1 крестовый поход завершился когда
Первый крестовый поход
Из Википедии — свободной энциклопедии
Захват Иерусалима крестоносцами 1099
Крестоносцы: 30 000 пехоты [1] Пе́рвый кресто́вый поход был организован в 1096 году решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии (Малая Азия) от наступления сельджуков. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы. Феодалы и простой народ, по земле и морю, двинулись на Восток, по пути освободив от власти сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии, и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода против мусульман, было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока. Важную роль в истории Крестовых походов сыграли духовно-рыцарские ордены. Первый крестовый поход
Всего получено оценок: 393. Всего получено оценок: 393. Кратко о первом крестовом походе 1096-1099 гг. можно сказать, что он стал началом цикла военных кампаний европейцев на Ближнем Востоке. Его участники, ставя целью освобождение Святой земли, обострили отношения между христианами и мусульманами, но одновременно способствовали возрождению международной торговли. Повод к началу первого походаВ конце XI в. на Ближнем Востоке усилилось исламское влияние. В 1071 г. христиане потерпели серьёзное поражение от мусульман на Востоке Анатолии. Гнев Папы Римского вызвала и весть из Святой земли, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются издевательствам со стороны «нехристей». Это стало поводом к «вооружённому паломничеству» в Иерусалим и освобождению Гроба Господнего. Папа Римский Урбан II на Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года не скупился на слова, ярко описывая все ужасы несчастных христиан в Палестине. Очевидно, что он всё несколько преувеличил. Фактом является то, что мусульманские правители Иерусалима взимали плату «за вход» в город. Христианским паломникам это казалось унизительным. Тем более, что в Иерусалиме действительно разрушались святые места и уничтожались памятники христианства. Положить этому конец – цель первого крестового похода. Участники походаВ военной кампании участвовали представители всех слоев населения Европы. Это были: Каждая группа имела свои причины и цели участия в крестовых походах. Правители и светские феодалы видели в них возможность обогатиться, расширить владения или получить новые, возглавить государства. Купцы и ремесленники считали, что в результате крестовых походов смогут обогатиться за счёт открытия новых торговых путей и рынков сбыта. Крестьяне, городская беднота, мелкие ремесленники стремились обрести свободу, землю или открыть дело. Католическая церковь рассматривала походы как способ распространить влияние на Восток. Ход событий1 крестовый поход завершился когда В этот день, в ходе «Первого крестового похода» был осажден Иерусалим, который был взят. Идея первого крестового похода в частности и всего крестоносного движения в целом берет своё начало в обстановке, которая сложилась в Западной Европе по окончании эпохи раннего Средневековья. После раздела империи Каролингов и обращения в христианство воинственных венгров и викингов наступила относительная стабильность. За предыдущие несколько веков в Европе границам государств не угрожала серьёзная опасность извне, войскам приходилось применять свои силы лишь в междоусобных конфликтах и усмирении крестьянских бунтов. А в Византии было жарко. Когда на престол взошёл Алексей I Комнин, различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы и захватили значительную часть территории анатолийского плато. В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта — против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения Византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев. Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I Комнин. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в битве при Манцикерте. Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии. В этой ситуации император Алексей достаточно часто пользовался помощью наёмников из Западной Европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Полководцы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наёмников в качестве ударных частей. Но их корпус нуждался в постоянных пополнениях. В 1093 или 1094 году Алексей, по-видимому, направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила главным основанием для призыва к Крестовому походу. Другим основанием могли послужить попавшие на запад слухи о зверствах, которые творились в Палестине. В этот момент Ближний Восток оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (который занимал значительную часть территории современных Ирана и Сирии) и государством Фатимидов Египта. Сельджуков поддерживали в основном мусульмане-сунниты, Фатимидов мусульмане-шииты. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Папа хотел как лучше. Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы. Во главе многочисленного и хорошо вооруженного ополчения находились Раймунд IV, граф Тулузский (он вел войска из южной Франции и к нему примкнул папский легат), Гуго де Вермандуа (брат французского короля Филиппа I), Этьен (Стефан) II, граф Блуа и Шартра, герцог Нормандии Роберт III Куртгёз, граф Фландрии Роберт II, Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, с братьями Евстахием (Эсташем) III, графом Булони, и Балдуином (Бодуэном), а также племянником Балдуином (Бодуэном) Младшим, Боэмунд Тарентский (сын Роберта Гвискара), с племянником Танкредом. Число крестоносцев, собравшихся разными путями в Константинополе, составляло несколько десятков тысяч. Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю двинулись на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии, и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока. Крестоносцы спешили. Христианские меньшинства в Палестине и Сирии защищать было некому и во время военных действий представители некоторых из них подвергались грабежам. Это и могло породить слухи в Европе о страшных зверствах, творимых мусульманами в Палестине, что делало поход еще и актом возмездия ради справедливости и милосердия. Иерусалим был осажден 7 июня. Долгое время шла подготовка к штурму. Решающий штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, однако город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия. Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки. Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город. Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский. Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота. Несмотря на обещание сохранить всем горожанам жизнь, крестоносцы вырезали всех проживающих в нем мусульман, а заодно и евреев. По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства. Эдесское графство — первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса. Княжество Антиохия — было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года. Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные: Графство Триполи — последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года. Непрекращающиеся военные конфликты с мусульманами позволили расцвести идее Священной войны против ислама. Инфа и картинки (С) разные места инета Крестовые походы в 8 пунктахКем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами 27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве вознаграждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов. 1. Основные события Крестовых походов15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали постоянную нехватку в защитниках. В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра. 2. Как походы изменили отношение к войнеЭто новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов. 3. Сколько стоило участие в походеИсторики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок. Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение. 4. От чего умирали крестоносцыПодсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли. 5. Участвовали ли в походах женщиныДа, хотя их количество сложно подсчитать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во время Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 мужчин приходилось 42 женщины. Некоторые женщины участвовали в Крестовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались относительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спасти душу, помолиться у Гроба Господня, посмотреть на мир, забыть о домашних неурядицах, а также прославиться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательницы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение крестоносцы старались соблюдать целомудрие: внебрачные связи карались, а проституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии. В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне. 6. В какие настольные игры играли крестоносцыНастольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев. Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о священной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в результате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут помешать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, королей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное разрешение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов монашеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть только в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпитальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться). 7. С кем крестоносцы воевалиС середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам. 8. Какой поход был самым необычнымИмператор Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Крестовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нарушение обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фридрихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муаззамом. Но когда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иерусалим. У мусульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом скалы» и мечетью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть населения которой была арабоговорящей, говорил сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Возвращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлученным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами. Подробная история первого крестового похода от Гео-КартографаИстория крестовых походов (видео по этому походу можно посмотреть на канале в ютуб: Гео-Картограф) Эта история начинается в конце 11 века. Рыцари-крестоносцы, которые получили своё название из-за крестов, которые они нашивали на свои одежды, начали серию военных походов на Ближний Восток. Главной целью этих походов было завоевание Святой Земли и города Иерусалим. Всего было 8 основных походов, из которых успешными можно назвать только три. Чтобы разобраться подробнее в причинах этих событий, вернёмся на 1000 лет назад. В 33 год нашей эры. В те времена, всё Средиземноморье принадлежало Римской империи, которая господствовала на просторах от Атлантического океана до Каспийского моря. На востоке империи, в провинции Иудея, в городе Иерусалим, религиозном центре иудаизма, религии еврейского народа, под руководством Понтия Пилата, проходил суд над Иисусом Христом, молодым пророком новой религии – христианства. Несмотря на все усилия, которые прилагал Понтий Пилат, чтобы спасти Иисуса от казни, народ требовал его смерти, которая была выгодна Синедриону, верховному органу иудейской религии. После казни Иисуса Христа, Иудея и город Иерусалим, стали священным местом для последователей Христа – христиан. Каждый христианин стремился совершить паломничество к Святой Земле. Несмотря на массовые гонения и запрет паломничества, последователи Иисуса Христа распространили христианство на всё пространство Римской империи. И к началу 4 века христианами уже были 10% населения империи. Первым императором, который сделал христианство господствующей религией в стране стал Константин I Великий, сам он, кстати, лишь на смертном одре отказался от язычества и крестился. А уже в 380 году христианство стало государственной религией Римской империи. Благодаря чему, число паломников к Святой Земле значительно увеличилось. Спустя 15 лет после этого, Римская империя была окончательно разделена на Западную и Восточную части. Западная часть вскоре пришла в упадок и пала под ударами варваров. А восточная часть, более известная под названием Византия, просуществовала ещё 1000 лет, и даже ненадолго смогла захватить Рим и некоторые другие земли павшей Западной Римской империи. Что было для неё смертельной ошибкой. Византия потратила на эти завоевания слишком много сил, и к началу 7 века была ослаблена войнами на западе. В 602 году началась тяжелейшая для Византии война со Второй Персидской империей, то есть с Ираном, союзником которого выступил Аварский каганат. Эта война длилась 26 лет. Её начало было крайне неудачным для Византии. Иран завоевал Сирию, Анатолию, Левант. И в 614 году, Иерусалим впервые лишился христианского контроля. Персы, придерживающейся религии зороастризм, вывезли из Иерусалима главные христианские реликвии. На севере, из-за Дуная вторглись авары, в армии которых было немало славян, и опустошили Балканы, осадив Константинополь, столицу Византии. На пятнадцатом году войны Византия потеряла Египет. Эту войну, известный отечественный учёный, Лев Николаевич Гумилёв даже назвал мировой войной 7 века, настолько ужасающими были её последствия. Несколько лет авары разоряли Балканы, и только в 623 году, Византии удалось заключить с ними мир, взамен на тяжелейшую дань, которую империя уплатила аварам. Судьба улыбнулась Византии, и ей удалось заключить союз с Западно-Тюркской империей, вместе с которой она пошла в наступление на Иран, и выдворила персов со своей территории, захватив у них некоторые земли на Кавказе и в Восточной Анатолии. Иерусалим ненадолго вернулся под христианский контроль. Эта победа далась Византии очень тяжело. Обе воевавшие империи, измученные войной, были настолько ослаблены, что не заметили, как на юге возникла новая угроза. На землях Аравийского полуострова, новым пророком Мухаммедом, были объединены арабские племена и создан Арабский халифат. Его последователи называли себя мусульманами, а свою религию – ислам. Ни Византия, ни Иран, не могли противостоять мусульманам, и те в свою очередь захватывали их бывшие провинции, одна за другой. И в 641 году мусульмане впервые захватили Иерусалим. И с тех пор, целых 4 с половиной века, Иерусалимом владели мусульмане. Арабский халифат был тогда в рассвете сил, и христиане были не в состоянии отвоевать Святую Землю. К счастью, арабы проявили огромную терпимость к христианским паломникам, продолжавшим посещать Иерусалим и после мусульманского завоевания. Империя Сасанидов была полностью захвачена арабами, а вот Византии с трудом, но удалось остановить их продвижение в горах Анатолии. Дальнейшая экспансия арабов проходила на Запад, через Северную Африку в Испанию. И только столкнувшись с государством Франков, их дальнейшее продвижение в Европу остановилось. Государство Франков в ту пору было сильнейшим в Европе, и после того, как в 751 году лангобарды отвоевали Рим у Византии, франки захватили его у лангобардов и создали Папскую область. Государство для римских пап. Успех Арабского халифата был ошеломляющим, ведь за относительно короткий временной промежуток, арабам удалось захватить территорию в 11 миллионов квадратных километров. Только уже спустя 30 лет, после достижения максимальной площади в Арабском халифате началась гражданская война, по итогам которой династия Омейядов была свергнута Аббасидами. Омейяды смогли сохранить свою власть только в Испании и Марокко, которые отделились от халифата. Вскоре отсоединился Тунис, а затем спустя 100 лет, Халифат стал бесконтрольно распадаться. Аббасиды пытались держаться за былую славу своих предков и даже временно вернули под свой контроль Египет и Левант. Только процесс было уже не остановить и к концу 10 века от огромного Халифата остались только земли в Месопотамии и Иране. На западе, наоборот, проходила консолидация и укрепление государств. В 962 году на основе Восточно-Франкского королевства была создана Священная Римская империя, которая олицетворяла единение императора Запада и Папы римского, симбиоз церкви и государства. У Папы Римского появилось больше рычагов влияния и его власть крепчала. Тем временем в Византии дела шли не очень хорошо. Из-за постоянных войн с болгарами, Византийское присутствие на Балканах ограничивалось лишь Восточной Фракией, Пелопоннесом и островами Эгейского моря. Лишь призвав на помощь Святослава Рюриковича, византийцы его руками разбили Болгарию, и вскоре ослабленная Болгария вернулась под контроль Византии. На востоке, Византия, воспользовавшись распадом Арабского халифата, вернула Армению. Казалось вроде всё хорошо, только с востока пришла новая угроза. В 1040 году турки-сельджуки захватили Иран и вскорости подчинили себе Аббасидский халифат. Византия была в опасности. А в 1072 году Иерусалим и Святая Земля попали под их контроль. После этого начались серьёзные притеснения христианских паломников в Иерусалиме. Турки-сельджуки, в отличии от арабов, отличались фанатизмом и нетерпимостью. Многие христианские святыни были разрушены. Паломничество для пилигримов стало очень опасным. Сельджуки, не остановившись на достигнутом, продолжили наступление на Византию, и им удалось то, что не получилось у арабов – захват Анатолии. И только талантливому полководцу Алексею Комни́ну, ставшему в 1081 году императором Византии, удалось преломить ход войны, и вернуть Киликию, где позже было создано Армянское княжество Киликия. Положение Византии было крайне тяжёлым. Страна лишилась большей части Анатолии, своего ключевого региона. В сложившихся условиях Византийский император Алексей I Комнин в 1094 году запросил помощи у Папы Римского. Папа Римский Урбан II, откликнулся на призыв византийского императора и в 1095 году на Клермонском соборе произнёс свою знаменитую пламенную речь, призывающую правоверных христиан отправиться в поход на ближний восток и освободить Святую Землю от владычества мусульман. Отправиться в поход было решено в августе 1096 года. Помимо Урбана II, особо отличился в проповедовании крестового похода монах-отшельник Пётр Амьенский, или как его называли в народе – Пустынник. Именно благодаря его усилиям, крестовый поход стал массовым. Не дождавшись официальной даты начала похода, Пустынник и его люди, а это по разным оценкам от 100 до 300 тысяч человек двинулись к Святой Земле. Начался первый этап первого крестового похода – Крестьянский крестовый поход. В своей массе участники этого похода были крестьянами и безземельными рыцарями, плохо вооружёнными, без лошадей, без провизии, с женщинами, детьми и стариками. Воевать такое войско не умело. Выдвинувшись из Северной Франции, крестьяне-крестоносцы добрались до Германии, где решили потренироваться перед войной с мусульманами, на местных евреях. Обвинив еврейскую диаспору в распятии Иисуса Христа, которое было более чем 1000 лет назад, и к которому тогдашние евреи не имели никакого отношения. Крестоносцы тем не менее решили им отомстить. Пустынник и его люди выреза́ли еврейское население в Священной Римской империи целыми кварталами. Эти события получили название Германский крестовый поход. Разобравшись без особого труда с евреями, крестоносцы продолжили свой путь в Иерусалим, пройдя через Венгрию и Византию, по пути грабя и мародёрствуя. До Константинополя удалось добраться примерно половине крестоносцев. Перед императором Византии – Алексеем Комнином – предстала голодная, измученная и безоружная толпа, которую сложно было назвать армией. Поговорив с предводителем крестоносцев – Пустынником, император посоветовал ему дождаться настоящих рыцарей-крестоносцев. Но, посмотрев на поведение крестьян, которые принялись мародёрствовать в Константинополе, Алексей Комнин, переправил их через Босфор в Анатолию, по сути, отдав их на растерзание сельджукам. Встав лагерем близ Цивитота, крестьяне стали разбредаться по округе, в поисках добычи. И не смотря на уговоры Пустынника, крестоносцы разделились. Одна часть, примерно 20 тысяч человек, двинулась в путь на город Никея, столицу Румского султаната, а оставшиеся, это примерно 40 тысяч человек, остались в лагере или разбрелись по округе. Пустынник потерял над ними какую-либо власть и под предлогом доставки провианта, вернулся в Константинополь, тем самым спас себе жизнь. Та часть крестоносцев, которая вышла в путь на Никею, по пути захватила крепость Ксеригордо́н. И приблизившись к Никее, разорила округу. В ответ турки послали 5 тысяч кавалеристов, чтобы навести порядок в своей стране. Увидев приближение турок, крестьяне заперлись в крепости Ксеригордон. Турки, не став штурмовать крепость, просто неделю подождали пока у крестоносцев закончится вода. И в результате те сдались. Перед крестоносцами поставили выбор, или принять ислам или умереть. Большинство выбрало второе. И первый отряд крестоносцев был уничтожен. Далее, пойдя на хитрость, турки послали в лагерь крестоносцев у Цивитота двух шпионов, с новостью что первый отряд крестоносцев взял Никею. И обрадовавшись данной вести, оставшиеся крестоносцы двинулись в путь. По пути их поджидал всё тот же пятитысячный отряд. Попав в засаду, крестьяне-крестоносцы в битве при Цивитоте, были уничтожены. Спастись удалось лишь 3 тысячам человек, которые заперлись в каком-то заброшенном замке. Турки осадили этот замок, но подоспевшие византийцы сняли осаду, и спасли этих несчастных. Таким образом, крестьянский крестовый поход с треском провалился. В августе 1096 года, как и было изначально оговорено, в крестовый поход выступили настоящие профессионалы. Рыцари-феодалы, тяжело-вооружённые кавалеристы, с осадными орудиями, с обозом и провиантом, в сопровождении своих вассалов и оруженосцев. Численность рыцарей была всего 7 тысяч человек, плюс 30 тысяч пехотинцев. Но эти люди посвятили всю свою жизнь войне и обладали значительным опытом. Рыцарское воинство было крайне неоднородно. Из Прованса выступили французские рыцари под руководством графа Раймунда Тулузского. Вместе с ним отправился в поход также представитель папы Римского – Адемар Монтейльский. Из Южной Италии выступили норманны, которые в те годы её контролировали. Их возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Трое братьев, Готфрид, Эсташ и Балдуин Бульонские, вассалы Священной Римской империи, повели за собой рыцарей Лотарингии. Из Фландрии выступили рыцари под руководством Роберта Фландрского. А рыцарей английской Нормандии возглавил Роберт Нормандский, кстати, сын Вильгельма Завоевателя. Из Парижа в поход отправились и французские рыцари, их возглавлял сын короля Франции – Гуго Вермандуа, который, кстати, приходился внуком Ярославу Мудрому. Крестоносцы двигались различными путями и в итоге все встретились в Константинополе. Где большинство из них присягнуло в верности императору Византии Алексею Комнину. Пообещав вернуть ему все земли, которые они смогу отвоевать в своём крестовом походе. Перед отправкой крестоносцев в Малую Азию, византийский император провёл им небольшой инструктаж, как бороться с сельджуками, но возглавить их отказался. В мае 1097 года, крестоносцы подошли к Никее и осадили её. Правитель Румского султаната, Кылыч-Арслан бросился на помощь городу, но был разбит рыцарями. Осада Никеи продолжалась месяц и могла бы продолжаться гораздо дольше, если бы не подоспевшее византийское войско, которое блокировало город со стороны озера Аскания. В итоге гарнизон Никеи предпочёл сдаться византийцам. Которые вошли в город в тайне от крестоносцев и не пустили их внутрь. Войско крестоносцев продолжило путь далее, и к ним присоединился византийский отряд под руководством Татикия. На их пути снова храбро встал правитель Румского султаната – Кылыч-Арслан. Ему удалось собрать войско в 8 тысяч солдат. Но он был не в силах противостоять 40 тысячной крестовой армии. И в битве при Дорилее был наголову разбит. Армия Румского султаната была разгромлена, и путь в Сирию был открыт. Дорога, однако, была не из приятных. Кылыч-Арслан после отступления, прибегнув к тактике выжженой земли, сжёг и уничтожил всё что успел. После прохода Киликийских врат, армия крестоносцев разделилась. Балдуин Бульонский отделился и вместе со своим отрядом отправился к Евфрату, где недавно освободилось из-под власти сельджуков Эдесское княжество. Там он вошёл в доверие к местному правителю Торосу Эдесскому, и тот сделал его своим наследником. При загадочных обстоятельствах Торос вскорости погибает, и Балдуин становится правителем Эдессы. Первого государства крестоносцев на ближнем востоке. К октябрю 1097 года основная армия крестоносцев подошла к Антиохии. Это был крупный и хорошо укреплённый город, который взять штурмом было практически нереально. Началась длительная осада, которая продолжалась полгода. Византийцы покинули крестоносцев во время осады, и уплыли на Кипр. Этот шаг послужил поводом, для последних считать клятву, данную византийскому императору недействительной и не возвращать ему захваченные земли. В мае 1098 года из Мосула на помощь осаждённой Антиохии во главе огромной армии вышел эмир Кербога. На пути Кербоги стояла Эдесса, где укрывался Болдуин Бульонский. Кербоге не удалось с ходу взять Эдессу, и потратив 3 недели в безуспешных попытках её захватить, Кербога решил не терять зря время и двинулся дальше к Антиохии. Зная о приближающейся армии сельджуков, крестоносцы решили, что нужно во чтобы то ни стало захватить Антиохию. Боэмунд Тарентский, пошёл на хитрость, и договорился с остальными крестоносцами, что тот, кто первый во время штурма проберётся в Антиохию, тому она и будет принадлежать. В тайне от других герцогов, Боэмунд договорился с одним из приближённых коменданта Антиохии – Фирузом, богатым армянином, чтобы тот впустил их в город во время штурма. И только благодаря Фирузу, крестоносцы смогли войти в Антиохию 2 июня 1098 года и захватили практически весь город. И уже через 4 дня к городу подошла армия сельджуков. Крестоносцы заперлись в Антиохии, и теперь уже они стали осаждёнными. Положение крестоносцев было тяжёлым. Запасы воды и провизии были на исходе. Осада продолжалась 3 недели. Один из участников похода, обнаружил в Антиохии Святое копьё, которым пронзили Иисуса Христа на кресте. Воодушевившись находкой, крестоносцы вышли из города и приняли бой с армией Кербоги. Битва была выиграна. Боэмунд Тарентский основал в Антиохии второе государство крестоносцев – Антиохийское княжество. В войну крестоносцев с сельджуками вступила третья сторона. Армия Фатимидского халифата в июне 1098 года захватила город Иерусалим у Сельджуков. Фатимиды попытались договориться с крестоносцами о разделе Палестины, и хотели оставить Иерусалим себе. Крестоносцы отказались от этого предложения и в январе 1099 года продолжили свой путь к Иерусалиму. Первый штурм Иерусалима 13 июня, закончился неудачей. 17 июня на помощь крестоносцам прибыл Гульельмо Эмбриако, генуэзский купец. Один из основателей генуэзской республики, кстати. Он пополнил запасы продовольствия крестоносцев и из древесины, снятой с его кораблей, были построены осадные машины и башни. 13 июля крестоносцы пошли на последний штурм и в течении 2 дней смогли захватить Иерусалим. Здесь, в Иерусалиме, было основано третье государство крестоносцев – Иерусалимское королевство. Его первым правителем стал Готфрид Бульонский, объявивший себя защитником гроба Господня. Фатимиды, не смирившись с потерей Иерусалима, попробовали его вернуть, они собрали армию в 20 тысяч солдат и выдвинулись против крестоносцев. Которых кстати, осталось всего 10 тысяч. Но в битве при Аскалоне крестоносцы разбили фатимидскую армию, защитив своё новое королевство. На этом первый крестовый поход считается оконченным, и большинство его участников завершив паломничество, возвратились в Европу. Защищать Святую землю остаётся только 300 рыцарей и 2000 пехотинцев. Первый крестовый поход был самым успешным, были образованы новые христианские государства на Ближнем востоке, отвоёван Иерусалим. Значительно ослаблена Сельджукская империя, которая вскорости начала распадаться. Крестоносцы, окрылённые своими победами, с энтузиазмом принялись обустраивать новообразованные государства и расширять свои владения. P.S. Если вам понравилась данная история, переходите в ютуб и смотрите видео по первому крестовому походу с озвучкой на канале: Гео-Картограф Найдены дубликатыКарты206 постов 2.8K подписчика Правила сообщества1) Например, если вы стащили кату, сделанную вручную каким-нибудь реддитором, пост выносится в ленту сразу. Политические срачи не приветствуются. День рождения 08.05.2020 Верно подмечено, стоило про это упомянуть в этом видео) Карта шикарная. В легенде забыли указать Антиохийское княжество. Плюс на карте не указали графство Триполи. Вам стоит посмотреть видео, из которого была вытащена эта карта) Карта местами неправильная. У византии не было территорий в малой азии на 1099. Это уже после 1ого крестового они под шумок у турок кое-что отвоевали
«Неподъемно» это сколько? Типа в год хлебопашец зарабатывал 5 динаров, а платил 4? Или как там? Нормандия была вместе с Англию тогда английские короли были формально вассалами французских, так как они параллельна были герцогами нормандскими, которые были вассалами короля французского. герцогство бретань и активтания (вместе с гасконью) хоть формально и числились в вассалах, но по факту были совершенно не зависимы. бретань так вообще чуть ли не до Людовика 14 дефакто была независима. будет, если получится канал развивать дальше Сокровищница для любителей залипнуть на картыОписание с сайта (переведено Google Translate):
Чтобы скачать понравившуюся вам карту, кликните на нее, а после нажмите на кнопку «Export» справа сверху над ней. P.S. Баянометр молчал, извините, если повторяюсь. Географическое деление Швеции. ЗемлиПо сути, каждая такая земля в далёком прошлом была ареалом расселения древнескандинавских племён, не имеющих государственых устройств. Позднее в ходе череды междуусобных войн и соглашений, они объединились, образовав государство Швеция. Из-за этого земли не имеют каких-либо административных функций и просто означают географические группы провинций. Земли не имеют также геральдических символов. Сегодня деление на земли имеет для Швеции культурно-историческую значимость и иногда используется для обобщения той или иной крупной части страны, например, в контексте статистики или метеорологии. Другие системы деления Швеции + Карты: Немного о крестовых походахКрестовые походы XI–XV веков стали одним из определяющих событий Cредневековья, как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Кампании крестоносцев принесли значительные последствия, где бы они ни происходили, но также подтолкнули к изменениям внутри тех государств, которые организовали их и боролись с ними. Даже когда крестовые походы закончились, их влияние продолжалось через литературу и другие культурные средства. Влияние крестовых походов в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом: – увеличение присутствия христиан в Леванте в Средние века; – разработка военных заказов; – поляризация Востока и Запада, основанная на религиозных различиях; – особое применение религиозных целей к ведению войны в Леванте, на Пиренейском полуострове и в Прибалтике; – возросший престиж пап и активизация роли католической церкви в светских делах; – ухудшение отношений между Западом и Византией привело, в конечном счете, к ее разрушению; – усиление могущества королевских домов Европы; – появление более сильной коллективной культурной идентичности в Европе; – всплеск ксенофобии и нетерпимости между христианами и мусульманами, между христианами и иудеями, еретиками и язычниками; – рост международной торговли и обмена идеями и технологиями; – повышение могущества таких итальянских государств, как Венеция, Генуя и Пиза; – использование религиозного исторического прецедента для оправдания колониализма, войны и терроризма. Ближний Восток и мусульманский мир. Непосредственным геополитическим результатом крестовых походов стало возвращение Иерусалима 15 июля 1099 года, но для того, чтобы город оставался в руках христиан, необходимо было основать в Леванте различные поселения (все вместе известные как Латинский Восток, государства крестоносцев или Утремер). Для их защиты потребуются постоянные поставки новых крестоносцев и создания военных орденов профессиональных рыцарей, таких как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры. Это вдохновило формирование рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки в Англии (основан в 1348 году), который пропагандировал преимущества крестовых походов для своих членов. Несмотря на милитаризованное присутствие на Святой Земле, продолжающуюся вербовку в Европе и растущее участие королей и императоров, оказалось невозможным удержать завоевания Первого крестового похода и потребовалось больше кампаний, чтобы вернуть такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения в 1187 году. В XII и XIII веках было восемь официальных Крестовых походов и еще несколько неофициальных, но все они закончились скорее неудачей, чем успехом. Расширение крестовых походов. Движение крестоносцев распространилось на Испанию, где в XI–XIII веках была начата так называемая реконкиста – возвращение земель Испании от мусульман. Пруссия и Прибалтика (Северные крестовые походы), Северная Африка и Польша среди многих других мест также стали местами появления крестоносных армий с XII по XV век, так как идеалы крестоносцев, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжали привлекать королей, солдат и простых людей на Западе. Крестовые походы вызвали разрыв западно-византийских отношений. Во-первых, византийцы испытывали ужас перед неуправляемыми группами воинов, сеющими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом. Это вскоре только ухудшилось, когда посыпались обвинения в том, что ни одна из сторон не пытается изо всех сил защищать интересы другой. Кульминацией ситуации стало шокирующее разграбление Константинополя в 1204 году н. э. во время Четвертого крестового похода. Завоевание мусульманских территорий в Южной Италии, Сицилии и на Пиренейском полуострове открыло доступ к новым знаниям, так называемой «Новой логике». Возникло более сильное ощущение того, что они «европейцы», что, несмотря на различия между государствами, народы Европы имеют общую идентичность и культурное наследие. Другой стороной монеты был рост ксенофобии. Религиозная нетерпимость проявлялась во многих отношениях, но наиболее жестоко – в погромах против евреев (особенно в Северной Франции и Рейнской Области в 1096–1097 годах н. э.) и жестоких нападениях на язычников, раскольников и еретиков по всей Европе. Значительно возросла торговля между Востоком и Западом. В Европу поступало больше экзотических товаров, чем когда-либо прежде, таких как: специи (особенно перец и корица), сахар, финики, фисташки, арбузы и лимоны, хлопчатобумажная ткань, персидские ковры и восточная одежда. Итальянские государства Венеция, Генуя и Пиза разбогатели, благодаря своему контролю над ближневосточными и византийскими торговыми путями, что было дополнением к деньгам, которые они зарабатывали на транспортировке армий крестоносцев. Крестовые походы, вероятно, ускорили процесс международной торговли через Средиземное море. Другие интересные работы: Школьный атлас истории СССР 1974 годаВозможно, кто-то из вас тоже учился по такому. Желаю всем приятного просмотра. На второй странице показаны все войны, которые происходили XIII веке. В основном, это были лишь оборонительные действия против монголо-татарского ига. А следующая страница, на мой взгляд, одна из самых интересных. Там вы можете увидеть рост территории нашей страны, начиная с XVI века. Зеленой линией выделены границы страны в 1914 году. На пятой странице атласа мы можем увидеть воссоединение Украины и России в XVII в. На 11 странице мы можем увидеть промышленность и сельское хозяйство СССР: добычу угля, нефти, выплавку стали, производство зерна и многое другое На 12-ой странице показана Карта мира в 1974 году. И последняя, 13 страница атласа знакомит нас с крупнейшими стройками пятилетки (1971-1975 гг.) И напоследок, оглавление. Новый Амстердам в 1660, схема КастеллоRedraft of the Castello Plan of New Amsterdam in 1660 (redrawn in 1916 by John Wolcott Adams and Isaac Newton Phelps Stokes) Карта Нового Амстердама в 1660-м году, перерисованная в 1916-м году. Новый Амстердам — первоначальное голландское название Нью-Йорка в 1626—1664 годах. Голландская колония Новый Амстердам в Америке, просуществовав всего чуть более 40-ка лет, успела вырасти из деревни поселенцев в небольшой городок. Однако, хотя в самой Голландии в это время наблюдался расцвет живописи, никто из художников не отправился в колониальную даль, чтобы запечатлеть североамериканские просторы. Поэтому о том, какой была колония, мы можем судить сегодня только по изображениям на нидерландских картах XVII века. Почитать об этом чуть больше можно тут. Ну, или на Вики Geheugen van Nederland // Memory of The Netherlands (Johannes Vingboons, ≈1650) Afbeeldinge van de Stadt Amsterdam in Nieuw Neederlandt // Picture of the City of Amsterdam in New Netherland (≈1660) Оригинал карты. Создана приблизительно в 1660-м году. Максимально доступное разрешение, к сожалению, составляет лишь 759×540, однако в статье о схеме Кастелло на Википедии есть такая же карта, но в большем разрешении и колоризированная. «Схемой Кастелло» же карта названа потому, что была найдена в 1900-м году на вилле принадлежавшей Козимо I Медичи — Villa di Castello. Также ребята из Battlemaps продают колоризированную версию карты 1916-го года. 1660 New Amsterdam atop 2013 New York Карта Нового Амстердама 1660-го года поверх финансового квартала Нью-Йорка 2013-го года. Как изменилась карта Африки во второй половине 20 векаПосмотреть данное видео можно на канале автора. Карта Африки 1950 год Карта Африки 1990 год Африка — второй по площади и численности населения континент на нашей планете. В настоящее время она разделена на 54 независимых государства. Но так было далеко не всегда. В середине 20 века, большая часть Африки была колонией Европейских государств. В 1950 году на Африканском континенте было всего 3 независимых государства. Это Египет, Либерия и Эфиопия. После Второй Мировой войны, благодаря СССР в первую очередь, был запущен процесс предоставления независимости и суверенита доминионам, подмандатным территория, колониям и протекторатам. То есть деколонизация. В Африке деколонизация длилась 40 лет. Большая часть стран освободилась в 60-е годы 20 века. В конце 1960 года по инициативе Никиты Хрущёва, в ООН была принята декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». В этой декларации были закреплены права народов на свободу и самоопределение. 1960 год был объявлен годом Африки. В этот год из под колониального гнёта освободилось аж 18 стран. Большинство колониальных стран было освобождено добровольно. За некоторыми исключениями. Так например, Алжир, чтобы добиться независимости, 8 лет воевал против Франции. Многие из африканских стран, после освобождения выбрали социалистический путь развития. От которого в дальнейшим они всё же отказались. После освобождения, за каких-то полвека в Африке случилось аж 18 полномасштабных гражданских войн и более 100 военных переворотов. В 1990 году, с освобождением Намибии процесс деколонизации был окончен. Африка стала свободной, но стала ли она счастливой? Ознакомиться с этим, а также с другими видео автора можно по данной ссылке. План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших его проспектов, 1753Над гравюрами работали: Ив. Соколов, М. Махаев, И. Валериани, Г.А. Качалов, Е.Г. Виноградов, Я. Васильев, И. Еляков, А.А. Греков, Издан Императорской Академией наук и художеств. Первый крестовый походКарта Первого крестового похода (1096-1099). Орден тамплиеров без прикрас | Часть 1Я не историк, но ее любитель. И что-то подумалось, что кому-то может быть интересно почитать про историю ордена тамплиеров в легкой форме, без излишней загрузки датами, именами и событиями и без вознесения этих рыцарей на пьедестал эпохи. В истории тамплиеров достаточно красивых и даже героических деяний, но и дерьма хватает. И это не говоря уже про один из знаменитейших заговоров в истории, положивший конец существованию ордена. Первый крестовый поход | Основание ордена госпитальеров | Гуго де Пейн, первый магистр тамплиеров | Официальное признание ордена тамплиеров Итак, все мы не раз и не два слышали про орден крестоносцев в белых плащах с красными крестами — и почти всегда в контексте всяких Святых Граалей, Плащаниц, сокровищ нации и плаваний в Америку до Колумба, а то и вовсе в связке с демонами, паранормальными явлениями, пятницей 13 и прочей хтонью. Путешествовать ко всяким святым местам всегда было модно, поскольку считалось (и, насколько мне известно, до сих пор считается), что не только ты пропитываешься святым местом, но и место — твоими молитвами и молитвами всякого приходящего. Ясное дело, что страна, в которой жил и был убит Иисус Христос, получила для христиан необычайно важное значение. Паломников в Святую землю и раньше было хоть отбавляй, но на заре второго тысячелетия их стало особенно много. В те времена бытовало мнение, что Иордан смывает любые грехи, стоит лишь ступить в него (искреннее покаяние? Можно бонусом, но необязательно), Церковь все чаще и чаще в качестве наказания слала грешников в эти весьма отдаленные места (причем возвращались они уже совершенно безвинными в глазах и церкви, и государства), а очередная ошибка в трактовке Библии привела ко мнению, что в 1000 году обязательно произойдет Второе Пришествие, так что — давай быстрей, пока не началось! Как ни смешно, ошибочное пророчество не только не отвернуло людей от путешествий в Святую землю после того, как не исполнилось, а напротив, притянуло туда еще больше народу. И вот от всех этих средневековых «туристов», в некотором роде рекламировавших своими паломничествами Святую землю, и растут ноги грядущих крестовых. Будем честны, обращались местные с «понаехавшими» не очень хорошо — и их, в общем-то, можно понять. Сей факт придал образу паломника налет благородного мученичества, флер страдальца христова, что претерпевает в своей вере. Это восприятие путешественников в Святую землю отлично сплелось с укрепившимся в Европе к 11 веку феодальным мышлением, при котором вассал считал священным долгом защищать честь и достоинство своего суверена, а также все его имущество. И поскольку главным сувереном всея всего у христиан был Иисус Христос, вот и получилось: раз неверные захватили землю, на которой он жил, проповедовал и был убит, да еще и жестоко обращаются с самыми верными его вассалами, которые проделывают столь трудный путь до Палестины — то Иисус наверняка гневается на бездействие остальных своих последователей так, как гневался бы любой суверен-человек. И у набожного европейского общества появилось вполне закономерное, подкрепленное воинственностью, которую привнесли в католицизм открекшиеся от язычества германцы и готы, желание прийти на Святую землю и насувать неверным мечей в панамку. Дело сделалось неожиданно быстро. Почва для семян священной войны была плодородная, а в 1095 году византийский император Алексей 1 Комнин, окончательно одурев постоянно гонять по редевшим своим землям турок и получать от них лещей, прислал в Италию посольство с просьбой о помощи против надоевших врагов. В ноябре того же года в городе Клермоне состоялся знаменитый собор, на котором папа Римский Урбан II прочитал пламенную речь, призывая освободить Святую землю и Гроб Господень от гнета мусульман. Начало похода было назначено на август 1096 года. . а потому живенько начал помогать всем переправляться через Босфор. Пройдя огнем и мечом по территории Палестины, но получая при этом ответных люлей, армия Первого крестового к 1099 году доползла до Иерусалима, немного потупила под его стенами и в итоге благополучно взяла город буквально за несколько жарких июльских дней. Так началась история Иерусалимского королевства. К благостному моменту великой победы над неверными в Палестине существовало уже несколько так называемых хоспитиумов — христианских приютов, в которых помогали паломникам по любым вопросам: от предоставления ночлега до финансовой помощи после ограбления. Среди этих хоспитиумов был в Иерусалиме приют святого Иоанна, и его монахи проявили во время осады города поистине христианское милосердие: они помогали всем, будь то католики, православные греки или даже мусульмане. Первые несколько лет все шло по плану: странствующие монахи бедствовали, но помогали нуждающимся в помощи и уходе и в целом следовали ценностям Нового завета. А потом Годфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового и нынче король Иерусалима, одарил монахов поместьем на территории современных Нидерландов, которое начало приносить им стабильный доход. И понеслось: решив, что это дело богоугодное и на том свете обязательно зачтется, примеру Годфрида последовали и другие именитые христиане. Тем временем, глядя на зарождающийся на их глазах новый феномен в христианском обществе, группа из девяти человек решила, что идея организовать свой орден с блэкджеком и канонами вовсе недурна, но усовершенствовать ее стоит. (Нет, на деле мотивация была, с наибольшей вероятностью, абсолютно альтруистичной; неизбалованные богатством, искренне верующие христиане действительно в ту пору часто отрекались от себя). По общепринятой версии Вильгельма Тирского где-то в 1118-1119 (доподлинно неизвестно) годах француз по имени Гуго де Пейн вместе с восемью своими соратниками решил посвятить себя защите паломников. Именно защите, а не помощи — защита подразумевала меч в руке, и раньше никому подобное в голову не приходило. И вот эти восемь человек с Гуго де Пейном во главе, выбрав покровительницей Богородицу и приняв обеты целомудрия, бедности и послушания, посвятили себя защите паломников к Храму Гроба Господня. На что король Балдуин и патриарх Иерусалимского королевства Гармунд хором сказали: Вот это отлично, богоугодная задумка Итак, как и госпитальеры, первые лет десять новоиспеченные тамплиеры (они же храмовники; название, разумеется, пошло от Храма Гроба Господня, где они или же рядом с которым они первоначально располагались) жили по всем своим заветам: соблюдали христианские каноны, защищали паломников и бедствовали. Отсюда и идет история тамплиерской печати, на которой показаны два всадника на одной лошади: ранние тамплиеры были настолько бедны, что магистр Гуго де Пейн и его соратник Годфруа Сент-Омер ездили на одном коне. Двести лет спустя, во время процесса над храмовниками, изображение на этой печати будут использовать против них. Тем временем король Балдуин II, уже третий правитель Иерусалима, вдохновился новыми борцами за веру и верующих и выписал им под обитель часть дворца. Его примеру, разумеется, последовали и другие представители знати, как и в случае с госпитальерами начав оказывать храмовникам материальную помощь. Письма были разосланы; одно из них направилось святому Бернару, аббату Клервоскому, человек крайне влиятельному и харизматичному, монаху и политику одновременно, чьи слова имели тогда в Европе невероятный вес. Аббат написал в поддержку тамплиеров очень пафосное и превозносящее их письмо (и даже не потому что один из двух посланцев в Европу являлся ему дядей, а потому что действительно верил в благородное дело тамплиеров и саму концепцию монахов-рыцарей, защищающих мирян), таким образом устроив рыцарям успешную PR-кампанию. Чуть позже сам Гуго де Пейн с частью своих людей приехал в Европу, чтобы совершить целый тур по Франции и Англии, во время которого они общались с монархами, монахами и богатыми дворянами, многие из которых стали совершать пожертвования для ордена Храма. А в январе 1129 года Гуго и остальные предстали перед синодом во французском городе Труа. На собор приехал и Бернар Клервосский. На презентацию от магистра совет отреагировал положительно, после чего утвердил орден рыцарей Храма и выдал ему устав, включавший все уже имевшиеся пункты, а также ряд теологических поправок. Также по велению папы Римского тамплиерам была дана белая мантия в качестве официальных одежд и орденский флаг. Мантия, кстати, поначалу была именно белой, без знаменитого красного креста, который появился там почти на двадцать лет позже по велению уже другого папы — как символ потенциального мученичества за веру и принципы. Флаг же, состоявший из черной и белой полосы, получил название «Босеан» (bausant, bauseant, пегая лошадь, черно-белой масти). В 1131 году Гуго де Пейн вместе с соратниками вернулись в Иерусалим с официальным уставом ордена, пополнившейся казной и свежими рекрутами.
|