семь шутов — особенно в моменты аффектов — обрисованы с помощью диссонантных созвучий, крикливо резких тембровых комплексов. Между двумя борющимися лагерями — уморительно комичная фигура Купца, воспылавшего невыразимой страстью: его музыкальные характеристики исполнены пародийной чувствительности и тонко шаржированного томления.

Полная версия балета прозвучавшая в первый раз в Советском Союзе

Уникальная фонограмма – трансляция концертного исполнения первого балета Прокофьева «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», состоявшегося в 1984 году в Большом зале Московской консерватории. За дирижерским пультом – Геннадий Рождественский. В запись вошла не только музыка балета, но и комментарии маэстро.

«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего

и здесь можно послушать клик!
Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер и чтец – Геннадий Рождественский. Запись 1984 г. Ремастеринг 2021 г.

Музыке «Сказки про шута» присуща первозданная прелесть художественного открытия; это сказывается, во-первых, в особой свежести национального стиля и, во-вторых, в блестящем мастерстве театральной изобразительности. Хорошо знакомые очертания русских шуточно-плясовых и хороводно-лирических мелодий предстают резко обновленными, благодаря соленой терпкости гармоний, динамизированному темпоритму и колючей графичности оркестра.
С большой изобретательностью автор развивает, варьирует, а иногда и сталкивает или соединяет несколько ведущих мотивов русского склада: таковы мечтательная тема Шута, женственно певучая тема Молодухи, «любовная» тема Купца, плясовые мелодии семи шутиных жен и семи дочерей. Некоторые из них, например, тема Купца, тема Молодухи или основной мотив заключительного танца, близки к крестьянскому фольклору; очаровательна повествовательная тема Шута, положенная в основу всех пяти антрактов; ее мелос глубоко человечен, а гармонии изысканно красивы и выразительны. В иных же случаях композитор обостряет народно-песенные темы диссонантными созвучиями или мелодическими дополнениями (форшлаги, тираты, скачки), будто выражающими гримасы и ужимки комических персонажей.
Некоторые из танцевальных тем подчеркнуто примитивны — в духе детских считалок или припевок, например, танец шутиных дочерей или мотив ссоры Шута с Купцом.

В Советском Союзе балет «Шут» был поставлен только один раз — в Киевском театре оперы и балета в январе 1928 года (под украинским названием «Блазень»), Постановщиком был балетмейстер М. С. Дысковский, дирижером — А. И. Орлов. Так как партитуры у театра не было, музыку пришлось смонтировать из симфонической сюиты «Шут». Киевская постановка «Шута» вызвала одобрение журнала «Современная музыка». Тем не менее спектакль успеха не имел и скоро сошел со сцены.

0:00​ Шут и его жена
3:08​ Танец жен
6:36​ Фуга. Шуты Убивают Своих Жен
10:27​ Шут в молодости
14:31​ Третий антракт
16:26​ Танец дочерей шутов
18:44​ Вход Купца и Его приветствие
23:54​ В спальне Купца
25:57​ Молодая женщина Становится Козлом
28:19​ Пятый антракт и погребение козла
31:14​ Шут и Купец Ссорятся
33:29​ Финальный танец

«Прошедшие полвека давно примирили наш слух со звуковыми резкостями «Шута» и с его эксцентрической исключительностью. То, что когда-то казалось шалым, преувеличенно злым, колюче глумливым, сегодня воспринимается как вполне оправданное проявление насмешки, издевки, сарказма. За причудами про-кофьевского юмора угадывается непримиримость к благопристойности и рутине, презрение к глупости, жадности и обывательщине.»
По книге И. Нестьева «Жизнь Сергея Прокофьева». Москва, 1973 г.

Рубрики:Танец/Балет

Метки: Прокофьев балет

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *