100 квартирный дом история создания

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Стоквартирный дом (Красный проспект, 16)

Сообщений 1 страница 50 из 86

Поделиться110-04-2010 18:48:32

Стокварти́рный дом — восьмиэтажное жилое здание, расположенное в Новосибирске, по адресу: Красный проспект, 16 (Площадь Свердлова), памятник архитектуры федерального значения.

100 квартирный дом история создания
100 квартирный дом история создания
100 квартирный дом история создания
100 квартирный дом история создания

Авторы проекта — Андрей Крячков и его ассистент В. Масленников.

Стоквартирный дом изначально задумывался как ведомственное здание для проживания работников исполкома Западно-Сибирского края (в квартирах были предусмотрены даже шестиметровые комнаты для прислуги).

Возведение дома началось в 1934 году.

На Международной выставке искусств и техники в Париже 11 декабря 1937 года проект Стоквартирного дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) был удостоен диплома 1-й степени, золотой медали и гран-при.

История

Кстати говоря, в «стоквартирном доме» на самом деле не 100 квартир, а 110. Это уже потом дом, в общем-то, не имевший названия, получил в народе такое прозвище.

В Стоквартирном доме жили академик Евгений Мешалкин, художник Николай Грицюк, директор Новосибирского приборостроительного завода Борис Галущак, биатлонист Александр Тихонов, во время блокады Ленинграда — дирижёр Евгений Мравинский и актёр Николай Черкасов.

Источник

Достопримечательности Новосибирска: 100-квартирный дом

100 квартирный дом история создания

Не смешивать начальство с народом

100-квартирный дом первоначально задумывался в той же стилистике, что и здание Дома Советов (ныне здание Правительства Новосибирской области). Однако пока готовился проект, парадигма несколько раз успела поменяться. Первоначальный авангардистский каркас сначала обогатили постконструктивизмом, а после добавили элементы арт-деко и французской классики. Впоследствии этот стиль получил название «сталинский ампир».

100 квартирный дом история создания

«Люди-гвозди» проиграли «совмещанам»

В то время люди жили в бараках с удобствами на улице, а вокруг домов, даже многоквартирных, переселенцы из деревень разбивали огороды. Поэтому отдельный санузел в квартире и скверик с малыми архитектурными формами вокруг дома были не только признаком благоустроенности, но и элитарности.

До сих пор в тренде были дома-коммуны с раздельным бытом, де глава семейства мог жить в одном корпусе, жена в другом, а их дети в третьем. Эти «люди-гвозди» должны быть готовы в любой момент бросить все и отправиться в другой конец страны поднимать целину, прокладывать рельсы в тайге, добывать руду в вечной мерзлоте. Однако в середине 30-х годов прошлого века стандарты начали меняться.

Почем квартирка в 100-квартирном?

Всего в продаже на Красном проспекте, 16 на сегодняшний день находятся пять квартир. Самая дорогая продается за 12 миллионов рублей. В ней 4 комнаты, общая площадь 120 квадратных метров. Самая дешевая – 2-комнатная квартира – стоит 6,6 миллиона рублей.

Проблемы 100-квартирного дома

Как и у знаменитого «Дома с часами», который нуждается в серьезной реставрации, у 100-квартирного дома свои проблемы. 15 лет назад реставрация проведена, однако не очень качественно. В итоге изменено цветовое решение фасада.

Знаменитый «Дом с часами» также нуждается в серьезной реставрации. Фото Аркадия Уварова

Подрядчик заверил, что со временем краска выцветет, и здание приобретет первоначальный цвет. Однако все не так просто, отмечает Филонов:

— В здании все было продумано, включая цвет. Фасад покрыт штукатуркой с использованием лабрадорита, который везли с Дальнего Востока. Лабрадорит – это минерал, имеющий кристаллическую структуру, его крупинки блестят на солнце. Здание расположено в глубине квартала, а главный его фасад ориентирован на заходящее солнце. Нужно было его дополнительно подчеркнуть, почему и использовали это цветовое решение с добавлением блестящей камневидной штукатурки.

100 квартирный дом история создания

Знаменитая история выставки в Париже

Отметим, что, кроме Андрея Крячкова, который представлял питерскую архитектурную школу, большую роль в проектировании здания сыграл еще один столичный архитектор Виталий Масленников. Еще до революции он запроектировал 40 крупных объектов на Тверской и Лубянке в Москве, застраивал курорт Форос в Крыму. Именно Масленников ввел в оформление фасадов декоративные элементы, ориентированные на творчество французского архитектора Огюста Пере.

Не все восприняли проект однозначно, звучала и критика:

Строительство 100-квартирного жилого дома крайисполкома было завершено в 1937 году. В 1976 году дом признан памятником архитектуры федерального значения.

Источник

С комнатой для прислуги: где жила советская элита

100 квартирный дом история создания

В Новосибирске приступили к активной фазе ремонта знаменитого стоквартирного дома, который стал архитектурным прорывом 1930-х и жить в котором считалось невероятной роскошью. Корреспонденты Sibnet.ru прогулялись по историческому памятнику и узнали у жителей, чем дом с богатой историей лучше новостройки.

Новосибирский стоквартирный дом — одно из самых знаменитых жилых зданий 1930-х (строилось в 1934-1937 годах). В 1937 году в Париже на международной выставке искусств и техники этот строение, возведенное по проекту Андрея Крячкова, было удостоено диплома первой степени, Золотой медали и премии Гран-при.

100 квартирный дом история создания

Первоначально дом задумывался для работников Крайисполкома и на протяжении многих десятилетий он считается самым престижным в Новосибирске. Проект предусматривал 100 квартир, из которых: 10 пятикомнатных, 30 четырехкомнатных, 40 трехкомнатных и 20 двухкомнатных. Квартиры продумывались с подсобными помещениями, в некоторых были предусмотрены небольшие комнаты для прислуги.

В разные годы в стоквартирном доме жили академик Евгений Мешалкин, биатлонист Александр Тихонов, художник Николай Грицюк. Сегодня это памятник истории и культуры федерального значения. Но фактическое число квартир в нем на сегодняшний день (после уплотнений и перепланировок разных лет) — 110.

100 квартирный дом история создания

Обычный домофон, новый лифт – ничего не выдает в подъезде №7 дома по Красному проспекту, 16 исторического памятника, до тех пор пока не входим в квартиру Диляры Шарафутдиновой или, как зовут ее соседи, Дели Александровны.

Трехкомнатная квартира на седьмом этаже сразу впечатляет своей величественностью: потолки 3,7 метра, огромные створки межкомнатных дверей, большие окна и много света, мягко струящегося сквозь задернутые в жару шторы. В тишине только волнистый попугайчик «буянит» в клетке, привлекая внимание гостей.

100 квартирный дом история создания

«Как все было здесь, так и осталось, мы ничего не перепланировали, скоро будет 60 лет, как я здесь живу. До того как мы вселились, здесь была коммуналка. В двух комнатах жила секретарь обкома Железнодорожного района Березина с семьей, а третью комнату занимала сотрудник горисполкома Яровая. Их расселили, и квартиру дали нам с мужем», — рассказывает Деля Александровна.

100 квартирный дом история создания

Позже ее муж Юрий Лобанов уехал строить лабораторию ядерных исследований института ядерной физики в Дубне. Но в Новосибирск он не вернулся. Как говорит вдова, «погиб от облучения».

«Когда мы жили с мужем, я не имела права сильно общаться с соседями, даже не могла сфотографироваться. Нам с мужем не разрешали из-за того, что он ядерщик. Он умер, а у меня не было фотографий для его памятника. Я вынуждена была из партийного билета взять фотографию и увеличить. После этого я сразу пошла и сфотографировалась», —вспоминает собеседница.

100 квартирный дом история создания

Но, возвращаясь к теме дома, она предлагает оценить удобство квартиры и сравнить с современным жильем. Кроме трех комнат здесь есть шестиметровая комната домработницы, приспособленная под столовую, на кухне мусопровод, раковина стоит в небольшом коридоре между туалетом и ванной с окном на улицу.

«Это роскошная квартира. Юрий Николаевич сделал в темной комнате (наподобие кладовки) вешалку, а пришла одна знакомая и говорит: я бы от своего зятя у вас в этой комнате пряталась», — улыбается Деля Александровна.

100 квартирный дом история создания

Больше 52 лет женщина являлась старшей по дому и знает его проблемы: капитальный ремонт начинали в 1983 году в первых трех подъездах, но из-за нехватки денег его не завершили. Затем политическая ситуация в стране изменилась, и ремонт так и не провели. Жильцы некоторых подъездов, не дождавшись, сделали ремонт за свой счет. Теперь дождались и остальные.

Собеседница говорит, что старых жильцов в доме остается все меньше, семьи растут и разъезжаются, а купить здесь жилье может не каждый. А многие новые хозяева не стремятся сохранить первоначальную внутреннюю архитектуру — делая ремонт, убирают перегородки, превращая «трешки» в огромные студии.

100 квартирный дом история создания

«Есть те, кто берет разрешение на изменение планировки, другие игнорируют это. Один сосед делал ремонт за 6 миллионов рублей, сносил стены, я вызвала строительную инспекцию, они ему дали штраф в размере 50 тысяч рублей. Это для него копейки», —вздыхает Деля Александровна.

Впрочем, живут в доме и неравнодушные люди. Например, семья Бориных, переехавшая из области, высаживает у торца дома цветы и ухаживают за ними.

УПЛОТНЕНИЕ В ВОЙНУ

Все подъезды в доме одинаковые, кроме двух угловых – третьего и шестого. Здесь необычные витые лестницы, создающие ощущение «театрального» входа. Одна из жительниц третьего подъезда заехала в этот дом в 1937 году, сразу после его сдачи. Квартиру выдали ее отцу — работнику обкома партии.

Она вспоминает, что в этом доме все жили дружно, а сейчас новые соседи могут даже не поздороваться при встрече. «А раньше было так: соседка забегает сверху и говорит: я отлучусь, ты послушай, если у меня младенец заплачет, ты поднимись к Юрке!», — рассказывает старожила.

100 квартирный дом история создания

На третьем этаже в квартире №30 раньше располагалась гостиница для строителей авиазавода им. Чкалова. Поэтому входы в комнаты в ней располагались вдоль прямого коридора. А чтобы эта квартира-гостиница была больше, еще при строительстве к ней присоединили пару комнат из блока следующего подъезда.

А во время войны в стоквартирный дом селили эвакуированных артистов: в первом подъезде жил артист Николай Симонов, который сыграл Петра I, в четвертом — знаменитый артист советского кино Николай Черкасов. Но условия тогда были «как у всех» — жильцов стоквартирного дома «уплотняли» и подселяли к ним эвакуированных жителей.

«В одной комнате жили москвичи, в другой — тоже эвакуированные. Родители втащили кровать в комнату домработницы, больше ничего не влезло, а в другой комнате спали я, моя сестра, брат, приехала из Ленинграда какая-то художница и эвакуированный папин двоюродный брат, с которым они никогда не переписывалась. Человек 20 жили в квартире, и так во всем доме», — рассказала жительница дома.

100 квартирный дом история создания

Когда начались репрессии, наступили нелегкие времена и для стоквартирного дома. Каждую ночь жители с тревогой ожидали, за кем сегодня приедет машина. Утром об этом они узнавали от дежурной, которая управляла пультом лифта. Очень многих жильцов в это время арестовали, так как в доме жила вся элита Новосибирска, вспоминает собеседница.

Многие горожане слышали, что архитектор Андрей Крячков за стокватрирный дом получил медаль парижской выставки. Как рассказал заведующий кафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА Игорь Поповский, во многом эта медаль была получена благодаря тому, что в жюри сидел французский архитектор Огюста Перре, которому дом в духе неоклассицизма был близок.

«Существует легенда, что сам проект стоквартирного дома Крячкова был не так хорош, но когда над ним поработал талантливый Виталий Масленников, в его фасаде появилось больше утонченности. Долгое время проект считался только достижением Крячкова, но студенты Масленникова возмущались, и стали говорить об участии второго архитектора в создании это дома», — сказал Поповский.

100 квартирный дом история создания

Он добавил, что видный ленинградский архитектор того времени Александр Гегелло активно критиковал проект этого здания. «Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе и основным дефектом я считаю эту архитектуру эклектичного характера. Помимо этого, объемное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объемный вид прямоугольника», — говорил Гегелло в одном из своих выступлений.

Но, несмотря на критику, по словам Поповского, этот дом стал переломным для архитектуры Новосибирска. До этого в городе преобладал конструктивизм, а в этом проекте впервые, помимо черт конструктивизма, появились элементы неоклассицизма. Этот проект в дальнейшем стал образцом для многих новосибирских архитекторов и вызвал всплеск подражаний.

Источник

Стоквартирный дом в Новосибирске

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

Одной из главных достопримечательностей столицы Сибири считается стоквартирный дом. Причем это жилое здание имеет такую же популярность, как оперный театр и вокзал Новосибирск-Главный. Восьмиэтажный дом в центре города — памятник архитектуры федерального значения. Чем же он так интересен?

В 30-х годах прошлого века в Новосибирске запланировали построить современный и удобный дом для чиновников исполкома. Одним словом, элитный. Разработка проекта была поручена архитектору Андрею Крячкову и его ассистенту Масленникову. Крячков был поклонником французского неоклассицизма, а если точнее — архитектора Огюста Пере. Правда, Андрей Дмитриевич несколько преобразил этот стиль, так что о плагиате и речи быть не могло. Кстати, специальные исследования доказали уникальность проекта.

Ходят слухи, что Крячков подготовил три варианта здания. Иосиф Сталин сразу одобрил работу архитектора, но не уточнил, какой именно вариант ему понравился больше всего. Разумеется, никто не осмелился уточнить эту деталь. Именно поэтому стоквартирный дом в Новосибирске вобрал в себя лучшие решения из всех проектов. Правда это или городская легенда, сегодня никто не может сказать точно.

Проект стоквартирного дома в Новосибирске удостоился диплома первой степени, золотой медали и гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году. Такое признание сыграло решающую роль в судьбе Крячкова — его признали лучшим архитектором Советского Союза. Кстати, именно в этом году здание уже красовалось в центре города. Вскоре в этом доме стали жить лучшие врачи, художники, музыканты, прославленные спортсмены, директора заводов и многие другие известные новосибирцы.

В 2008 году рядом со стоквартирным домом в Новосибирске установили скульптуру Андрея Крячкова. Интересно, что это первый в нашей стране памятник архитектору.

Источник

Новосибирский
Краеведческий портал

Вы здесь

Здание 100-квартирного жилого дома

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

100 квартирный дом история создания

Датировка памятника – 1937 г.

Категория охраны – федеральная, постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.74 г. № 624

г. Новосибирск, Красный проспект, 16

Дом построен по проекту архитектора А.Д. Крячкова при участии архитектора В.С. Масленникова. На Международной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году дом был отмечен Дипломом I степени, золотой медалью и премией «Гран-при».

Объемная композиция здания формируется центральным объемом, возвышающимися по углам главного фасада башнями и пониженными на один этаж боковыми (вдоль улиц Спартака и Сибревкома) крыльями.

За счет перепада рельефа основание имеет переменную высоту: первый этаж, в южном крыле здания, переходит в подвальный в центральной части и северном крыле. Главный фасад, выходящий на Красный проспект, решен симметрично. Центральная часть основания по главному фасаду оформлена тяжелой стилизованной колоннадой. Углы мощных ризалитов, выступающих из плоскости основного объема, решены в виде эркеров-башен с вертикальным витражным остеклением, объединяющим 3-6 этажи. Завершения башен разбивают симметрию здания подчеркнутым контрастом своих архитектурных форм. Внутренние грани ризалитов, примыкающие к центральной, заглубленной, части главного фасада, оформлены вертикальным рядом угловых балконов. Центральная часть главного фасада подчеркнута протяженными лентами балконов по третьему и седьмому этажам и расчленена по вертикали ритмом лопаток-пилястр, между которыми в уровне шестого этажа размещены декоративные розетки. Аттиковый этаж с небольшими прямоугольными окнами, чередующимися с узкими нишами, имитирующими очертания окон, венчается легким карнизом. Окна всех этажей по форме близкие к квадрату.

В отделке фасадов применена цветная штукатурка. Цветовое решение основано на сочетании охристо-желтого, песочного и коричневого цветов.

Основные габариты здания: центральной части 11 х 88, крыльев 10 х 57 м.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *