100 дней челлендж для художников
Сила ограничений
Нет вызовов — нет развития. Это касается и жизни, и творчества. Вместе с рамками появляется мотивация их разрушать. Чтобы стряхнуть старые установки и научиться новому, креаторы ставят себе и другим творческие челленджи.
Рассказываем о самых масштабных вызовах для художников, писателей, дизайнеров и фильммейкеров: без риска для жизни, зато с пользой для скилов.
«100 символов за 100 дней»
Этот челлендж сначала был частью проекта американской писательницы Линдси Томсон, где с 2017 участники каждый год придумывают интересную задачу на 100 дней и ежедневно ее выполняют. В 2019 команда дизайн-агентства Emotive Brand приняла вызов — каждый день брала по одному базовому символу и разбирала, как он возник и что значит.
Начав с обычного круга, студия прошлась по всем сердечкам, звездочкам и стрелочкам. К каждому знаку делали анимацию и выкладывали в инстаграм с базовым объяснением.
Например, равносторонний треугольник в Средневековье был символом воздуха, а бесконечность — перевернутая восьмерка — произошла от изображения уробороса, змея, поедающего свой хвост. В конце марафона все посты перенесли на сайт:
Проект «Искусство символов» учит анализировать свои работы.
Folktale Week
Folktale Week — это одна неделя в ноябре, когда иллюстраторы рисуют сказочные и фольклорные картинки. Челлендж впервые прошел в 2018 году, его организовали 14 художников со всего мира. Среди них американские иллюстраторы детских книжек Дженнифер Поттер и Девон Хольцварт.
Перед челленджем 14 организаторов публикуют список тем на каждый день, по которым нужно придумать свою сказку и персонажей. Готовые работы выкладывают в инстаграм под хэштегом #folktaleweek. Использовать можно любые материалы. Фантазию тоже не ограничивают: суть челленджа — дать волю воображению.
В 2019 Folktale Week провели еще раз, в начале ноября. Но участвовать можно и сейчас, не ожидая 2020 года и нового списка.
Челлендж Folktale Week помогает развивать фантазию и скилы.
«Инктобер»
«Инктобер» — это челлендж для художников и иллюстраторов. Название состоит из двух частей: ink (чернила) и october (октябрь) — марафон проходит каждый год в октябре, рисунки для него создаются чернилами: ручками, лайнерами, маркерами или черной акварелью.
«Инктобер» впервые прошел 10 лет назад — американский фриланс-иллюстратор и художник комиксов Джейк Паркер бросил себе вызов, чтобы улучшить технику рисования. Идея понравилась, и в итоге его вызов приняли еще тысячи людей. С тех пор каждый день октября участники рисуют картинки по заданному слову-теме и выкладывают их с хэштегом #inktober.
Сейчас у проекта есть сайт, официальные страницы в соцсетях, логотип и партнеры среди производителей инструментов для рисования. В 2017 в Камбодже провели выставку работ участников «Инктобера», а в 2019 в честь юбилея проекта в Денвере прошла встреча с Джейком Паркером и выставка его чернильных рисунков.
Чтобы присоединиться к «Инктоберу», нужно найти список слов на месяц в инстаграме марафона или других официальных источниках и рисовать по нему. Еще можно подписаться на рассылку от Джейка Паркера (адрес на сайте) — тогда список слов придет на почту за несколько дней до начала челленджа.
Марафон «Инктобер» помогает развить скил в графической иллюстрации.
Draw this in your style
В 2018 году начинающая художница Марин Вернхес бросила своим подписчикам-художникам вызов Draw this in your style — перерисовать любой из ее рисунков в своем стиле. За год челлендж разросся до невероятных масштабов — сейчас с хэштегом #drawthisinyourstyle в инстаграм опубликованы почти 2 млн работ.
Среди участников и новички, которые ищут свой стиль, и опытные игроки, которые его оттачивают. Буквально месяц назад вызов от художницы Маши Горбуновой, которая рисует в инсте милые шаржи на материнство, приняла Лера Кирякова, иллюстратор и амбассадор Wacom:
Оригинал работы Маши Горбуновой (слева) и Лерина версия иллюстрации (справа)
Правила правилами, но художники не всегда ждут, пока кто-то бросит им вызов — часто сами берут понравившиеся картины и перерисовывают. Хештег популярен не только в инсте, но и в твиттере.
Вызов Draw this in your style помогает определить свой стиль рисования.
StyleChallenge
В 2016 художница из Нидерландов Белла (фамилию она скрывает) выложила в своем инстаграме одну картинку в шести стилях. Она назвала вызов CartoonChallenge и спросила у подписчиков, в каких еще мультяшных стилях ей перерисовать персонажей.
Идею вызова оценили: сейчас его принимают все, кому не лень, а сама Белла регулярно постит новые варианты. Перерисовывают изображения и реальных личностей, например, Тома Хэнкса.
Украинская иллюстратор и ютубер Аня Ломакина участвовала в челлендже дважды: один раз с традиционными материалами и один в диджитале. В видео Аня не только показывает картинки, но и рассказывает об особенностях каждого стиля:
За три года #CartoonChallenge вырос до #StyleChallenge и перестал быть только о мультяшных стилях. Обычно художники рисуют до 10 вариантов, хотя ограничений по количеству нет. И не только по количеству: в рамках челленджа делают даже хуманизацию — рисуют животных, как людей, и наоборот.
Челлендж StyleChallenge помогает изучить особенности разных стилей.
«365 дней копирайтинга»
В 2017 копирайтер из Грузии Соло Цицуашвили поставил себе задачу — весь год ежедневно делать один рекламный плакат и придумывать новый слоган для известных брендов:
Рекламные плакаты Coca-Cola, Nike и McDonald’s Соло Цицуашвили
Результаты креатор честно выкладывал каждый день в фейсбуке, не пропуская выходные и праздники. Сейчас группа проекта в законсервированном состоянии, но иногда Соло ностальгирует: в 2018 он добавил еще две работы.
Проект «365 дней копирайтинга» помогает развить креативность и выжимать из себя максимум, даже в сжатых сроках.
5-Second Animation Day
5-Second Animation Day впервые прошел в 2008 году. Его придумал сооснователь студии анимации Titmouse Шеннон Приноски. Идея была в том, чтобы устроить выходной, когда все сотрудники могли бы закрыться в офисе и создать свой анимационный проект хронометражем минимум 5 секунд.
Крис Приноски, тоже сооснователь студии, говорит, что целью было просто повеселиться и посмотреть, что выйдет. Идея прижилась, теперь 5-Second Day в студии проводят ежегодно:
Показы анимационных роликов участников устраивают в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Ванкувере. Лучшие проекты выкладывают на ютуб.
Проект 5-Second Animation Day помогает прокачать свой скил в анимации.
10Х10 Filmmaker Challenge
Челлендж 10Х10 — это ежегодный проект фестиваля Sacramento Film & Music Festival для фильммейкеров, который живет с 2013 года. Участники должны за 10 дней снять короткометражку длительностью максимум 10 минут.
Это не все ограничения: каждый год организаторы придумывают тему для фильмов и указывают требования к ним. Например, обязательный реквизит или строчки диалога, которые необходимо включить в сценарий. Тему и требования раскрывают только участникам после регистрации.
Работы обычно показывают в кинотеатре Esquire IMAX Theater в Калифорнии. Участников на 2019 год уже набрали, они работают над своими проектами.
На сайте можно посмотреть избранные фильмы челленджей предыдущих лет. Там есть, например, работы проекта Steve and Larson’s Going In Raw. Ребята обычно снимают подкасты и видео про рестлинг, но в 10Х10 участвовали дважды и оба раза попадали в список лучших.
Вызов 10X10 Filmmaker Challenge учит снимать легко даже в строгих рамках.
Рождение образов и сюжетов
В начале проекта я думала, что рисовать что-то свое будет сложнее, чем срисовывать. Но образы приходят сами. Увидеть образы будущих рисунков можно в контурах теней, облаков, листьев на деревьях, в композиции капель дождя на стекле, в узоре на коврике в ванной. Взгляд за что-то зацепляется, а дальше я замираю и смотрю, какие образы приходят. Мне нравится придумывать свои сюжеты. И переносить на бумагу свои фантазии. Пока они немного мультяшные. Зато потихоньку вырисовывается свой стиль. Рисовать то, чего нет. Помещать что-то в непривычные для него рамки. Убирать рамки. Так появились инопланетянин-эскимос, длинный кот, четырехглазик, голубь в доспехах, девочка-лето с птицами вместо глаз, киты в небе.
От мультяшности к натуральности
Начала заниматься по книге «Рисование. Полное руководство». Книга, надо сказать, серьезная и увесистая — 450 страниц со множеством примеров. Самые интересные советы из книги:
Квадратная сетка
«Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции».
Реалистичный портрет
«Портрет человека призван передавать как физические, так и психологические черты. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает».
На кончике карандаша
«Мысленно представьте, будто кончик рисовального инструмента плывет по бумаге, исследуя поверхность тела модели (словно прикасаясь к ней), улавливая самые значительные изгибы и выступающие части, отслеживая основные структурные линии, а также грани и тона, но так, чтобы они передавали сложное строение тела и выразительность позы».
Путевой дневник
«В путевой дневник можно быстро зарисовать и сохранить для будущей, более тщательной работы, все, что привлекает внимание. Маленькие быстрые наброски, независимо от того, насколько качественно и мастерски они исполнены, хранят отпечаток времени и переживаний, а также совершенствуют ваши творческие навыки».
Пропорции и анатомия
«Для правильной передачи внешних форм и решения поставленных эстетических и стилистических задач художнику важно не только наблюдать за живой моделью, но и обладать минимальными (но не поверхностными) знаниями об анатомии человеческого тела, в строении которого выделяют скелет, суставы, мышечную массу и кожный покров».
Мастерство рисования
«Мастерство рисования в том, чтобы уметь подчинять рисунок своему художественному замыслу и, если потребуется, отказываться от правил. Важно отметить, что для этого следует не только заниматься и экспериментировать с техниками рисования, но и учиться видеть окружающую действительность, чтобы передавать визуальные впечатления графическими средствами».
В книге много написано о технике рисования пейзажей, я до них пока не дошла. Но доберусь обязательно и опишу в одном из следующих выпусков.
От простого карандаша к цвету
Несколько лет назад я прочитала в книге «Игнорируй всех, или Как стать креативным»:
«Каждый рождается творцом: каждому дается коробка цветных карандашей в детском саду. Это потом, когда вы становитесь подростком, они отнимают у вас карандаши и подсовывают вместо них сухие, скучные книги по алгебре, истории и прочему. Когда вас внезапно, годы спустя, поражает “креативный жучок”, вы просто слышите слабый голосок внутри вас, который говорит: “Отдайте мои карандаши. Пожалуйста…”.
Мой “креативный жучок” все чаще просит: «Давай порисуем акварелькой, пажааалуста?». Очень нравится рисовать акварелью. Она как живая. В следующие пару недель буду изучать техники рисования разными красками, разными кисточками. А пока вот, что получается:
Гуашью получается ярко и фактурно:
Анатомия заката
К вопросу о красоте природы, которую я описывала в начале. Недавно летела на самолете из Москвы в Пермь на закате. Как у природы получается такой красивый градиент от темно-синего до оранжевого?
Если рисовать акварелью, при смешивании синего и оранжевого на той границе, где происходит переход, получается зеленый. Но в природе такого нет. Есть только оранжевый и только синий. Плавный переход. Понять анатомию рассвета… Вот то, что у меня получилось в первой и во второй попытке:
Буду экспериментировать дальше.
Люблю
Рисование — это мощный переключатель со стресса на расслабление, с проблем на мечты, с трудностей на легкость. Когда рисуешь, нет времени, нет мыслей, нет проблем. Есть только чистое творчество и наслаждение им. Есть ощущение граней карандаша в пальцах. Есть длина и направление штриха. Есть цвет и насыщенность краски, переходящей с кончика кисти на бумагу. До проекта я не знала, люблю ли я рисовать. Теперь ответ очевиден — да, я люблю рисовать.
Ресурсы для рисования
Очередная порция ресурсов по рисованию:
За следующие пару недель попробуйте следующие упражнения:
Мой персональный челлендж на ближайшие две недели: рисовать нежность. Не знаю пока, что и как именно. Но хочу ее рисовать. Нежность в нежных тонах.
А вот задания, которые иллюстраторы сами перед собой ставят:
«Я обожаю придумывать себе “задания”, это позволяет мне не стоять на месте творчески. Например, я даю себе задание нарисовать 5 бесформенных предметов, начиная с трещин на тротуаре, или какие-то другие случайные штуки, а потом превратить их в животных. Или могу ограничить себя в цветах и заставить себя изобразить что-нибудь в “неправильных” оттенках. Или могу рисовать, добавляя по одному композиционному элементу на рисунок за один раз, выстраивая элементы один за другим ТОЛЬКО после того, как закончила предыдущий. Все эти задания или упражнения позволяют мне оставаться в режиме решения задач, который очень полезен для творческого мышления».
Попробуйте и эти упражнения тоже.
Вместе веселее
Я очень рада, что читатели, которым нравится проект, участвуют и выкладывают свои работы.
100 дней рисования
Сколько ни убегай от мечты, она все равно тебя настигнет. Я с детства мечтала уметь красиво рисовать, но всерьез научиться решила только сейчас. Это новый проект о том, как за 100 дней научиться рисовать в разных стилях и техниках: скетчноутинг, акварель, кардмейкинг и многое другое.
Боязнь рисовать
Когда я вижу чистый белый лист, он повергает меня в панику. Серьезно. Я даже думаю, что это генетическое. Да-да, я представляю, как моя пра-пра-1000раз-прабабушка боялась рисовать, но ее сделали главной по наскальной живописи в первобытной редколлегии. И все — травма сквозь тысячи лет для всех поколений.
Главное начать
В одной из книжек по рисованию говорилось о том, что умение рисовать — это навык. И точно так же, как чтение или вождение автомобиля, рисование со временем становится навыком автоматическим. И я в это поверила.
Навык рисования состоит из умения воспринимать и создавать: края, пространство, соотношения, светотень, гештальт (целостность). И всему этому я буду уделять внимание в течение ста дней.
Зачем рисовать
Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне. У каждого свои причины, чтобы заниматься рисованием:
1. развить творческое полушарие;
2. отвлечься от всего, медитировать, рисуя;
4. прекрасный способ закрепить информацию;
5. делать подарки своими руками;
6. уметь четко и быстро визуализировать информацию;
7. отличный способ заработка, если вы мастер;
8. и даже вот зачем: чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту;
9. а еще это переход в другую реальность.
Все, кроме седьмого пункта, для меня является причинами, почему я хочу научиться рисовать. Я буду учиться по российским и зарубежным самоучителям, искать видео в интернете, собирать картинки, иллюстрации и скетчи, которые зацепили мое внимание, записывать видео создания своих рисунков. Участвовать в курсах не планирую, но, кто знает, может и на них побываю.
Неделя 1. «Визуальные заметки»
И вот я взяла ручку в руки. Сначала себя, потом ручку. Рисовать красками для меня это вообще магия 99-ого уровня. Поэтому, ручку. Акварельное джедайство ждет меня впереди. А начать я решила с пробы пера в скетчноутинге.
Скечто?
Скетчи — это визуальные заметки, состоящие из текста, рисунков, схем, стрелок, рамок и линий. Это способ рисования для всех, кто способен черкать ручкой по бумаге. Мозг использует всего два канала для обработки информации — вербальный (идеи как слова) и визуальный (идеи как изображения). Поэтому скетчноутинг — это идеальный способ, чтобы записывать меньше, но чтобы заметки при этом были лучше.
Осваивать скетчноутинг я начала с книгой «Визуальные заметки». Вот первые страницы моего блокнота с заметками и упражнениями из книги:
Скетчи задействуют сознание полностью и помогают лучше запоминать и восстанавливать информацию. Поэтому скетчинг будет полезен в конспектировании книжек. Мой скетч по книге «Повышение скорости чтения для школьников»:
Несколько советов из книги:
Ресурсы
Если вас заинтересовал скетчноутинг, вот ресурсы, с которых можно начать:
Итоги первой недели
После одной недели тренировок текстовый материал моментально преобразуется в голове в картинки.
Начала формировать свою визуальную копилку иконок-картинок для визуализации идей и информации на своих тренингах: мозг, книга, нейрон, глаз и т.д.
Начала использовать скетчноутинг для фиксирования важных идей из книг.
Побочные эффекты: яркие музыкальные сны. И я их начала очень хорошо запоминать.
Предостережение: не занимайтесь скетчноутингом на ночь. Потому что.
. ложишься спать — выключаешь свет картинки картинки картинки в голове — включаешь свет — рисуешь — выключаешь свет — и так раз пять.
Что дальше
За эти 100 дней хочется попробовать многое:
Я пока не знаю, что из этого я реально смогу освоить, но попробовать я хочу все.
ДЗ на две недели для тех, кто решил присоединиться:
Говорят, привычка вырабатывается за 21 день. Но уже спустя 7 дней, я не могу прожить и дня, чтобы что-нибудь не нарисовать. Я верю, что в каждом человеке есть способность видеть слонов в удавах, а не просто шляпы. И у меня тоже. И у вас. Через две недели опишу свой опыт выполнения ДЗ и перейду к рисункам акварелью.
Хотите разобраться со своими целями?
Сделайте это в проекте
Стодневка – экспедиция к новому Я
Открыта запись в Стодневку, которая стартует 1 НОЯБРЯ.
Подробности тут
Стодневка – это среда для развития. Погрузившись в нее, за 100 дней вы сможете не только достичь цели, но и разобраться в себе, прояснить свои ценности, научиться радоваться жизни здесь и сейчас, а не когда-нибудь, когда исполнится желаемое.
Вам не придется прикладывать сверхусилия. Правило маленьких шагов помогает двигаться к целям спокойно и непрерывно.
Боязнь рисовать
Когда я вижу чистый белый лист, он повергает меня в панику. Серьезно. Я даже думаю, что это генетическое. Да-да, я представляю, как моя пра-пра-1000раз-прабабушка боялась рисовать, но ее сделали главной по наскальной живописи в первобытной редколлегии. И все, травма сквозь тысячи лет для всех поколений.
Главное начать
В одной из книжек по рисованию говорилось о том, что умение рисовать — это навык. И точно так же, как чтение или вождение автомобиля, рисование со временем становится навыком автоматическим. И я в это поверила.
Навык рисования состоит из умения воспринимать и создавать: края, пространство, соотношения, светотень, гештальт (целостность). И всему этому я буду уделять внимание в течение ста дней.
Зачем рисовать
Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне. У каждого свои причины, чтобы заниматься рисованием:
Всё, кроме седьмого пункта, для меня является причинами, почему я хочу научиться рисовать. Я буду учиться по российским и зарубежным самоучителям, искать видео в интернете, собирать картинки, иллюстрации и скетчи, которые зацепили мое внимание, записывать видео создания своих рисунков. Участвовать в курсах не планирую, но кто знает, может и на них побываю.
Неделя 1. «Визуальные заметки»
И вот я взяла ручку в руки. Сначала себя, потом ручку. Рисовать красками для меня это вообще магия 99-ого уровня. Поэтому, ручку. Акварельное джедайство ждет меня впереди. А начать я решила с пробы пера в скетчноутинге.
Скечто?
Скетчи — это визуальные заметки, состоящие из текста, рисунков, схем, стрелок, рамок и линий. Это способ рисования для всех, кто способен черкать ручкой по бумаге. Мозг использует всего два канала для обработки информации — вербальный (идеи как слова) и визуальный (идеи как изображения). Поэтому скетчноутинг — это идеальный способ, чтобы записывать меньше, но чтобы заметки при этом были лучше.
Осваивать скетчноутинг я начала с книгой «Визуальные заметки». Вот первые страницы моего блокнота с заметками и упражнениями из книги:
Несколько советов из книги:
Скетчи задействуют сознание полностью и помогают лучше запоминать и восстанавливать информацию. Поэтому скетчинг будет полезен в конспектировании книжек. Мой скетч по книге «Повышение скорости чтения для школьников»:
Ресурсы
Если вас заинтересовал скетчноутинг, вот ресурсы, с которых можно начать:
Итоги первой недели
После одной недели тренировок текстовый материал моментально преобразуется в голове в картинки.
Начала формировать свою визуальную копилку иконок-картинок для визуализации идей и информации на своих тренингах: мозг, книга, нейрон, глаз и т.д.
Начала использовать скетчноутинг для фиксирования важных идей из книг.
Побочные эффекты: яркие музыкальные сны. И я их начала очень хорошо запоминать.
Предостережение
Не занимайтесь скетчноутингом на ночь. Потому что…
…ложишься спать — выключаешь свет картинки картинки картинки в голове — включаешь свет — рисуешь — выключаешь свет — и так раз пять…
Что дальше
За эти 100 дней хочется попробовать многое:
Я пока не знаю, что из этого я реально смогу освоить, но попробовать я хочу все.
ДЗ на две недели для тех, кто решил присоединиться:
Напоследок
Говорят, привычка вырабатывается за 21 день. Но уже спустя 7 дней, я не могу прожить и дня, чтобы что-нибудь не нарисовать. Я верю, что в каждом человеке есть способность видеть слонов в удавах, а не просто шляпы. И у меня тоже. И у вас. Через две недели опишу свой опыт выполнения ДЗ и перейду к рисункам акварелью.
И да, освободите место в своем телефоне для фотографий, после нескольких дней тренировок у вас будут получаться вполне симпатичные и креативные скетчи и рисунки, которыми вы захотите поделиться с друзьями. Самые забавные, творческие, яркие мы будем публиковать в следующих выпусках проекта. Используйте тег #100днейрисования.