1212 год крестовый поход детей

В начале 13-го века тысячи детей из Франции и Германии собирались в «войска» и устремлялись к морю, чтобы отправиться в Иерусалим и отобрать у мусульман Гроб Господень. В историю это поразительное по своей странности, наивности и трагичности событие вошло под названием Крестовый поход детей.

Пастушки Николас и Стефан

В мае 1212 года войско немецких юных крестоносцев насчитывало не менее 25 тысяч «солдат», большинству из которых не исполнилось и 13 лет.

Примерно столько же крестоносцев собирается и во Франции.

Дети шли по городам и весям, несли хоругви, пели псалмы, выпрашивали у сердобольных жителей еду. Многие болели и умирали в пути. Как и в любом детском сообществе, в войске юных крестоносцев случались конфликты и жестокие драки.

Оба пастушка увидели однажды чудной сон: им явился Иисус в образе белого монаха и приказал вести детей через море в Иерусалим. Юные, непорочные души невозможно уничтожить мечом, поэтому дети смело должны были отправляться в захваченные мусульманами земли и с именем Господа на устах без насилия и кровопролития освободить Иерусалим. Согласитесь, разумный план! Особенно если учесть, что Иисус якобы пообещал Стефану и Николасу развести в стороны море, позволив детям по дну морскому пройти прямо в Палестину.

Пастухи начали проповедовать увиденное во сне, да так неистово, что дети со всей Европы сбегали от родителей дабы присоединиться к Крестовому походу. Стефана и Николаса начали почитать как святых чудотворцев.

Альпийский поход

В конце мая 1212 года, когда войско пастушка Николаса превысило 30 тыс. детей, он заявил, что пора отправляться в Италию. Пройдя через всю Германию, дети оказались у Альп. Через 587 лет русская армия под предводительском генерал-фельдмаршала Александра Суворова с огромным трудом преодолеет эти горы. Но это были суровые русские солдаты, мужики, а Николас вел детей.

Неудивительно, что из 30 тысяч юных крестоносцев, поднявшихся в горы со стороны Германии, спустилось вниз в итальянские долины лишь 7 тысяч оборванных, изнуренных ребятишек. Двадцать три тысячи детей нашли свой вечный приют на заснеженных альпийских перевалах.

Казалось бы, выжившим можно было радоваться: вот она, солнечная Италия! Однако, не тут-то было. Итальянцы прекрасно помнили, как крестоносцы немецкого короля Фридриха I Гогенштауфена более известного по прозвищу Барбаросса разоряли их земли. В некоторых селениях в детей летели камни, и лишь немногие сердобольные итальянцы готовы были дать что-то съестное оголодавшей ребятне.

Такого развития событий никто не ожидал. Детям пришлось временно остаться в Генуе, испытывая лишения и унижения. Часть детей отправились в Ватикан искать помощи и поддержки у Папы Римского. Аудиенция, действительно, состоялась, но папа Иннокентий посоветовал детям отправляться по домам к убитым горем родителям.

И дети отправились домой. Через Альпы, разумеется. Сколько юных крестоносцев вернулись обратно, точно неизвестно, но едва ли больше 200 человек. В обратном походе, по всей видимости, погиб и пастушок Николас. Во всяком случае, в истории о нем больше нет ни единого упоминания.

Крах французского похода

А что же французские детишки пастушка Стефана из Клуа? Они в количестве примерно 30 тысяч человек собрались у города Вандом, дабы направиться в Марсель. Французским юным крестоносцам благоволила сама география: им не нужно было преодолевать Альпы, чтобы достичь моря. Им даже не нужно было совершать путешествие по чужой стране.

Тем не менее, судьба французского Крестового похода детей оказалась не менее трагичной, чем немецкого.

Добравшись до Марселя, дети совершили массовую молитву, чтобы Господь заставил море расступиться. Но, как оказалось, это так не работает.

Юным крестоносцам пришлось остаться в недружелюбном Марселе, который буквально кишел пиратами, бандитами и мошенниками всех мастей.

Ранним утром, распевая псалмы, дети погрузились на семь шхун. Всего от марсельского берега к Палестине отчалило примерно 4900 детей. После того, как корабли исчезли в туманной дымке, больше никто и никогда не видел ни одного из юных крестоносцев.

Позднее некий монах утверждал, что купцы оказались пиратами-работорговцами. Детей отправили прямо в Алжир, где они были проданы в рабство. Так юные крестоносцы вместо освободителей гроба Господня, стали рабами алжирских богачей: кто-то слугой, кто-то чесателем пяток, а кто-то и наложником.

Итоги

Крестовый поход детей 1212 года закончился колоссальной трагедией. По самой щадящей оценке, 30 тыс. человек погибло, судьба почти 5 тыс. подростков осталась неизвестной.

Родители, которые буквально на коленях отговаривали детей от рокового поступка, получили тяжелейшие моральные травмы.

Так религиозное мракобесие и привычка создавать из пастушков «пастырей добрых» привела к одной из самых тяжелых трагедий в истории Европы.

Источник

Как 14-летние дети отправились в Крестовый поход в 1212 году

1212 год крестовый поход детей

Пастушки Николас и Стефан

В мае 1212 года войско немецких юных крестоносцев насчитывало не менее 25 тысяч «солдат», большинству из которых не исполнилось и 13 лет.

Примерно столько же крестоносцев собирается и во Франции.

Дети шли по городам и весям, несли хоругви, пели псалмы, выпрашивали у сердобольных жителей еду. Многие болели и умирали в пути. Как и в любом детском сообществе, в войске юных крестоносцев случались конфликты и жестокие драки.

Оба пастушка увидели однажды чудной сон: им явился Иисус в образе белого монаха и приказал вести детей через море в Иерусалим. Юные, непорочные души невозможно уничтожить мечом, поэтому дети смело должны были отправляться в захваченные мусульманами земли и с именем Господа на устах без насилия и кровопролития освободить Иерусалим.

1212 год крестовый поход детей

Пастухи начали проповедовать увиденное во сне, да так неистово, что дети со всей Европы сбегали от родителей дабы присоединиться к Крестовому походу. Стефана и Николаса начали почитать как святых чудотворцев.

Альпийский поход

В конце мая 1212 года, когда войско пастушка Николаса превысило 30 тыс. детей, он заявил, что пора отправляться в Италию. Пройдя через всю Германию, дети оказались у Альп. Через 587 лет русская армия под предводительском генерал-фельдмаршала Александра Суворова с огромным трудом преодолеет эти горы. Но это были суровые русские солдаты, мужики, а Николас вел детей.

Неудивительно, что из 30 тысяч юных крестоносцев, поднявшихся в горы со стороны Германии, спустилось вниз в итальянские долины лишь 7 тысяч оборванных, изнуренных ребятишек. Двадцать три тысячи детей нашли свой вечный приют на заснеженных альпийских перевалах.

Казалось бы, выжившим можно было радоваться: вот она, солнечная Италия! Однако, не тут-то было. Итальянцы прекрасно помнили, как крестоносцы немецкого короля Фридриха I Гогенштауфена более известного по прозвищу Барбаросса разоряли их земли. В некоторых селениях в детей летели камни, и лишь немногие сердобольные итальянцы готовы были дать что-то съестное оголодавшей ребятне.

Такого развития событий никто не ожидал. Детям пришлось временно остаться в Генуе, испытывая лишения и унижения. Часть детей отправились в Ватикан искать помощи и поддержки у Папы Римского. Аудиенция, действительно, состоялась, но папа Иннокентий посоветовал детям отправляться по домам к убитым горем родителям.

И дети отправились домой. Через Альпы, разумеется. Сколько юных крестоносцев вернулись обратно, точно неизвестно, но едва ли больше 200 человек. В обратном походе, по всей видимости, погиб и пастушок Николас. Во всяком случае, в истории о нем больше нет ни единого упоминания.

Крах французского похода

1212 год крестовый поход детей

А что же французские детишки пастушка Стефана из Клуа? Они в количестве примерно 30 тысяч человек собрались у города Вандом, дабы направиться в Марсель. Французским юным крестоносцам благоволила сама география: им не нужно было преодолевать Альпы, чтобы достичь моря. Им даже не нужно было совершать путешествие по чужой стране.

Тем не менее, судьба французского Крестового похода детей оказалась не менее трагичной, чем немецкого.

Добравшись до Марселя, дети совершили массовую молитву, чтобы Господь заставил море расступиться. Но, как оказалось, это так не работает.

Юным крестоносцам пришлось остаться в недружелюбном Марселе, который буквально кишел пиратами, бандитами и мошенниками всех мастей.

Ранним утром, распевая псалмы, дети погрузились на семь шхун. Всего от марсельского берега к Палестине отчалило примерно 4900 детей. После того, как корабли исчезли в туманной дымке, больше никто и никогда не видел ни одного из юных крестоносцев.

1212 год крестовый поход детей

Позднее некий монах утверждал, что купцы оказались пиратами-работорговцами. Детей отправили прямо в Алжир, где они были проданы в рабство. Так юные крестоносцы вместо освободителей гроба Господня, стали рабами алжирских богачей: кто-то слугой, кто-то чесателем пяток, а кто-то и наложником.

Трагедия века

Крестовый поход детей 1212 года закончился колоссальной трагедией. По самой щадящей оценке, 30 тыс. человек погибло, судьба почти 5 тыс. подростков осталась неизвестной.

Родители, которые буквально на коленях отговаривали детей от рокового поступка, получили тяжелейшие моральные травмы.

Так безграничное религиозное верование и привычка создавать из пастушков «пастырей добрых» привела к одной из самых тяжелых трагедий в истории Европы.

Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Детские крестовые походы

В Издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет новая книга известного религиоведа, исследователя современного сектантства, историка, общественного деятеля, писателя Александра Леонидовича Дворкина «Хроники крестовых походов франкских пилигримов в Заморские земли и сопутствующих событий, в изложении Александра Дворкина». С разрешения автора и издательства публикуем отрывок из рукописи этой книги.

Мальчик, говоривший весьма красноречиво и эмоционально, несомненно, обладал даром убеждения. Взрослые были впечатлены, а дети сбегались к нему, как мухи на мед. После первоначального успеха Стефан отправился в тур, чтобы провозглашать свой призыв по разным городам Франции, собирая вокруг себя все новых и новых обращенных. Самых красноречивых из них он отправлял проповедовать от своего имени. Все они договорились встретиться в Вандоме примерно через месяц и оттуда начать свой поход на Восток.

Потрясенные современники говорили о 30 тысячах собравшихся воевать за Крест – и все были младше 12 лет

В конце июня к Вандому с разных сторон начали подходить группы детей. Потрясенные современники говорили о 30 тысячах собравшихся – все младше 12 лет от роду. Несомненно, к городу стянулось не менее нескольких тысяч детей со всех концов страны. Часть их была из бедных крестьянских семей: родители охотно отпустили своих отпрысков на такую великую миссию. Но там были и дети благородного происхождения, тайком сбежавшие из своих домов. Среди собравшихся имелись и девочки, несколько молодых священников и немного паломников постарше, привлеченных отчасти благочестием, отчасти – жалостью и отчасти – желанием поживиться за счет даров, которыми сердобольное население осыпало детей. Ближнее окружение Стефана хронисты назвали «малыми пророками». Группы юных паломников, лидер каждой из которых нес штандарт с орифламмой (Стефан объявил ее девизом похода), скапливались в городе и вскоре, переполнив его, вынуждены были разместиться за его стенами – в поле.

1212 год крестовый поход детей

Когда дружественные священники благословили малолетних крестоносцев, а последние горюющие родители наконец отошли в сторону, экспедиция направилась на юг. Почти все шли пешком. Однако Стефан, как и положено лидеру, потребовал особого способа передвижения: он ехал на расписанной яркими красками тележке с защищавшим его от солнца навесом. С двух сторон от него скакали мальчики благородного происхождения, состояние которых позволяло иметь своего коня. Никто не возражал против комфортных условий путешествия вдохновленного свыше пророка. Более того, к нему относились как к святому, а локоны его волос и кусочки одежды распределялись среди самых верных как чудотворные реликвии.

Путь оказался мучительным: лето выдалось рекордно жарким. Пилигримы целиком зависели от добросердечия местных жителей, делившихся с ними пропитанием, но из-за засухи у них самих было мало припасов, и даже воды часто не хватало. Многие дети умирали по пути, и их тела оставались лежать на обочинах дороги. Некоторые не выдерживали испытания, поворачивали назад и пытались вернуться домой.

Утром вся толпа ринулась к порту, чтобы увидеть, как море расступится перед ними

Наконец малолетний крестовый поход добрел до Марселя. Жители этого торгового города приняли детей сердечно. Многим предоставили ночлег в домах, другие расположились на улицах. На следующее утро вся толпа ринулась к порту, чтобы увидеть, как море расступится перед ними. Когда чуда не произошло, наступило горькое разочарование. Часть детей, заявив, что Стефан предал их, взбунтовалась против него и направилась в обратный путь к своим домам. Но большинство осталось, и каждое утро приходило к морю, ожидая, что Бог всё же ответит на их молитвы. Через несколько дней нашлись два дельца 1 – Гуго Ферреус и Гийом Поркус (буквальный перевод с французского – что-то вроде «Железный» и «Свинский»), которые изъявили бескорыстную готовность за одно только воздаяние Божие перевезти юных крестоносцев в Святую Землю. Стефан не долго думая с радостью согласился на столь щедрое предложение. Детей посадили на семь нанятых дельцами кораблей, которые вышли из порта и направились в открытое море. Прошло 18 лет, прежде чем до Европы дошли вести об их судьбе.

Николай, как и Стефан, обладал природным даром красноречия и, где бы ни появлялся, непреодолимо привлекал к себе детей, готовых отправиться в паломничество вместе с ним. Но если французские дети рассчитывали завоевать Святую Землю силой, немецкие думали, что смогут обратить сарацин в христианство при помощи мирной проповеди. Через несколько недель в Кельне собралась многотысячная толпа детей и всякого беспорядочного сброда, которая оттуда двинулась на юг через Альпы. Вероятнее всего, немцы были в среднем чуть старше французов, и с ними шло больше девочек и больше детей благородного происхождения. Их колонну сопровождало также немало воров и прочих преступников, которым требовалось поскорее оставить родину, а также вездесущих проституток.

Экспедиция разделилась на две части. Первую, насчитывавшую, согласно хронистам, не менее 20 тысяч человек, вел сам Николай. По дороге через Западные Альпы эта группа потеряла большую часть детей: юные паломники погибали от голода, от рук разбойников или, устрашенные трудностями похода, возвращались домой. Тем не менее, 25 августа несколько тысяч странников достигли Генуи и попросили приюта внутри городских стен. Генуэзские власти поначалу согласились принять их, но, поразмыслив, стали подозревать тайный немецкий заговор. В результате детям позволили провести в городе только одну ночь, но объявили, что все желающие могут поселиться тут навсегда. Юные паломники, нимало не сомневающиеся, что наутро море расступится перед ними, сразу же согласились на эти условия.

Увы, море в Генуе оказалось столь же глухо к их молитвам, как в Марселе – к молитвам их французских сверстников. Многие дети, разочаровавшись, решили остаться в приютившем их городе. Несколько генуэзских патрицианских родов возводят свое начало к этим юным немецким паломникам. Сам Николай с большинством своей армии отправился дальше. Через несколько дней они дошли до Пизы. Там нашлись два корабля, собиравшиеся отправляться в Палестину. Их команды согласились взять с собой некоторых детей. Возможно, они и достигли Заморья, но их судьба остается совершенно неизвестной. Однако Николай, все еще ждущий чуда, дошел со своими самыми верными последователями до Рима, где их принял папа Иннокентий. Понтифик был тронут благочестием детей, но и поражен их наивностью. Ласково, но твердо он велел им идти домой, сказав: когда они вырастут, они смогут исполнить свои обеты и отправиться сражаться за Крест.

Тяжкий обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Сотни падали от истощения в странствии и жалким образом погибали на больших дорогах. Самая худшая судьба выпала, конечно, на долю девочек, которые, кроме всяких других бедствий, подвергались еще всевозможным обманам и насилиям. Многие из них, боясь позора у себя на родине, оставались в итальянских городах и поселениях. Только небольшие группки детей, больных и истощенных, осмеянных и поруганных, снова увидели родину. Мальчика Николая среди них не обнаружилось. Говорят, что он будто бы был жив и позднее, в 1219 году, сражался при Дамиетте в Египте. Но разъяренные родители пропавших детей настояли на аресте его отца, который якобы использовал сына для своих целей, теша тщеславие. Попутно отца обвинили в работорговле, судили «вместе с другими обманщиками и преступниками» и повесили.

Другая немецкая детская экспедиция не добилась большего успеха. Она шла через Центральные Альпы и после невероятных испытаний и мучений добралась до моря в Анконе. Когда море отказалось расступиться перед ними, дети направились по восточному берегу Италии на юг и в конце концов добрались до Бриндизи. Там некоторые из них смогли погрузиться на идущие в Палестину суда, но большинство поплелось назад. Лишь немногие смогли дойти до своих домов.

Корабли прибыли в Алжир. Детей купили местные мусульмане, и несчастные провели свою жизнь в неволе

Небольшую партию доставили на невольничьи рынки Багдада, где 18 юношей, отказавшись перейти в ислам, приняли мученическую кончину. Молодым священникам и тем немногим, кто знал грамоту, повезло больше. Губернатор Египта – сын Аль-Адиля Аль-Камиль – проявлял интерес к западной литературе и письменности. Он купил их всех и держал при себе как переводчиков, учителей и секретарей, не пытаясь обратить их в свою веру. Они жили в Египте во вполне приемлемых условиях, и в конце концов этому священнику позволили вернуться во Францию. Он рассказал родителям своих товарищей по несчастью все, что знал, после чего канул в неизвестность.

Более поздние источники отождествляют двух преступных марсельских работорговцев с двумя купцами, которых несколькими годами спустя обвинили в участии в заговоре сарацин против императора Фридриха II на Сицилии. Таким образом, согласно народной памяти, оба окончили свои дни на виселице, заплатив за свое гнусное преступление.

Источник

Крестовые походы детей

Начало XIII века – не самое спокойное время в истории Европы. Многие еще грезили возвращением потерянного Гроба Господня, но во время IV Крестового похода был захвачен не Иерусалим, а православный Константинополь. Скоро армии крестоносцев снова пойдут на Восток и потерпят очередное поражение в Палестине и Египте. В 1209 году начались Альбигойские войны, одним из следствий которых стало создание в 1215 году папской инквизиции. Ливония была завоевана меченосцами. Никея воевала против сельджуков и Латинской империи.

В интересующем нас 1212 году Чехия получила «Золотую Сицилийскую буллу» и стала королевством, на Руси умер Всеволод Большое Гнездо, короли Кастилии, Арагона и Наварры разгромили войско халифа Кордовы у Лас-Навас-де-Толоса. И одновременно с этим происходят какие-то уже совершенно невероятные события, поверить в которые трудно, но все же придется. Речь идет о так называемых Крестовых походах детей, о которых упоминается в 50 вполне серьезных источниках (из них 20 – сообщения хронистов-современников). Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.

1212 год крестовый поход детей

Явление «героя»

Началось все в мае 1212 года, когда ничем не примечательный до того времени пастушок по имени то ли Этьен, то ли Стефан встретился с монахом, возвращавшимся из Палестины. В обмен на кусок хлеба, незнакомец подал мальчику какой-то непонятный свиток, назвал себя Христом, и приказал ему, собрав армию из невинных детей, идти с ней в Палестину, дабы освободить Гроб Господень. По крайней мере, именно так рассказывал о тех событиях сам Этьен-Стефан – вначале путался и противоречил сам себе, но потом вошел в роль и говорил уже без запинки. Спустя 30 лет один их хронистов написал, что Стефан был «рано возмужавшим негодяем и гнездилищем всех пороков». Но данное свидетельство нельзя признать объективным – ведь в то время уже известны были плачевные результаты организованной этим подростком авантюры. И вряд ли деятельность Этьена-Стефана имела бы такой успех, если бы в окрестностях у него была настолько сомнительная репутация. А успех его проповеди был просто оглушительным – причем не только среди детей, но и у взрослых. Ко двору французского короля Филиппа Августа в аббатство Сен-Дени 12-летний Стефан пришел не один, а во главе многочисленной религиозной процессии.

– заявил Стефан королю.

Малолетние крестоносцы, по его словам, не нуждались в щитах, мечах и копьях, ибо их души безгрешны и с ними сила любви Иисуса.

Папа Иннокентий III поначалу поддержал эту сомнительную инициативу, заявив:

1212 год крестовый поход детей

Скоро он раскается в этом, но будет поздно, и моральная ответственность за гибель и искалеченные судьбы десятков тысяч детей навсегда останется с ним. А вот Филипп II колебался.

1212 год крестовый поход детей

Человек своего времени, он тоже был склонен верить во всевозможные знамения и божьи чудеса. Но Филипп был королем не самого маленького государства и прожженным прагматиком, его здравый смысл противился участию в этой, более чем сомнительной, авантюре. Он хорошо знал о власти денег и мощи профессиональных армий, но сила любви Иисуса. Эти слова привычно было слышать на проповеди в церкви, однако всерьез рассчитывать на то, что неоднократно разбивавшие рыцарские армии Европы сарацины вдруг капитулируют перед безоружными детьми, было, мягко говоря, наивно. В итоге он обратился за советом в Парижский университет. Профессора этого учебного заведения проявили редкостное по тем временам благоразумие, постановив: детей нужно отправить по домам, ибо весь этот поход – затея Сатаны. И тут случилось то, чего не ожидал никто: пастушок из Клуа отказался подчиниться своему королю, объявив о сборе новых крестоносцев в Вандоме. И популярность Стефана была уже такова, что король не посмел препятствовать ему, опасаясь бунта.

1212 год крестовый поход детей

Мэтью Пэрис, английский хронист, писал о Стефане-Этьене:

Мало того, истерия оказалась заразной: в разных городах и деревнях стали появляться другие «пророки» от 8 до 12 лет, которые утверждали, что посланы Стефаном. На фоне всеобщего помешательства, сам Стефан и некоторые из его последователей даже «излечивали бесноватых». Под их руководством устраивались шествия с пением псалмов. Участники похода одевались в простые серые рубахи и короткие штаны, в качестве головного убора – берет. На груди нашивали крест из материи разного цвета – красного, зеленого или черного цвета. Выступали они под стягом святого Дионисия (Орифламмой). Среди этих детей были и переодетые в мальчиков девочки.

1212 год крестовый поход детей

Крестовые походы 1212 года: «детские» лишь по названию?

Однако сразу следует сказать, что «детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими. Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста. А Питер Рэдс в 1971 г. разделил все источники, где повествуется о событиях похода 1212 г. на три группы. В первую вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г. И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы.

Таким образом, можно утверждать, что данный поход стал неким повторением Крестового похода бедноты 1095 года, а мальчик Стефан – «реинкарнацией» Петра Амьенского.

1212 год крестовый поход детей

1212 год крестовый поход детей

Тем временем в Германии

Схожие события разворачивались в это время и в Германии. Когда слухи о «чудесном пастушке» Стефане достигли берегов Рейна, некий, оставшийся безымянным, сапожник из Трира (монах-современник прямо назвал его «пройдошливым дурнем») послал своего 10-летнего сына Николаса проповедовать у Гробницы трех волхвов в Кельне. Некоторые авторы утверждают, что Николас был умственно неполноценным, чуть ли не юродивым, слепо выполнявшим волю своего алчного родителя. В отличие от бескорыстного (по-крайней мере, на первых порах) мальчика Стефана, прагматичный взрослый немец сразу же организовал сбор пожертвований, большую часть которых без стеснения отправлял в свой карман. Возможно, он намеревался тем и ограничиться, но ситуация быстро вышла из-под контроля: не успели Николас и его папа оглянуться, как за их плечами оказалось от 20 до 40 тысяч «крестоносцев», которых все-таки пришлось вести в Иерусалим. Более того, в поход они выступили даже раньше своих французских сверстников – в конце июня 1212 года. В отличие от колебавшегося французского короля Филиппа, император Священной Римской империи Фридрих II к этой затее сразу же отнесся резко отрицательно, запретив пропаганду нового Крестового похода, и тем спас немало детей – участие в этой авантюре приняли только уроженцы ближайших к Кельну прирейнских областей. Но и их оказалось более чем достаточно. Любопытно, что мотивы организаторов французского и германского походов оказались совершенно разными. Стефан говорил о необходимости освободить Гроб Господень и обещал своим последователям помощь ангелов с огненными мечами, Николас – взывал к мести за погибших крестоносцев Германии.

1212 год крестовый поход детей

Огромная «армия», выступившая из Кельна, в дальнейшем разделилась на две колонны. Первую возглавил сам Николас, она двинулась на юг вдоль Рейна через Западную Швабию и Бургундию. Вторая колонна, во главе которой встал другой, оставшийся безымянным, юный проповедник, пошла к Средиземному морю через Франконию и Швабию. Разумеется, поход был чрезвычайно скверно подготовлен, многие из его участников не подумали о теплой одежде, а запасы продовольствия скоро закончились. Жители земель, через которые проходили «крестоносцы», страшась за своих детей, которых звали с собой эти странные пилигримы, были недружелюбны и агрессивны.

1212 год крестовый поход детей

В результате до предгорий Альп сумели дойти лишь около половины тех, что вышли из Кельна: наименее стойкие и наиболее благоразумные отставали и возвращались домой, оставались в понравившихся городах и деревнях. Немало было заболевших и погибших в пути. Остальные слепо шли за своим малолетним вождем, даже не подозревая, что их ждет впереди.

1212 год крестовый поход детей

Главные трудности ожидали «крестоносцев» во время перехода через Альпы: выжившие утверждали, что ежедневно умирали десятки, если не сотни их товарищей, и не было сил даже похоронить их. И только теперь, когда немецкие пилигримы устилали своими телами горные дороги в Альпах, в путь отправились французские «крестоносцы».

Судьба французских «крестоносцев»

Путь воинства Стефана проходил по территории родной Франции и оказался не в пример легче. В результате французы опередили немцев: уже через месяц они пришли в Марсель и увидели Средиземное море, которое, несмотря на искренние молитвы, ежедневно возносимые входящими в воду пилигримами, не расступилось перед ними.

1212 год крестовый поход детей

Помощь предложили два купца – Гуго Ферреус («Железный») и Вильям Поркус («Свинья»), которые предоставили 7 кораблей для дальнейшего путешествия. Два корабля разбились о скалы острова Святого Петра близ Сардинии – рыбаки нашли в этом месте сотни трупов. Эти останки захоронили лишь спустя 20 лет, на общей могиле была построена церковь Новых Непорочных Младенцев, которая простояла почти три века, но потом была заброшена, и сейчас даже неизвестно ее местоположение. Пять других кораблей благополучно достигли другого берега, но пришли не в Палестину, а в Алжир: оказалось, что «сердобольные» марсельские купцы заранее продали пилигримов – европейские девочки высоко ценились в гаремах, мальчики должны были стать рабами. Но предложение превысило спрос, и потому часть детей и взрослых, непроданных на местном базаре, отправили на рынки Александрии. Там султан Малек Камель, известный также как Сафадин, купил четыреста монахов и священников: 399 из них остаток жизни провели за переводами латинских текстов на арабский язык. Но один в 1230 году смог вернуться в Европу и рассказал о печальном финале этой авантюры. По его словам, в то время в Каире находилось около 700 французов, отплывшими из Марселя ещё детьми. Там они и закончили свою жизнь, никто не проявил интереса к их судьбе, выкупить их даже не попытались.

Но и в Египте купили не всех, и потому несколько сотен французских «крестоносцев» все-таки увидели Палестину – по пути в Багдад, где были проданы последние из них. Согласно одному из источников, местный калиф предложил им свободу в обмен на обращение в Ислам, отказались лишь 18 из них, которые и были проданы в рабство и закончили свою жизнь рабами на полях.

Германские «крестоносцы» в Италии

А что же случилось с немецкими «детьми» (независимо от их возраста)? Как мы помним, до Альпийских гор сумели добраться лишь половина из них, пройти через Альпы удалось только трети оставшихся пилигримов. В Италии они были встречены крайне враждебно, перед ними закрывали ворота городов, отказывали в милостыне, мальчиков избивали, девочек насиловали. От двух до трех тысяч человек из первой колонны, в том числе и Николас, все же сумели дойти до Генуи.

Республике Святого Георгия требовались рабочие руки, и несколько сотен человек остались в этом городе навсегда, но основная масса «крестоносцев» продолжила свой поход. Власти Пизы выделили им два корабля, на которых часть пилигримов были отправлены в Палестину – и бесследно пропали там. Вряд ли их судьба была лучше, чем у тех, кто остался в Италии. Часть детей из этой колонны все же дошли до Рима, где ужаснувшийся их виду папа Иннокентий III приказал им вернуться домой. При этом он заставил их целовать крест в том, что «придя в совершенный возраст», они закончат прерванный крестовый поход. Остатки колонны рассеялись по Италии, и лишь немногие из этих пилигримов вернулись в Германию – единственные из всех.

Вторая колонна дошла до Милана, который пятьдесят лет назад был разграблен войсками Фридриха Барбароссы – более негостеприимного города для немецких пилигримов трудно было представить. Утверждали, что их там, словно зверей, травили собаками. Вдоль побережья Адриатического моря они добрались до Бриндизи. Южная Италия в это время страдала от засухи, вызвавшей небывалый голод (местные хронисты сообщали даже о случаях людоедства), легко представить, как отнеслись там к немецким попрошайкам. Впрочем, имеются сведения о том, что попрошайничеством дело не ограничивалось – шайки «пилигримов» промышляли воровством, а наиболее отчаянные даже нападали на деревни и беспощадно грабили их. Местные крестьяне, в свою очередь, убивали всех, кого могли поймать. Епископ Бриндизи попытался отделаться от незваных «крестоносцев», усадив некоторых в какие-то утлые суденышки – они затонули в виду городского порта. Судьба остальных была страшной. Оставшиеся в живых девочки вынуждены были, как и многие их сверстницы из первой колонны, стать проститутками – ещё через 20 лет приезжие удивлялись огромному количеству блондинок в публичных домах Италии. Мальчикам повезло еще меньше – многие умерли от голода, другие фактически стали бесправными рабами, вынужденными работать за кусок хлеба.

Бесславный конец вождей походов

Печальной была и судьба предводителей этого похода. После погрузки пилигримов на корабли в Марселе, исчезает из хроник имя Стефана – их авторы с этого времени ничего не знают о нем. Возможно, судьба была милостива к нему, и он погиб на одном из кораблей, разбившихся у Сардинии. Но, может быть, ему пришлось пережить потрясение и унижение невольничьих рынков Северной Африки. Выдержала ли это испытание его психика? Бог весть. В любом случае, он заслужил все это — в отличие от тысяч детей, быть может, невольно, но обманутых им. Николас пропал в Генуе: либо он погиб, либо, потеряв веру, покинул свое «войско» и затерялся в городе. А, быть может, обозленные пилигримы сами изгнали его. В любом случае, с этого времени он уже не возглавлял крестоносцев, что так беззаветно верили ему и в Кельне, и в пути через Альпы. Третий, оставшийся навсегда безымянным, малолетний вождь немецких крестоносцев, видимо погиб в Альпийских горах, так и не добравшись до Италии.

Послесловие

Самое поразительное, что через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в несчастном немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове. Но об этом загадочном происшествии будет рассказано в следующей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *