13 июля день рождения пикуля

13 июля день рождения пикуля

13 июля день рождения пикуля

92 года со дня рождения Валентина Саввича Пикуля

Человек, не знающий истории, как трава без почвы, без корней.
Валентин Пикуль

Сегодня, 13 июля, исполняется 92 года со дня рождения писателя Валентина Пикуля (1928 – 1990). Это имя притягивает внимание. Его исторические сочинения – предмет увлечения и повод к жесточайшим спорам для многих людей.

Книги Валентина Пикуля не включены в программы обязательного чтения для школьников и студентов. Хотя на них и его биографии можно воспитывать молодое поколение. В 14 лет Пикуль принял единственную в своей жизни присягу, которой остался верен до конца; в 15 лет встал у штурвала эсминца «Грозный», в 16 лет стал командиром боевого поста; в 17 лет демобилизован.

«…Я имел образование всего 5 классов, я воевал с 14 лет жизни, и все, что я приобрел впоследствии, я приобрел от страстной, почти фанатической любви к познаниям». Валентин Саввич любил читать мемуары. «Без воспоминаний и дневников участников исторических событий я бы не смог писать исторические романы» – говорил Пикуль. Возможно, изучая мемуары, он невзлюбил Ивана Грозного и Петра Первого. Он не мог простить им необузданность и жестокость.

Валентин Саввич не жалел денег на покупку нужных книг. В его кабинете были книги по искусству, монографии, исследования, исторические справочники. Все тщательно проштудированное. На стенах, на косяке двери – фотографии. Он говорил, что при работе над рукописью ему необходимо видеть лицо даже «проходного» персонажа: «Лицо человека – это нечто более важное, чем бессрочный паспорт: оно может рассказать и показать писателю многое…».

Благодаря прекрасной памяти Пикуль мог почти одновременно писать несколько больших романов, переключаясь то на один, то на другой, в зависимости от настроя мысли. Свои занятия литературой он считал «сладкой каторгой». Распорядок дня, когда Валентин Саввич работал, был жёсток. Он любил ночь, поэтому писал до 4-5 утра. Затем сон до 9 утра. Работал и днем, почти не оставляя времени для сна.

Признание, слава и любовь читателей пришли к писателю неожиданно – после выхода в свет романа «Моонзунд». Пикуль работал в литературе 40 лет. «Фаворит», «Слово и дело», «Нечистая сила», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера» – за свою жизнь Валентин Саввич написал 22 романа, четыре из них двухтомные. И 151 историческую миниатюру, к примеру: «Под золотым дождем» – история создания Рембрандтом картины «Даная», «Железная башка» после Полтавы» – история правления Карла XII после Полтавского сражения в 1709 году, «Что держала в руках Венера» – история обнаружения знаменитой древнегреческой статуи Венеры Милосской, «Первый университет» – история начала научного пути великого русского ученого Михаила Ломоносова. Диапазон его творчества простирается от времен Ивана Грозного и до событий Великой Отечественной войны.

Не смог писатель пройти мимо такого события, как пышные юбилейные торжества в Японии в 1984 году по случаю «великой победы самурайского духа при Цусиме» Отложив рукопись «Фаворита», Валентин Саввич принялся за «Окини-сан». По его признанию, его захватили сцены Цусимского сражения.

Были в жизни Пикуля и травля, и угрозы. Жил он в Риге. И звонили ему не один год, как правило, часа в 3 ночи. Называли его врагом еврейского народа, антисемитом. Говорили, что он приговорен к смерти. Ему завидовали писатели и критики. Его близкие родственники долгое время не читали его романов, не помогали ему материально и считали его безнадежным лентяем и бездельником.

«…Сейчас мне 31 год (13 июля 1959. – Авт.), у меня сделаны два романа, задуманы еще четыре. Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928, умер 16 июля 19… В. Пикуль». Такие строки прочитала супруга Валентина Пикуля после его смерти, раскрыв книгу «Общий журнал о раскольниках», найденную в его кабинете среди других фолиантов. Они были написаны на форзаце ярко-красным карандашом, как кровью.

Книги Валентина Пикуля пронизаны любовью к истории родины. Все, о чем писал автор, он делал по велению сердца, а не по заказу или приказу свыше.

Книги Валентина Пикуля вы можете взять в библиотеках города Ангарска. Есть они и в электронном виде в библиотеке «ЛитРес».

Текст подготовила Татьяна Исанбаева
Центральная городская библиотека Ангарска

Источник

Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл

13 июля день рождения пикуля

13 июля день рождения пикуля13 июля день рождения пикуля13 июля день рождения пикуля

ЗОЛОТОЙ ФОНД РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 13 июля родился ПИКУЛЬ Валентин Саввич (1928-1990). 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

13 июля день рождения пикуляВалентин Пикуль – не только один из самых популярных российских писателей. Он не просто талантливый писатель, но человек, сумевший возродить лучшие традиции исторического романа и заново пробудить в нашей стране интерес к тайнам и загадкам истории. Валентин Пикуль подарил читателям множество ярких, увлекательных книг.

Родился В. С. Пикуль 13 июля 1928 года. Все детские годы Вали Пикуля прошли в Ленинграде, где и застала война его семью. Отец ушел добровольцем на фронт. И первую блокадную зиму тринадцатилетнему мальчику вместе с матерью пришлось прожить в осаждённом Ленинграде. К счастью, в 1942 году их эвакуировали по «Дороге жизни» из блокадного Ленинграда в Архангельск.

С пятнадцати лет будущий писатель служил на Северном флоте, юнгой на корабле, в 16 лет стал командиром боевого поста, позже – штурманским электриком.

После войны, не имея высшего образования, много занимался самообразованием, решив посвятить себя литературной деятельности. Постепенно стал обладателем уникальной библиотеки (11 тысяч томов), собирая необходимые материалы по истории государств.

Искал свой путь в течение нескольких лет: писал стихи, рассказы, обращаясь к истории Севера, затем к истории России. Работал без выходных и отпусков – как на войне. Работоспособность Пикуля была уникальна.

Первый роман «Океанский патруль» был написан в 1954 году. Затем последовали: «Баязет» (1961), «Париж на три часа» (1962), «На задворках Великой империи» (1964), «Из тупика» (1968), «Реквием каравану RQ-17». Далее – «Пером и шпагой». В 1974 году увидел свет роман «Слово и дело». В 1980-е появляются романы «Три возраста Окини-сан», «Фаворит», «Честь имею» и другие.

Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до своей смерти, – «Барбаросса», посвящённый событиям Второй мировой войны. Но, к сожалению, написав лишь большую часть первого тома романа (а планировалось два), Пикуль скончался.

Все его книги пользовались всегда огромным успехом, популярность его была необыкновенной. Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил примерно 20 млн. экз. Книги Валентина Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами.

А как вы считаете, много ли книг Валентина Пикуля в Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна, в частности, в Центре чтения? Все произведения! В фондах отдела можно найти многочисленные издания писателя: это и Собрание сочинений в 26 томах (Москва, АО «Деловой центр», 1995), Собрание сочинений в 20 томах (Москва, АО «Деловой центр», 1992), множество избранных произведений, коих насчитывается несколько десятков.

Вниманию читателей предлагаем некоторые из них:

13 июля день рождения пикуляПикуль, В. С. Океанский патруль: роман в двух книгах / В. С. Пикуль. – Москва : Вече, 2005.

Роман посвящён событиям Великой Отечественной войны на Северном театре военных действий. В центре внимания автора – героические дела моряков Северного флота, действия разведчиков в тылу врага. Это и повествование о тех, кто любит и ждёт моряков на берегу.

В первый том входит первая книга романа – «Аскольдовцы». Во второй – вторая книга романа – «Ветер с океана».

13 июля день рождения пикуляПикуль, В. С. На задворках Великой империи : роман в двух книгах / В. С. Пикуль. – Москва: Современник, 1992.

Этот исторический роман Валентина Пикуля написан в период начала литературной деятельности, поэтому, по словам самого автора, «он далеко не свободен от недостатков».

Произведение явилось авторским откликом на события, связанные с освоением целинных земель. В романе рассказывается о жизни русской провинции в канун 1905 года. Его герои вымышлены или изменены их фамилии, но для создания их образов автор использовал подлинные материалы. Уренск – город несуществующий, но внук писателя Ф. М. Достоевского догадался, что писатель имел в виду места, близкие к Семипалатинску.

13 июля день рождения пикуляПикуль, В. С. Битва железных канцлеров : роман / В. С. Пикуль. – Ташкент : Укитувчи, 1989.

В это книге совмещены два романа из прошлого дипломатии: «Пером и шпагой» и «Битва железных канцлеров». Один роман дополняет другой: их объединяет единство темы… Отношения России сначала с королевской Пруссией, а затем с императорской Германией – об этом писали, пишут и ещё будут писать. В истории этих отношений проступают черты будущего Европы – её надежд и её трагедий.

13 июля день рождения пикуляПикуль, В. С. Моонзунд. Миниатюры / В. С. Пикуль. – Москва : Вече; АСТ, 2004.

Роман «Моонзунд» посвящён героическим действиям русских моряков на Балтике против германского флота в канун Октябрьской революции. Однако, это не только исторический и политический роман, но и любовный, как писал Валентин Пикуль.

В книгу также вошли миниатюры автора.

13 июля день рождения пикуляПикуль, В. С. Реквием каравану PQ-17. Мальчики с бантиками / В. С. Пикуль. – Москва : Вече; АСТ, 2005.

В документальной трагедии «Реквием каравану PQ-17» развёртывается жестокая трагедия минувшей войны – гибель союзного каравана в полярных широтах.

Повесть «Мальчики с бантиками» посвящена организации и строительству на Соловецких островах Школы юнг для пополнения флота в годы Великой Отечественной войны.

Книгу дополняют морские миниатюры, а также размышления автора «Ночной полёт» и «Живая связь времён».

13 июля день рождения пикуляПикуль, В. С. Крейсера : роман / В. С. Пикуль. – Москва : Современник, 1989.

Роман «Крейсера» повествует о мужестве и стойкости русских моряков в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Падение Порт-Артура, трагедия Цусимского сражения, события в дальневосточных водах в какой-то мере предопределили ход революции, оказали огромное воздействие на Россию.

Роман «Крейсера» в 1988 году был отмечен Государственной премией РСФСР имени М. Горького.

Приглашаем любителей классической литературы в Центр чтения! Богатый фонд отдела позволяет создать целостное представление как о личности, так и художественном наследии писателя.

Следующая выставка будет посвящена творчеству Александра Борисовича Чаковского, 105-летие которого будет отмечаться в августе текущего года.

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ!

Источник

Валентин Пикуль

13 июля день рождения пикуляВалентин Саввич Пикуль

В 1942 году они были эвакуированы по «Дороге Жизни». Валентину очень хотелось пойти на фронт, где уже давно находился его отец, и он идёт учиться в школу юнг на Соловках. Во время войны его мать умирает, отец погибает под Сталинградом.

В 1943 году юный Пикуль попадает на фронт в качестве рулевого-сигнальщика в экипаже миноносца «Грозный». Там он и прослужил до конца войны. После войны Пикуль активно занимался самообразованием, т.к. знаний ему, проведшему своё школьное время на войне, явно не хватало. Уже тогда он решает заняться написанием книг.

Литературная деятельность давалась ему нелегко, но Пикуль был настойчив. В 1953 году его первые рассказы были изданы в альманахе «Молодой Ленинград». Вскоре выходит в свет его первый роман «Океанский патруль». Роман привлёк к себе внимание общественности, и Пикуль был принят в Союз Писателей. Он рассказывал о борьбе с немцами в Белом море во время Второй мировой войны.

Романы Пикуля нередко подвергались критике за вольное обращение с историческим материалом. Однако это не мешало им пользоваться большой популярностью у читателей. Особенно критиковали роман «Нечистая сила», посвященный Григорию Распутину и его ближайшему окружению. Между тем сам автор считал этот роман одним из самых удачных, а его жена полагала, что этот роман является краеугольным камнем в понимании всего творчества писателя.

За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал около 30 романов и повестей, некоторые из них экранизированы. На его счету несколько литературных премий. И сегодня его произведения читают и переиздают: на 2008 год общий их тираж достиг 500 миллионов экземпляров.

В конце своей жизни писатель трудился над большим романом «Барбаросса», который был посвящён событиям Второй мировой войны. Однако он не успел закончить свой труд.

16 июля 1990 года в Риге Валентин Пикуль скончался.

Источник

Исполнилось 90-лет со дня рождения Валентина Пикуля

13 июля день рождения пикуля

13 июля исполнилось 90 лет со дня рождения Валентина Саввича Пикуля – автора романов «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Нечистая сила» и ещё нескольких десятков произведений, ставших сегодня классикой отечественной литературы.

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин поздравил всех поклонников творчества писателя в связи с этой знаменательной датой.

«Творчество этого замечательного писателя-мариниста занимает особое место в нашей литературе. Для множества читателей романы Валентина Пикуля стали поистине проводниками в богатейшем мире российской истории. Сила его художественного слова заставляет искренне сопереживать событиям самых отдалённых эпох, а присущая писателю твердая нравственная позиция неизменно способствует воспитанию у молодёжи любви к Отечеству и гордости за свою страну.

Черпая вдохновение из самых ярких и сложных периодов прошлого России, Валентин Саввич Пикуль очень тонко ощущал дух эпохи и стремился в полной мере донести его до своих читателей. Поэтому героями его произведений нередко становились не только правители и полководцы, но и простые люди, судьбы которых составляют грандиозную картину отечественной истории»,

– отметил в своем обращении Сергей Нарышкин.

Судьба Валентина Саввича Пикуля похожа на приключенческий роман: она полна событий, неожиданных поворотов, драматических моментов, в каждом из которых неизменно прослеживается сила духа писателя. Валентин Пикуль родился в Ленинграде и детские годы провёл в городе на Неве. Пережил блокадную зиму и весной 1942-го, больной цингой и дистрофией, был эвакуирован по «Дороге жизни» в Архангельск. Отец Пикуля пропал без вести под Сталинградом, а сам Валя Пикуль, будучи 15-летним подростком, окончил школу юнг и был определён на миноносец «Грозный», где прослужил до конца войны.

«Жизнь гнула его, как травинку. Но после каждого удара судьбы он мужал духом, крепчал характером и выходил победителем. А ведь судьба у него была совсем не сладкая: представьте, в 13 лет он тушил «зажигалки» на крыше своего дома в блокадном Ленинграде»,

– сказала вдова писателя Антонина Пикуль, которая специально приехала в Москву, чтобы принять участие в юбилейных торжествах.

В честь 90-летия Валентина Пикуля в московском киноконцертном зале «Россия» состоялась Всероссийская Литературно-историческая кают-компания. Крупнейших зал в самом центре столицы едва вместил всех желающих: сотни людей пришли отдать долг памяти писателю, ставшему любимым сразу для нескольких поколений.

«Писатель и моряк, он всегда действием проявлял свой патриотизм, – отметил председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан 1-го ранга Михаил Ненашев. – Тем и ценен для ныне живущих и для потомков удостоверенный временем талант Пикуля, что он является ярким и мощным носителем воли к созиданию во имя достойной жизни в нашем Отечестве».

Творческий путь писателя достоин уважения: после окончания Великой Отечественной он твёрдо решил заняться литературой, позже иронизировал, что его-то в писательской среде и не хватало – с пятью классами образования. Все свои знания Валентин Пикуль черпал из книг, с колоссальным усердием день за днём штудируя тома. Исторические материалы и архивные документы в итоге ложились в основу его многочисленных произведений. Несмотря на критику, которая порой высказывалась в адрес писателя, он стал одним из самых популярных авторов, пишущих на историческую и военно-морскую тематику. Общий тираж книг при жизни Пикуля составил около 20 миллионов экземпляров.

Сейчас на государственном уровне обсуждается возможность включения произведений Валентина Пикуля в школьную программу. С соответствующим обращением к Министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому обратилась вдова писателя Антонина Пикуль.

Текст: Анна Хрусталева

«История – это инструмент острорежущий»

Валентин Пикуль оставил этот мир в 1990 году – на пороге нового времени, в котором ему, советскому моряку, ветерану войны, русскому рижанину из «некоренных» (стал бы, значит, «негражданином» независимой Латвии), было бы не очень уютно. Жизнь Пикуля оказалась чётко вписана в советскую эпоху, а вот его творчество – как бы многим ни хотелось обратного – эти временные рамки перешагнуло, оставаясь востребованным и сегодня. Причём востребованным не как спокойное, развлекательное «чтиво», а как пища для ума и повод для острых споров.

Личность Валентина Саввича Пикуля и его произведения практически не вызывали и не вызывают нейтральных, объективизированных оценок: писателя или резко ругают, обвиняя в литературном «сплетничестве», вольном обращении с фактами, даже в сознательной лжи и клевете, – или возносят его талант до небес… Между тем, в неумеренных восторгах Пикуль точно не нуждается. Он, кстати, умел быть строг и даже беспощаден к созданным текстам, в зрелом возрасте отказавшись считать «своим» ранний роман «Океанский патруль» (1954 г.), на который было опубликовано немало хвалебных рецензий.

Феномен Пикуля, секрет притягательности его произведений (и как обратная сторона медали, причина уязвимости для критиков из «академического» лагеря) – в его искренней, в чём-то даже мальчишеской увлечённости Историей. Для Пикуля-романиста тот или иной сюжет из прошлого – не тема для дотошной, скрупулёзно-детальной реконструкции, а «кусок» живой жизни, захватывающе интересной в своём человеческом измерении, в изменчивости характеров и ситуаций. Отсюда – фирменный «пикулевский» стиль, который поклонники его творчества характеризуют как «сказовую манеру изложения», «невыразимую внутреннюю свободу», а противники избранного им подхода видят здесь фамильярность по отношению к историческим деятелям, тяготение к пересказу исторических анекдотов, литературную «неопрятность».

Вероятно, истоки художественного метода Валентина Пикуля – в его биографии. Ничто так не «программирует» литератора, как встреча в юности с двумя мощнейшими экзистенциальными вызовами – морем или войной. В отроческие годы писателя эти два начала соединились: несколько месяцев в блокадном Ленинграде, эвакуация по «Дороге жизни», учёба в Соловецкой школе юнг на Белом море, затем служба на эскадренном миноносце «Грозный», сопровождение арктических караванов с поставками по ленд-лизу… «Служба на флоте дала мне закваску, которая пригодилась в жизни, – признавался Пикуль. – Иной раз бывает тяжело, но вспомнишь «Грозный», и все житейские неурядицы блекнут».

А «житейских неурядиц» на пути Пикуля было немало. Характер у него был отнюдь не самый покладистый. В 1945 году перед сходом на берег штурман Горбунов выдал будущему писателю следующую характеристику: «Юнга В.С. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков». Валентин поступил было на подготовительное отделение Ленинградского военно-морского училища, но учёба не задалась, и вскоре он был отчислен. Перебивался случайными заработками… И в эти годы почти что люмпенского существования у него пробудился интерес к прошлому и желание писать – настолько мощные, что вопреки жизненным обстоятельствам он начинает пробовать свои силы в литературе. Однокашник Пикуля Виктор Ягодкин приводит воспоминания писателя о той поре: «Живя без всяких удобств у деда-дворника в мансарде 6-этажного дома, он [В. Пикуль], после случайных заработков, писал, писал и писал. Глядя на него, дед с сочувствием советовал: «Валька, иди лучше пивом торговать – на пене больше заработаешь, чем коптить крышу свечами». Нашлись и те, кто поверили в молодой талант, оказали ему поддержку – писатели Вера Панова и Юрий Герман.

Не получив законченного образования, но будучи талантливым, цепким и фантастически упорным самоучкой, Пикуль начиная с юности самостоятельно освоил массу исторического материала. Позднее, когда стали позволять средства, сформировал нужную для работы библиотеку, собрал уникальную коллекцию портретов исторических личностей, завёл картотеку на огромное число государственных, общественных, военных деятелей. В отсутствие Интернета систематизаторский труд отлично тренировал память и мышление!

Первая художественная публикация В.С. Пикуля относится к 1949 году (главы из романа «Курс на солнце» публиковала балтфлотовская газета «На вахте»). А первый, собственно, «пикулевский» исторический роман «Баязет» вышел в свет в 1961 году. В нём уже присутствуют все основные черты творчества писателя. В центре повествования – люди чести и долга в экстремальных ситуациях, в предельном напряжении борьбы, когда испытанию подвергается принятая ими иерархия ценностей и однажды данная присяга. Основа произведения связана с реальной историей, но автор оставляет за собой право, не всегда, к сожалению, это чётко оговаривая, на творческий вымысел.

И ещё один момент, проявившийся в «Баязете», – внимание к забытым и полузабытым страницам прошлого. Роман посвящён вроде бы периферийному эпизоду Русско-турецкой войны 1877–1878 годов – обороне малочисленного русского гарнизона в захваченной у турок крепости Баязет. На обращение к этому сюжету Пикуля вдохновили вышедшие в конце 1950-х книги Сергея Смирнова о героях Брестской крепости. В солдатах и офицерах царской (!) армии читатели Пикуля обнаруживали людей, руководствующихся теми же принципами, что и советские воины, стоявшие насмерть против нацистских полчищ. Так что уже первый удачный исторический роман писателя обозначил важнейшую для него тему преемственности этики служения Отечеству, передачи этой эстафеты от поколения к поколению.

Прямо скажем, это был небанальный подход для тех лет, когда официальной пропагандой постоянно подчёркивалось: единой морально-духовной основы у «эксплуататоров» и «трудящихся» быть не может. Пикуль же, нигде это декларативно не провозглашая, подводил тех, кто знакомился с его произведениями, к идее о единстве и непрерывности русской истории, составляющей общее великое наследие единого народа, поверх деления на «белых» и «красных». «Враги русской истории – это враги русского народа», – говорил писатель.

За «Баязетом» последовали другие романы, каждый из которых открывал для читателей грани истории, не освещавшиеся лучами советского «культпросвета». Какие ассоциации, например, вызывало словосочетание «князь Потёмкин-Таврический?» На уровне автоматической реакции вспоминался знаменитый восставший броненосец, «непобеждённая территория революции». Потом некоторые, может быть, вспомнили бы о екатерининском фаворите. А ведь само слово «фаворит» звучало уничижительно… Пикуль же посвящает свой роман «Фаворит» (1984 г.) Потёмкину – не великосветскому хлыщу, а одарённому администратору, патриоту, человеку с высокой и драматической судьбой. Или вот, например: что происходило на линии противостояния Первой мировой войны в октябре 1917-го, за несколько дней (!) до большевистского переворота? Пикуль рассказал в своём романе «Моонзунд» (1970 г.) о мужестве защитников Моонзундского архипелага, чья безнадёжная стойкость оказалась заслонённой в массовом сознании мифологемой «победоносного Октября».

Можно было бы перебрать сюжеты и других романов Пикуля, а также его блистательную россыпь исторических миниатюр. Многие современники узнавали из них впервые, например, о деятельности канцлера Горчакова, о многих событиях Русско-японской войны, о работе российской дореволюционной разведки и контрразведки, о трагических страницах хроники полярных конвоев… По словам адмирала Владимира Егорова, «в творчестве Пикуля люди искали опору и находили её. Оно было нужно им, как свежий ветер парусу». Пожалуй, редко когда в истории мировой культуры жанр исторического романа был так востребован обществом, как в позднесоветские годы. Валентин Саввич прекрасно сознавал лежащую на нём ответственность. В одном из интервью 1985 года он признавал: «История – это инструмент острорежущий… хочет или не хочет исторический романист, но, садясь за рабочий стол, он уже силой обстоятельств невольно вовлечен в борьбу». К сожалению, в некоторых поздних произведениях («Нечистая сила», «Барбаросса») конъюнктура перебивала и его талант, и присущий ему такт обращения с прошлым.

Популярность Валентина Пикуля не знала границ, и в глазах многих читателей его произведения заняли место научных исторических трудов. Сегодня, когда историческое знание становится доступным для всех интересующихся прошлым, «пикулизация» исторической памяти выглядит анахронизмом. Но хочется верить, что творчество писателя сохранит обаяние свежести и ещё многих приведёт под своды музеев, библиотек и архивов, подвигнет к глубокому погружению в прошлое на основе документальных источников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *