1 сентября праздник лицемерия
День знаний
Для кого-то этот день — возвращение памяти в прошлое, для кого-то — шаг в будущее (Фото: Elena Schweitzer, Shutterstock)
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Песня «Чему учат в школе» (Слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)
День знаний — это первые звонки в школе и волнения, море цветов и белых бантов, и, конечно, традиционные уроки мира. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог.
Этот праздник появился в советское время. Хотя до середины 1930-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Согласно постановлению Совнаркома от 14 августа 1930 года, все дети в возрасте 8-10 лет, а также иных возрастов, которые до этого времени не обучались в школе, должны были быть приняты в школу осенью. Обязанность посылать в школу детей возлагалась на их родителей. Каждый ребенок был обязан отучиться не менее четырехлетнего курса начальной школы.
Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», которым было установлено во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их — в первых трех классах 1 июня, в 4-7 классах 10 июня и в 8-10 классах 20 июня.
Официально как «День знаний» 1 сентября было учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР № 373-11 от 15 июня 1984 года «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днем знаний», который дополнил Указ Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» от 1 октября 1980 года новым праздничным днём.
1 сентября и сегодня — праздник начала нового учебного года, прежде всего для учеников, учащихся, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, посвященные началу учебного года. С особой торжественностью встречают в школах первоклассников.
В средних специальных и высших учебных заведениях, как правило, обходится без линеек, но торжественность момента от этого вовсе не уменьшается.
1 сентября — это праздничный день для всех школьников, студентов и их родителей. Мы поздравляем вас с этим замечательным днем и желаем вам вспомнить о самом важном: о мудрости в жизни. Пусть в жизни вас и ваших детей всегда будет место знанию, мудрости, которые помогают справляться с житейскими неурядицами.
В этот день традиционно отмечают праздник начала учебного года страны постсоветского пространства — Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Туркменистан, Украина.
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
А так ли прекрасно Первое сентября (если быть честным?)
— Да вы что, это же традиция! — Писал каждый второй читатель (каждая вторая читательница) под публикацией, в которой я посмел усомниться в том, обязательно ли нести цветы в школу на первое сентября. Некоторые учителя, придя туда подтвердили — цветы именно их не радуют. Но дамы (и господа) продолжали твердить: традиция, традиция, праздник…
А я люблю смотреть вокруг себя, и потому хочется спросить: да ладно, уважаемые товарищи, для многих ли праздник? Не лицемерите ли, ведь подчас действия, поступки и высказывания не на публику, а в узком кругу, противоречат такому утверждению?
Нет, оно понятно: признавать Первое сентября праздником — полагается. Это хороший тон. Это признак осознанного и заботливого родителя, тонко чувствующего, ребенок которого идет получать знания.
Хотя на самом деле Первое сентября многих радует только два раза: в первом классе и в последнем. В первом — потому что это некий этап взросления, как обряд инициации, ребенок переходит из разряда несмышленышей в разряд тех, кто постарше и у родителя есть надежда, что скоро он не будет требовать внимания круглогодично, в режиме 24/7. И в последнем — потому что школа скоро закончится, ура, ура, ура, а там — среднее или высшее образование и ребенок, наконец, станет самостоятельным!
А все остальные годы… Я специально опросил человек десять знакомых — приличных довольно-таки людей, вовсе не асоциальных личностей, просил отвечать без лицемерия — праздник ли для вас первое сентября?
И оказалось, что далеко не праздник, а раздражающая (и с каждым годом все больше) обязанность. Во первых — временные затраты, во вторых — финансовые.
Что касается самих учеников, я не знаю ни одного — вот честное слово, ни одного подростка — который бы радовался возвращению в школу.
Близкая дружба между одноклассниками сейчас завязывается крайне редко. Интересными занятия считают очень мало учеников, для подавляющего большинства учеба — обязанность (причем не приятная). Основная цель ребят начиная с восьмого класса (а у кого-то и раньше) более менее удачно сдать в девятом классе ОГЭ, в одиннадцатом — ЕГЭ.
Учителя… О, учителя вообще прекрасная тема!
Почему-то многие родители искренне уверены, что учителя должны любить учеников и быть рады их видеть. Меня такая уверенность удивляет. По себе сужу, не дай Бог, был бы я учителем, то рад бы был видеть милых, воспитанных и вежливых детей. прилежных. Беспроблемных. А, учитывая характер многих учеников и то, что сейчас опять же многие родители относятся к учителям как к обслуживающему персоналу, прививая такое отношение детям, учеников таких — пугающе мало.
Учителей, которые способны не выплескивать на детей свое раздражение и корректно вести себя тоже не хватает.
В общем, никакой радости общение с учениками учителям не доставляет, да и ученики их видеть тоже особо не стремятся. Я признаю, где-то есть прекрасные, идеальные классы и школы, где учитель с распахнутыми объятиями ждет учеников, а те к нему несутся со всех ног… Но вот такие места сейчас, скорее, редкость.
Самое забавное — никакого праздника раньше подчас не чувствовали даже те, кто сейчас утверждает обратное. В те времена, когда сами в школе учились, для них первое сентября знаменовало начало еще одного учебного года (подчас — унылого).
Но с возрастом в каждом из нас проявляется ностальгия. И кажется, что уж раньше-то небо голубее, трава зеленее, и в школе интереснее, и вообще «мы такими как современные подростки не были и в школу шли каждое Первое сентября с удовольствием. »
«Разве это праздник?»: как современные школьники отмечают День знаний
Елизавета Короткова
Торжественная линейка, Урок мира, белые банты и роскошные букеты — именно эти детали формируют традиционное представление о Дне знаний, который официально отмечается в России с 1984 года. Остается ли праздник 1 Сентября таким же важным для современных школьников — читайте в материале «ВМ».
«Море цветов», первый букварь и школьный вальс: каким был День знаний в СССР
Во дворе школы оркестр играл вальс, здание было оформлено парадно, а после торжества дети отправлялись на кинопоказ, вспоминают собеседники «ВМ» — специалисты сферы образования. Именно так праздник 1 Сентября проходил в годы СССР. Многие традиции Дня знаний живы до сих пор, но прежней осталась лишь форма проведения торжества.
— В СССР 1 Сентября проводили более торжественно, чем сейчас. И для детей, и для взрослых этот день был огромным праздником. Сейчас же и школьники, и родители испытывают больше страха, волнения. Такого праздника, каким он был, уже не осталось, — рассуждает Зоя Рабаданова, которая работает учителем начальных классов с 1984 года.
В рамках проведения праздничной линейки первые лица страны выступали с наставлениями и добрыми пожеланиями для учеников. Затем школьники расходились по кабинетам: там проводились классные часы, называемые Уроками мира. Одна из утраченных традиций Дня знаний — выдача букваря первоклассникам, вспоминает ректор Славяно-греко-латинской академии Сергей Храмешин.
— В СССР было принято выдавать букварь для первоклашек. На празднике им дарили первый учебник и пропись, где школьники делали свои первые записи, — рассказывает он.
Еще одна полузабытая традиция — первый звонок. Сейчас она соблюдается далеко не во всех школах. Каждое учебное заведение разрабатывает программу праздника индивидуально, объясняет Сергей Храмешин.
— Юноша-выпускник сажал одну из первоклашек на свое плечо. Девочка звенела колокольчиком — так звучал первый звонок. Сейчас эта традиция есть уже не везде, — поясняет собеседник «ВМ».
Школьники всегда дарили учителям праздничные букеты цветов. Этот эпизод считался самым ярким моментом Дня знаний. Учитель литературы и русского языка Ирина Михайлова подчеркивает: это было целое «море цветов». По ее словам, сейчас такого количества букетов школьники уже не приносят.
Бегом за хризантемами: как сделать уникальный букет на 1 сентября
Светлые воспоминания, связанные с этой традицией, остались и у ректора Славяно-греко-латинской академии Сергея Храмешина. Свой первый цветочный букет на День знаний он получил еще до начала преподавательской деятельности.
— Цветы в советское время были безусловным атрибутом каждого Дня знаний. Будучи девятиклассником, я еще даже не думал о своей педагогической карьере. Но один из первоклассников почему-то принес мне самый роскошный букет. Я даже не знал, что с этим делать. Самый красивый букет подарили не учителю, а мне. Удивительным образом мальчик попал в точку уже тогда, — вспоминает Храмешин.
Другой сценарий: как отмечается современный День знаний
Теперь ученики не спешат дарить букеты преподавателям. Эта традиция постепенно искореняется, делится Сергей Храмешин. Он сообщает: в 2014 году была придумана благотворительная акция «Дети вместо цветов». С каждым годом ее поддерживают все в большем количестве школ. Ученики приносят учителю один букет от класса. Денежные средства, которые предполагалось потратить на цветы, жертвуют тяжелобольным детям и детям-сиротам, объясняет ректор академии.
Меняются не только взгляды на некоторые традиции, но и технологическая подкованность современников. Учитель литературы и русского языка Ирина Михайлова рассказывает:
— Раньше вместо компьютеров во всех кабинетах стояли кинопроекторы. Школьники смотрели образовательные фильмы по предметам. На 1 Сентября это были кинокартины о взрослении и юности, которые показывали на большом экране от потолка до пола. Дети знакомились с фильмами прекрасного качества. Сейчас таких уже нет.
По воспоминаниям Ирины Михайловой, иногда после уроков 1 сентября дети «караваном» шли на кинопоказ или экскурсию. Организация подобного досуга была и остается «личной инициативой» учителей. Сейчас после торжественной части праздника школьники могут пойти в кафе вместе с учителями, добавляет Сергей Храмешин. Некоторые выезжают на природу или идут в музей.
Одна из главных особенностей современного Дня знаний состоит в следующем: каждая школа выбирает сценарий для проведения 1 Сентября самостоятельно. Теперь его празднование не так стандартизировано.
— Сегодня в разных школах День знаний отмечается по-своему. Некоторые делают это с неплохим размахом: устраивают вечеринки на природе или даже в кафе. Иногда классный руководитель посещает с детьми памятники истории, музеи, — говорит Храмешин.
Его точку зрения о самобытности 1 Сентября в каждой школе иллюстрирует рассказ Ирины Михайловой, которая преподает в Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского. По ее словам, гимназия сильна традициями. Каждый День знаний в учебном заведении проходит по особому сценарию. Вот почему ученики, преподаватели и выпускники называют эту школу «домом».
— В гимназии буквально с первого года сформировалась театральная традиция. Тогда на 1 Сентября были приглашены артисты московских театров: читались стихи, говорилось о роли образования. Уже позже мы стали проводить такие же мероприятия своими силами: актерами стали сами школьники. Эти непростые постановки всегда делались «на вырост». Также у нас есть другая традиция: старшеклассники проводят экскурсии по гимназии для младших ребят, — делится собеседница «ВМ».
Поддерживать добрые традиции школам мешает разве что пандемия. Учитель начальных классов Зоя Рабаданова из Дагестана сетует на то, что коронавирус умалил значимость праздника.
— Изменения в первую очередь связаны с пандемией. У нас 1 Сентября по-настоящему отмечать будут только первые, девятые и одиннадцатые классы. Остальные проведут День знаний «у себя в классе». Разве это праздник? В связи с пандемией дети не ощущают этот день, каким он был раньше, — признается она.
«Мы это уже знаем»: как поменялись нравы школьников
Многие традиции празднования 1 Сентября претерпели лишь незначительные изменения. Самые крупные перемены произошли в восприятии Дня знаний детьми и их родителями. Об этой метаморфозе с уверенностью говорят все собеседники «ВМ».
Современные школьники гораздо более начитаны и заранее подкованы во многих вопросах. По мнению учителя начальных классов Зои Рабадановой, в школьниках уже нет детской наивности.
— Сейчас дети более начитанные: они уже многое видели и слышали. Раньше дети ближе воспринимали обиду и боль. Сейчас они уже не так наивны. Они все время говорят: «Мы это уже знаем»; «Мы это уже читали». Раньше такого не было: у детей был другой взгляд. Они все с интересом воспринимали и внимательно слушали. Сейчас их стало сложно удивить, — подчеркивает она.
Сергей Храмешин подтверждает, что современных детей становится сложно удивить. И это очень жаль, добавляет он. Специалист считает, что подобная тенденция обусловлена легкой доступностью информации в интернете.
— В СССР сложнее было заранее увидеть, как будет проходить 1 Сентября. Сейчас такая возможность есть. Раньше это событие для каждого первоклассника было очень запоминающимся, потому что он не знал, что с ним будут делать, куда поведут. Для современных детей это уже не первое знакомство со школой, — поясняет он.
Ирина Михайлова соглашается: влияние технологий на школьников действительно ощутимо. Однако она считает, что «детская природа все же остается прежней».
— Эту детскую природу можно разбудить. Можно вызвать положительные эмоции, сформировать доброе отношение. Конечно, здесь важно и воспитание, и влияние СМИ, — убеждена она.
Минобрнауки планирует ужесточить требования к школьным олимпиадам
Учитель Зоя Рабаданова отмечает: теперь на День знаний приходят дети с новым взглядом на мир. По ее словам, учитель не является полным авторитетом для «нового» школьника. Мышлению современных детей свойственен больший скептицизм.
— Дома родители уже иначе готовят школьников. Сейчас сразу видно, из какой семьи ребенок пришел в школу. Раньше слово учителя для ученика было законом. А сейчас взгляды родителей и, как следствие, учеников меняются. Честно говоря, я бы хотела, чтобы все вернулось, чтобы было как раньше, — признается Рамаданова.
Конечно, «сформировать» уважение к себе получается далеко не у всех преподавателей, считает Сергей Храмешин. По его мнению, создание «авторитета учителя» — теперь задача для педагога, а не для общества, как это было в СССР.
— Если учитель может заинтересовать ребенка и стать его проводником в новую жизнь, тогда его авторитет утвердится. Учитель предыдущего поколения всегда будет испытывать ностальгию по временам, когда он был безусловным авторитетом в силу своего положения. Сегодня же учителю просто необходимо зарабатывать этот авторитет — бесплатно он его не достанет, — заключает Храмешин.
Собеседник «ВМ» подчеркивает: авторитет учителя не потерян — просто теперь взаимоотношения преподавателя и школьника все больше зависят от «погоды в доме».
В контексте вопроса об отношении к преподавателям Ирина Михайлова считает, что с годами изменилась «установка в обществе». По ее словам, в новой среде все чаще принято критиковать современных учителей, снимать про них сатирические фильмы, а иногда и относиться к ним как к «обслуживающему персоналу». Она подчеркивает, что эта тенденция распространяется далеко не на все учебные заведения.
— Сейчас об учителях достаточно много негатива в информационной среде. Увеличились количество требуемых отчетов и прессинг. Бывает, что энергия некоторых учителей в некоторых школах уходит совсем не на учеников — их просто некогда видеть. Вопрос в том, на что учитель сам захочет тратить эту энергию, — комментирует Ирина Михайлова.
Отношение к учителям поменялось не у школьников, а у родителей, добавляет она. Порой они воспринимают преподавателей как «обслуживающий персонал», выражая «потребительское отношение к ним».
— Здесь складывается ситуация, как у Пушкина в «Дубровском»: учитель воспринимается как «род слуги». Иногда с родителями сложнее вести беседу, чем с детьми: вторых можно переубедить. Если ты отнесся к ребенку по-человечески, проявил доброту, естественные чувства, он быстрее изменит свою точку зрения. Дети откликаются на добрые чувства, у них еще нет стереотипов, в отличие от родителей, — считает она.
Ирина Михайлова рада преподавать в школе, где уважение к учителю не забыто. В Сергиево-Посадской гимназии 1 Сентября проходит как праздник всеобщей «рефлексии» и анализа. Этот день связан с волнением и радостью, отмечает собеседница «ВМ».
— 1 Сентября для меня — очень важный день жизни. В народе его называют «праздником со слезами на глазах», потому что впереди очень сложная и насыщенная работа. Большинство учителей, которые долго работают в школе, придерживается «допетровской традиции». Для нас именно 1 Сентября — это новый год. Вся частная жизнь сопоставима со школьными событиями и временем. 1 Сентября — это начало, точка отсчета, — делится Ирина Михайлова.
Она считает, что авторитет учителя формирует его отношение к преподавательскому ремеслу. В заключение собеседница вспоминает знаменитые слова Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Пасха – «праздник лицемерия»? Школьнику-атеисту отвечает верующий школьник
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Праздник лицемерия
Я убежденный атеист, об этом знают мои родственники и давно это приняли. Но я не агрессивный, никого не убеждаю в своей правоте и ничего плохого не говорю в сторону бога, вдруг он есть).
Начиная не помню с какого момента у нас Пасха проходит по такому сценарию: мой отец подшучивает надо мной и мы идём в церковь. Родители, чтобы соблюсти традиции, я чтобы посмотреть на людей.
Каждый год есть на что посмотреть. То ли на бабок дерущихся за свечку, или на девушек делающих селфи с хэштегом ХВ, или на в край обнаглевших просителей милостыни. Но это все с утра. Дальше многие едут отдыхать с семьями, есть мясо и тусить, что очень круто.
Только вот вопрос, а что тут о боге?
Ведущий телеграм-канала «Школьник» определяет себя так: «16-летний парень, идущий к своим эгоистичным целям». Один из авторов «Фомы», 14-летний школьник Викентий Копытков, решил ответить на его пост:
Ну и вопрос ты поднял, парень! У меня в семье тоже есть такая традиция – ходить на Пасху святить яйца, куличи и вино с пасхой. Я никогда не противился, но и сильно не задумывался над этим ритуалом. Но твой «крик души» дал резонанс и в моей голове.
А если серьёзно, то у меня возникает ассоциация всего происходящего с начальной школой или даже с садиком. Сейчас объясню. Смотри, я так понимаю, ты приверженец научного объяснения всего. Ну так вот. Основная часть нашего населения вышла из недр СССР, а там не очень то приветствовали дела церковные и мы сейчас как дети, не очень умело, но идём к вере. И вот представь, ты же не дашь малышу решать задачи квантовой физики. Вспомни своё детство – яркие кубики, счётные палочки, красочные Азбуки. Всё делалось, чтобы привлечь твоё внимание. И со временем и счёт, и буквы стали для тебя привычны. И цифры становились не такими яркими, и буквы мельчали, а картинки уступали место текстам. Так вот и мы сейчас скорее всего на стадии садика. Но со временем те девицы, которые сейчас делают селфи, прочтут Библию и выучат молитвы и приведут своих детей на этот праздник более осознанно, чем мы сейчас. И кстати, ты замечаешь в множестве народу только тех, кто как-то выделяется, но в любом классе есть отличники и не очень. Так вот хорошистов ты не увидишь, потому как они-то как раз знают зачем пришли, а вот неумелых видно сразу. Но они сделали уже первый шаг и пришли в Храм.
Я в этом году тоже святил пасхальную трапезу и батюшка прихода перед тем, как окропить еду, сказал нам, что это верхушка традиции и главное не в этом, а основное — чтобы в наших сердцах зажёгся огонь веры Христовой, и если даже это не произойдёт сегодня, то главное, что мы открываемся для этого, приходя в храм.
Дорогой Школьник! Очень меня взволновал Ваш текст. Я понимаю, о чем Вы и понимаю, почему это вызывает такие чувства. Тема серьезная и заслуживает большого разговора, но я попробую кратко ответить на Ваш вопрос: что тут о Боге? О Боге тут то, что Бог, несмотря на то, как себя ведут люди, все равно с ними, все равно любит их. И радуется, и принимает всех, кто приходит на Пасху. Даже если эти люди ходят в церковь один раз в году. Вот такой у нас Бог. Как Вы справедливо заметили, вдруг Он есть.))
1 сентября – День знаний
Но предстоящие перемены в жизни учителей, школьников, а также их пап и мам, связаны не только с наступившим учебным годом, но и с целым рядом нововведений в сфере образования, инициированных российскими властями.
Часть из них напрямую касается образовательной программы. В частности, теперь финансовой грамоте начнут обучать даже первоклашек. Это не будет отдельным предметом, просто отдельные элементы будут включены в другие школьные дисциплины: математику, обществознание и т.д. В этом году финансовую грамотность внедрят только в некоторых школах, причем если родители не будут возражать. А уже со следующего года это нововведение коснется всех.
Также значительные изменения коснутся ЕГЭ. Он будет в значительной степени видоизменен. Будем надеяться, что в лучшую сторону. Среди прочего, из единого госэкзамена исключат иностранный язык.
В школах также отменяют второй иностранный язык. Правда, если руководство образовательного учреждения и родители захотят, то его могут и оставить.
Еще во всех школах России вводят торжественную церемонию поднятия государственного флага. Собственно, в ряде регионов она существовала и раньше.
Также в этом году продолжается программа «Земский учитель», стартовавшая с прошлого учебного года. Она направлена на привлечение педагогических кадров в сельские школы. Если молодой педагог готов поработать пять лет на селе, ему выплатят один миллион рублей.
Но так как молодежь уезжает в города, то и детей в сельской местности становится все меньше. Поэтому в некоторых деревнях и селах школы закрывают, а детей оттуда возят учиться в соседние населенные пункты школьными автобусами.
Возможно, именно этот процесс привел к сокращению количества школ во всероссийском масштабе. Если в 2000 году, согласно данным Росстата, в стране было около 69 тысяч школ, то к 2010 году их стало менее 51 тысячи.