10 июня праздник православный 2021 вознесение господне

10 июня 2021 года православные отпразднуют Вознесение Господне

Приблизительное время чтения: 1 мин.

В четверг 10 июня 2021 года, спустя 40 дней после Пасхи, православные христиане отметят великий двунадесятый праздник Вознесение Господне.

В этот день верующие будут вспоминать вознесение воскресшего Иисуса Христа в Царство Отца Его Небесного, которое произошло на горе Елеон в присутствии апостолов и Божией Матери (Деян. 1, 1-12).

Согласно Евангелиям и книге Деяний, после Своего Воскресения Христос в течение 40 дней являлся апостолам и говорил о Царствии Божием.

В последний день Своего земного пребывания Господь собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав, что через несколько дней на них сойдет Дух Святой.

На горе Елеон Христос дал последние обетования Своим ученикам, в т.ч. о Своем Втором пришествии, а затем, подняв руки, благословил их.

В момент благословения Он стал отдаляться от них и возноситься на небо, скрывшись в облаке. Ученики поклонились вознесшемуся Господу и еще долго продолжали стоять и смотреть на небо.

Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

После этого ученики Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа, что и произошло спустя 10 дней.

Источник

Вознесение Господне 2021, какого числа, как праздновать и что готовить

Вознесение Господне в 2021 г. – праздник, который как и раньше, непосредственно связан с Пасхой и празднуется на сороковой день после Светлого Воскресенья. За Вознесением – на пятидесятый день после Пасхи – следует Троица. Вознесение Господне считается одним из двенадцати главных православных праздников – «древнейшим и повсеместным».

10 июня праздник православный 2021 вознесение господне

Вознесение Господне 2021, какого числа

Вознесение Господне в 2021 г. отмечается 10 июня, поскольку от Пасхи и до Вознесения проходит ровно 40 дней. Праздник этот «плавающий», но всегда выпадает на четверг. Полное название этого праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вознесение Господне, что это за событие?

Афанасий Великий, христианский святой, один из греческих Отцов Церкви, архиепископ Александрийский, живший около 295-373 гг., писал, что Вознесение Господне означает обо́жение человеческой природы Христа, которая становится невидимой для телесного ока. Обожение, или теозис – христианское учение о соединении человека с Богом.

Интересно, что в греко-римском мире граница между смертными людьми и бессмертными богами не считалась непреодолимой. Посмертная участь героев, чудотворцев, философов, верховных правителей благодаря и в следствии судьбы, личных добродетелей или избранности отличалась от участи остальных («простых») людей. Божественность некоторых признавалась ещё при жизни, но чаще говорилось об их Вознесений к богам после смерти. Это называлось «обожествление». Обожествление случилось, в том числе, с Гераклом и с Ромулом, одним из братьев-близнецов – основателей Рима.

Согласно Евангелию, Христос в течение 40 дней от своего воскресения до вознесения на небо провёл на земле. Он являлся апостолам и рассказывал о Царствие Божьем, готовя их к особой миссии – распространению христианской веры. Интересно, что число 40 используется в Библии, в целом, для определения наиболее полного и достаточного срока – стоит только вспомнить и о сороковинах после ухода любого христианина.

На сороковой день Христос явился апостолам и, взойдя на гору Елеонскую, дал им последние наставления: не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа (что и случилось на Троицу), наказал идти проповедовать Евангелие всему миру. Подняв руки и благословив учеников, Христос начал отдалятся и возноситься на небо. По мнению отцов церкви, это событие – свидетельство совершившегося искупления, примирения Бога с миром, и благословения им церкви.

Праздник этот отмечается в храмах торжественными богослужениями при звоне колоколов.

10 июня праздник православный 2021 вознесение господнеИкона Вознесение Господне, Андрей Рублёв, 1408 г.

Вознесение Господне, история праздника

До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы (Троицы) не разделялось и было одним периодом равным 50 дням после Пасхи. Позже Пятидесятница окончательно оформилась как самостоятельный праздник. Вслед за Троицей в V в. в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

Вознесение Господне 2021, как праздновать, что нельзя делать в этот день

Накануне Вознесения Господне, в среду, 9 июня, в храмах отметят праздник Отдания Пасхи, когда в последний раз в году служба совершается по пасхальному чину. Именно на Вознесение Господне 2021 г., как и раньше, в православных храмах красные облачения священнослужители поменяют на белые. В них они служат последующие десять дней – вплоть до Троицы.

В день Вознесение Господня не рекомендуется совершать какую-либо тяжёлую работу, за исключением повседневных бытовых дел. Усердствовать на садах и огородах тоже не рекомендуется. Если вы верующий человек, сходите в храм.

10 июня праздник православный 2021 вознесение господнеКартина Вознесение Господне, Рембрандт, 1636-1639 гг.

Вознесение Господне в искусстве

Самое раннее дошедшее до нас изображением Вознесения Господня – рельеф 430 г. на деревянных дверях собора Санта-Сабина в Риме. На нём изображён стоящий Христос со свитком в руке, внизу – Богоматерь, над ней два апостола держат крест в круге. Согласно историческим трактованиям, образ Богородицы – символическое изображение Церкви; подобная трактовка сохраняется и по отношению к другим памятникам средневековья.

В кафедральной церкви святого Лаврентия в Генуе, Италия, в стену вделана большая картина Вознесение Господне. Автор её неизвестен, однако некоторые исследователи приписывают авторство Леонардо да Винчи.

Картина Вознесение Христово Рембрандта входит в цикл картин «Страсти Христа», над которым художник трудился с 1636 по 1639 гг. Он закончил живописное полотно зимой, когда от лихорадки умер его первенец. Художник в память об умершем малыше изобразил в облаках порхающих ангелочков, символизирующих души всех ушедших детей.

Для Руси и России икона Андрея Рублёва Вознесение Господне, написанная иконописцем в 1408 г., пожалуй, является самым важным изображением этого события.

Икона сравнительно небольшая – 125 х 92 см, выполнена на липовой доске темперными красками на левкасе (грунте из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Рублёв изображает возносящегося на небо Христа в окружении ангелов, а внизу, в лучах света, помещены фигуры апостолов и Богоматери, указывающие на совершающееся чудо. Есть предположение, что эту икону для кафедрального Успенского собора во Владимире иконописец писал со своими верными помощниками во главе с Даниилом Чёрным. Икону отличает благородство цветовой гаммы, безупречность рисунка, выверенность пропорций и чёткость акцентов – всего того, что было характерно для работ Андрея Рублёва. К сожалению, сохранность святыни посредственная – много утрат верхнего красочного слоя. Икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В киноискусстве стоит отметить французский немой художественный фильм «Жизнь и страсти Иисуса Христа» (La vie et la passion de Jésus Christ). Он снимался с 1902 по 1905 гг. и стал одним из первых полнометражных фильмов в истории кино. В фильме в хронологическом порядке рассказывается о жизни Иисуса от Благовещения до Вознесения. Декорации фильма напоминают религиозные картины и в некоторых сценах просто копируют картины великих художников. Костюмы похожи на одеяния гипсовых скульптур.

10 июня праздник православный 2021 вознесение господнеДеталь плиточной мозаики Вознесение Господне в церкви Всех Святых, 1873 г., Лондон, Великобритания

Церковь Вознесения Господня в Коломенском и полёт Икара, что между ними общего

В честь Вознесения Господня на Руси строили и церкви. Одна из них находится в московском Коломенском. Она была построена великим князем Василием III Иоанновичем после рождения сына, будущего царя Иоанна IV, «в своём селе», где располагался один из загородных дворов. Освящена 3 сентября 1532 г. в честь Вознесения Господня. По словам летописца, «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси». Благодаря постройке церкви в 30-е г. XVI в. великокняжеское село Коломенское становится своеобразным подмосковным Елеоном – местом воспоминаний о Вознесении Христа и ожиданий его второго пришествия.

Долгое время считали, что при строительстве 62-метровой церкви архитекторы пытались воспроизвести в камне деревянный шатровый храм. Позже обратили внимание на стиль архитектуры и решили, что церковь Вознесения Господне напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме и другие храмы на Святой земле. В 1994 г. церковь внесена во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.

Некоторые экскурсоводы московского музея «Коломенское» рассказывают, будто во времена Ивана Грозного холоп Никита (русский Икар) именно с церкви Вознесения Господня поднялся в воздух. Словесное подтверждение этой легенды нашлось в автобиографической книге «Держись сестрёнка!» Aнны Александровны Тимофеевой-Егоровой, советской лётчицы-штурмовика, Героя Советского Союза, участницы Великой Отечественной войны. В 30-х годах Анна, мечтавшая о полётах, поступила в аэроклуб. В главе «Несостоявшаяся золотошвейка» она пишет: «Ранней весной стали мы ездить в село Коломенское на практику, туда, где когда-то холоп Никита, соорудив себе крылья, прыгнул с высокой колокольни. Там с крутого берега Москвы-реки и парили на планёрах. Конечно, по нынешним временам всё делалось тогда весьма примитивно».

В Коломенском, действительно, большое открытое пространство и церковь Вознесения Господне построена на крутом берегу Москвы-реки. В XX веке планеристы стартовали именно с этого высокого места, возможно, повторяя полёт русского Икара.

10 июня праздник православный 2021 вознесение господнеЦерковь Вознесения Господне в Коломенском, Москва

Вознесение Господне в народных обычаях и повериях

«Вот весну торопит лето, В зелень яркую одето. Истекает срок весенний В день Господня Вознесенья»… В народе считалось, что Вознесение Господне – окончание весны и её переход к лету. Говорили: «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется» или «На Вознесение весна возносится на небо, а лето красное спускается на землю». А ещё говорили: «До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает».

По народному поверью, Христос в течение 40 дней после Пасхи ходит по земле, подходит к каждому окну, чтобы услышать, о чём люди говорят и что делают. Поэтому в это время и в день Вознесенья Господне нельзя было что-либо выбрасывать в окно. Люди считали, что во время праздничной литургии над каждой церковью разверзаются небеса, к куполу ангелы спускают лестницу и с ударом колоколов Христос возносится на небеса, но видеть вознесение было дано только благочестивым и праведным людям. В этот праздничный день старались не работать, ходили на ярмарки с их балаганами, качелями, медвежьими потехами, гостевали друг у друга, посещали деревенские гулянья.

Вознесение Господне в средней полосе России приходилось на время созревания озимой ржи, крестьяне верили, что правильные обряды способны повлиять на рост хлебов. Для богатого урожая целыми семьями выходили в поля смотреть посевы и устраивали своеобразные сельские «пикники». Крестьяне обходили свои наделы с приготовленной дома яичницей и съедали её, разделяя со всеми членами семьи. Шли и приговаривали: «Расти, расти трава в лесу, а рожь к овину». Так призывали урожай и оберегали свои спины от боли во время уборки хлебов.

Ночь на Вознесенье Господне считалась соловьиною. Верили, что соловьи в это время поют громче и звонче. В некоторых регионах России вознесенской росе приписывали особую целительную силу, только собирать её нужно было ранним утром. В Смоленской губернии канун Вознесения считался особенным временем, когда из-под земли выходят просушиться клады.

Когда день Вознесения Господня заканчивался, под вечер разжигали костры – символ наступления пролетья и расцвета природы. С этого дня «пошёл колос на ниву», то есть озимая рожь выпускает колос. В честь этого водили хороводы и «завивали колос», то есть проводили девичьи обряды.

10 июня праздник православный 2021 вознесение господнеСовременная фреска Вознесение Господне в церкви Santuario Maria Auxiliadora i Sant Josep, 1966 г., Барселона, Испания

Вознесение Господне 2021, что готовить

Один из евангельских рассказов для детей Вознесение Господне, написанный Марией Кучерской, российской писательницей, литературоведом и доктором философии, начинается так: «Однажды воскресший Господь снова пришёл к ученикам. – Есть ли у вас еда? – спросил Он. – Рыба и мёд, – отвечали апостолы. И Христос ел перед ними».

В праздник Вознесения Господня нет особых запретов, оговорённых церковным уставом. В этот день можно есть любую еду, как постную, так и скоромную.

В народе сложилось своё представление о кулинарных правилах Вознесения Господня, которыми можно воспользоваться и в 2021 г. Для того, чтобы помочь Христу подняться в небо, пекли продолговатые пироги (лепёшки), на которые сверху выкладывали кусочки теста – словно ступени. Такую выпечку называли «лесенки» и делали на ней 7 символических перекладин из теста, что указывало на семь небес. В Вологодской области в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек – «рогушки» или «преснушки».

В некоторых уездах Московской губернии дети шли с «лесенками» в поле. Они сначала съедали выпечку, а потом скакали по ржи и приговаривали: «Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки». Если на Вознесение Господне шли в гости, а это было принято, «лесенки» приносили хозяевам в подарок.

Пекли и ячменные блины – «Христу на онучки», символ удобной и надёжной обувки перед дорогой, «чтоб Ему не потереть ног».

Печенья Лествицы, приготовленные к празднику Вознесения Господне 2021

10 июня праздник православный 2021 вознесение господнеЛествицы

Для приготовления 4-5 порций нужно:

Источник

10 июня

Чтения Священного Писания

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В четверг, св. апостолам

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

В четверг, святителю Николаю

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.

Вознесению Господню

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Молитва Вознесению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобному Никите исповеднику, епископу Халкидонскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, Никита, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Све́тлостию дел твои́х просия́л еси́, преподо́бне,/ апо́стольскаго престо́ла наследник был еси́, Ники́то,/ и, я́ко со́лнце, облиста́л еси́ твое́й па́стве, о́тче,/ вся Боже́ственных уче́ний испо́лнь./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Халкидо́ну удобре́ние.

Перевод: Славой дел твоих просиял ты, преподобный, наследник апостольского престола был ты, Никита, и, как солнце, озарил твою паству, отче, наполнив все Божественным учением. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Халкидона украшение».

Святителю Игнатию, епископу Ростовскому

Благове́рия просве́щся уче́нии,/ святи́тельства прие́м па́ству/ и апо́столов насле́дник быв,/ тем прия́л еси́ от Бо́га дар чуде́с, святи́телю о́тче Игна́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Просветившись учением благой веры, ты принял паству как святитель и был наследником апостолов, потому и принял ты от Бога дар чудес, святитель отче Игнатий, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак святителю Игнатию, епископу Ростовскому

Яви́ся днесь пресве́тлая па́мять твоя́,/ святи́телю преблаже́нне Игна́тие,// в ми́ре све́тло сия́ющи и явля́ющи всем Боже́ственное сия́ние.

Перевод: Сегодня настал день, святитель преблаженный Игнатий, пресветлой памяти твоей, в мире ярко сияющей и являющей всем Божественное сияние.

Святителю Геронтию, митрополиту Московскому

Днесь душа́ вся́ка весели́тся/ на па́мять успе́ния святи́теля Христо́ва Геро́нтия,/ прему́дрости ревни́теля/ и кро́тости учи́теля,/ смире́нию наказа́теля,/ уче́нием Боже́ственных слове́с ве́рныя наслади́вшаго./ Ру́сскаго митрополи́та похва́лим,/ святи́тельства па́ству прии́мшаго,/ украси́вшаго Це́рковь Христо́ву./ Тем и Христо́с ви́дя твое́ благопроизволе́ние,/ причте́ тя в лик пра́ведных,/ святи́телю Геро́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Богоро́дицу// непреста́нно о всех нас.

Перевод: Сегодня всякая душа радуется в день памяти успения святителя Христова Геронтия, ревнителя премудрости и учителя кротости, наставника смирения, насладившего верующих учением слова Божия. Русского митрополита прославим, принявшего паству как святитель, украсившего Церковь Христову. Потому и Христос, видя твое доброе намерение, причел тебя к собранию праведных, святитель Геронтий, моли Христа Бога и Пречистую Богородицу не переставая обо всех нас.

Бо́жиим Ду́хом и́ночество вожделе́/ и восприя́ Ду́ха Свята́го благода́тию,/ и святи́тельства са́на сподо́бился еси́,/ содержа́ще престо́л Ру́сския Митропо́лии,/ и бысть па́стырь и учи́тель от ро́да ру́сскаго,/ пасы́й ста́до Христо́во слове́сных ове́ц,/ и обре́те благода́ть от Го́спода, Геро́нтие святи́телю,/ Ему́же всегда́ о нас непреста́нно моли́ся,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Устремившись Божиим Духом к монашеству и восприняв Духа Святого благодатью, ты удостоился святительского сана, владея престолом Русской Митрополии, и был пастырем и учителем от рода русского, пасущим стадо Христово духовных овец, и обрел ты благодать от Господа, святитель Геронтий, Ему же всегда о нас не переставая молись, о спасении наших душ.

Преподобной Елене Дивеевской

Ди́вно бы́сть ко Го́споду призва́ние твое́, сла́вно бы́сть и равноа́нгельное житие́, кро́тко бы́сть твое́ крестоноше́ние, чу́дно бы́сть смиренному́дрие твое́. Послу́шлива была́ еси́ да́же до ча́ши сме́ртныя и из Диве́евской оби́тели в Небе́сную взошла́ еси́. Ра́дуйся, Еле́но преподо́бная, и не оста́ви ны предста́тельством твои́м.

Перевод: Удивительно было твое призвание ко Господу, славной была и жизнь, подобная ангельской, с кротостью несла ты свой крест, чудесно было смиренномудрие твое. Ты была послушна даже до смертной чаши и из Дивеевской обители взошла в Небесную (обитель). Радуйся, преподобная Елена, и не покидай нас в заступничестве твоем.

Ми́ра суету́ оста́вивши, блаже́нная Еле́но, в Диве́евскую оби́тель всели́лася еси́, и от избра́нника Влады́чицы Пречи́стыя услы́шала еси́: вску́ю сме́рти убоя́лася еси́? По́двигом до́брым подвиза́лася еси́, тече́ние сконча́ла, ве́ру соблюла́ еси́. Про́чее у́бо соблюда́ется вене́ц пра́вды ти, его́же возда́ст ти Госпо́дь в день он, я́ко всем возлюби́вшим явле́ние Его́. Потщи́ся же ско́ро приити́ к Пра́ведному Судии́.

Перевод: Мира суету оставив, блаженная Елена, ты поселилась в Дивеевской обители, и от избранника Владычицы Пречистой услышала ты: «Почему ты боишься смерти?» Ты подвизалась подвигом добрым, жизнь завершила и веру сохранила (2Тим.4:7). А теперь готовится тебе венец правды, который воздаст тебе Господь, в определенный Им день, как и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). Постарайся же скоро прийти к Праведному Судие (2Тим.4:9).

Молитва преподобной Елене Дивеевской

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Еле́но, Диве́евская сла́во и похвало́, от огнеды́шащего зми́я, тя поглоти́ти тща́вшагося, моли́твами ко Го́споду и де́вственнаго жития́ обетова́нием чуде́сно изба́вленная, святы́м преподо́бным Серафи́мом ко и́ночеству предугото́ванная и Самому́ Го́споду уневе́щенная, нача́льницею общи́ны деви́ческия избра́нная, оба́че слуго́ю всем смиренному́дренно я́вльшаяся, послу́шлива да́же до сме́рти ста́рцу твоему́ бы́вшая, по словеси́ его́ за бра́та твоего́ многострада́льнаго младо́ю уме́ршая, еще́ на земли́ Цари́цу Небе́сную и Христа́ Го́спода ви́девшая и во оби́тели Небе́сныя восхище́нная, моли́ся за ны, малоду́шныя и непослу́шливыя, да и мы сподо́бимся благода́тнаго вразумле́ния, скоре́йшаго исправле́ния и ве́чнаго спасе́ния. Ами́нь.

Святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

Апо́стольским преда́нием, истинней ве́ре пропове́дницы,/ и от тьмы к све́ту Богоразу́мия челове́ком наста́вницы,/ и за ны к Бо́гу моле́бницы,/ на Небе́сная любо́вь возложи́сте к Лю́бящему вы./ И ны́не на Небеси́ со А́нгелы и со все́ми святы́ми ликовству́юще/ у Престо́ла сла́вы всех Царя́, Христа́ Бо́га на́шего,/ святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие,/ моли́те дарова́ти стране́ на́шей мир,/ на враги́ одоле́ние,/ Це́ркви единомы́слие// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Проповедники истинной веры, согласной с апостольским преданием, и от тьмы к свету разумения Бога наставники людям, и за нас к Богу молитвенники, для Небесной любви вверившие себя Любящему вас. И сейчас на Небесах с Ангелами и со всеми святыми радуясь у Престола славы Царя всех, Христа Бога нашего, святые чудотворцы Леонтий, Исаия и Игнатий, молите даровать стране нашей мир, победу над врагами, единомыслие Церкви и душам нашим великую милость.

Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие,/ бы́сте вы благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву/ и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте/ и ве́чный поко́й насле́довасте./ Мо́лим вас, святи́и чудотво́рцы,/ пода́ти доброде́телем исправле́ние,/ и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние,/ и душа́м спасе́ние, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.

Перевод: Как три великих вселенских святителя, вы были наставники в благочестии и добродетелях Ростову и, с благой верой приняв паству, упасли стадо Христово и наследовали вечный покой. Молим вас, святые чудотворцы, подать нам достижение добродетелей, исцеление наших болезней, избавление от соблазнов и спасение душам, да взываем к вам: «Радуйтесь, города нашего Ростова сила и честь».

Преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Святителям Ростовским

Святи́телие прему́дрии,/ па́ствы ва́шея учи́телие богопросвеще́ннии,/ ве́ру ева́нгельскую в лю́дех преумно́жившии,/ любве́ Небе́сныя на земли́ достоподража́тельнии о́брази,/ лю́ди страны́ Росто́вския и Яросла́вския приобща́вшии спасе́нию,/ служи́телие вои́стинну Бо́жии/ и соприча́стницы апо́столов досто́йнии яви́лися есте́,/ Лео́нтие священному́чениче, Иса́ие, Игна́тие, Иа́кове, Фео́доре/ и златослове́сниче Росси́йский Дими́трие,/ Христа́ Бо́га моли́те/ о архиере́ех, на престо́ле ва́шем прее́мницех,/ о лю́дех, благоче́стно вас почита́ющих,/ о стране́ на́шей правосла́вней// и о всей Христо́вей Це́ркви.

Перевод: Святители премудрые, паствы вашей просвещенные Богом учителя, преумножившие в людях Евангельскую веру, достойные подражания примеры Небесной любви на земле, приобщавшие людей Ростовской и Ярославской земли ко спасению, истинные служители Божии и верные последователи апостолов, священномученик Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков, Феодор и златоуст российский Димитрий, Христа Бога молите об архиереях, преемниках ваших на престоле, о людях, благочестиво вас почитающих, о стране нашей Православной и о всей Церкви Христовой.

Но́ваго Заве́та Бо́га с челове́ки храни́телие,/ ева́нгельских за́поведей исполни́телие,/ в до́брых де́лех соверше́ннии,/ святи́телие му́дрии, преподо́бнии и пра́веднии Богоно́снии,/ зе́млю Росто́вскую и Яросла́вскую/ облагоуха́вшии моли́твами,/ имену́емии вси и неимену́емии,/ явле́ннии и сокрове́ннии,/ предстоя́ще Живонача́льней Тро́ице,/ не отступа́йте от нас ду́хом/ и Боже́ственное милосе́рдие преклони́те к нам,/ да с дерзнове́нием сла́ву Вы́шних Бо́гу вси прино́сим,/ да пребу́дет на земли́ мир неруши́мый,/ любо́вь же и благоволе́ние// посреде́ всех челове́к.

Перевод: Хранители Нового Завета людей с Богом, исполнители Евангельских заповедей, совершенные в добрых делах, святители мудрые, преподобные и праведные Богоносные, землю Ростовскую и Ярославскую облагоухавшие молитвами, названные все и неназванные, явленные и сокрытые, предстоящие Живоначальной Троице, не отступайте духовно от нас и расположите к нам Божественное милосердие, чтобы мы все с дерзновением славили в Вышних Бога, да пребудет на земле нерушимый мир, любовь и доброжелательство среди всех людей.

Притча дня

К деду в деревню приехал внук:
— Дед, все мне у вас нравится, да только девушки все в длинных юбках, в платках, больно скучно.

Дед вынул из кармана две конфетки. Одна была в фантике, другая без.
— Какую выберешь, внучок?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *