125 лет со дня рождения зощенко
125 лет со дня рождения зощенко
125 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Зощенко
Михаил Михайлович Зощенко родился в Санкт-Петербурге, в семье художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко, выходца из украинских дворян.
Стихи и рассказы писал с детства, его мать была актрисой и литератором.
В 10-е годы XX века писал философские сказки, притчи, миниатюры, рассказы и фельетоны, навеянные творчеством Ф. Ницше, О. Уайльда, раннего А. Блока.
Учился в Петербургском университете, на юридическом факультете.
В 1915 году прервал учёбу и ушёл добровольцем на фронт. Прошёл Первую мировую и Гражданскую войны. Имел боевые награды. Был ранен, пережил газовую атаку. Последствия войны серьёзно отразились на здоровье будущего писателя.
В 20-е годы Зощенко пересматривает свои взгляды, начинает писать «для новой страны, для новых, еще неизвестных читателей».
Этот же герой – горожанин-обыватель – претендует на некий культурный уровень: пытается размышлять в философском ключе («наивная философия»), судит о политике и государстве.
Основной жанр – комическая новелла. Основной приём – ломаный и пёстрый язык – и героя, и автора-рассказчика.
Жанр и язык «шутовского сказа» характерны не только для персонажей Зощенко, но и для его авторских предисловий и автобиографий.
Грубоватая разговорная речь перемежается канцеляризмами и включает в себя не до конца понятные термины, политические или книжные («будто вдруг атмосферой на меня пахнуло», «только одно заглавие, что квартира», «собачонка системы пудель»).
Произведения Зощенко публикуются в таких сатирических журналах, как «Красный ворон», «Дрезина», «Бузотер», «Смехач», «Бегемот»; выходят его сборники «Разнотык» (1923), «Аристократка», «Веселая жизнь» (1924), «Обезьяний язык» (1925), «Уважаемые граждане» (1926), «Мелочи жизни» (1927), «Над кем смеетесь?!» (1928) и др.
Зачастую комизм Зощенко воспринимается как поверхностный. Однако есть у него и другие произведения, например, ранние «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова», «Рыбья самка», «Лялька Пятьдесят».
В период с 1923 по 1930 годы создает цикл пародийных «Сентиментальных повестей» – в попытке доказать, что традиции русской классической литературы XIX века потеряли свою актуальность.
Выделяют написанную в 1930 году повесть Зощенко «Мишель Синягин».
В 1920—1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель выступает по всей стране, он очень успешен. В 1939 году получает свой единственный орден мирного времени – Трудового Красного Знамени.
Постепенно Зощенко в своём творчестве движется от шутовского, высмеивающего жизнь фельетона и сказа к другому стилю, ищет положительные стороны и в жизни, и в литературе. Пишет в новых для себя жанрах. В 1933 году публикует художественную повесть «Возвращённая молодость», в которую включены «научно-популярные» фрагменты о здоровье и долголетии.
Во время войны, находясь в эвакуации, много и успешно работал для театра. Писал фельетоны.
Ещё в 1930-е годы была начата работа над автобиографической повестью-эссе «Перед восходом солнца». По словам самого Зощенко, это – третья часть трилогии, «начатой «Возвращённой молодостью» и продолженной «Голубой книгой». Эта книга будет мало похожа на обычную художественную прозу. Это будет скорей трактат, философский и публицистический, нежели беллетристика».
В 1943 году начало произведения печатается в журнале «Октябрь». В этой повести Михаил Зощенко пытается объяснить своё прежнее «сатирическое» мировосприятие и желание выписывать в своих произведениях только отрицательных персонажей. Он считает «виновной» в этом душевную болезнь, от которой теперь ему удалось исцелиться. Зощенко действительно всю жизнь страдал от тяжёлой депрессии.
Позже публикацию глав из повести «Перед восходом солнца» назовут «литературным самоубийством Зощенко»: в скором времени повесть была признана «политически вредной и антихудожественной», публикация в «Октябре» приостановилась.
Михаил Зощенко был обвинён в клевете на советскую действительность и был исключён из Союза писателей СССР. Ситуация изменилась только после смерти Сталина, когда его восстановили в Союзе и опала и травля прекратились.
Прошло более десяти лет, прежде чем появились две книги избранных произведений Зощенко – «Избранные рассказы и повести. 1923–1956» (1956) и «Рассказы и фельетоны» (1958). К литературной деятельности после известных событий писатель больше не возвращался.
Многие его произведения разошлись на цитаты, высказывания-афоризмы писателя стали широко известны. Вот – некоторые из них:
«Самое важное в жизни – слова. Из-за них люди шли на костры».
«Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь».
«Красивое никогда не бывает смешным».
«Ложь и искусство создают жизнь».
«Из всех дивных явлений и чувств, рассыпанных щедрой рукой природы, нам, наверное, я так думаю, наижальче всего будет расстаться с любовью».
Новые обзоры проекта «Русский академический журнал»
«Писатель, ни словом не солгавший ни в одной из своих книг». 125 лет со дня рождения Евгения Шварца
«Смысл истории проявляется, когда слова со страниц книги встречаются с мыслями в голове читателя. ». 75 лет со дня рождения Филипа Пулмана
Объявлены полуфиналисты Международного конкурса переводов «Pechorin.net»
Итоги Международного конкурса переводов «Pechorin.net»
День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
120 лет со дня рождения русского языковеда, лексикографа, составителя толкового словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегов
Подведены первые итоги Международного конкурса переводов «Pechorin.net»
Умер Эдуард Лимонов
Объявлены финалисты Международного конкурса переводов «Pechorin.net»
Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?
Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале. Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net. Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.
125 лет со дня рождения зощенко
Печальный гений смеха
Виртуальная книжная выставка к 125-летию со дня рождения М.М. Зощенко
«Я подумал о смехе, который был в моих книгах,
но которого не было в моем сердце». М.М. Зощенко
Судьба Зощенко уникальна. В его жизни были как грандиозный успех, любовь читателей и признание коллег, так и чудовищный по своей несправедливости разгром, поставивший крест на его писательской судьбе. Вряд ли в истории русской литературы есть другой писатель, которому бы так не повезло с критиками и с интерпретацией его произведений.
С именем Зощенко связано много как легендарного, так и неясного, противоречивого. Начиная с даты и места рождения. По каким-то причинам писатель указал в автобиографии 1895 год рождения вместо 1894, а место, где он появился на свет, вообще перенес из Петербурга на Украину, в Полтаву. Подобная путаница сопровождала его всю жизнь…
После окончания гимназии в 1913 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Не завершив учебы, ушел в 1915 г. добровольцем в действующую армию, чтобы, как вспоминал он впоследствии, «с достоинством умереть за свою родину». В канун Февральской революции он был уже командиром батальона, кавалером четырех боевых орденов за выдающуюся храбрость, штабс-капитаном.
Начало 20-х годов стало для писателя самым сложным периодом в жизни. Ранения и болезнь сердца давали о себе знать. Плохое самочувствие усугублялось постоянными поисками заработка. В этот период Зощенко сменил несколько специальностей, начиная от сапожника и актера, заканчивая сотрудником уголовного розыска.
Тем не менее, его литературная жизнь в этот период «бьет ключом». Будущий писатель посещает творческие лекции, которые ведет Корней Чуковский. Современники зачитывались зощенковскими рассказами; его цитировали, превращая строки в «крылатые фразы».
К середине 1920-х годов Михаил Зощенко становится одним из самых популярных писателей. Свои рассказы он часто сам читал перед многочисленными аудиториями. Это были уморительные истории с комическим героем – обывателем с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее.
Зощенко был наделен абсолютным слухом и блестящей памятью, постоянно работал над языком рассказов. За годы, проведенные среди простых людей, он сумел проникнуть в тайну их разговорной конструкции. Сумел перенять интонацию, выражения и обороты речи, он до тонкости изучил этот язык и уже с первых шагов в литературе стал пользоваться им легко и непринужденно, будто этот язык – его собственный, кровный, впитанный с молоком матери.
Вот, к примеру, читаем рассказ «Аристократка»:
«…Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме. »
В 1935 г. он закончил «Голубую книгу» – цикл рассказов из пяти частей: «Деньги», «Любовь», «Коварство», «Неудачи», «Удивительные события». В книге, наряду с рассказами о современности, есть и новеллы исторического характера, которые, по замыслу писателя, должны были показать, как деньги, корыстолюбие и другие пороки, свойственные людям «старого мира», калечили человеческие души.
Одновременно с «Голубой книгой» Зощенко написал повести: «История одной жизни», «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Возмездие», «Тарас Шевченко». Это была хорошая, добротная беллетристика, свидетельствующая о новых гранях таланта писателя, но большого читательского успеха они Зощенко не принесли.
В 20-30-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен.
На первый взгляд, творческая судьба писателя складывалась благополучно, однако на протяжении всего литературного пути он подвергался строгой и зачастую несправедливой критике.
Сразу после начала Великой Отечественной войны Зощенко идет в военкомат и подает заявление на фронт. Получает отказ: «К военной службе не годен». Тогда Зощенко поступает в группу противопожарной обороны и со своим сыном дежурит на крыше во время бомбежек. Также пишет антифашистские фельетоны для газет и на радио. Уже в сентябре 41 года Зощенко в приказном порядке эвакуируют сначала в Москву, потом в Алма-Ату. В апреле 1943 он вернулся в столицу и работал в журнале «Крокодил».
Главной книгой в своей жизни Зощенко считал автобиографическую работу «Перед восходом солнца». Он начал работу над еще в 30-е годы. Это повесть о том, как писатель пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Все новеллы, написанные для нее, предназначены лишь для того, чтобы отыскать первопричину болезни, мучавшей автора. Работа продолжалась и во время Отечественной войны, и в эвакуации. В 1943 г. первые главы научно-художественного исследования о подсознании были напечатаны в журнале «Октябрь». Публикация вызвала большой скандал, над Зощенко «сгустились тучи».
Апофеозом всех перипетий стало печально известное постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», после чего писателя исключают из Союза писателей и лишают продуктовой «рабочей» карточки. Повод для нападок на этот раз был и вовсе ничтожен – детский рассказ «Приключения обезьяны». Вскоре все издательства, журналы и театры расторгают заключенные ранее договоры, требуя вернуть назад выданные авансы. Ни на одну работу Зощенко не брали, так же как и его жену, тоже носившую «заклейменную» фамилию. Наступил период бедствования. Выжить помогла всенародная любовь к Михаилу Михайловичу. По утрам он открывал свой почтовый ящик и находил там конверты с деньгами от совершенно неизвестных людей.
В июне 1953 года Зощенко вернули в Союз писателей. Бойкот ненадолго прекратился. Но после выступления в Доме писателя, где Зощенко открыто заявил о несогласии с обвинениями в свой адрес, начинается новый этап «гонений».
Каков же он был внешне, этот великий печальный юморист?
По словам Даниила Гранина, «…узкое смугловатое лицо писателя привлекало какой-то старомодной мужской красотой… В его облике соединялись деликатность и твёрдость, скорбность и замкнутость. Передвигался он неторопливо и осторожно, точно боясь расплескать себя. Его чинность и холодок можно было принять за высокомерие, и даже вызов».
Наиболее лаконично и правдоподобно о Зощенко вспоминал К.И. Чуковский: «Это был один из самых красивых людей, которых я когда-либо видел…, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в поношенных, заплатанных штиблетах».
Зощенко прошел большой и нелегкий путь. Но писателю удалось не только сохранить свое лицо, но и оставить яркий след в литературе. Все его произведения подтвердили высокий уровень мастерства и ярко высветили гражданское мужество человека, который остался верен себе и своему таланту даже в самых тяжелых жизненных ситуациях.
На виртуальной выставке мы представляем имеющиеся в фондах Заволжской городской библиотеки произведения Михаила Зощенко, а также литературу о его непростом жизненном и творческом пути.
Зощенко М.М. Собрание сочинений: в 4-х т. Примеч. Ю. Томашевского. – М.: Престиж Бук, 2012.
Четырехтомник М. Зощенко приятно взять в руки. Красивая обложка, офсетная печать. Здесь Михаил Зощенко предстает верным последователем традиций классической русской сатиры, где смех никогда не был смехом стороннего, где за внешней веселой формой всегда стояло идущее от сердечной боли гражданское содержание. При кажущейся непритязательности любого его рассказа у Зощенко всегда таилась взрывной силы остронасущная, живая проблема дня.
Прочитайте его рассказы – и вы убедитесь, насколько они актуальны и современны.
По его произведениям снято множество художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!».
А раздел «Письма к писателю» в 3-м томе открывают, на мой взгляд, нового Зощенко, глубокого, до слез искреннего и честного.
Настоящее издание, кроме произведений М. М. Зощенко, изучаемых по школьной программе, содержит много дополнительных материалов: комментарии к текстам, летопись жизни и творчества писателя, высказывания критиков о нем, воспоминания современников, темы сочинений, развернутые планы некоторых из них, задания для самостоятельной работы, а также материалы, которые в равной мере можно использовать как для проверки знаний, так и на досуге, во время тематических вечеров.
А вот писателю стало неуютно. После «Голубой книги» его фактически перестали печатать: мол, выходит за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки». Зато в мировой культуре признали Михаила Зощенко явлением уникальным. Незадачливые западные критики увидели в его прозе сюрреалистическую фантастику. Но мы-то с вами знаем: он описывал только то, что видел вокруг.
Зощенко М.М. Избранное/ Сост. и вступ. ст. Ю.В. Томашевского; Оформл. В.Я. Мирошниченко. – М.: Сов. Россия, 1988. – 432 с.: ил., 1 л. портр.
В книгу вошли рассказы разных лет, комедии, юмористические картинки «Веселые проекты» и «Счастливые идеи».
Если вы любите рассказы Зощенко, то вам обязательно нужно их читать именно в этом издании, потому что здесь по всей книге рассыпаны рисунки 20-30 годов по произведениям Зощенко!(фото иллюстраций) Сколько в них юмора, прелести, легкости! С этими иллюстрациями Зощенко читается еще веселее! А такие названия рассказов, как «Матренища», «Китайская церемония», «Фома неверный», «Аппарат «Сукин сын», «Беспокойный старичок», «Смешная историйка», «Плащ «Собачье горе», уже вызывают улыбку – и вы в предвкушении увлекательного чтения!
В детско-юношеском отделе библиотеки есть замечательные книжки М. Зощенко, адресованные детям.
В 1937-1945 годах он писал много рассказов для детей. Неповторимый юмор его коротких, весёлых историй любят и дети, и родители. Их с удовольствием читали и читают. Среди них сборники рассказов для детей Зощенко «Лёля и Минька», «Умные животные», «Хитрые и умные» и др. У писателя получилось проникнуть в детское мироощущение и поговорить с ребёнком на понятном языке. Михаил Зощенко ценил своего маленького читателя. Он писал, что «это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора. ».
Дымшиц А.Л. Избранные работы: В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1983. Т. 2. Звенья памяти: Портреты и зарисовки. 1983. – 480 с.
Мунблит Г. рассказы о писателях. Маленькая повесть. – М.: Советский писатель, 1989. – 256 с.
Эта книга воспоминаний критика и кинодраматурга Георгия Николаевича Мунблита о писателях, с которыми он встречался, дружил и работал. Это увлекательные рассказы о невымышленных героях и невымышленных событиях, в которых автору довелось быть участником и свидетелем. И все это предстает здесь в сюжетных коллизиях, отличительная особенность которых в совершенной их достоверности.
Так, например, он описывает первую встречу с Зощенко:
«Впервые я увидел его году в тридцатом в Гагре, на пляже, жарким осенним утром. Широкая, раскаленная солнцем прибрежная полоса была сплошь покрыта весело шевелящейся пестрой толпой купальщиков… И только Зощенко выглядел совершенно не так, как должен был выглядеть знаменитый писатель-юморист тридцати пяти лет от роду, отдыхая и развлекаясь на юге.
Он стоял, опершись на трость, в парусиновом костюме и белой фуражке, невысокий, узкоплечий, худой, с печально приподнятыми бровями на темном иконописном лице, и разговаривал с дикарски раскрашенной блондинкой в купальном халатике, картинно полулежащей у его ног на горячих гагринских камушках.
Девица…, польщенная вниманием своего собеседника, невпопад похохатывала в ответ на каждую его фразу, он же был задумчив и невозмутимо серьезен. Помню, как удивила меня церемонная почтительность, с какой он слушал щебетание своей дамы, ни единым движением не выдавая своего истинного к ней отношения.
Позднее, уже познакомившись с ним, я понял, что в то утро, на пляже, он и не думал кривить душой. Оказалось, что он относится серьезно и уважительно ко всем без исключения людям, с которыми его сводит судьба, даже и в тех случаях, когда не испытывает к ним решительно никакой симпатии.
Вот и верь после этого первому впечатлению, если, руководствуясь им, я готов был заподозрить в неискренности одного из самых чистосердечных, простодушных и правдивых людей на земле. ». Воспоминания читаются на едином дыхании.
Перечитывая заново: Литературно-критические статьи/ Сост. В. Лаврова. – Л.: Худож. лит., 1989. – 376 с.
Автор исследования творчества Зощенко задумывается над тем, в чем же заключалось неповторимое своеобразие писателя? Чем дорог художник не только коллегам-современникам, но и нынешним читателям? Что помешало ему в полной мере раскрыть свой талант? А.Н. Старков использует в книге малоизвестные материалы, дает представление о нелегком жизненном и творческом пути талантливейшего писателя, чье творчество, говоря словами М. Горького, до сих пор не утратило своей «социальной педагогики». В приведенных диалогах и переписках Зощенко предстает трогательным, ранимым, благодарным. Особенно проникновенны страницы, где А. Старков пишет о последних годах жизни М. Зощенко и о трагических минутах прощания с ним.
Чудакова М.О. Избранные работы, том 1. Литература советского прошлого. – М.: Языки русской литературы, 2001. – 472 с.
Мариэтта Чудакова, известный советский литературовед, доктор филологических наук, в разделе «Поэтика Михаила Зощенко» рассказывает о творчестве юмориста и сатирика. Автор показывает, как была выработана писателем манера письма, раскрывает связи прозы Зощенко с произведениями Пушкина, Гоголя, Достоевского и с работой советских писателей: Маяковского, Леонова, Вс. Иванова и др. Книга знакомит читателя с неизвестными архивными материалами: письмами писателя, его литературным наследием. Интересны и увлекательны зарисовки встреч автора с женой Зощенко Верой Владимировной на даче в Сестрорецке, с сестрой писателя Верой Михайловной, ставшими прототипами многих рассказов. Замечательно то, что за литературоведческими исследованиями не потерялась личность Зощенко, и он предстает в книге М. Чудаковой и как многогранный человек, и как талантливый рассказчик, и как патриот своей страны…
Цитаты из произведений М. Зощенко.
* Счастье бывает не тогда, когда у вас все есть, а когда чего-нибудь нет, и вы хотите этого и достигаете – вот счастье. Достигнув же, вы часто бываете несчастны, ибо в жизни вашей одним желанием уже меньше.
* Вы говорите – искусство? Знаем! Играли.
* Что за шум, а драки нет?
* Жизнь слишком скоротечна, чтобы устраиваться в ней так основательно, так всерьез.
* А желающие – не хотят!
* Любовь, как это ни удивительно, связана прежде всего с крупнейшими неприятностями.
* Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь.
* Вообще говоря, неизвестно, сколько человеку всего нужно. Наверное, больше того, чем сколько ему нужно, и не менее того, чем сколько он хочет.
Н.В. Петриченко,
зав. отделом Заволжской городской библиотеки
2. Многие произведения Михаила Зощенко разлетелись на афоризмы. Очень забавно писатель иллюстрирует бытовые ситуации. Так, именно его перу принадлежит знаменитая фраза: «Что за шум, а драки нету?», а взялась она из юмористического рассказа «Нервные люди» (1925). Ситуация описывается житейская: две жительницы коммунальной квартиры не поделили ежик для чистки примуса. И как раз после известной фразы началась настоящая драка.
3. Первой книгой Михаила Зощенко стали «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Во время набора и печати типографские рабочие так хохотали, что часть тиража по ошибке упаковали в обложки книги «Трактаты о трагическом».
4. Осенью 1941 года Михаила Зощенко в приказном порядке отправили в Алма-Ату. С собой писателю разрешалось взять лишь один чемодан весом в 12 килограммов. Когда были уложены все рабочие записи и наброски, на все необходимое осталось всего лишь четыре кг.