12 колен израиля наши дни
12 колен израиля наши дни
1. «Двенадцать — кто знает?»
На этот вопрос из пасхальной песенки-считалки даже козленок, который умел считать только до десяти, не моргнув глазом ответил бы:
«Двенадцать я знаю.
Двенадцать колен Израиля».
2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.
5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена — Нафтали, Гада и Ашера:
«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».
6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:
«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».
Он вступил в переписку с хазарским правителем Иосифом, намереваясь узнать, к какому колену принадлежит правящая династия, каковы размеры царства, какова численность войск, с кем ведется война и прекращаются ли сражения в субботу. Ответное письмо царя Иосифа, возможно, разочаровало Хасдая, поскольку в нем не подтверждалась версия о еврейском происхождении хазар.
7. Потерянные колена и связанные с ними эсхатологические ожидания волновали не только еврейские, но и христианские умы. В «Великой хронике» Матвея Парижского (XIII век) тема потерянных колен возникает в связи с началом монгольского нашествия на Европу:
10. Крестьяне-мусульмане некоторых деревень в индийском Кашмире считают, что они потомки исчезнувших колен, и называют себя Бней Исраэль. Они не вступают в браки с мусульманами из других деревень, не едят рыбу без чешуи, при приготовлении пищи используют только растительные масла и не работают в субботу, соблюдая запреты еврейской религии.
12. В Израиле существует добровольческая организация «Шавей Исраэль» – «Возвращенный Израиль», которая занимается розыском потерянных колен и их репатриацией в Израиль. Среди кандидатов на «возвращение» эфиопские фалаша, потомки португальских маранов, индийские Бней Менаше и даже русские субботники.
12 колен Израиля
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
12 Колен Израиля [↑]
12 колен Израилевых — 12 ветвей еврейского народа, ведущих свою родословную от 12-ти сыновей праотца Яакова, которому сам Б-г дал имя «Израиль», и, таким образом, еврейский народ называется Израиль и включает в себя 12 колен Израилевых. Деление на 12 колен сохранялось во время Исхода из Египта и странствий по пустыне: у каждого израильского колена было свое место в израильском стане и своя очередь в порядке движения, свой флаг и герб. В земле Израиля каждое из 12-ти Израильских колен получило свой надел. Колено Леви (левиты) — колено священников — как правило, считалось отдельно, и левиты проживали во всех наделах. Десять северных колен Израильских в XIII в. до н. э. были захвачены Ассирией, угнаны в плен и рассеяны среди народов. Тайна исчезнувших 10-ти колен Израилевых и сегодня не дает покоя многим исследователям, которые в разных уголках мира пытаются найти следы пропавших колен Израиля.
Ниже мы подробнее ответим на вопросы, откуда ведут происхождение колена Израиля, сколько колен осталось сегодня и где, все-таки, остальные колена?
Разделение Израиля на колена [↑]
Колен Израиля было 12 — по числу сыновей Яакова.
Но при распределении наделов в земле Израиля первенец получал двойную долю. Так как Реувен, первый сын Леи, утратил статус первенца именно в этом смысле, это право перешло к первому сыну Рахели — Йосефу. Поэтому его сыновья — Эфраим и Менаше — стали родоначальниками двух колен.
Получилась интересная вещь: в тех случаях, когда колено Леви «принимается в расчёт», колено Йосефа считается за одно, как, например, на нагруднике Первосвященника. Однако в Земле Израиля, где левиты не имели собственного надела, колена Эфраима и Менаше получили два надела.
То же самое произошло и при построении сынов Израиля в пустыне: так как коэны и левиты шли отдельным лагерем, возле Мишкана, то лагерь исраэлитов был представлен опять-таки 12 коленами — Эфраим и Менаше отдельно.
Каждое колено — под своим флагом [↑]
Как было сказано выше, в стане исраэлитов шло 12 колен. Был определен строгий порядок в построении колен: каждому колену отведено свое место в стане Израиля, а также определено, когда каждое колено начинает двигаться. Кроме того, был определен порядок а также Каждое колено шло под под своим флагом («дегелем»), и таким образом, был определен порядок в построении весь лагерь Израэля был разделен, в соответсвии с количеством колен.
Глава каждого колена имел свой опознавательный знак: собственное знамя, цвет которого совпадал с цветом соответствующего этому колену драгоценного камня, вставленного в нагрудник первосвященника Аарона. Именно отсюда и позаимствовали различные царства обычай обзаводиться знаменем собственной расцветки.
Таким образом, каждое колено шло под своим флагом («дегелем»).
Колену Реувена соответствовал рубин, камень красного цвета. Красным было и его знамя, на котором были изображены корни мандрагоры.
Колену Шимона соответствовал топаз, камень зеленого цвета. На зеленом знамени Шимона был изображен город Шхем.
Колену Леви соответствовал изумруд. Знамя Леви было трехцветным — на треть белым, на треть черным и на треть красным. На нем были изображены урим и тумим (нагрудник первосвященника с вставленными в него драгоценными камнями, позволявшими узнать волю Всевышнего).
Колену Йегуды соответствовал карбункул. Его знамя было небесного цвета, и на нем был изображен лев.
Колену Иссахара соответствовал сапфир. Его знамя было темносиним. На нем были изображены солнце и луна в память о словах Писания: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена» (Диврей га-ямим I, 12,32).
Колену Зевулуна соответствовал алмаз. Его знамя было белого цвета, и на нем был изображен корабль.
Колену Дана соответствовал опал. Цвет его знамени походил на цвет сапфира, и на нем была изображена змея.
Колену Гада соответствовал агат. Цвет его знамени был смесью белого и черного цветов. На нем был изображен лагерь Израиля.
Колену Нафтали соответствовал аметист. Цвет его походил на цвет прозрачного красного неяркого вина. На нем была изображена лань.
Колену Ашера соответствовал хризолит. Цвет его знамени напоминал цвет драгоценного камня, которым любят украшать себя женщины. На нем было изображено оливковое дерево.
Колену Йосефа соответствовал оникс. Цвет его знамени был абсолютно черным. Этот цвет принадлежал сразу двум коленам потомков сыновей Йосефа — Эфраима и Менаше, родившихся в Египте.
На знамени Эфраима был изображен бык, на знамени Менаше — антилопа.
Колену Биньямина соответствовала яшма. Цвет его знамени был смесью двенадцати цветов. На нем был изображен волк.
Сколько колен Израиля сохранилось сегодня [↑]
Нам неизвестно на сегодняшний день местонахождение изгнанных Санхеривом десяти колен. Правда, Гмара сообщает, что пророк Ирмияу ходил возвращать изгнанников, и, возможно, какая-то часть их перебежала в Иудею перед вторичным изгнанием. Но это лишь догадки. Основное же население Иудеи состояло из потомков Йеуды и Биньямина.
На сегодняшний день, в основном, идентифицированы лишь коэны и левиты, скорее всего, потому, что их происхождение дает им особый статус в Еврейском Законе, как то — получение трумот и десятин, вызов к чтению Торы на первом месте (для коэна, а за ним сразу вызывается левит) и т.п. Это естественным образом заставляло семью помнить о происхождении отца и передавать традицию детям.
Из потомков остальных колен, пожалуй, никто не знает точно, к какому кто из них принадлежит, за исключением тех редких семей, которые точно знают, что их отец происходит по мужской линии от царя Давида. По понятным причинам эта информация тоже передавалась от отца к сыну, соответственно, эти люди знают, что происходят из колена Йеуды.
Отметим, что на протяжении истории появлялись отдельные люди и даже целые общины, утверждавшие, что являются потомками одного из десяти колен, и ссылавшиеся на непрерывную традицию. На сегодняшний день существует немало таких групп, но по большей части у них нет какой-либо существенной связи с еврейской традицией. Каждая такая претензия рассматривается отдельно, и иногда группа принимается в лоно Израиля, пройдя Гиюр [принятие иудаизма] для полной уверенности.
12 колен израиля наши дни
Рувим – первый сын патриарха Иакова и его жены Лии. Первородство определяет его лидирующую позицию в древнейшей конфедерации израильских племён. Рувим отмечается первым в перечне тех сыновей Израилевых, которые вышли из Египта.
Рувиниты проживали на плоскогорьях Гил‘ада и далее на юг до времени завоевания этих земель ассирийской армией в 733−732 гг. до н. э. Как пророчество звучат слова из предсмертной молитвы Моисея о том, Рувим не умрет, даже если останется мало людей его. О дальнейшей судьбе рувинитов ничего не известно. Встречается предположение, что афганские Раббани являются потомками этого колена.
Колено Симеоново
Симеон (Шимон) также приходится сыном Иакова и Лии. По одной из версий его имя походит от слов матери при его рождении, что Господь услышал (шама), что она нелюбима и дал ей сына. Вторая версия гласит, что на иврите в библейские времена слово «шимон» означало название дикого животного, возможно гиены.
У Симеона было 6 сыновей, положивших начало родовым ответвлениям. Шимониты были пастухами без прочной политической организации. Объединившись с многочисленным и влиятельным коленом Иехуды для ускорения завоевания страны, они затем были им поглощены. Отдельные кланы все же самостоятельно существовали, отыскивая удобные пастбища для скота.
Представительница этого племени – Юдифь. Потомками Шимона были и многочисленные переписчики Торы. Согласно преданиям, племя пуштунов Шинмари ведет свое начало от Шимона.
Колено Левия
Левий – третий сын Иакова и Лии. Потомков его именуют левитами. Они разделялись на 2 степени. Первая – священнослужители (коэны), которые считали себя потомками Аарона. Вторая – представители колена Левия, не относящиеся к потомкам Аарона.
Левиты пели псалмы, были музыкантами, охраняли порядок во время богослужения, исцеляли прокаженных, составляли почетную храмовую стражу, руководили при обряде жертвоприношения. Как правило, они обучали народ закону Торы, были летописцами.
Поначалу колено Левия было единственным, не имеющим своего удела, а жившего среди других племен. Однако позже они получили земельные наделы близ городов, которые поддерживали священство пожертвованиями, что после смерти Соломона привело к восстанию 10 северных колен и изгнанию из царства Израиля всех левитов.
Колено Иудино
Четвертый сын Иакова и Лии по имени Иуда считается родоначальником очередного колена. После его женитьбы на дочери ханаанейца (финикийца) Шуи Бат-Шуа его род продолжается тремя сыновьями, что говорит о смешении данных кланов. В дальнейшем произошло разветвление и присоединение к колену Иудину других родов.
Впервые в библейских преданиях данная группа упоминается после исхода израильтян из Египта. Некоторые сказания повествуют о том, что потомки Иуды первыми вступили в Красное море.
Следует отметить, что в иудаизме первенство практически во всем отдается представителям данного колена. Элишеба считается праматерью всех священнослужителей, Бецалель — строителем Скинии, Отниель бен Кназ — первым судьей, Соломон – строителем первого Иерусалимского Храма. Да и все благочестивые цари свое происхождение ведут из колена Иудина. Современные евреи в основном считаются потомками Иуды.
Колено Даново
Дан приходится сыном Иакова и служанки Рахили Валлы, которая стала ему женой. От него произошло колено, насчитывавшее в период исхода евреев из Египта 62700 представителей. После завоевания Ханаана этому племени был дан плодородный небольшой участок в районе Яффы на средиземноморском побережье. Потомком Дана считается Самсон – богатырь, который мужественно сражался с филистимлянами. Во времена Моисея колено Дана было весьма многочисленным.
Данитам рано пришлось искать новую территорию для переселения. Внимание послов, отправившихся искать земли, было остановлено на области поблизости города Лаиша. Есть версия и о том, что древнегреческие данайцы являются выходцами из этого еврейского рода. По мнению христианской мифологии, именно из этого одного из пропавших колен Израиля выйдет Антихрист.
Колено Неффалимово
Неффалим – брат Дана, родившийся также от служанки Рахили Валлы (Билхи). Его колено делилось на 4 клана, которые вели свое начало от сыновей Неффалима.
Территория, где жили нафталиты, считалась важной как с географической, так и с военной точки зрения. Она отличалась удивительным плодородием. Даже в Библии вся Галилея именуется «землёй Нафтали». Из колена Неффалима по линии матери вел свое происхождение художник Хирам-Авий, отец которого был тирийцем, что свидетельствует о смешении племен.
Иисус Христос много времени проводил на землях колен Неффалима и Завулона. Данное колено относится к числу пропавших.
Колено Гадово
Гад – седьмой сын Иакова, матерью которого была служанка Лии Зелфа. Его имя в переводе с иврита означает «удача» либо «войско», а восходит оно к финикийскому божеству Гаду. Гадитяне занимали определенную часть Галаада и практически всю Иорданскую долину.
Это было воинственное и храброе племя. В период скитания по пустыне колено имело значительное количество воинов – больше 40 тысяч. В ранние времена своей истории гадитяне вели постоянные войны. А впоследствии воины колена Гадова приняли активное участие вместе с другими израильскими племенами в завоевании Ханаана. Потомком Гада был израильский судья Ифтах. После пленения ассирийцами судьба представителей данного колена не известна, поэтому оно считается пропавшим.
Колено Асирово
Потомки колена Асирова жили на плодородных землях, которые совпадают с территорией современного Ливана. Они вполне мирно сосуществовали с соседями. Города Сидон и Тир, выходцами из которых впоследствии были основаны Карфаген и иные финикийские колонии в Испании и Африке, входили в надел Асира.
Во времена Давида и Езикии представители этого колена пользовались хорошей славой. Из него происходила пророчица Анна, славившая Всевышнего за рождение Иисуса Христа. В армию Давида входило 40000 воинов колена Ашера.
Колено Иссахарово
Иссахар, родившийся в Месопотамии, приходится девятым сыном Иакова и пятым его жены Лии. Его имя трактуется как восходящее к наименованию египетского бога Sokar’а. Четверо сыновей Иссахара впоследствии стали родоначальниками 4 кланов иссахаритов, предпочитавших оседлую, спокойную жизнь. В благословении Моисея оно показано как мирное племя. Однако во времена, когда необходимо было защищать родную землю, иссахариты проявляли мужество и патриотизм.
Представители этого колена объединяли богатство с наукой. Недаром многие из них были учеными, мудрецами. Уделом их было плоскогорье Нижней Галилеи, а также части Изреельской и Иорданской долин вплоть до горы Тавор. Иссиня-черное знамя с изображением Солнца и Луны символизировало интерес потомков Иссахара к астрономии и календарным вычислениям.
Колено Завулоново
Завулониты проживали в южной части Нижней Галилеи и северо-западной территории Изреельской долины, которые отличались плодородием и наличием богатых водных ресурсов. Поэтому они выращивали богатые урожаи хлеба, смоквы, винограда, имели тучных волов и овец. Потомки Завулона принимали участие в войнах эпохи Судей Израилевых, отличаясь храбростью и мужеством. Представителем данного колена считается пророк Иона.
Из-за неизвестности судьбы плененных ассирийцами завулонян колено относится к числу пропавших.
Колено Иосифово
Иосиф, именуемый Прекрасным, приходится 11 сыном Иакова и первым Рахили. Двое его сыновей старший Менашше и младший Эфраим стали родоначальниками самостоятельных колен. Поэтому чаще употребляется понятие Род Иосифа (Бейт Йосеф). Земли колена Иосифа примыкали к реке Иордан. На них также находились города Шхем и Силом. Родовыми символами являлись пшеничный сноп, бык, оникс, единорог, виноградная лоза, пальма.
Иосифиты были пленены ассирийцами, поэтому считаются пропавшим коленом. Израилиты Британии полагают, что потомки колена Иосифова живут в США и Великобритании.
Колено Вениаминово
Вениамин (Биньямин) – младший сын Иакова. Его мать – Рахиль. Колено считалось самым младшим, поэтому имело наименьшую территорию: от горной области, где проживали представители колена Эфраима, до горной области, населенной потомками Иехуды. Однако их земли славились плодородием, а природа здоровым климатом.
Колено Вениаминово было довольно воинственным. Вениаминиты были храбрыми воинами и меткими пращниками. В благословении Иакова основатель племени сравнивается с хищным волком. Возможно, поэтому на флаге колена был вышит именно этот зверь.
Испанский религиозный философ Авраам Бибаго полагает, что Аристотель походил из колена Вениаминова. Считается, что потомком Биньямин был и апостол Павел.
В настоящее время осознание племенной причастности сбереглось только у левитов. Часть из них, священнослужители (коэны), хранят память о происхождении из рода Аарона.
Куда исчезли десять колен Израиля?
Куда исчезли десять колен Израиля?
Волшебная палочка из эпохи неолита
В ходе исследований неолитических поселений на юге Сирии археологи обнаружили уникальный и загадочный артефакт. Его нашли при раскопках так называемого «кургана Тель Карасса» (Tell Qarassa). Артефакт представляет собой 12-ти сантиметровый фрагмент продолговатого костяного жезла с высеченным на нем реалистичным изображением человеческих лиц. По предположению специалистов, для изготовления этого предмета использовано ребро буйвола. Возраст артефакта составляет около 9 000 лет.
«Это крайне необычная и уникальная находка, — признаёт археолог Фрэнк Брэмер (Frank Braemer) из Национального центра научных исследований Франции. — Вероятно, она использовалась во время давно утерянного похоронного ритуала, о котором современному человеку уже ничего не известно. Узоры на ней — одни из немногих натуралистических изображений человеческих лиц, сделанных в те времена обитателями этих мест».
Оба лица на жезле, изображенные с закрытыми глазами и плотно сжатыми ртами, обладают слегка монголоидными чертами. Эта находка тем более таинственна, что была обнаружена вблизи древнего захоронения, в котором находились останки около 30 человек, причем все скелеты были без черепов. Сами отделенные от тел черепа были позднее обнаружены неподалеку, в районе жилых построек. Эксперты признают, что пока не в состоянии сказать, для чего предназначался этот странный жезл. С легкой руки журналистов, таинственный предмет неизвестного назначения был назван «волшебной палочкой».
Есть предположения, что она использовалась во время древнего ритуала погребения для вызова «сверхъестественных существ». Авторы исследования считают, что натуралистические изображения лиц на «волшебной палочке», возможно, связаны с зарождающимся желанием древних людей материализовать личности погибших. Также исследователи допускают, что на палочку нанесли изображения лиц поверженных врагов.
У специалистов по культуре неолита особый интерес вызывает обычай захоронения умерших с отделенными от тел головами. Примечательно, что подобные находки были обнаружены археологами и в других местах, например, на территории Иордании и Анатолии, причём их возраст также составляет 9 тысяч лет. Ученые выдвинули гипотезу, что подобная практика – это одна из форм поклонения предкам.
Неолитические поселения и захоронения Ближнего Востока вызывают особый интерес археологов и историков. Именно этот регион считают ареной одной из первых и самых важных «революций» в развитии человечества — местом, где люди из кочевников-охотников и собирателей превратились в оседлых земледельцев и скотоводов, освоив первые навыки возделывания земли и строительства жилищ.
Специалисты считают, что древние обитатели Сирии, оставившие столь таинственные свидетельства, уже умели выращивать пшеницу, горох, ячмень и чечевицу, разводить коз и свиней, охотиться на газелей и оленей.
При всем том, жить спокойно древним земледельцам не давали менее хозяйственные соседи, а чем человек становился цивилизованнее, тем он оказывался менее воинственен. На деревни древних земледельцев частенько обрушивались орды дикарей. Иногда завоеватели перенимали культуру побежденных, а иногда уничтожали все и всех, оставаясь дикарями.
Как бы то ни было, два таинственных лица из невообразимо древних времен, как и обычай хоронить умерших обезличенными, говорят исследователям о существовании очень древних верований и ритуалов, о которых еще практически ничего не известно.
Тавры – древний и жестокий народ Крыма
Тавры были одним из древних народов, что населяли Крымский полуостров. Несмотря на то, что территория эта была посещаема как кочевыми племенами, так и мореплавателями, о таврах сохранилось не так много сведений. Чаще всего о таврах как народе рассказывали древнегреческие историки, да и само название того племени, «тавры», имеет греческое происхождение.
Древние греки называли Крым Тавридой, и название это произошло от наименования местного народа, что прозвался таврами. Даже сегодня этот народ по-прежнему остаётся загадкой для исследователей, вызывая немало учёных споров.
Одни считают, что они были коренными жителями полуострова, другие утверждают, что тавры пришли с Кавказа, а некоторые и вовсе склоняются к тому, что их потомками стали нынешние крымские татары. Археологи же постоянно находят захоронения тавров, что постепенно приоткрывают завесу тайны. Что же мы знаем об этом народе? Как он появился и куда исчезли древние жители Крыма?
Тавры – народ с загадками
Я не преувеличу, называв тавров народом-тайной. Да, с этим племенем связано множество гипотез и версий историков, однако ни одна из них не доказана. В первую очередь, интерес у любителей загадок вызывает происхождение народа.
Как ни странно, но долгие десятилетия изучения культуры тавров и всевозможных упоминаний о них не дали ответа на вопрос о том, кем были их предки. Немало учёных считает, что тавры могли сформироваться как коренной народ Крыма, а их предками стали местные племена, культуры которых слились в общую, дав начало новой народности.
Историк С. Жебелев предполагает, что тавры могли быть потомками киммерийцев, что были разбиты скифами. Побеждённый народ исчез, однако сохранились отголоски его культуры и верований в последующих поколениях.
Киммерийцы возможные предки тавров
О том, как называли себя тавры, мы тоже не имеем ни малейшего представления. Слово «тавры» у древних греков означало горную цепь, протянувшуюся от Крымских к Кавказским горам. В легендах Древней Греции рассказывается о частых визитах греков в Крым.
Правда, изначально приём был не слишком гостеприимным, но впоследствии с таврами удалось наладить отношения. Когда мореплаватели Греции стали чаще бывать в этих краях, местность получила название Тавриды. Интересно, что даже с греческой интерпретацией названия трактовка его у всех исследователей разная.
Не исключено, что тавры получили своё наименование от слова “тавр”, используемого по отношению к диким быкам. Но, на мой взгляд, греки могли неверно истолковать услышанное ими слово, произнесённое на таврском языке.
Кто же тавры — «Дикари», пираты, мигранты?
Древнегреческие историки и римские авторы создали образ устрашающих морских грабителей, страшных “дикарей”, которыми считали тавров. Несмотря на это, у тавров была своя духовная культура, обычаи и верования. Их можно назвать жестокими, но дикими – никогда.
Тавров часто называют пиратами Крыма, и это вполне оправданно. Этот народ был грозой чужестранцев, что попадали в кораблекрушение или подходили слишком близко к южным берегам Тавриды.
У тавров не было письменности, что и создаёт много сложностей современным учёным. Нельзя точно утверждать, был ли Крым изначально родиной этого народа или же тавры являлись мигрантами из соседних регионов.
Основное предположение историков основывается на том, что тавры принадлежали к одному из индоевропейских племён. Археологами были обнаружены записи неизвестного древнегреческого автора, где значится, что язык тавров напоминал аланский, а значит, этот народ мог иметь немало общего с кавказскими племенами.
Тавры – гроза Чёрного моря
Первые упоминания о таврах можно встретить у Геродота. Хочу обратить внимание, что историк Древней Греции крайне потрясён обычаями и нравами этого народа. Он описывает жертвоприношения и обряды тавров.
Например, в одном из упоминаний о Тавриде Геродот рассказывает, что тавры отправляются в морские путешествия, захватывают пленников, после чего приносят их в жертву Деве. Эллины, потерпевшие кораблекрушение, не могли спастись от тавров, ведь те приносили их жизни в качестве дара своей богине. Головы пленных насаживали на кол, а тела предавали земле. Священной Девой, которую так почитали тавры, была Ифигения, дочь мифического царя Агамемнона.
Монета Херсонеса 390-370 год до н. э.
Дихалк с изображением Девы (Артемида) с ланью, и быком на палице.
“Живут награбленной добычей и войной”.
Я не сомневаюсь, что у вас уже сформировался определённый мысленный образ древних тавров. Да, они вели жизнь типичных пиратов, что существовали за счёт набегов на соседние регионы, грабежа проходящих мимо кораблей, войн с другими племенами. Без сомнения, тавры отличались и силой, и мастерством, ведь греки считали их серьёзными и очень опасными противниками.
Позднее уже римский историк Тацит в своих работах указывает что несколько кораблей римлян были разграблены таврами. Аммиан Марцеллин указывал, что таврский народ состоял из трёх основных племён, что использовали разбой для выживания, а на своей родине считались могущественными общинами.
Жестокость и культура тавров
Когда же тавры появились на крымских землях? Находки археологов говорят, что произошло это немногим ранее I тысячелетия до нашей эры. Постепенно разрастаясь, поселения народа стали занимать практически всё южное побережье. Жилища тавров представляли собой укреплённые каменные дома в горной местности. Часто селения окружали оборонительные сооружения (пример этого – каменная стена, простиравшаяся у мыса Эклизи-Бурун). Именно в горной части полуострова произошло формирование тавров как народа.
Древнегреческий историк Геродот отмечает, что это племя было немногим из тех, кто не стал помогать скифам в борьбе с персами. Уже один этот факт указывает на то, что тавры не подчинялись воинственным кочевникам, совершенно не боясь отказать им.
Более поздние сведения о таврах встречаются у римлян. Несмотря на то, что граждане Римской империи чувствовали себя мировыми властителями, и они не скрывали внутреннего содрогания при упоминании о таврах.
Страбон в своих работах рассказывает о чудовищно жестоких бандитах, которые убивали людей и грабили корабли в районе Херсонеса. Аммиан Марцеллин, повествуя о римском обществе, говорит, что простолюдины устрашают своими криками, словно племя тавров. Этот воинственный народ Крыма и правда наводил ужас на всемогущих греков и римлян.
Мыс Элли-Бурун, Крым
Несмотря на свою жестокие обычаи, тавры прославились культурой, которую создали в далёкой древности. Так, в VIII веке до нашей эры эпоха расцвета приходится на развитие Кизил-Кобинской культуры. Своё название она получила от одноимённой пещеры, где были обнаружены многие ценные вещи тавров.
Интересно, что даже в период масштабного использования изделий из металла, кизил-кобинские тавры продолжали пользоваться каменными орудиями. К тому моменту народ научился строить землянки и полуземлянки, в которых и жили многочисленные семьи. Для собранного урожая зерна люди делали специальные ямы. В таких хозяйственных углублениях продукт мог храниться всю зиму.
«Пещера Кизил-коба» (Красная пещера)
Находки археологов
Если соседи тавров, скифы, хоронили умерших в курганах, сжигая тело в прах, то народ Крыма имел совершенно иные традиции. Археологи нашли немало каменных плит, которые являлись местом погребения.
В горных регионах Южного берега Крыма археологи не раз находили так называемые “таврские ящики”, что представляют собой каменные гробницы. Без сомнения, они принадлежали таврам, а относятся к VI-V векам до нашей эры. Чаще всего “ящики” из камня использовали для захоронения нескольких людей, поскольку они имели немалую вместимость.
Тавры хоронили умерших в скорченном положении, укладывая на бок. Если гробниц было немного, и требовались новые места в них, кости людей убирали, оставляя одни черепа. Например, каменные ящики Мал-Муза открыли археологам целых 68 черепов.
Гора Кошка – Таврские дольмены
Могилы тавров оказались настоящим сокровищем для исследователей древней истории. В отличие от скифов, что “одаривали” своих покойников золотыми украшениями и предметами быта, в таврских захоронениях присутствует очень бедный инвентарь. В них находят всевозможные металлические (чаще всего бронзовые) украшения, бляшки, бусы, наконечники для стрел, конную сбрую.
Интересно, что во многом культура тавров напоминает традиции некоторых племён Северного Кавказа. На мой взгляд, это говорит о том, что народ Крыма отличался этнической неоднородностью. Вероятно, жители Кавказа стали основой нового народа, когда тавры лишь начали своё формирование.
Мал-Муз, каменные ящики Байдарской долины / Известия Императорской Археологической Комиссии, 1909 год
Что случилось с таврами?
Наверняка вы задались вопросом: куда же исчезли тавры? Увы, время не пощадило даже этот своенравный народ. Несмотря на свою жестокость, тавры не могли противостоять огромным племенам скифов. Уже в I веке нашей эры о крымских племенах не встречается и малейшего упоминания.
Последнее упоминание о таврах датируется III веком до нашей эры, но что же случилось с этим народом позднее? Наиболее достоверным ответом на этот вопрос мне кажется общепринятая гипотеза историков.
Тавры не погибли и не были истреблены. Напротив, они продолжали существовать. С появлением в Крыму греческих городов, вероятно, многие представители таврского народа отправились туда в поисках лучшей жизни. Конечно, в крупных поселениях выживать было проще, а пиратские навыки уже не нужны. Тем не менее, именно это и стало причиной исчезновения тавров как народа.
Постепенно смешавшись с другими местными племенами, греками, обосновавшимися на покорённых землях, тавры забыли свою культуру и язык. Они стали предками новых народностей, но сами не смогли устоять перед силой времени.
Тавры были народом, которого остерегались даже представители могущественных древних держав, греки и римляне. Это были суровые люди, промышлявшие разбоем, морские пираты, чья жизнь была наполнена кровопролитными стычками и войнами. Тем не менее, в истории тавров немало притягательных загадок и открытий, что нам только предстоит сделать.
Председатель православного братства помогает Шварценеггеру побороть однополую любовь
Губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер и председатель православного студенческого братства из Екатеринбурга объявили войну однополой любви.
Председатель екатеринбургского православного студенческого братства в честь Кирилла и Мефодия Владимир Фомин написал письмо Шварценеггеру, в котором сердечно поблагодарил «Терминатора» за его отчаянную борьбу с попытками официально узаконить в Сан-Франциско однополые браки.
Железный Арни уже давно прослыл лютым противником гомосексуальных и лесбийских браков. Губернатор Калифорнии еще во время своей предвыборной кампании не скрывал, что будет бороться за укрепление основ браков традиционных. И считает, что раз жители штата поддержали его на выборах, значит они тоже против официальной регистрации однополых браков. Оппонентом Шварценеггера выступает мэр Сан-Франциско – ярый сторонник равноправия между гетеро- и гомосексуалистами.
Сан-Франциско – уже давно приобрел славу американского центра однополой любви. Однако, конфликт вокруг правомерности заключения однополых браков характерен не только для Калифорнии. Эта тема периодически звучит в разных частях США. Несколько штатов пытались внести в местное законодательство поправки, узаконивающие такие союзы.
Прецедент был создан Верховным судом штата Массачусетс, разрешившим гомосексуалистам жениться, разводиться и строить юридические отношения в браке так же, как это делают гетеросексуальные пары. Здесь суд признал незаконными так называемые гражданские союзы (такую форму сожительства геям рекомендовало правительство США).